ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2023 года № 1116
О внесении изменений в постановление Правительства
Нижегородской области от 31 декабря 2014 г. № 981
Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2014 г. № 981 "Об утверждении государственной программы "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Нижегородской области" следующие изменения:
1.1. Наименование постановления изложить в следующей редакции:
"Об утверждении государственной программы
Нижегородской области "Обеспечение общественного
порядка и противодействие преступности
в Нижегородской области".
1.2. В пункте 1 слова "государственную программу" дополнить словами "Нижегородской области".
2. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Нижегородской области", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2014 г. № 981.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 г. и подлежит официальному опубликованию.
И.о.Губернатора А.Н.Гнеушев
Изменения,
которые вносятся в государственную программу
"Обеспечение общественного порядка и противодействие
преступности в Нижегородской области", утвержденную
постановлением Правительства Нижегородской
области от 31 декабря 2014 г. № 981
Государственную программу изложить в следующей редакции:
"Государственная программа Нижегородской области
"Обеспечение общественного порядка
и противодействие преступности
в Нижегородской области"
Стратегические приоритеты государственной программы
Нижегородской области "Обеспечение общественного
порядка и противодействие преступности
в Нижегородской области"
I. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной
программы Нижегородской области "Обеспечение общественного порядка
и противодействие преступности в Нижегородской области"
Обеспечение безопасности Нижегородской области (далее также - регион) является одним из основных условий для жизни и деятельности населения региона, соблюдения его прав и свобод, эффективного функционирования системы управления, экономики, сохранения на необходимом уровне параметров среды обитания, развития социальной и духовной сфер общества. Практика и накопленный за последние годы опыт реализации задач по обеспечению безопасности населения Нижегородской области свидетельствуют об эффективности применения комплексного подхода в этой работе.
Совместная целенаправленная деятельность органов исполнительной власти Нижегородской области, территориальных подразделений правоохранительных органов и федеральных органов исполнительной власти позволили обеспечить в регионе общественный порядок и не допустить обострения криминогенной обстановки за последние годы.
Анализ состояния преступности за последние шесть лет свидетельствует в целом, о стабильной и контролируемой правоохранительными органами криминальной ситуации в Нижегородской области.
Так, за 2022 год массив поставленных на учет противоправных деяний уменьшился на 2,8% (с 40530 до 39404).
Интенсивность преступности определяют уровень и коэффициент криминальной активности населения. В 2022 году их значения в расчете на сто тысяч жителей сократились до 1253,2 и 485,0 соответственно (2021 год: 1275,9 и 505,2). Они ниже среднероссийских показателей (Россия: 1351,2 и 562,7).
Количество погибших от преступных посягательств8 составило 13,3 (Россия: 14,5), получивших тяжкий вред здоровью - 22,4 (Россия: 22,4).
В структуре преступности по объекту посягательства наиболее значительную часть составляют деяния против собственности (59,2%; 23309), личности (11,7%; 4607) и связанные с незаконным оборотом наркотических средств (9,7%; 3806).
В массиве преступлений против собственности, по-прежнему, преобладают кражи (удельный вес 58,3%) и мошенничества (удельный вес 28,4%). Их абсолютное количество составило 13598 (-5,6%) и 6618 деяний (+2,3%) соответственно.
Значительное влияние на состояние оперативной обстановки оказывают преступления, совершаемые с использованием информационных технологий. Они составляют более четверти общего массива (28,0%). Их абсолютное количество возросло на 3,2% (с 10703 до 11050). Вместе с тем, уровень такой преступности (351,4) не превышает среднероссийские (358,7) и окружные показатели (377,8).
Большинство посягательств, совершенных с применением информационно-телекоммуникационных технологий, носит имущественный характер. Основная масса зарегистрированных деяний (64,2%) приходится на кражи (-22,2%; с 2427 до 1888) и мошенничества (+0,6%; с 5179 до 5208).
Противодействие уголовным правонарушениям, посягающим на чужое имущество, жизнь и здоровье граждан, приобретает исключительное значение в условиях действия санкционной политики в отношении Российской Федерации и периода проведения специальной военной операции.
Осложняют криминальную обстановку процессы, связанные с наркотизацией населения. В целом, ситуация в регионе характеризуется как "сложная".
