ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 августа 2017 года N 328-пр


О внесении изменений в государственную программу Хабаровского края "Развитие образования в Хабаровском крае",
утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 05 июня 2012 г. N 177-пр



В соответствии с Порядком принятия решений о разработке государственных программ Хабаровского края, их формирования и реализации, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 г. N 283-пр "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Хабаровского края, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации государственных программ Хабаровского края и внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Хабаровского края", планом мероприятий ("дорожной картой") "Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 июня 2016 г. N 1144-р, Комплексом мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2016-2020 годы, утвержденным Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю. 23 мая 2016 г. N 3468п-П44, Правительство края

постановляет:

Внести в государственную программу Хабаровского края "Развитие образования в Хабаровском крае", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 05 июня 2012 г. N 177-пр, следующие изменения:

1) разделы 2 - 4 изложить в следующей редакции:

"2. Приоритеты и цели краевой государственной политики в образовании. Цели и задачи государственной программы

Система образования края - неотъемлемая часть образовательного пространства Российской Федерации, поэтому стратегия и направления ее развития определяются, с одной стороны, задачами социально-экономического развития края в контексте стратегии перехода экономики России на инновационную социально ориентированную модель развития, с другой стороны, стратегическими ориентирами государственной политики в области образования, особым образом реализующимися в условиях края.

Основными приоритетами государственной политики края в образовании на среднесрочную перспективу должны стать:

- доведение институциональных и инфраструктурных преобразований до состояния нормы и перенос акцентов с обеспечения доступности образования на достижение нового качества образовательных результатов - обеспечение достижения позитивной социализации и базовой успешности каждым обучающимся;

- расширение предмета образовательной политики от системы образовательных организаций до всей сферы социализации детей;

- формирование кадрового потенциала для экономики края.

Целью государственной программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально-экономического развития Хабаровского края.

Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:

- достижение современного качества образования как института социального развития;

- создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации детей;

- приведение структуры и качества профессионального образования в соответствие с потребностями инновационного развития экономики края.

Наряду с иными приоритетами и целями краевой государственной политики в образовании, целями и задачами государственной программы государственная программа призвана способствовать увеличению количества негосударственных участников рынка образовательных услуг в целях повышения доступности и качества образования и оптимизации бюджетных расходов.

В этом смысле целью ее реализации является расширение участия негосударственного сектора экономики (негосударственных и немуниципальных организаций, включая социально ориентированные некоммерческие организации (далее также - СО НКО) в оказании услуг в сфере образования.

Поэтапное расширение участия негосударственных и немуниципальных организаций в оказании образовательных услуг направлено на достижение следующих результатов:

- увеличение доступности и качества услуг в сфере образования, предоставляемых населению;

- расширение возможностей для потребителей выбора поставщика услуг, а также их вариативности;

- повышение эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на предоставление гражданам услуг в сфере образования;

- повышение прозрачности системы предоставления населению услуг в сфере образования;

- развитие системы поддержки СО НКО и организаций социального предпринимательства;

- развитие механизмов государственно-частного партнерства в сфере образования.

Государственная программа разработана в соответствии с положениями следующих стратегических документов: государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295; плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 722-р; программы "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016-2025 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2015 г. N 2145-р; Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. N 1-пр; Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 2094-р; Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. N 1726-р; Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р; Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации до 2020 года, одобренной коллегией Министерства образования и науки Российской Федерации 18 июля 2013 г.; Основных направлений деятельности Правительства Хабаровского края на период 2014-2018 годов, утвержденных распоряжением Правительства Хабаровского края от 25 февраля 2014 г. N 107-рп.

3. Прогноз конечных результатов государственной программы


Реализация государственной программы обеспечит всем жителям края независимо от их места жительства, социального, имущественного статуса и состояния здоровья доступность качественного образования, соответствующего современным образовательным стандартам и требованиям инновационного социально ориентированного развития края и Российской Федерации.

