ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 июня 2013 года № 408

О территориальной системе мониторинга и прогнозирования
чрезвычайных ситуаций природного, техногенного
и биолого-социального характера
Нижегородской области

(с изменениями на 24 июня 2021 года)

-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 11.11.2013 № 832;
постановлением Правительства Нижегородской области от 23.12.2014 № 925;
постановлением Правительства Нижегородской области от 26.08.2015 № 535;
постановлением Правительства Нижегородской области от 25.04.2016 № 237;
постановлением Правительства Нижегородской области от 27.11.2017 № 826;
постановлением Правительства Нижегородской области от 09.06.2018 № 424;
постановлением Правительства Нижегородской области от 01.03.2019 № 113;
постановлением Правительства Нижегородской области от 16.04.2020 № 311;
постановлением Правительства Нижегородской области от 16.09.2020 № 763;
постановлением Правительства Нижегородской области от 24.06.2021 № 539                                                                               
------------------------------------------------------------------------


В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. № 334 "О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 4 марта 2011 г. № 94 "Об утверждении Положения о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Законом Нижегородской области от 4 января 1996 г. № 17-З "О защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и в целях обеспечения охраны жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в результате чрезвычайных ситуаций, выявления возможных источников чрезвычайных ситуаций, а также контроля состояния природных, техногенных и биолого-социальных источников чрезвычайных ситуаций, заблаговременного прогнозирования параметров чрезвычайных ситуаций и их последствий Правительство Нижегородской области постановляет:

(преамбула изложена в новой редакции постановлением Правительства Нижегородской области от 24.06.2021 № 539 - см. предыдущую редакцию)   

1. Утвердить прилагаемое Положение о территориальной системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера Нижегородской области.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Нижегородской области от 3 марта 2006 года № 63 "О создании территориальной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера Нижегородской области";

постановление Правительства Нижегородской области от 4 июня 2008 года № 224 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 3 марта 2006 года № 63";

постановление Правительства Нижегородской области от 22 декабря 2009 года № 945 "О внесении изменений в постановление Правительства Нижегородской области от 3 марта 2006 года № 63".

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Нижегородской области Краснова Д.Г. (Пункт 3 изложен в новой редакции постановлением Правительства области от 16.04.2020 № 311 - см. предыдущую редакцию)  

4. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.



И.о. Губернатора                                                                        В.А.Иванов


     УТВЕРЖДЕНО
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     от 25 июня 2013 года № 408

(Положение в ред. постановлений Правительства области от 16.09.2020 № 763;  от 24.06.2021 № 539 )          

Положение
о территориальной системе мониторинга, лабораторного контроля
и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного
и биолого-социального характера Нижегородской области

          

    

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. № 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 4 марта 2011 г. № 94 "Об утверждении Положения о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Законом Нижегородской области от 4 января 1996 г. № 17-З "О защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".   (пункт изложен в новой редакции постановлением Правительства Нижегородской области от 24.06.2021 № 539 - см. предыдущую редакцию)   

1.2. Настоящее Положение определяет основные задачи, функции, организацию управления, состав сил и средств, режимы функционирования территориальной системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера Нижегородской области (далее - ТСМП ЧС Нижегородской области).

1.3. ТСМП ЧС Нижегородской области является составной частью функциональной подсистемы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

1.4. ТСМП ЧС Нижегородской области входит в состав территориальной подсистемы Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляющей свою деятельность на областном, местном и объектовом уровнях, и обеспечивает решение задач в области мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

1.5. В целях реализации задач и функций ТСМП ЧС Нижегородской области органы управления и силы ТСМП ЧС Нижегородской области осуществляют взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления муниципальных образований и организациями Нижегородской области согласно приложению к настоящему Положению.

    

2. Задачи ТСМП ЧС Нижегородской области

2.1. Основными задачами ТСМП ЧС Нижегородской области являются:

- организация и проведение работ по заблаговременному выявлению и прогнозированию чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера и их источников с учетом риска их возникновения;

- определение возможного характера чрезвычайных ситуаций и масштаба их развития;

- выработка рекомендаций по управлению рисками чрезвычайных ситуаций, по их предупреждению, локализации, ликвидации и смягчению негативных последствий.

    3. Функции ТСМП ЧС Нижегородской области

3.1. Основными функциями ТСМП ЧС являются:

- организация и ведение работ по мониторингу источников чрезвычайных ситуаций, лабораторному контролю и прогнозированию чрезвычайных ситуаций;

- сбор, обработка и анализ информации об источниках чрезвычайных ситуаций и показателях риска возникновения чрезвычайных ситуаций;

- осуществление мониторинга и прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций;

- проведение оперативного лабораторного контроля с целью обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья;

- координация деятельности, организационное и методическое обеспечение сети наблюдения и лабораторного контроля;

- выработка рекомендаций по управлению рисками чрезвычайных ситуаций и оценке эффективности реализации комплекса мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и снижение негативных последствий при их возникновении;

- разработка типовых сценариев возникновения и развития чрезвычайных ситуаций и оценка риска их возникновения;

- информационное обеспечение органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) прогнозными данными и рекомендациями в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- создание специализированных геоинформационных систем, банка данных по источникам чрезвычайных ситуаций и оценка риска возникновения чрезвычайных ситуаций;

- обеспечение готовности сил и средств, предназначенных для осуществления мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- методическое руководство и оперативный контроль за ходом работы по прогнозированию и мониторингу чрезвычайных ситуаций и снижению их негативных последствий.

