ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 декабря 2014 года № 981
Об утверждении государственной программы
Нижегородской области "Обеспечение общественного
порядка и противодействие преступности
в Нижегородской области"
(наименование изложено в новой редакции постановления Правительства Нижегородской области от 25.12.2023 № 1116
- см. предыдущую редакцию)
(с изменениями на 25 декабря 2023 года)
-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 27.03.2015 № 162;
постановлением Правительства Нижегородской области от 14.05.2015 № 287;
постановлением Правительства Нижегородской области от 10.07.2015 № 444;
постановлением Правительства Нижегородской области от 01.12.2015 № 774;
постановлением Правительства Нижегородской области от 27.01.2016 № 28;
постановлением Правительства Нижегородской области от 22.04.2016 № 231;
постановлением Правительства Нижегородской области от 05.07.2016 № 430;
постановлением Правительства Нижегородской области от 28.09.2016 № 665;
постановлением Правительства Нижегородской области от 15.12.2016 № 858;
постановлением Правительства Нижегородской области от 13.01.2017 № 6;
постановлением Правительства Нижегородской области от 14.04.2017 № 219;
постановлением Правительства Нижегородской области от 27.06.2017 № 461;
постановлением Правительства Нижегородской области от 28.08.2017 № 642;
постановлением Правительства Нижегородской области от 08.12.2017 № 885;
постановлением Правительства Нижегородской области от 05.03.2018 № 148;
постановлением Правительства Нижегородской области от 06.04.2018 № 249;
постановлением Правительства Нижегородской области от 13.08.2018 № 581;
постановлением Правительства Нижегородской области от 12.11.2018 № 743;
постановлением Правительства Нижегородской области от 25.12.2018 № 898;
постановлением Правительства Нижегородской области от 29.03.2019 № 172;
постановлением Правительства Нижегородской области от 01.04.2019 № 185;
постановлением Правительства Нижегородской области от 22.05.2019 № 272;
постановлением Правительства Нижегородской области от 07.08.2019 № 553;
постановлением Правительства Нижегородской области от 06.12.2019 № 921;
постановлением Правительства Нижегородской области от 03.06.2020 № 465;
постановлением Правительства Нижегородской области от 11.08.2020 № 665;
постановлением Правительства Нижегородской области от 30.12.2020 № 1121;
постановлением Правительства Нижегородской области от 09.04.2021 № 288;
постановлением Правительства Нижегородской области от 27.07.2021 № 639;
постановлением Правительства Нижегородской области от 11.12.2021 № 1135;
постановлениями Правительства Нижегородской области от 28.02.2022 № 112; № 128;
постановлением Правительства Нижегородской области от 18.05.2022 № 359;
постановлением Правительства Нижегородской области от 11.12.2022 № 1052;
постановлением Правительства Нижегородской области от 05.06.2023 № 474;
постановлением Правительства Нижегородской области от 18.07.2023 № 641;
постановлением Правительства Нижегородской области от 04.10.2023 № 900;
постановлением Правительства Нижегородской области от 30.11.2023 № 1037;
постановлением Правительства Нижегородской области от 25.12.2023 № 1116
-----------------------------------------------------------------------
В целях активизации работы по борьбе с преступностью, профилактики правонарушений, противодействию терроризму, экстремизму, незаконной миграции и борьбе с коррупцией в Нижегородской области Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Нижегородской области "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Нижегородской области" (далее - Программа). (пункт 1 в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 25.12.2023 № 1116 - см. предыдущую редакцию)
2. пункт утратил силу постановлением Правительства Нижегородской области от 22.04.2016 № 231 - см. предыдущую редакцию
3. Министерству имущественных и земельных отношений Нижегородской области в установленном порядке внести в реестр имущества, находящегося в государственной собственности Нижегородской области, движимое и недвижимое имущество, приобретенное за счет средств областного бюджета в рамках реализации Программы.
(Пункт 3 в ред. постановлений Правительства Нижегородской области от 01.12.2015 № 774; от 13.08.2018 № 581 - см. предыдущую редакцию)
4. Рекомендовать органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области, предприятиям, учреждениям и организациям Нижегородской области принять участие в реализации Программы.
