"ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к государственной программе "Развитие
агропромышленного комплекса
Нижегородской области" до 2020 года
Подпрограмма
"Устойчивое развитие сельских территорий Нижегородской области
на 2014-2016 годы и на период до 2020 года"
1. Паспорт Подпрограммы
1.1. Наименование Подпрограммы | "Устойчивое развитие сельских территорий Нижегородской области на 2014-2016 годы и на период до 2020 года" (далее - Подпрограмма) |
1.2. Основание для разработки Подпрограммы | Федеральный закон от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства"; приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 357 "Об утверждении Порядка отбора региональных целевых программ устойчивого развития сельских территорий"; приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 2 октября 2013 года № 371 "О реализации федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года"; постановление Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127 "Об утверждении Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года"; постановление Правительства Нижегородской области от 18 февраля 2008 года № 41 "Об утверждении долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан на территории Нижегородской области до 2020 года" |
1.3. Государственный заказчик Подпрограммы | министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области (далее - Минсельхозпрод) (координатор) |
1.4. Основной разработчик Подпрограммы | Минсельхозпрод |
1.5. Основная цель Подпрограммы | создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности |
1.6. Основные задачи Подпрограммы | обеспечение новым жильем работников агропромышленного комплекса, а также иных категорий граждан, проживающих в сельской местности; газификация домов (квартир) сетевым газом в сельских населенных пунктах; обеспечение сельского населения качественной питьевой водой; развитие коммунальной инфраструктуры в сельской местности; обеспечение доступности общего образования сельских жителей |
1.7. Сроки и этапы реализации Подпрограммы | реализация Подпрограммы предусмотрена в период с 2014 по 2020 годы в один этап |
1.8. Исполнители основных мероприятий Подпрограммы | Минсельхозпрод; органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области (по согласованию); организации агропромышленного комплекса, крестьянские (фермерские) хозяйства Нижегородской области (по согласованию) |
1.9. Объемы и источники финансирования Подпрограммы, тыс. рублей (по годам)
Наименование государственных заказчиков | Источники финансирования | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | Всего за период реализации Подпрограммы |
1. Минсельхозпрод | Всего, в том числе: | 909747,0 | 826100,0 | 785047,0 | 863000,0 | 905800,0 | 966400,0 | 1036000,0 | 6292094,0 |
Областной бюджет, в том числе | 570000,0 | 537950,0 | 500320,0 | 520000,0 | 540000,0 | 565000,0 | 590000,0 | 3823270,0 | |
Капитальные вложения<*> | 540000,0 | 537950,0 | 500320,0 | 520000,0 | 540000,0 | 565000,0 | 590000,0 | 3793270,0 | |
НИОКР |
|
|
|
|
|
|
|
| |
Прочие расходы | 30000,0 |
|
|
|
|
|
| 30000,0 | |
Областной бюджет по ГП "Развитие +" <*> | 540000,0 | 537950,0 | 500320,0 | 520000,0 | 540000,0 | 565000,0 | 590000,0 | 3793270,0 | |
Федеральный бюджет, в том числе | 111000,0 | 111800,0 | 114600,0 | 165000,0 | 179000,0 | 202000,0 | 230000,0 | 1113400,0 | |
Капитальные вложения | 111000,0 | 111800,0 | 114600,0 | 165000,0 | 179000,0 | 202000,0 | 230000,0 | 1113400,0 | |
НИОКР |
|
|
|
|
|
|
|
| |
Прочие расходы |
|
|
|
|
|
|
|
| |
Местный бюджет, в том числе | 126747,0 | 119350,0 | 113127,0 | 98000,0 | 101800,0 | 109400,0 | 116000,0 | 784424,0 | |
Капитальные вложения | 126747,0 | 119350,0 | 113127,0 | 98000,0 | 101800,0 | 109400,0 | 116000,0 | 784424,0 | |
НИОКР |
|
|
|
|
|
|
|
| |
Прочие расходы |
|
|
|
|
|
|
|
| |
Прочие источники, в том числе<**> | 102000,0 | 57000,0 | 57000,0 | 80000,0 | 85000,0 | 90000,0 | 100000,0 | 571000,0 | |