Уровень наркодеяний в исследуемом периоде возрос и составил 121,0 преступление на сто тысяч населения (2021 г. - 102,8). Он ниже среднего значения по России (122,1). Увеличился на 16,6% количественный показатель (с 3265 до 3806), в том числе на 30,3% - связанных со сбытом (с 2178 до 2838).
Общественный порядок, как вид безопасности выступает важным элементом основы жизнедеятельности граждан. Эффективное взаимодействие органов исполнительной власти с правоохранительными органами и институтами гражданского общества способствует поддержанию правопорядка на улицах и в местах массового пребывания граждан.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 757 "О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756" во взаимодействии с правоохранительными ведомствами обеспечивается базовый уровень готовности.
Усилено присутствие сотрудников органов внутренних дел в общественных местах. Принято участие в обследовании критических и уязвимых объектов. Организована круглосуточная охрана военных комиссариатов и пунктов временного размещения беженцев из Донецкой и Луганской народных республик.
Оказано содействие в обеспечении безопасности и общественного порядка при проведении более семи тысяч (7713) мероприятий (рост в 3,3 раза; 2021 год - 2363), в которых приняли участие более двух миллионов граждан (2 млн 643,3 тыс. чел.; 2021 год - 3 млн 165,6 тыс.). Для выполнения этих задач задействовано почти 50 тыс. сотрудников органов внутренних дел (43,8 тыс.; 2021 год - 49,4 тыс.).
В результате принятых мер не допущено значимых нарушений и осложнения оперативной обстановки. На 20,7% уменьшилось число преступлений, совершенных в общественных местах, за последние пять лет (с 16965 до 13449).
Вместе с тем, в 2022 году отмечен их некоторый рост (+3,3%; с 13014 до 13449), при сокращении массива посягательств, совершенных на улицах (-9,0%; с 7802 до 7100).
Негативное влияние ряда социально-экономических факторов, таких как низкая экономическая привлекательность правоохранительной службы, сложные условия труда и высокая служебная нагрузка способствуют значительной неукомплектованности кадрового состава.
В этой связи, Правительством Нижегородской области в рамках настоящей государственной программы Нижегородской области "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Нижегородской области" (далее - Программа) принимаются меры по дальнейшему обеспечению социальной защищенности и повышению уровня реальных доходов личного состава органов внутренних дел, задействованных в охране общественного порядка.
Вместе с тем преступность является социальным явлением, порождаемым множеством различных факторов. По этой причине возможные сценарии развития криминальной ситуации в регионе в долгосрочной перспективе зависят, в первую очередь, от развития ситуации в идеологической, политической, социально-экономической сферах и не могут в полной мере регулироваться только мероприятиями, реализуемыми в рамках Программы.
II. Описание приоритетов и целей социально-экономического развития
Нижегородской области в сфере реализации государственной программы
Нижегородской области "Обеспечение общественного порядка
и противодействие преступности в Нижегородской области"
Ряд приоритетов, целей и задач, относящихся к сфере обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности, определен в различных документах стратегического планирования, к основным из которых относятся следующие.
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, обеспечение государственной и общественной безопасности определяется в качестве одного из стратегических национальных приоритетов. Целями обеспечения государственной и общественной безопасности являются, в том числе, защита основных прав и свобод человека и гражданина, укрепление гражданского мира и согласия, политической и социальной стабильности в обществе, совершенствование механизмов взаимодействия государства и гражданского общества, укрепление законности и правопорядка, искоренение коррупции, защита граждан и всех форм собственности, традиционных российских духовно-нравственных ценностей от противоправных посягательств.
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации" на период до 2030 года" определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2030 года (далее - национальные цели). Осуществляемая в рамках Программы деятельность, направленная на обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Нижегородской области, окажет влияние на достижение таких национальных целей как сохранение населения, здоровье и благополучие людей; комфортная и безопасная среда для жизни.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. № 889 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года" определена стратегическая цель - сформировать пространство высокого уровня безопасности, способствующего сохранению и развитию человеческих ресурсов.
Программа влияет на достижение такой цели государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 345, как противодействие преступности и повышение эффективности охраны общественного порядка.
