ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 30 декабря 2016 года N 521-пр


О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 19 декабря 2014 г. N 495-пр "Об утверждении
 государственной программы Хабаровского края "Улучшение инвестиционного и делового климата Хабаровского края"
и о признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Правительства Хабаровского края"


В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 г. N 283-пр "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Хабаровского края, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации государственных программ Хабаровского края и внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Хабаровского края", распоряжением Правительства Хабаровского края от 28 октября 2013 г. N 809-рп "Об утверждении Перечня государственных программ Хабаровского края", в целях совершенствования нормативных правовых актов Хабаровского края Правительство края

постановляет:

1. Внести изменения в постановление Правительства Хабаровского края от 19 декабря 2014 г. N 495-пр "Об утверждении государственной программы Хабаровского края "Улучшение инвестиционного и делового климата Хабаровского края" и о признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Правительства Хабаровского края" (далее - постановление Правительства Хабаровского края от 19 декабря 2014 г. N 495-пр), заменив в наименовании, пункте 1 слова "Улучшение инвестиционного и делового климата Хабаровского края" словами "Стимулирование инвестиционной деятельности, реализация комплексных инвестиционных проектов, формирование территорий опережающего социально-экономического развития в Хабаровском крае".

2. Внести изменения в государственную программу Хабаровского края "Улучшение инвестиционного и делового климата Хабаровского края", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 19 декабря 2014 г. N 495-пр, изложив ее в новой редакции (прилагается).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2017 г.


Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И. Шпорт



УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Хабаровского края
от 19 декабря 2014 года N 495-пр

(в редакции
постановления
Правительства Хабаровского края
от 30 декабря 2016 года N 521-пр)


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
"Стимулирование инвестиционной деятельности, реализация комплексных инвестиционных проектов,
формирование территорий опережающего социально-экономического развития в Хабаровском крае"


ПАСПОРТ
государственной программы Хабаровского края "Стимулирование инвестиционной деятельности, реализация
 комплексных инвестиционных проектов, формирование территорий опережающего
 социально-экономического развития в Хабаровском крае"


Наименование государственной программы

- государственная программа Хабаровского края "Стимулирование инвестиционной деятельности, реализация комплексных инвестиционных проектов, формирование территорий опережающего социально-экономического развития в Хабаровском крае" (далее также - государственная программа)

Ответственный исполнитель государственной программы

- министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края (далее также - край)

Соисполнители, участники государственной программы

- министерство экономического развития края;

министерство промышленности и транспорта края;

министерство природных ресурсов края;

министерство сельскохозяйственного производства и развития сельских территорий края;

министерство жилищно-коммунального хозяйства края;

министерство строительства края;

министерство культуры края;

министерство образования и науки края;

министерство физической культуры и спорта края;

министерство здравоохранения края;

министерство социальной защиты населения края;

министерство международного и межрегионального сотрудничества края;

министерство информационных технологий и связи края;

комитет Правительства края по развитию топливно-энергетического комплекса;

комитет потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности Правительства края;

администрация Советско-Гаванского муниципального района (по согласованию);

администрация Ванинского муниципального района (по согласованию);

администрация Хабаровского муниципального района (по согласованию);

администрация Комсомольского муниципального района (по согласованию);

администрация городского округа "Город Хабаровск" (по согласованию);

администрация городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" (по согласованию);

администрация Николаевского муниципального района (по согласованию);

автономная некоммерческая организация "Агентство инвестиций и развития Хабаровского края" (по согласованию);

акционерное общество "Корпорация развития Хабаровского края" (по согласованию)

Цели государственной программы

- формирование благоприятных условий для успешной реализации инвестиционных проектов на территории края

Задачи государственной программы

- стимулирование инвестиционной деятельности на территории края посредством оказания государственной поддержки;

формирование и развитие территорий опережающего развития Хабаровского края

Подпрограммы

- в рамках государственной программы реализация подпрограмм не предусмотрена

Основные мероприятия государственной программы

оказание информационно-консультационной, организационной и финансовой поддержки субъектам инвестиционной деятельности;

содействие созданию и развитию в крае территорий опережающего социально-экономического развития;

содействие реализации и развитию режима свободного порта Владивосток на территории Хабаровского края

Основные показатели (индикаторы) государственной программы

- прирост инвестиций в основной капитал, за исключением бюджетных средств (процентов к предыдущему году);

количество инвестиционных проектов, по которым осуществляется сопровождение по принципу "одного окна" (нарастающим итогом);

количество реализуемых инвестиционных проектов в территориях опережающего социально-экономического развития края (нарастающим итогом);