Капитальные вложения | 57000,0 | 57000,0 | 57000,0 | 80000,0 | 85000,0 | 90000,0 | 100000,0 | 526000,0 | |
НИОКР |
|
|
|
|
|
|
|
| |
Прочие расходы | 45000,0 |
|
|
|
|
|
| 45000,0 | |
Итого по Подпрограмме | Всего, в том числе: | 909747,0 | 826100,0 | 785047,0 | 863000,0 | 905800,0 | 966400,0 | 1036000,0 | 6292094,0 |
Областной бюджет, в том числе | 570000,0 | 537950,0 | 500320,0 | 520000,0 | 540000,0 | 565000,0 | 590000,0 | 3823270,0 | |
Капитальные вложения<*> | 540000,0 | 537950,0 | 500320,0 | 520000,0 | 540000,0 | 565000,0 | 590000,0 | 3793270,0 | |
НИОКР |
|
|
|
|
|
|
|
| |
Прочие расходы | 30000,0 |
|
|
|
|
|
| 30000,0 | |
Областной бюджет по ГП "Развитие +" <*> | 540000,0 | 537950,0 | 500320,0 | 520000,0 | 540000,0 | 565000,0 | 590000,0 | 3793270,0 | |
Федеральный бюджет, в том числе | 111000,0 | 111800,0 | 114600,0 | 165000,0 | 179000,0 | 202000,0 | 230000,0 | 1113400,0 | |
Капитальные вложения | 111000,0 | 111800,0 | 114600,0 | 165000,0 | 179000,0 | 202000,0 | 230000,0 | 1113400,0 | |
НИОКР |
|
|
|
|
|
|
|
| |
Прочие расходы |
|
|
|
|
|
|
|
| |
Местный бюджет, в том числе | 126747,0 | 119350,0 | 113127,0 | 98000,0 | 101800,0 | 109400,0 | 116000,0 | 784424,0 | |
Капитальные вложения | 126747,0 | 119350,0 | 113127,0 | 98000,0 | 101800,0 | 109400,0 | 116000,0 | 784424,0 | |
НИОКР |
|
|
|
|
|
|
|
| |
Прочие расходы |
|
|
|
|
|
|
|
| |
Прочие источники, в том числе<**> | 102000,0 | 57000,0 | 57000,0 | 80000,0 | 85000,0 | 90000,0 | 100000,0 | 571000,0 | |
Капитальные вложения | 57000,0 | 57000,0 | 57000,0 | 80000,0 | 85000,0 | 90000,0 | 100000,0 | 526000,0 | |
НИОКР |
|
|
|
|
|
|
|
| |
Прочие расходы | 45000,0 |
|
|
|
|
|
| 45000,0 |
<*> Капитальные вложения финансируются в рамках государственной программы "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2014-2016 годы", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 7 октября 2013 года № 716 (далее - ГП "Развитие...").
<**> Прочие источники - это собственные средства организаций АПК, крестьянских (фермерских) хозяйств, работников АПК, иных категорий граждан, претендующих на участие в Подпрограмме, направляемые в рамках софинансирования, а также кредитные ресурсы.
1.10. Система организации контроля за исполнением Подпрограммы | Контроль за исполнением Подпрограммы осуществляет Правительство Нижегородской области |
1.11. Индикаторы достижения целей Подпрограммы | 1. Ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в 2020 году - 24,0 тыс. кв. м, в том числе молодых семей и молодых специалистов - 12,0 тыс. кв. м. 2. Уровень газификации домов (квартир) сетевым газом в сельской местности (без учета районных поселков и городов областного значения) в 2020 году 71,2%. 3. Обеспеченность сельского населения качественной питьевой водой в 2020 году 70,5%. |
2. ТЕКСТ ПОДПРОГРАММЫ
2.1. Содержание проблемы
Разработка Подпрограммы обусловлена сложившейся ситуацией, связанной с острой потребностью организаций агропромышленного комплекса Нижегородской области в квалифицированных кадрах. В настоящее время имеется тенденция к уменьшению количества сельских жителей. Молодые специалисты, получившие высшее образование в сельскохозяйственной образовательной организации высшего образования, в большинстве случаев не желают оставаться жить и работать на селе. Основными причинами являются низкий уровень заработной платы в агропромышленных организациях, неудовлетворительные жилищные условия и достаточно тяжелые условия труда в сельхозпроизводстве. Одной из серьезных причин отказа жить и работать на селе является отсутствие жилья. Низкие доходы семей, взрослые члены которых работают в организациях агропромышленного комплекса, не позволяют получить и оплачивать кредиты. Рыночные цены на жилье в ряде муниципальных образований Нижегородской области не уступают ценам на рынке жилья в областном центре. Закрепление граждан в сельской местности предусматривает наличие развитой транспортной, инженерной и социальной инфраструктур.
