Недействующий

    

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июля 2010 года N 199-пр


О краевой целевой программе "Повышение устойчивости жилых
домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в
сейсмических районах Хабаровского края на 2011-2015 годы"*

(с изменениями на 30 сентября 2013 года)

__________________________
Утратило силу на основании
Постановления Правительства Хабаровского края
от 16 сентября 2015 года N 300-пр

__________________________


________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Постановлением Правительства Хабаровского края от 28 июня 2013 года N 175-пр

Постановлением Правительства Хабаровского края от 30 сентября 2013 года N 303-пр

________________________________

______________________

*Наименование изменено Постановлением Правительства Хабаровского края от 28 июня 2013 года N 175-пр - см. предыдущую редакцию.     


В соответствии со статьей 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьями 6 и 16 Закона Хабаровского края от 01 марта 1996 г. N 7 "О защите населения и территории Хабаровского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в целях организации работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, вызванных землетрясениями, а также ситуаций, которые могут привести к нарушению функционирования систем жизнеобеспечения населения, Правительство края

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую краевую целевую программу "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Хабаровского края на 2011-2015 годы".(Пункт изменен Постановлением Правительства Хабаровского края от 28 июня 2013 года N 175-пр - см. предыдущую редакцию).

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства края по вопросам строительства и топливно-энергетического комплекса Оноприенко Ю.И.

Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И. Шпорт

     

     
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Хабаровского края
от 30 июля 2010 года N 199-пр

(в редакции
Постановления Правительства Хабаровского края
от 28 июня 2013 года N 175-пр

- см. предыдущую редакцию,

Постановления Правительства Хабаровского края
от 30 сентября 2013 года N 303-пр

- см. предыдущую редакцию)


КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов
и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Хабаровского края
на 2011-2015 годы"


ПАСПОРТ
краевой целевой программы "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов
и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Хабаровского края на 2011-2015 годы"


Наименование краевой целевой программы

- краевая целевая программа "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Хабаровского края на 2011-2015 годы" (далее также - Программа)

Ответственный исполнитель Программы

- министерство строительства Хабаровского края (далее также - край)

Соисполнители, участники Программы

- министерство жилищно-коммунального хозяйства края;

министерство здравоохранения края;

министерство культуры края;

министерство образования и науки края;

министерство социальной защиты населения края;

управление гражданской защиты Правительства края;

органы местного самоуправления края (по согласованию)

Цели Программы

- создание условий для устойчивого функционирования жилищного фонда, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах края;

достижение приемлемого уровня сейсмической безопасности на территориях сейсмических районов края;

уменьшение возможного экономического и экологического ущерба от сейсмических воздействий

Задачи Программы

- проведение работ по уточнению сейсмичности территории, детальному сейсмическому районированию и сейсмическому микрорайонированию городов и населенных пунктов края;

сейсмоусиление существующих жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения;

строительство новых сейсмостойких объектов взамен тех объектов, сейсмоусиление или реконструкция которых экономически нецелесообразны

Мероприятия Программы

- содействие расширению сети сейсмических станций в потенциально опасных в сейсмическом отношении районах края;

организация проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);

инженерно-сейсмическое обследование и паспортизация жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения, подготовка проектной документации по их сейсмоусилению;

сейсмоусиление существующих жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения и (или) строительство новых сейсмостойких объектов взамен тех объектов, сейсмоусиление или реконструкция которых экономически нецелесообразны

Показатели (индикаторы) Программы

- размер предотвращенного ущерба от возможного разрушения жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в результате землетрясений;

снижение уровня риска возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие разрушительных землетрясений;

общая площадь зданий и сооружений, по которым будет ликвидирован дефицит сейсмостойкости

Этапы и сроки реализации Программы

- Программа реализуется в один этап в течение 2011-2015 годов

Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета и внебюджетных средств на реализацию целей Программы

- объем финансирования Программы за счет средств краевого бюджета (в ценах соответствующих лет) составляет 1 206,665 млн. рублей,

в том числе:

2011 год - 214,500 млн. рублей,

2012 год - 188,300 млн. рублей,

2013 год - 278,235 млн. рублей,

2014 год - 216,290 млн. рублей,

2015 год - 309,340 млн. рублей;

прогнозируемый объем финансирования за счет средств федерального бюджета составляет 1 757,150 млн. рублей,

в том числе:

2013 год - 533,360 млн. рублей,

2014 год - 503,580 млн. рублей,

2015 год - 720,210 млн. рублей;

прогнозируемый объем финансирования за счет внебюджетных средств составляет 60,700 млн. рублей,

в том числе:

2013 год - 0,000 млн. рублей,

2014 год - 25,020 млн. рублей,

2015 год - 35,680 млн. рублей

Конечные результаты выполнения Программы

- увеличится количество сейсмических станций в потенциально опасных в сейсмическом отношении районах края;

размер предотвращенного ущерба от возможного разрушения жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в результате землетрясений составит 30,24 млрд. рублей;

снижение уровня риска возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие разрушительных землетрясений составит 13,6 процента;

общая площадь зданий и сооружений, по которым ликвидирован дефицит сейсмостойкости, составит 132,68 тыс. кв. метров



1. Характеристика текущего состояния сферы реализации Программы

Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения (объекты тепло-, энерго- и водоснабжения, водоотведения и др.), а также минимизация потерь от землетрясений в районах края с высоким уровнем сейсмических рисков являются важными факторами устойчивого социально-экономического развития края.

