ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 октября 2011 года № 817


О Концепции управления государственным долгом
Нижегородской области на период до 1 января 2025 года

(наименование в ред. постановлений Правительства области от 22.09.2017 № 684; от 25.05.2018 № 383

 - см. предыдущую редакцию)
(с изменениями на 17 декабря 2019 года)

-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 25.12.2012 № 942;
постановлением Правительства Нижегородской области от 20.01.2015 № 15;
постановлением Правительства Нижегородской области от 24.12.2015 № 869;
постановлением Правительства Нижегородской области от 06.10.2016 № 687;
постановлением Правительства Нижегородской области от 22.09.2017 № 684 ;
постановлением Правительства Нижегородской области от 25.05.2018 № 383;
постановлением Правительства Нижегородской области от 17.12.2019 № 955                                                                    
------------------------------------------------------------------------



В соответствии со статьей 4 Закона Нижегородской области от 7 сентября 2006 г. № 83-З "О государственном долге Нижегородской области", в целях осуществления эффективного управления государственным долгом Нижегородской области Правительство Нижегородской области постановляет:

( преамбула в ред. постановлением Правительства Нижегородской области от 17.12.2019 № 955 - см. предыдущую редакцию)

1. Утвердить прилагаемую Концепцию управления государственным долгом Нижегородской области на период до 1 января 2025 года. (п. 1 в ред. постановлений Правительства области от 22.09.2017 № 684; от 25.05.2018 № 383  - см. предыдущую редакцию)                             

2. Министерству финансов Нижегородской области при формировании долгосрочной бюджетной стратегии, составлении проекта среднесрочного финансового плана, проектов областного бюджета, а также в процессе исполнения областного бюджета и управления государственным долгом руководствоваться законодательством Российской Федерации и  методическими положениями, изложенными в Концепции.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области в процессе управления муниципальным долгом руководствоваться законодательством Российской Федерации и методическими положениями, изложенными в Концепции.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министерство финансов Нижегородской области. (п. 4 изложен в новой редакции постановлением Правительства области от 22.09.2017 № 684  - см. предыдущую редакцию)            

5. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.



Губернатор                                                                              В.П. Шанцев


УТВЕРЖДЕНА
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     от 12 октября 2011 года № 817


(Концепция изложена в новой редакции постановлением Правительства области от 24.12.2015 № 869;
в ред. постановлений Правительства области
от 06.10.2016 № 687; от 22.09.2017 № 684; от 25.05.2018 № 383;
от 17.12.2019 № 955 )


Концепция
управления государственным долгом
Нижегородской области
на период до 1 января 2025 года

     (далее - Концепция)

______________________________________________________________________________

В наименовании и по тексту Концепции слова "до 2020 года" заменены словами "до 2022 года"
на основании
постановления Правительства области от 22.09.2017 № 684      

______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________     

В наименовании и по тексту Концепции слова "до 2022 года" заменены словами "до 1 января 2025 года"
на основании постановления Правительства области
от 25.05.2018 № 383      

______________________________________________________________________________     

     

     1. Основные положения

1.1. Разработка настоящей Концепции проведена на основе:

1) федерального законодательства и законодательства Нижегородской области в части управления государственным долгом (далее - государственный долг, долг);

2) рекомендаций и методических материалов по управлению долгом в сфере государственных и муниципальных финансов (далее - международные рекомендации по управлению долгом), в том числе:

- методических рекомендаций по управлению государственным и муниципальным долгом для субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, подготовленных Экономической экспертной группой и международным рейтинговым агентством Fitch Ratings в рамках проекта МБРР "Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне";

- Кодекса лучшей практики в сфере управления региональными финансами и аналитического обзора международного опыта применения принципов кодекса лучшей практики, подготовленные международным рейтинговым агентством Standard & Poor's в рамках проекта МБРР "Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне";

- рекомендаций по управлению государственным долгом, подготовленных Международным валютным фондом и Всемирным банком;

3) основных направлений государственной долговой политики Российской Федерации;

4) обобщения опыта управления государственным долгом как Нижегородской области, так и других российских регионов.

1.2. Настоящая Концепция разработана в целях:

- определения основных направлений управления государственным долгом Нижегородской области на период до 1 января 2025 года;

- обеспечения последовательности и согласованности деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области по планированию потребности в долговых заимствованиях и предоставлению гарантий, соответствующей возможностям областного бюджета по обслуживанию и погашению привлеченного долга;

- придания публичности деятельности по управлению государственным долгом Нижегородской области.

1.3. Под управлением государственным долгом Нижегородской области в рамках настоящей Концепции понимается комплекс процедур, методик и мероприятий по планированию, привлечению, погашению и обслуживанию долговых обязательств.

Основной целью управления государственным долгом является обеспечение финансирования расходов областного бюджета за счет заемных источников при:

- поддержании объема долговых и условных обязательств на экономически безопасном уровне, с учетом всех возможных рисков;

- обеспечении исполнения долговых и условных обязательств в полном объеме при исполнении всех других расходных обязательств;

- обеспечении минимально возможной стоимости обслуживания прямых обязательств.

Управление государственным долгом включает три взаимосвязанных направления:

- планирование объема, сроков погашения и структуры государственного долга;

- осуществление операций с государственным долгом: заимствований, предоставления гарантий, обслуживания и погашения долга и др.;

- осуществление учета и формирование отчетности по долговым обязательствам.