Ожидаемый вклад реализации государственной программы в социально-экономическое развитие края выразится в:

1) повышении жизненного уровня жителей края путем предоставления им на всем протяжении жизни доступных и качественных образовательных услуг:

- создание и внедрение новых досуговых и образовательных программ на всех уровнях системы образования;

- внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения;

- предоставление определенной части государственных услуг в сфере образования в электронном виде;

- внедрение процедур независимой оценки деятельности образовательных организаций и процессов;

- создание ресурсов и программ для одаренных детей;

2) воплощении в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращении дополнительного образования в интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства:

- реализация модели адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, одаренными детьми;

- реализация мер по развитию научно-технического творчества в образовательных организациях;

- развитие эффективной системы дополнительного образования детей;

- интеграция дополнительного и общего образования, направленная на расширение вариативности и индивидуализации системы образования в целом;

- повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого;

- обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;

3) формировании вектора на инновационное развитие экономики края. Будут обеспечены:

- поддержка комплексных программ профессиональных образовательных организаций, направленных на достижение стратегических целей инновационного развития экономики края;

- подготовка кадров по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики края (металлургия, машиностроение и материалообработка, авиастроение, транспортные средства, строительство, воспроизводство и переработка лесных ресурсов, энергетика, технологические машины и оборудование);

- оснащение современным учебно-лабораторным, учебно-производственным, компьютерным оборудованием и программным обеспечением профессиональных образовательных организаций, внедряющих новые программы и модели профессионального образования;

- организация стажировок и обучение руководящих и педагогических кадров в ведущих российских и зарубежных образовательных центрах и на высокотехнологичных предприятиях Российской Федерации;

- кооперирование профессиональных образовательных организаций с внешней средой для формирования устойчивых двухсторонних связей по трудоустройству выпускников и поддержанию процессов непрерывного образования для сотрудников предприятий;

4) повышении эффективности экономики образования. Будут обеспечены внедрение и поддержка механизмов государственно-частного партнерства, обеспечивающих эффективное финансирование образования; внедрение и поддержка механизмов и моделей хозяйственной самостоятельности образовательных организаций.

Результат реализации государственной программы, ее социальная эффективность и результативность представляются в том числе следующими значениями:

- удовлетворение потребности населения в услугах дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет составит 100 процентов;

- отношение средней заработной платы педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных организаций к средней заработной плате в общем образовании края составит 100 процентов;

- доля обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, занимающихся в одну смену, возрастет до 84,8 процента;

- отношение средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по краю составит 100 процентов;

- доля общеобразовательных организаций, имеющих доступ к сети "Интернет" со скоростью 128 Кбит/с и выше, составит 100 процентов;

- доля детей и молодежи в возрасте от 6 до 18 лет, охваченных организованными формами отдыха, оздоровления и занятости, возрастет до 80 процентов;

- доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в образовательных организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей данной возрастной группы возрастет до 85 процентов;

- отношение средней заработной платы педагогических работников организаций дополнительного образования детей к средней заработной плате учителей края составит 100 процентов;

- доля детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) организациях всех типов, возрастет до 97,25 процента;

- доля выпускников очной формы обучения по основным профессиональным образовательным программам (включая образовательные программы высшего образования), трудоустроившихся в течение первого года после выпуска, в общей численности выпускников дневной (очной) формы обучения по основным профессиональным образовательным программам соответствующего года возрастет до 80 процентов;

- отношение средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения краевых профессиональных образовательных организаций к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по краю составит 100 процентов;

- доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, возрастет до 88 процентов;

- доля обучающихся в условиях, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования, возрастет до 90 процентов;

- охват горячим питанием обучающихся общеобразовательных организаций возрастет до 90 процентов;

- укомплектованность общеобразовательных организаций педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, возрастет до 85 процентов.