В соответствии с современными картами общего сейсмического районирования территории Российской Федерации (ОСР-97) уровень сейсмического риска на территории края значительно повысился в сравнении с прежними расчетными величинами.

С учетом новых карт практически вся территория края при определенных условиях может быть отнесена к территориям с сейсмичностью 7 баллов, а некоторые районы - к территориям с сейсмичностью 8 - 9 баллов.

Долгосрочный прогноз сейсмической опасности (вероятностный прогноз землетрясений) осуществляется по карте ОСР-97-А (период повторяемости сотрясений 500 лет). По этой карте к сейсмоопасным районам края, характеризующимся сейсмической интенсивностью сотрясений 7 и более баллов по макросейсмической шкале MSK-64, относится три четверти территории края. На территории края с сейсмичностью 7 баллов находятся более 70 населенных пунктов в Аяно-Майском, Ванинском, Верхнебуреинском, Комсомольском, имени Лазо, имени Полины Осипенко, Охотском, Солнечном, Тугуро-Чумиканском, Ульчском муниципальных районах.

На территориях края с сейсмичностью 8 баллов находятся населенные пункты: с. Большие Санники, с. Власьево, с. Датта, пос. Де-Кастри, с. Константиновка, с. Красное, рп. Лазарев, рп. Лососина, с. Нигирь, пос. Нижнее Пронге, г. Николаевск-на-Амуре, пос. Озерпах, с. Оремиф, пос. Пуир, г. Советская Гавань, с. Согда, рп. Тырма.

Особо неблагоприятным представляется тот факт, что до 2000 года большая часть территорий обжитых районов края относилась по сейсмическому районированию к сейсмически безопасным (5-, 6-балльным) зонам.

В связи с этим практически на всей территории края строительство велось в расчете на 6 баллов, соответственно, большинство зданий и сооружений не рассчитано на сейсмические события в 7 и более баллов.

К тому же большая часть существующего жилищного фонда была возведена 20 - 50 лет назад и имеет значительный износ.

По предварительным данным, в крае дефицит сейсмостойкости (от одного до трех баллов) имеют жилые дома общей площадью 1 580 тыс. кв. метров (499 объектов), 48 объектов социально-культурного назначения общей площадью 93,8 тыс. кв. метров, а также 6 объектов жизнеобеспечения общей площадью 4,4 тыс. кв. метров.

Существенное увеличение площадей территорий повышенной сейсмической опасности по сравнению с прежними представлениями, принципиально новый дифференцированный подход к оценке сейсмической опасности, а также сохраняющаяся неопределенность из-за недостатка сейсмических сведений являются весомыми аргументами необходимости проведения работ по уточнению сейсмичности на территории края, детальному объектному и сейсмическому микрорайонированию в целях использования полученных данных для проведения мероприятий по повышению сейсмической безопасности и защиты объектов различного назначения на территории края.

Сейсмичность края изучена слабо, что связано с рядом причин, основными из которых являются сравнительно недавнее освоение этой территории России и недостаточное техническое оснащение сейсмологических наблюдений на территории региона. Тем не менее, накопленные к настоящему времени данные позволяют дать общую сейсмологическую характеристику территории края.

За последние 30 лет сейсмичность материковой части юга Дальнего Востока существенно возросла. В период 2001-2007 годов на территории Приамурья и Приморья ежегодно зарегистрировано 400 - 500 землетрясений с балльностью более двух.

Сейсмологический мониторинг территории России осуществляется Геофизической службой Российской академии наук. На территории края сейсмостанции расположены в городах Хабаровске, Николаевске-на-Амуре, в поселках Горный, Ванино, Охотск, Чегдомын. Данная сеть из шести сейсмостанций не позволяет фиксировать по всей территории края слабые землетрясения, по которым можно прогнозировать увеличение сейсмоактивности. По этой же причине на территории края возможен пропуск землетрясений, которые могут вызвать сотрясения интенсивностью около 5 баллов.

Карты общего сейсмического районирования территории Российской Федерации (ОСР-97) дают долгосрочный прогноз сейсмической опасности на новой методологической основе с учетом современных научных достижений. Методика краткосрочного прогноза землетрясений отсутствует.

В этой связи в качестве приоритетных направлений в области обеспечения сейсмической безопасности в ближайшей и среднесрочной перспективе следует рассматривать:

- минимизацию как людских (погибшие и пострадавшие граждане), так и материальных (ущерб, наносимый зданиям и сооружениям) потерь, понесенных вследствие разрушительных землетрясений;

- создание необходимых условий для бесперебойного функционирования основных объектов и систем жизнеобеспечения во время сейсмических событий и ликвидации их последствий.