объем осуществленных частных инвестиций в реализацию инвестиционных проектов резидентами территорий опережающего социально-экономического развития края (нарастающим итогом)

количество реализуемых соглашений об осуществлении деятельности в свободном порте Владивосток на территории Ванинского муниципального района (нарастающим итогом)

Сроки и этапы реализации государственной программы

- государственная программа реализуется в один этап - в течение 2017-2020 годов

Ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных средств на реализацию целей государственной программы

- финансирование мероприятий государственной программы осуществляется за счет средств краевого бюджета, общий объем финансирования - 741,33 млн. рублей,

в том числе по годам:

2017 год - 203,38 млн. рублей;

2018 год - 201,47 млн. рублей;

2019 год - 167,48 млн. рублей;

2020 год - 169,00 млн. рублей

Конечный результат реализации государственной программы

- прирост инвестиций в основной капитал, за исключением бюджетных средств, к 2020 году достигнет 4,3 процента к предыдущему году;

количество инвестиционных проектов, по которым осуществляется сопровождение по принципу "одного окна", к 2020 году составит 25 инвестиционных проектов;

количество реализуемых инвестиционных проектов в территориях опережающего социально-экономического развития края в 2020 году составит 30 инвестиционных проектов;

объем осуществленных частных инвестиций в реализацию инвестиционных проектов резидентами территорий опережающего социально-экономического развития края к 2020 году до 30,0 млрд. рублей;

количество реализуемых соглашений об осуществлении деятельности в свободном порте Владивосток на территории Ванинского муниципального района к 2020 году составит 10 соглашений

     

1. Общая характеристика основных территорий опережающего развития Хабаровского края

Хабаровский край - один из самых крупных регионов Дальнего Востока (788 тыс. кв. км), население которого составляет 1,4 млн. человек. Ведущими секторами экономики Хабаровского края являются транспорт и связь (свыше 25 процентов), промышленность (около 18 процентов) и торговля (около 15 процентов). Основными отраслями специализации промышленности являются машиностроительный комплекс (24,7 процента), топливно-энергетический комплекс (17,3 процента), добыча руд цветных металлов (около 15 процентов), нефтепереработка (около 14 процентов), производство пищевых продуктов (около 11 процентов), металлургическое производство (5,6 процента).

С точки зрения перспективного развития края выделяются три экономических района различной специализации: Хабаровская и Комсомольская агломерация и Ванино-Советско-Гаванский транспортно-промышленный узел.

В состав хабаровской агломерации входят город Хабаровск и большинство населенных пунктов Хабаровского района. Перспективы развития хабаровской агломерации связаны с формированием территории опережающего социально-экономического развития "Хабаровск", научно-образовательного и финансово-промышленного комплекса.

В качестве перспективных специализаций хабаровской агломерации выступают производство продукции строительной индустрии, пищевой продукции, машин и оборудования. Индустриальный профиль экономики хабаровской агломерации сохранится в средне- и долгосрочной перспективе. В агломерации будет сформирован транспортно-логистический комплекс общероссийского значения.

Центром комсомольской агломерации является город Комсомольск-на-Амуре. В комсомольскую агломерацию входят также город Амурск и Комсомольский, Солнечный и Амурский муниципальные районы. Комсомольская агломерация представляет собой высокотехнологичный промышленный узел (авиастроение, судостроение, производство боеприпасов, нефтепереработка, металлургическое производство и лесопереработка). Активно развиваются технический университет, учреждения высшего образования.

Определяющую роль в промышленном производстве играет оборонно-промышленный комплекс, обладающий наиболее современными технологиями. Предприятиями предусматривается реализация крупных инвестиционных проектов по созданию высокотехнологичных продуктов, выпуску новой конкурентоспособной продукции военного, двойного и гражданского назначения.

В городе Амурске планируется осуществление ряда проектов по переработке древесины и производству строительных материалов.

Прибрежная портово-промышленная зона опережающего экономического развития сформирована на базе Ванино-Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла, на территории которого действуют различные преференциальные режимы предпринимательской деятельности (в том числе режим свободного порта Владивосток на территории Ванинского муниципального района). Она получит развитие за счет строительства новых морских перегрузочных терминалов и формирования акватерриториальных (морепромышленных) комплексов, базирующихся на перспективных транспортно-логистических узлах, лесопромышленных, рыбохозяйственных производствах и линейно-очаговых системах расселения преимущественно на морском побережье и прилегающих районах, дополняемых континентальной транспортно-энергетической инфраструктурой. Реализация инвестиционных проектов по наращиванию портовых мощностей на территории Хабаровского края будет способствовать развитию портов Ванино и Советская Гавань, что позволит значительно увеличить объем ежегодной грузопереработки грузов (угля, нефти и нефтепродуктов, глинозема, леса, зерна, контейнеров и других), приведет к созданию новых рабочих мест.