5. Признать утратившими силу:
пункт 1 постановления Правительства Нижегородской области от 27 февраля 2014 года № 128 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области";
постановление Правительства Нижегородской области от 10 апреля 2014 года № 233 "О внесении изменений в государственную программу "Обеспечение общественного порядка и противодействия преступности в Нижегородской области на 2014-2016 годы", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 20 декабря 2013 года № 978";
пункт 2 постановления Правительства Нижегородской области от 27 мая 2014 года № 354 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области";
пункт 2 постановления Правительства Нижегородской области от 28 июля 2014 года № 498 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области";
пункт 2 постановления Правительства Нижегородской области от 21 октября 2014 года № 716 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Нижегородской области";
6. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2015 года.
7. пункт утратил силу постановлением Правительства Нижегородской области от 05.03.2018 № 148 - см. предыдущую редакцию
И.о. Губернатора В.А.Иванов
(Программа изложена в новой редакции постановлением Правительства Нижегородской области от 25.12.2023 № 1116
- см. предыдущую редакцию)
Государственная программа Нижегородской области
"Обеспечение общественного порядка
и противодействие преступности
в Нижегородской области"
Стратегические приоритеты государственной программы
Нижегородской области "Обеспечение общественного
порядка и противодействие преступности
в Нижегородской области"
Обеспечение безопасности Нижегородской области (далее также - регион) является одним из основных условий для жизни и деятельности населения региона, соблюдения его прав и свобод, эффективного функционирования системы управления, экономики, сохранения на необходимом уровне параметров среды обитания, развития социальной и духовной сфер общества. Практика и накопленный за последние годы опыт реализации задач по обеспечению безопасности населения Нижегородской области свидетельствуют об эффективности применения комплексного подхода в этой работе.
Совместная целенаправленная деятельность органов исполнительной власти Нижегородской области, территориальных подразделений правоохранительных органов и федеральных органов исполнительной власти позволили обеспечить в регионе общественный порядок и не допустить обострения криминогенной обстановки за последние годы.
Анализ состояния преступности за последние шесть лет свидетельствует в целом, о стабильной и контролируемой правоохранительными органами криминальной ситуации в Нижегородской области.
Так, за 2022 год массив поставленных на учет противоправных деяний уменьшился на 2,8% (с 40530 до 39404).
Интенсивность преступности определяют уровень и коэффициент криминальной активности населения. В 2022 году их значения в расчете на сто тысяч жителей сократились до 1253,2 и 485,0 соответственно (2021 год: 1275,9 и 505,2). Они ниже среднероссийских показателей (Россия: 1351,2 и 562,7).
Количество погибших от преступных посягательств8 составило 13,3 (Россия: 14,5), получивших тяжкий вред здоровью - 22,4 (Россия: 22,4).
В структуре преступности по объекту посягательства наиболее значительную часть составляют деяния против собственности (59,2%; 23309), личности (11,7%; 4607) и связанные с незаконным оборотом наркотических средств (9,7%; 3806).
В массиве преступлений против собственности, по-прежнему, преобладают кражи (удельный вес 58,3%) и мошенничества (удельный вес 28,4%). Их абсолютное количество составило 13598 (-5,6%) и 6618 деяний (+2,3%) соответственно.
Значительное влияние на состояние оперативной обстановки оказывают преступления, совершаемые с использованием информационных технологий. Они составляют более четверти общего массива (28,0%). Их абсолютное количество возросло на 3,2% (с 10703 до 11050). Вместе с тем, уровень такой преступности (351,4) не превышает среднероссийские (358,7) и окружные показатели (377,8).
Большинство посягательств, совершенных с применением информационно-телекоммуникационных технологий, носит имущественный характер. Основная масса зарегистрированных деяний (64,2%) приходится на кражи (-22,2%; с 2427 до 1888) и мошенничества (+0,6%; с 5179 до 5208).
Противодействие уголовным правонарушениям, посягающим на чужое имущество, жизнь и здоровье граждан, приобретает исключительное значение в условиях действия санкционной политики в отношении Российской Федерации и периода проведения специальной военной операции.
Осложняют криминальную обстановку процессы, связанные с наркотизацией населения. В целом, ситуация в регионе характеризуется как "сложная".