В результате реализации государственной программы будет решена задача обеспечения во всех школах удовлетворительного уровня базовой инфраструктуры в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения, которая включает основные виды благоустройства, свободный высокоскоростной доступ к современным образовательным ресурсам и сервисам сети "Интернет". Планируется создать 36 050 новых мест, в том числе 34 580 мест для обучения детей в одну смену, 1 470 мест для обучающихся, которые перейдут из зданий школ с высокой степенью износа в новые школы.

Каждый ребенок-инвалид сможет получить качественное общее образование по выбору в форме дистанционного, специального или инклюзивного обучения, поддержку в профессиональной ориентации.

Доступ социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление образовательных услуг населению, достигнет к году окончания действия государственной программы (2020 год) не менее 5 процентов средств, предусмотренных на предоставление этих услуг в государственной программе.

Работодатели получат кадры с современными компетенциями, позитивными трудовыми установками, опытом практической деятельности.

Существенно обновится педагогический корпус образования, повысится уровень подготовки педагогов.

Рост заработной платы педагогов и введение эффективного контракта с педагогическими работниками, учитывающего современные стандарты профессиональной деятельности и соответствующую оценку качества работы педагогов, приведут к повышению качества предоставляемых услуг.

Повысится удовлетворенность населения качеством образовательных услуг.

Гражданам будет доступна полная и объективная информация об образовательных организациях, о содержании и качестве их программ (услуг), эффективная обратная связь с органами, осуществляющими управление в сфере образования.

Общественность (родители, работодатели, местное сообщество) будет непосредственно включена в управление образовательными организациями и оценку качества образования.

Конечными результатами реализации мероприятий (проектов) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности(1) станут снижение затрат на потребление тепловой электроэнергии, холодной и горячей воды, электрической энергии, энергетических ресурсов, составление энергетических паспортов краевых государственных учреждений. Данные результаты отражены в снижении агрегированного значения показателя удельного расхода энергетических ресурсов в государственном и муниципальном секторе к 2020 году до 36 килограммов условного топлива/квадратный метр/год.


________________

(1)Справочно: реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности осуществляется в рамках государственной программы Хабаровского края "Энергоэффективность и развитие энергетики в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 17 апреля 2012 г. N 119-пр.


Отрицательным внешним эффектом при реализации государственной программы может стать низкая активность участия населения в государственно-общественной системе управления образованием: в обсуждении проектов нормативных правовых актов, программ, проектов в сфере образования, в опросах; отсутствие гражданской инициативы.

Также отрицательное влияние может оказать изменение федерального законодательства по вопросам образования, что, возможно, потребует пересмотра задач и мероприятий государственной программы.

4. Сроки и этапы реализации государственной программы


Государственная программа будет реализована в 2013-2020 (2025*) годах в три этапа.

На первом этапе (2013-2014 годы) в соответствии с мероприятиями государственной программы будут отобраны лучшие модели доступного и качественного образования для различных типов образовательных организаций с учетом социально-экономических условий, сложившихся в результате институциональных и инфраструктурных преобразований предыдущего периода, и обеспечено их внедрение в образовательные организации края в целях доведения инноваций до состояния новой нормы для системы образования края.

Будут сформированы стратегические проекты, направленные на обеспечение эффективной реализации современных моделей доступного и качественного образования в крае, связанные с модернизацией педагогического образования, дополнительного образования детей и взрослых, формированием системы психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям с особыми образовательными потребностями, сопровождением одаренных детей, информатизацией образования и поддержкой научно-исследовательской деятельности в системе образования.

Также на первом этапе будут определены правовые основы для создания независимой системы оценки качества образования и формирования государственного (регионального) заказа на подготовку специалистов.


*В части реализации мероприятий по созданию новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения в рамках мероприятия 2.5 "Развитие школьной инфраструктуры, обеспечение качественных условий обучения и воспитания, в том числе создание новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения" основного мероприятия 2 "Повышение доступности и качества общего образования" Перечня основных мероприятий настоящей государственной программы, представленного в приложении N 2 к настоящей государственной программе.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»