(с изменениями на 2 августа 2017 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2018 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года N 1544
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Реализация Федеральной целевой программы, утвержденной настоящим постановлением, досрочно прекращена с 1 января 2018 года на основании постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 года N 1243.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2014 года N 399 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.05.2014);
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 2015 года N 17 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.01.2015, N 0001201501210010);
постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2016 года N 464 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.06.2016, N 0001201606060038);
постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2017 года N 925 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.08.2017, N 0001201708110001).
____________________________________________________________________
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
федеральную целевую программу "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" (далее - Программа);
изменения, которые вносятся в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 32, ст.4549).
2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год и плановый период включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансовому обеспечению за счет средств федерального бюджета.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии региональных программ, направленных на устойчивое развитие сельских территорий, учитывать положения Программы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 мая 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2014 года N 399. - См. предыдущую редакцию)
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
Федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года"
(с изменениями на 2 августа 2017 года)
____________________________________________________________________
Реализация Федеральной целевой программы
"Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года"
досрочно прекращена с 1 января 2018 года -
постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 года N 1243
____________________________________________________________________
Наименование Программы | - | федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" |
Основания для принятия решения о разработке Программы | - | распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 года N 2136-р и от 8 ноября 2012 года N 2071-р |
Государственные заказчики Программы | - | Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное дорожное агентство |
(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 16 январяя 2015 года N 17. - См. предыдущую редакцию) | ||
Государственный заказчик - координатор Программы | - | Министерство сельского хозяйства Российской Федерации |
Основной разработчик Программы | - | Министерство сельского хозяйства Российской Федерации |
Цели и задачи Программы | - | основные цели Программы: |
содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе; | ||
(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 16 январяя 2015 года N 17. - См. предыдущую редакцию) | ||
Важнейшие целевые индикаторы и показатели | - | ввод (приобретение) 3676,1 тыс. кв. метров жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе |
(Позиция в редакции, введенной в действие с 16 мая 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2014 года N 399; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 16 январяя 2015 года N 17. - См. предыдущую редакцию) | ||
Сроки и этапы | - | 2014-2020 годы: |
Объемы и источники | - | общий объем финансирования Программы составляет 252589,6 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе: |
(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 16 январяя 2015 года N 17. - См. предыдущую редакцию) | ||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | - | решение жилищной проблемы для 11,1 процента семей, проживающих в сельской местности и нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе 20,5 процента молодых семей и молодых специалистов; |
(Позиция в редакции, введенной в действие с 16 мая 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2014 года N 399; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 16 январяя 2015 года N 17. - См. предыдущую редакцию) |
Решение задачи по повышению уровня и качества жизни населения, устойчивому развитию сельских территорий, предусмотренной Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, а также задачи по продовольственному обеспечению населения страны, предусмотренной Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года N 120, требует пересмотра места и роли сельских территорий в осуществлении стратегических социально-экономических преобразований в стране, в том числе принятия мер по созданию предпосылок для устойчивого развития сельских территорий путем:
повышения уровня комфортности условий жизнедеятельности;
повышения доступности улучшения жилищных условий для сельского населения;
повышения престижности труда в сельской местности и формирования в обществе позитивного отношения к сельскому образу жизни;
улучшения демографической ситуации;
развития в сельской местности местного самоуправления и институтов гражданского общества.
В ходе экономических преобразований в аграрной сфере сформирован и планово наращивается производственный потенциал, дальнейшее эффективное развитие которого во многом зависит от стабильности комплексного развития сельских территорий, активизации человеческого фактора экономического роста. Наращивание социально-экономического потенциала сельских территорий, придание этому процессу устойчивости и необратимости является стратегической задачей государственной аграрной политики, что закреплено в Федеральном законе "О развитии сельского хозяйства".
Федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" (далее - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2012 года N 2071-р.
Под сельскими территориями (сельской местностью) в Программе понимаются сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, а также сельские населенные пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских округов (за исключением городских округов, на территории которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации), городских поселений и внутригородских муниципальных образований г.Севастополя, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Предполагается, что перечень таких сельских населенных пунктов и рабочих поселков на территории субъекта Российской Федерации будет определяться высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 2015 года N 17. - См. предыдущую редакцию)
К понятию сельской местности, используемому в Программе, не относятся внутригородские муниципальные образования городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Задачу по наращиванию объемов сельскохозяйственного производства и обеспечению продовольственной безопасности страны, поставленную перед аграрной отраслью, предусматривается решать в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 (далее - Государственная программа).