Основными задачами управления государственным долгом Нижегородской области являются:

- разработка системы ограничений на долговые параметры Нижегородской области в целях удержания объема долга на экономически безопасном уровне;

- определение принципов и методов моделирования долговой политики при формировании бюджета, бюджетной стратегии;

- обеспечение принятия решения о заимствованиях с учетом потребностей областного бюджета в привлечении заемных средств и возможностями бюджета по погашению и обслуживанию долга;

- оптимизация структуры долга с целью минимизации стоимости его обслуживания;

- мониторинг консолидированного долга Нижегородской области;

- обеспечение прозрачности управления долгом Нижегородской области;

- проведение последовательной политики улучшения имиджа Нижегородской области на финансовом рынке, взаимодействие с рейтинговыми агентствами.

     2. Дополнительные определения

2.1. В рамках управленческого учета в системе управления долгом вводятся такие дополнительные понятия как:

- прямые и условные обязательства;

- долговая емкость областного бюджета;

- свободная долговая емкость областного бюджета.

2.2. Прямые долговые обязательства Нижегородской области - это совокупность всех обязательств, которые требуют выплаты процентов и основного долга должником кредитору в определенные даты в будущем.

В целях полноты определения долговой емкости бюджета в составе прямых обязательств учитываются обязательства, определенные статьей 99 Бюджетного кодекса Российской Федерации, за исключением государственных гарантий, а также обязательства организаций Нижегородской области, по которым Нижегородская область несет субсидиарную ответственность.

Под обязательствами, по которым Нижегородская область несет субсидиарную ответственность, понимаются:

- просроченная задолженность государственных казенных учреждений Нижегородской области;

- просроченная кредиторская задолженность государственных бюджетных учреждений Нижегородской области.

Также при расчете учитывается задолженность Нижегородской области, возникшая по решениям судов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Условные долговые обязательства Нижегородской области - это совокупность обязательств по таким формам соглашений и договоров, финансовая ответственность по которым может возникнуть в будущем при наступлении заранее оговоренных событий. В целях полноты определения долговой емкости областного бюджета в составе условных обязательств учитываются государственные гарантии Нижегородской области, а также обязательства организаций (за исключением учитываемых в объеме прямых обязательств), по которым в соответствии с федеральным законодательством Нижегородская область может нести ответственность по их исполнению.

2.3. Долговая емкость областного бюджета (ДЕ) - это превышение доходов областного бюджета над его текущими расходами без учета расходов на обслуживание существующих долговых обязательств.

Под текущими расходами областного бюджета понимается разность общего объема расходов и расходов капитального характера, включающих в себя:

- увеличение стоимости основных средств;

- увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале;

- субсидии муниципальным образованиям на софинансирование объектов капитального строительства;

- и другие аналогичные расходы капитального характера.

Под обслуживанием и погашением существующих прямых и условных долговых обязательств, учитываемых в расходах областного бюджета в рамках настоящей Концепции, понимаются:

- расходы на обслуживание действующих прямых долговых обязательств;

- объем ассигнований на погашение урегулированных обязательств, по которым Нижегородская область несет субсидиарную ответственность;

- объем ассигнований на возможное исполнение обязательств по государственным гарантиям и другим условным обязательствам, учитываемым в расходах бюджета.

Долговая емкость областного бюджета является прогнозной величиной и определяется в процессе бюджетного планирования при формировании областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период (на очередной финансовый год в случае формирования бюджета на 1 год), а также при его уточнении. Плановый период не может быть короче длительности среднесрочного финансового плана, а период расчета принимается равным году.

Долговая емкость определяет сумму средств, находящуюся в распоряжении областного бюджета, после исполнения текущих расходов без учета обслуживания долга. Именно данной суммой ограничивается возможный объем средств, направляемых на исполнение долговых обязательств для каждого года планового периода.

Свободная долговая емкость бюджета (СДЕ) - разница между объемом платежей по обслуживанию и погашению прямых и условных долговых обязательств и долговой емкостью бюджета.

Свободная долговая емкость определяет объем средств, находящихся в распоряжении бюджета, после исполнения текущих расходов и всех выплат по исполнению долговых обязательств.

Положительное значение свободной долговой емкости в каком-либо году показывает дополнительный объем заимствований, который можно было осуществить в предшествующие периоды времени с погашением в рассматриваемом году.

Отрицательное значение свободной долговой емкости в каком-либо году показывает объем заимствований для погашения долговых обязательств,  которое можно было провести в предыдущие периоды.

2.4. Под субъектами государственного сектора экономики Нижегородской области понимаются:

- органы государственной власти Нижегородской области;

- государственные учреждения Нижегородской области;

- государственные унитарные предприятия Нижегородской области (государственные предприятия Нижегородской области и казенные предприятия Нижегородской области);

- а также юридические лица, в уставных капиталах которых в соответствии с законодательством доля Нижегородской области превышает 25 процентов.

     3. Политика управления государственным долгом
     Нижегородской области до 1 января 2025 года


3.1. Основными рисками в сфере управления государственным долгом для Нижегородской области в долгосрочной перспективе являются:

3.1.1. Сильная зависимость российской экономики от экспортных доходов. Это может вызвать последовательный спад экономики Нижегородской области и/или резкое снижение трансфертов из федерального бюджета, что повлечет за собой уменьшение бюджетных поступлений.

В целях снижения данного риска Нижегородской областью:

- используется методологический подход, в соответствии с которым часть свободной долговой емкости не используется для распределения графика погашения новых заимствований, а остается свободной для страхования возможного снижения бюджетных поступлений;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»