Система целеполагания Программы гармонизирована с положениями Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденного Правительством Российской Федерации 7 мая 2019 г. № 4043п-П13.
III. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями
и показателями государственных программ Российской Федерации
Общественная безопасность как один из стратегических национальных приоритетов определена Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400.
Исходя из целей и приоритетов государственной политики в сфере реализации Программы, содержащихся в федеральных законах, решениях Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также в документах стратегического планирования, сформулирована цель Программы - создание эффективной системы общественной безопасности и правопорядка на территории Нижегородской области.
IV. Задачи государственного управления и способы их эффективного
решения в сфере реализации государственной программы
Нижегородской области "Обеспечение общественного порядка
и противодействие преступности в Нижегородской области"
Достижение цели Программы обеспечивается посредством решения задач, закрепленных в комплексах процессных мероприятий, входящих в ее структуру.
Решение задачи "Совершенствование системы обеспечения оптимального применения комплекса организационных, социально-политических, информационно-пропагандистских мер по предупреждению распространения в обществе идей экстремизма и терроризма, координация разработки методической базы в области профилактики экстремизма и терроризма, развития в социальной практике норм толерантного сознания и поведения" обеспечивается надлежащей организацией межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти Нижегородской области, правоохранительных органов и органов местного самоуправления по вопросам профилактики преступлений и иных правонарушений.
Решение задачи "Организация, подготовка и размещение в СМИ материалов антиэкстремистской и антитеррористической направленности" будет способствовать формированию у населения и его отдельных групп неприятия идеологии терроризма посредством:
- дискредитации террористической идеологии, типового социального образа террориста, а также террористической деятельности лидеров и участников (сторонников) международных террористических организаций с точки зрения общепринятых норм морали, религии, истории и законов логики;
- популяризации деятельности органов власти, институтов гражданского общества по противодействию терроризму;
- формирования уважительного отношения к сотрудникам правоохранительных органов, участвующим в борьбе с терроризмом, погибшим при исполнении служебного долга, а также чувства сопричастности к трагедиям, произошедшим вследствие террористических актов;
- разъяснения ответственности за совершение преступлений террористической направленности, повышения уровня правосознания и ответственности граждан;
- продвижения тезиса о бесперспективности использования террористических методов при разрешении социальных проблем, в том числе на примере лиц, отказавшихся от участия в террористической деятельности и публично ее осудивших.
Решение задачи "Приобретение товарно-материальных ценностей в интересах правоохранительных органов и образовательных учреждений правоохранительной направленности" будет способствовать обеспечению поддержания правопорядка на улицах и других общественных местах, предупреждению и пресечению преступлений, профилактике преступности, противодействию нелегальной миграции.
Решение задачи "Предоставление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям сотрудников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в целях усиления охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на территории Нижегородской области" в сложных условиях труда и высокой служебной нагрузки, значительной неукомплектованности кадрового состава отдельных правоохранительных органов будет способствовать решению вопросов социальной защищенности и повышению уровня реальных доходов сотрудников, их ответственности по охране общественного порядка.
Решение задач "Выплата вознаграждения гражданам за добровольную сдачу незаконно хранящегося огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств" и "Выплата денежного вознаграждения гражданам за информирование полиции о лицах, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения" будут способствовать стимулированию активности граждан в борьбе с преступностью, формированию правового сознания граждан.
Решение задач "Социальная адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы на базе государственных бюджетных учреждений социального обслуживания Нижегородской области", "Содействие в трудоустройстве, профориентации и обучении, освободившимся из мест лишения свободы", "Оказание материальной, социальной, юридической, психологической и медицинской помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы" будет способствовать:
- вовлечению освобожденных граждан в общественно-полезную деятельность, приносящую им доход как источник существования (содействие в трудоустройстве);
- медицинской реабилитации (выдача медицинских полисов обязательного медицинского страхования, получение необходимой медицинской и лекарственной помощи);
- бытовому устройству (содействие в оформлении документов, оплата проезда к новому месту жительства, решение жилищных проблем, восстановления социальных связей с близкими, родственниками, семьей) и др.".
Документ получен из эталонного банка
данных правовой информации Губернатора
и Правительства Нижегородской области