ПРИКАЗ
от 4 марта 2011 года N 94
(с изменениями на 26 декабря 2019 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 20 февраля 2024 года на основании
приказа МЧС России от 31 октября 2023 года N 1115
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом МЧС России от 26 декабря 2019 года N 784 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.04.2020, N 0001202004010003).
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст.121; 2005, N 23, ст.2269; 2006, N 41, ст.4256; 2008, N 47, ст.5481; 2009, N 12, ст.1429; N 29, ст.3688; 2010, N 37, ст.4675; N 38, ст.4825)
приказываю:
Утвердить прилагаемое Положение о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Министр
С.К.Шойгу
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
5 апреля 2011 года,
регистрационный N 20424
Положение о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(с изменениями на 26 декабря 2019 года)
1.1. Положение о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций разработано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и определяет основные задачи, функции, организацию управления, состав сил и средств, а также деятельность функциональной подсистемы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - функциональная подсистема СМП ЧС).
1.2. Деятельность функциональной подсистемы СМП ЧС осуществляется на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях и объединяет органы управления, силы и средства федерального, межрегионального и регионального уровней МЧС России.
2.1. Основными задачами функциональной подсистемы СМП ЧС являются:
организация и проведение работ по заблаговременному выявлению и прогнозированию чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и их источников с учетом риска их возникновения;
определение возможного характера чрезвычайных ситуаций и масштаба их развития;
выработка рекомендаций по управлению рисками чрезвычайных ситуаций, по их предупреждению, локализации, ликвидации и смягчению негативных последствий.
3.1. Основными функциями функциональной подсистемы СМП ЧС являются:
организация и ведение работ по мониторингу источников чрезвычайных ситуаций, лабораторному контролю и прогнозированию чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка и анализ информации об источниках чрезвычайных ситуаций и показателях риска возникновения чрезвычайных ситуаций;
осуществление мониторинга и прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций;
проведение оперативного лабораторного контроля с целью обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья;
координация деятельности, организационное и методическое обеспечение сети наблюдения и лабораторного контроля;
выработка рекомендаций по управлению рисками чрезвычайных ситуаций и оценки эффективности реализации комплекса мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и снижение негативных последствий при их возникновении;
разработка типовых сценариев возникновения и развития чрезвычайных ситуаций и оценка риска их возникновения;
информационное обеспечение органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) прогнозными данными и рекомендациями в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
создание специализированных геоинформационных систем, банка данных по источникам чрезвычайных ситуаций и оценка риска возникновения чрезвычайных ситуаций;
обеспечение готовности сил и средств, предназначенных для осуществления мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
методическое руководство и оперативный контроль за ходом работ по прогнозированию и мониторингу чрезвычайных ситуаций и снижению их негативных последствий.
4.1. На каждом уровне функциональной подсистемы СМП ЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, а также резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
4.2. Координационными органами функциональной подсистемы СМП ЧС являются:
на федеральном и межрегиональном уровнях - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 апреля 2020 года приказом МЧС России от 26 декабря 2019 года N 784. - См. предыдущую редакцию)
абзац исключен с 12 апреля 2020 года - приказ МЧС России от 26 декабря 2019 года N 784 - см. предыдущую редакцию;
на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 апреля 2020 года приказом МЧС России от 26 декабря 2019 года N 784. - См. предыдущую редакцию)
4.3. Постоянно действующими органами управления функциональной подсистемы СМП ЧС являются:
на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
на межрегиональном уровне - главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации, дислоцированные в субъектах Российской Федерации, в которых расположен центр соответствующего федерального округа;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 апреля 2020 года приказом МЧС России от 26 декабря 2019 года N 784. - См. предыдущую редакцию)
на региональном уровне - главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации.
4.4. Органами повседневного управления функциональной подсистемы СМП ЧС являются:
на федеральном уровне - Национальный центр управления в кризисных ситуациях;
на межрегиональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, дислоцированных в субъектах Российской Федерации, в которых расположены центры соответствующих федеральных округов;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 апреля 2020 года приказом МЧС России от 26 декабря 2019 года N 784. - См. предыдущую редакцию)
на региональном уровне - центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 апреля 2020 года приказом МЧС России от 26 декабря 2019 года N 784. - См. предыдущую редакцию)
4.5. Силами и средствами функциональной подсистемы СМП ЧС являются: на федеральном уровне - осуществляющие методическое сопровождение в части, касающейся управления рисками чрезвычайных ситуаций, федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (федеральный центр науки и высоких технологий), учреждения и организации МЧС России, уполномоченные на проведение работ в области мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
на региональном уровне - подразделения главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 12 апреля 2020 года приказом МЧС России от 26 декабря 2019 года N 784. - См. предыдущую редакцию)
5.1. Функциональная подсистема СМП ЧС осуществляет деятельность в следующих режимах:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 апреля 2020 года приказом МЧС России от 26 декабря 2019 года N 784. - См. предыдущую редакцию)
режим повседневной деятельности;
режим повышенной готовности;
режим чрезвычайной ситуации.
5.2. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации функциональная подсистема СМП ЧС на всех уровнях осуществляет деятельность в режиме повседневной деятельности.
5.3. Пункт утратил силу с 12 апреля 2020 года - приказ МЧС России от 26 декабря 2019 года N 784. - См. предыдущую редакцию.
5.4. Пункт утратил силу с 12 апреля 2020 года - приказ МЧС России от 26 декабря 2019 года N 784. - См. предыдущую редакцию.
5.5. Пункт утратил силу с 12 апреля 2020 года - приказ МЧС России от 26 декабря 2019 года N 784. - См. предыдущую редакцию.
5.6. Пункт утратил силу с 12 апреля 2020 года - приказ МЧС России от 26 декабря 2019 года N 784. - См. предыдущую редакцию.
5.7. Пункт утратил силу с 12 апреля 2020 года - приказ МЧС России от 26 декабря 2019 года N 784. - См. предыдущую редакцию.
5.8. Пункт утратил силу с 12 апреля 2020 года - приказ МЧС России от 26 декабря 2019 года N 784. - См. предыдущую редакцию.
5.9. Перевод функциональной подсистемы СМП ЧС в режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации осуществляется в соответствии с Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 12 апреля 2020 года приказом МЧС России от 26 декабря 2019 года N 784. - См. предыдущую редакцию)
6.1. Функционирование в режиме повседневной деятельности включает:
нормативное и методическое обеспечение деятельности функциональной подсистемы СМП ЧС;
сбор, обработку и обмен в установленном порядке информацией в области мониторинга;
прогноз, предупреждение, предотвращение и управление рисками чрезвычайных ситуаций и кризисных явлений;
защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной безопасности;
подготовку и доведение прогнозной информации (оперативного, ежедневного, недельного, ежемесячного, сезонного и годового прогнозов) о возможных чрезвычайных ситуациях и их последствиях с учетом риска их возникновения и соответствующих рекомендаций до координационных органов и органов управления РСЧС в целях своевременного принятия управленческих решений, обеспечивающих минимизацию риска гибели людей и снижение ущерба от чрезвычайных ситуаций;
осуществление мониторинга и прогнозирование последствий чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработку и анализ информации об источниках чрезвычайных ситуаций и показателях риска возникновения чрезвычайных ситуаций, формирование банков данных;
разработку типовых сценариев возникновения и развития чрезвычайных ситуаций и оценку риска их возникновения;
выработку рекомендаций по управлению рисками чрезвычайных ситуаций и оценку эффективности реализации комплекса мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и снижение негативных последствий при их возникновении;
обеспечение готовности сил и средств, предназначенных для осуществления мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;