     

4. Организация управления, силы и средства
     ТСМП ЧС Нижегородской области

4.1. Координационным органом ТСМП ЧС Нижегородской области является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Нижегородской области.

4.2. Постоянно действующим органом управления ТСМП ЧС Нижегородской области является Главное управление МЧС России  по Нижегородской области.

Главное управление МЧС России по Нижегородской области при реализации задач, стоящих перед ТСМП ЧС Нижегородской области, осуществляет взаимодействие с территориальным центром мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций государственного казенного учреждения Нижегородской области "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Нижегородской области".

4.3. Органом повседневного управления ТСМП ЧС Нижегородской области является Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Нижегородской области. (пункт в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 24.06.2021 № 539 - см. предыдущую редакцию)  

4.4. Силами и средствами ТСМП ЧС Нижегородской области являются оперативная дежурная смена Центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Нижегородской области, территориальные центры мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций государственного казенного учреждения Нижегородской области "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Нижегородской области", учреждения и организации МЧС России, уполномоченные на проведение работ в области мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций на территории Нижегородской области.  (пункт в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 24.06.2021 № 539 - см. предыдущую редакцию)  

     5. Режим функционирования ТСМП ЧС
     Нижегородской области

5.1. ТСМП ЧС Нижегородской области осуществляет деятельность в следующих режимах:

- режим повседневной деятельности;

- режим повышенной готовности;

- режим чрезвычайной ситуации.

5.2. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Нижегородской области ТСМП ЧС Нижегородской области осуществляет деятельность в режиме повседневной деятельности.

5.3. пункт утратил силу постановлением Правительства области от 16.09.2020 № 763 - см. предыдущую редакцию

5.4. пункт утратил силу постановлением Правительства области от 16.09.2020 № 763 - см. предыдущую редакцию

5.5. Перевод ТСМП ЧС Нижегородской области в режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации осуществляется в соответствии с Положением о территориальной подсистеме Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 5 апреля 2019 г. № 201. (п.5.5 изложен в новой редакции постановлением Правительства области от 16.09.2020 № 763 - см. предыдущую редакцию)

    

6. Деятельность ТСМП ЧС Нижегородской области
     в различных режимах функционирования

    

6.1. Функционирование в режиме повседневной деятельности включает:

- нормативное и методическое обеспечение деятельности ТСМП ЧС Нижегородской области;

- сбор, обработку и обмен в установленном порядке информацией в области мониторинга;

- прогноз, предупреждение, предотвращение и управление рисками чрезвычайных ситуаций и кризисных явлений;

- подготовку и доведение прогнозной информации (оперативного, ежедневного, недельного, ежемесячного, сезонного и годового прогнозов) о возможных чрезвычайных ситуациях и их негативных последствий с учетом риска их возникновения, а также  соответствующих рекомендаций до координационных органов и органов управления РСЧС в целях своевременного принятия управленческих решений, обеспечивающих минимизацию риска гибели людей и снижение ущерба от чрезвычайных ситуаций;

- осуществление мониторинга и прогнозирования последствий чрезвычайных ситуаций;

- сбор, обработку и анализ информации об источниках чрезвычайных ситуаций и показателях риска возникновения чрезвычайных ситуаций, формирование банков данных;

- разработку типовых сценариев возникновения и развития чрезвычайных ситуаций и оценку риска их возникновения;

- выработку рекомендаций по управлению рисками чрезвычайных ситуаций и оценки эффективности реализации комплекса мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и снижение негативных последствий при их возникновении;

- обеспечение готовности сил и средств, предназначенных для осуществления мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

- участие в выполнении целевых и научно-технических программ по совершенствованию системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

- осуществление лабораторного контроля за химической, радиационной и биолого-социальной обстановкой на территории Нижегородской области в местах, где прогнозируется возникновение или возникла чрезвычайная ситуация;

- проведение оперативных радиометрических, радиохимических, химических, микробиологических, токсикологических и других анализов объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья;

- участие в проведении научно-технических экспертиз методов и средств проведения лабораторных исследований по определению загрязнения (заражения) объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья;

- ведение и актуализация баз данных о чрезвычайных ситуациях.

6.2. Функционирование в режиме повышенной готовности включает:

- усиление контроля за состоянием окружающей среды и источниками чрезвычайных ситуаций в зоне, где прогнозируется возникновение чрезвычайных ситуаций;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»