Дальнейшее повышение роли и конкурентоспособности отечественного аграрного сектора экономики во многом зависит от улучшения качественных характеристик трудовых ресурсов в сельской местности, повышения уровня и качества жизни на селе, более полного использования имеющихся трудовых ресурсов, привлечения и закрепления высококвалифицированных кадров и в целом решения проблемы кадрового обеспечения сельскохозяйственной отрасли с учетом неблагоприятных прогнозов на ближайшие годы в отношении демографической ситуации и формирования трудоресурсного потенциала села.
Основными причинами исторически сложившейся неблагоприятной ситуации в комплексном развитии села являются остаточный принцип финансирования развития социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции (далее - автомобильные дороги), высокий уровень затратности комплексного развития сельских территорий в связи с мелкодисперсным характером сельского расселения.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 2015 года N 17. - См. предыдущую редакцию)
Интегральный эффект от негативного социально-экономического развития сельских территорий выражается в сокращении в 2010 году количества сельских населенных пунктов по сравнению с 1989 годом на 9,2 тысячи сел и деревень. Количество сельских населенных пунктов без проживающего населения увеличилось с 9,4 тысячи в 1989 году до 19,4 тысячи в 2010 году. Населенные пункты с населением до 10 человек в 2010 году составили 23,7 процента.
Сокращение и измельчение сельской поселенческой структуры приводит к обезлюдению и запустению сельских территорий, выбытию из оборота продуктивных земель сельскохозяйственного назначения, что угрожает не только продовольственной, но и геополитической безопасности России.
Одной из причин неблагоприятной ситуации в комплексном развитии села является также крайне низкий уровень комфортности проживания в сельской местности.
Материальное положение преобладающей части сельского населения не позволяет использовать систему ипотечного кредитования жилищного строительства. Уровень благоустройства сельского жилищного фонда в 2-3 раза ниже городского уровня.
Не могут быть признаны удовлетворительными и темпы обеспечения жильем граждан, молодых семей и молодых специалистов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В общеобразовательных организациях, находящихся в ветхом и аварийном состоянии, обучаются более 100 тыс. сельских учащихся.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 16 мая 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2014 года N 399. - См. предыдущую редакцию)
Медицинские учреждения территориально доступны только для 49,4 процента сельского населения, для 40 процентов они трудно доступны, для 9 процентов - недоступны.
Учреждения культурно-досугового типа доступны только для 39,6 процента сельского населения.
Низкий уровень комфортности проживания в сельской местности влияет на миграционные настроения сельского населения, особенно молодежи. Соответственно, сокращается источник расширенного воспроизводства трудоресурсного потенциала аграрной отрасли.
Для обеспечения социально-экономического развития сельских территорий и создания условий эффективного функционирования агропромышленного производства было принято решение усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, а также строительства и реконструкции автомобильных дорог.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 2015 года N 17. - См. предыдущую редакцию)
С учетом объективных особенностей развития сельских территорий и имеющегося значительного разрыва в уровне и качестве жизни на селе по сравнению с городскими территориями достижение прогресса в изменении сложившейся ситуации возможно только на условиях использования программно-целевого метода, в том числе постановки задачи, определения путей ее решения с привлечением средств государственной поддержки на федеральном уровне.
Показателем результативности использования программно-целевого метода являются позитивные изменения в комплексном развитии сельских территорий в ходе реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858 (далее - Программа социального развития села), а также подпрограммы "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года N 848, приоритетных национальных проектов "Развитие агропромышленного комплекса", "Образование", "Здоровье", Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446, которые создали определенные предпосылки для укрепления производственного и инфраструктурного потенциала сельских территорий, способствовали повышению занятости и доходов сельского населения, решению вопросов улучшения их жилищных условий и социальной среды обитания.
(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 2015 года N 17. - См. предыдущую редакцию)
Реализация Программы социального развития села осуществлялась поэтапно - I этап - 2003-2005 годы, II этап - 2006-2010 годы, III этап осуществляется с 2011 по 2013 год. Выделяемые на ее реализацию средства федерального бюджета выполняли стимулирующую роль для субъектов Российской Федерации по привлечению на развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности средств региональных и местных бюджетов и внебюджетных источников.
В 2003-2013 годах на реализацию программных мероприятий из федерального бюджета выделено 67,5 млрд. рублей. Государственная поддержка из федерального бюджета стимулировала привлечение субъектами Российской Федерации средств консолидированных бюджетов в объеме 136,6 млрд. рублей и средств внебюджетных источников в объеме 141,9 млрд. рублей.