Уровень наркодеяний в исследуемом периоде возрос и составил 121,0 преступление на сто тысяч населения (2021 г. - 102,8). Он ниже среднего значения по России (122,1). Увеличился на 16,6% количественный показатель (с 3265 до 3806), в том числе на 30,3% - связанных со сбытом (с 2178 до 2838).
Общественный порядок, как вид безопасности выступает важным элементом основы жизнедеятельности граждан. Эффективное взаимодействие органов исполнительной власти с правоохранительными органами и институтами гражданского общества способствует поддержанию правопорядка на улицах и в местах массового пребывания граждан.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 757 "О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756" во взаимодействии с правоохранительными ведомствами обеспечивается базовый уровень готовности.
Усилено присутствие сотрудников органов внутренних дел в общественных местах. Принято участие в обследовании критических и уязвимых объектов. Организована круглосуточная охрана военных комиссариатов и пунктов временного размещения беженцев из Донецкой и Луганской народных республик.
Оказано содействие в обеспечении безопасности и общественного порядка при проведении более семи тысяч (7713) мероприятий (рост в 3,3 раза; 2021 год - 2363), в которых приняли участие более двух миллионов граждан (2 млн 643,3 тыс. чел.; 2021 год - 3 млн 165,6 тыс.). Для выполнения этих задач задействовано почти 50 тыс. сотрудников органов внутренних дел (43,8 тыс.; 2021 год - 49,4 тыс.).
В результате принятых мер не допущено значимых нарушений и осложнения оперативной обстановки. На 20,7% уменьшилось число преступлений, совершенных в общественных местах, за последние пять лет (с 16965 до 13449).
Вместе с тем, в 2022 году отмечен их некоторый рост (+3,3%; с 13014 до 13449), при сокращении массива посягательств, совершенных на улицах (-9,0%; с 7802 до 7100).
Негативное влияние ряда социально-экономических факторов, таких как низкая экономическая привлекательность правоохранительной службы, сложные условия труда и высокая служебная нагрузка способствуют значительной неукомплектованности кадрового состава.
В этой связи, Правительством Нижегородской области в рамках настоящей государственной программы Нижегородской области "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Нижегородской области" (далее - Программа) принимаются меры по дальнейшему обеспечению социальной защищенности и повышению уровня реальных доходов личного состава органов внутренних дел, задействованных в охране общественного порядка.
Вместе с тем преступность является социальным явлением, порождаемым множеством различных факторов. По этой причине возможные сценарии развития криминальной ситуации в регионе в долгосрочной перспективе зависят, в первую очередь, от развития ситуации в идеологической, политической, социально-экономической сферах и не могут в полной мере регулироваться только мероприятиями, реализуемыми в рамках Программы.
Ряд приоритетов, целей и задач, относящихся к сфере обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности, определен в различных документах стратегического планирования, к основным из которых относятся следующие.
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, обеспечение государственной и общественной безопасности определяется в качестве одного из стратегических национальных приоритетов. Целями обеспечения государственной и общественной безопасности являются, в том числе, защита основных прав и свобод человека и гражданина, укрепление гражданского мира и согласия, политической и социальной стабильности в обществе, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, укрепление законности и правопорядка, искоренение коррупции, защита граждан и всех форм собственности, традиционных российских духовно-нравственных ценностей от противоправных посягательств.
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации" на период до 2030 года" определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года (далее - национальные цели). Осуществляемая в рамках Программы деятельность, направленная на обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Нижегородской области, окажет влияние на достижение таких национальных целей как сохранение населения, здоровье и благополучие людей; комфортная и безопасная среда для жизни.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. № 889 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года" определена стратегическая цель - сформировать пространство высокого уровня безопасности, способствующего сохранению и развитию человеческих ресурсов.
Программа влияет на достижение такой цели государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 345, как противодействие преступности и повышение эффективности охраны общественного порядка.
Система целеполагания Программы гармонизирована с положениями Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденного Правительством Российской Федерации 7 мая 2019 г. № 4043п-П13.
Общественная безопасность как один из стратегических национальных приоритетов определена Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400.
Исходя из целей и приоритетов государственной политики в сфере реализации Программы, содержащихся в федеральных законах, решениях Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также в документах стратегического планирования, сформулирована цель Программы - создание эффективной системы общественной безопасности и правопорядка на территории Нижегородской области.