Значительная часть территории края по сравнению с прежними представлениями характеризуется повышенным уровнем сейсмического риска. Развитие опасных геологических процессов природного и природно-техногенного характера усугубляет возможные разрушительные последствия землетрясений. Все это определяет необходимость обеспечения на территории края сейсмической безопасности населения и устойчивости материально-технических объектов в пределах показателей приемлемого риска.

Требуемый уровень сейсмической безопасности не может быть обеспечен только в рамках основной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления края и собственников различных объектов и сооружений. Характер проблемы требует наличия долговременной стратегии и применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики и институтов общества.

Проблема обеспечения сейсмической безопасности населения на сейсмоопасных территориях края является комплексной, требующей межведомственных решений и согласований, оценки и прогноза не только прямого, но и косвенного ущерба, реализации значительного количества многоуровневых задач в масштабе края.

Реализация мероприятий Программы требует скоординированных действий органов государственной власти, органов местного самоуправления края, максимальная результативность которых может быть обеспечена только с использованием программно-целевых механизмов.

Таким образом, основным методом решения указанных задач является программно-целевой метод.

2. Цели и задачи Программы

Ключевые мероприятия Программы ориентированы на повышение сейсмической устойчивости жилых домов, основных объектов и систем энергоснабжения, водоснабжения, служб экстренного реагирования и предоставления медицинской помощи, а также критически важных объектов, круг которых установлен законодательством Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения, защиты объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов.

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

- создание условий для устойчивого функционирования жилищного фонда, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах края;

- достижение приемлемого уровня сейсмической безопасности на территориях сейсмических районов края;

- уменьшение возможного экономического и экологического ущерба от сейсмических воздействий.

Программа предполагает решение следующих основных задач:

- проведение работ по уточнению сейсмичности территории края, детальному сейсмическому районированию и сейсмическому микрорайонированию городов и других населенных пунктов;

- сейсмоусиление жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения;

- строительство новых сейсмостойких объектов взамен тех объектов, сейсмоусиление или реконструкция которых экономически нецелесообразны.

Минимизация потерь, возникающих вследствие землетрясений, повышение безопасности населения посредством усиления недостаточно сейсмостойких конструкций и строительства новых сейсмостойких объектов, а также создание необходимых условий для бесперебойного функционирования жилищного фонда, основных объектов и систем жизнеобеспечения требуют разработки единой системы мер и ее адаптации к конкретным условиям сейсмоопасных территорий края, в отношении которых будут осуществлены мероприятия Программы.

3. Прогноз конечных результатов реализации Программы


При благоприятном варианте реализации мероприятий Программы уменьшатся потери населения от возможных сильных землетрясений, а в некоторых случаях будет возможно полностью избежать потерь, в том числе от вторичных эффектов землетрясений.

В результате реализации Программы к концу 2015 года практически будут решены главные, наиболее остро стоящие проблемы сейсмобезопасности населенных пунктов края:

- увеличится количество сейсмических станций в потенциально опасных в сейсмическом отношении районах края;

- размер предотвращенного ущерба от возможного разрушения жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в результате землетрясений составит 30,24 млрд. рублей;

- снижение уровня риска возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие разрушительных землетрясений составит 13,6 процента;

- общая площадь зданий и сооружений, по которым ликвидирован дефицит сейсмостойкости, составит 132,68 тыс. кв. метров.

В результате инженерно-сейсмического обследования, паспортизации зданий и сооружений будут выявлены имеющие дефицит сейсмостойкости объекты, которые будут обеспечены проектной документацией для последующего проведения мероприятий по повышению их сейсмоустойчивости.

Увеличение сейсмостойкости и ресурса долговечности зданий и сооружений за счет их своевременного усиления и реконструкции позволит, по предварительным оценкам, снизить на 40 - 50 процентов объем затрат на восстановительные работы после сильных и катастрофических землетрясений.

Реализация Программы окажет положительное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных образований края, расположенных на сейсмоопасных территориях.

При благоприятном варианте реализации мероприятий Программы повысится привлекательность территории края для проживания граждан, что будет способствовать социально-экономическому развитию края в целом.

Выполнение мероприятий по сейсмоусилению существующих объектов и (или) строительству новых сейсмостойких объектов позволит снизить вероятность оттока населения из постоянных мест проживания в сейсмических районах края, который может возникнуть в результате увеличения вероятности сейсмических проявлений, а также материальных потерь от разрушения и повреждения зданий и сооружений во время сейсмических событий.

При неблагоприятном варианте возрастет риск увеличения объемов финансовых и иных материальных ресурсов, привлекаемых для преодоления последствий разрушительных землетрясений, а также ухудшения условий для безопасной жизнедеятельности населения.

4. Сроки и этапы реализации Программы

Программа реализуется в один этап в течение 2011-2015 годов.


5. Перечень показателей (индикаторов) Программы

Ход реализации, решение задач и достижение целей Программы количественно характеризуются следующими основными показателями (индикаторами):

1. Размер предотвращенного ущерба от возможного разрушения жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в результате землетрясений.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»