В настоящее время, в частности благодаря осуществлению мер государственной поддержки сельскохозяйственного производства, в Нижегородской области сложился определенный потенциал сельскохозяйственных товаропроизводителей, активно развивающих производство и готовых оказывать содействие в решении жилищных и социальных вопросов для своих работников. Однако большинству из них самостоятельное решение данных задач не под силу.
Решение обозначенной проблемы требует комплексного подхода. Правительство Нижегородской области реализует мероприятия, направленные на обеспечение жильем льготных категорий граждан. Однако указанные мероприятия не предусматривают оказания мер государственной поддержки исключительно для работников агропромышленного комплекса Нижегородской области.
Реализация мероприятий федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858, (далее - ФЦП) по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, продемонстрировала ежегодный рост желающих принять в ней участие, а значит жить и работать на селе. В соответствии с ФЦП осуществлялось выделение средств федерального и областного бюджетов на улучшение жилищных условий всех категорий граждан, проживающих в сельской местности, а также молодых семей и молодых специалистов. Однако объемы финансирования указанной ФЦП не позволяли удовлетворить всех желающих в ней участвовать. Количество граждан, претендующих на участие в ФЦП, значительно превышало число лиц, которым может быть оказана государственная поддержка по данной ФЦП.
Поскольку ФЦП предусматривала возможность улучшения жилищных условий путем приобретения жилья, большая часть ее участников выбирала именно этот способ улучшения своих жилищных условий, что не способствовало увеличению нового комфортабельного жилья в сельской местности.
Помимо обеспеченности жильем социально-экономическое развитие общества зависит от качества жизни населения, на которое влияет качество и обеспеченность услугами образования, транспортного и культурного обслуживания.
Несмотря на то, что доля муниципальных районов и городских округов Нижегородской области с высоким и средним уровнем постепенно возрастает, возможностей местных бюджетов недостаточно, чтобы самостоятельно, полноценно и быстро решить проблему по развитию сети учреждений социальной сферы, а также полноценной обеспеченностью инженерными коммуникациями.
Успешное выполнение данной задачи возможно только при консолидации усилий всех уровней власти.
Данная Подпрограмма помимо реализации мероприятий по улучшению жилищных условий в сельской местности, в том числе малоэтажного жилищного строительства и индивидуальных жилых домов для работников агропромышленного комплекса, включает в себя комплекс мероприятий по строительству и реконструкции объектов социальной и инженерной инфраструктуры.
На основании анализа уровня обеспеченности муниципальных районов и городских округов Нижегородской области объектами социальной и инженерной инфраструктуры выявлены следующие проблемы:
1) объекты социальной и инженерной инфраструктуры в ряде территорий Нижегородской области имеют высокую степень физического и морального износа;
2) более 40 муниципальных районов Нижегородской области имеют уровень обеспеченности жилищного фонда водопроводом значительно ниже среднеобластного уровня, половина территорий Нижегородской области обеспечена газом ниже, чем в среднем по Нижегородской области;
3) объекты социальной и инженерной инфраструктуры неравномерно размещены по территориям муниципальных районов, городских округов Нижегородской области и не полностью соответствуют современным требованиям.
Строительство и реконструкция объектов социальной и инженерной инфраструктуры на территории Нижегородской области будут способствовать повышению уровня обеспеченности этими объектами и значительно улучшат качество жизни сельского населения.
2.2. Цели и задачи Подпрограммы
В соответствии с Подпрограммой обозначены цель и задачи устойчивого развития сельских территорий Нижегородской области.