Получит развитие сеть аэропортов и воздушных линий. Будет реализован проект создания международного узлового аэропорта (хаба) на базе аэропорта Хабаровск (Новый), что с учетом развития фидерной сети краевых местных воздушных авиалиний позволит повысить эффективность обслуживания трансфертных и внутренних пассажиропотоков. В первую очередь будут реконструированы аэропортовые комплексы городов Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре, Охотск, Чумикан, Богородск и Советская Гавань. Планируется создание Хабаровского укрупненного центра организации воздушного движения.

Хабаровский край - крупный промышленный центр. Здесь производится основная доля машиностроительной и металлообрабатывающей продукции, лесных материалов, нефтепродуктов, весь объем стали и стального проката Дальневосточного региона. Регион является фактически транспортным узлом, так называемой контактной зоной внутри России и со странами АТР. В современных условиях определяющим фактором в конкуренции стран и регионов становится уже не обладание природными ресурсами и базой промышленного производства, а уровень развития экономики, стержнем которой является инновационная деятельность.

В марте 2014 года распоряжением Правительства края была принята Инвестиционная стратегия Хабаровского края, рассчитанная на период до 2020 года. Цель стратегии - создание устойчивой системы привлечения инвестиций и реализации инвестиционных проектов на территории края для повышения уровня жизни населения, что в свою очередь обеспечит реализацию задач устойчивого социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу.

2015 год стал годом формирования и практического старта новых механизмов опережающего развития Дальнего Востока:

- создание территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР);

- государственная инфраструктурная поддержка инвестиционных проектов;

- запуск работы Фонда развития Дальнего Востока;

- формирование нового механизма приоритизации государственных программ, направленных на интересы ускоренного развития Дальневосточного федерального округа.

Таким образом, эти новые механизмы привлечения инвестиций и ускоренного развития Дальнего Востока в совокупности дали в 2015 году Дальнему Востоку 988,51 млрд. рублей инвестиций, из них 74,8 млрд. рублей - это бюджетные инвестиции и 913,7 млрд. рублей - инвестиции частные. Таким образом, на один рубль бюджетных вложений частные инвестиции составляют более 12 рублей.

С целью запуска механизма приоритизации государственных программ в интересах ускоренного развития Дальнего Востока Председателем Правительства Российской Федерации утвержден перечень из 27 государственных программ, в которых должен быть сформирован специальный раздел по развитию Дальнего Востока, целевые индикаторы по развитию Дальнего Востока, соответствующие мероприятия и финансирование.

В течение 2015 года Правительством Российской Федерации созданы институты развития - акционерное общество со 100-процентным участием Российской Федерации в уставном капитале акционерного общества "Корпорация развития Дальнего Востока" и две автономных некоммерческих организации при Правительстве Российской Федерации - Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта.

В 2016 году режим свободного порта Владивосток распространен на весь Ванинский муниципальный район, в том числе на территорию и акваторию морского порта Ванино.

На создание благоприятного режима налогообложения и привлечения инвесторов на территорию края, поддержание сбалансированности бюджетной системы края направлена налоговая политика Хабаровского края, что в целом позволило сохранить производственный потенциал края, реализовать ряд инвестиционных проектов.

Для оптимизации действующей системы налоговых льгот проводится систематический мониторинг применяемых налоговых льгот и оценка результативности их действия, позволяющая принимать решения об их продлении или отмене.

Предоставление инвестиционных налоговых льгот дает возможность организациям-инвесторам снизить налоговую нагрузку. Денежные средства, высвобожденные от уплаты налогов в результате применения льгот, направляются на создание новых и расширение действующих производств, выплату кредитов, способствуют обновлению основных фондов и повышению эффективности работы предприятий.

1.2. Характеристика состояния инвестиционной деятельности в крае

Хабаровский край является одним из наиболее привлекательных регионов для ведения бизнеса на Дальнем Востоке России. Инвестиционное законодательство края, система финансовых и нефинансовых преференций, а также организационная поддержка инвесторов позволяют российскому и иностранному бизнесу эффективно использовать имеющийся в регионе экономический и ресурсный потенциал.

За период 2010-2015 гг. инвестиции в основной капитал характеризовались разнонаправленной динамикой, рост показателя в 2010-2011 гг. сменился ежегодным падением, достигнув в 2015 году 109,0 млрд. рублей или 74,9 процента к уровню 2014 года.

Основное снижение объема инвестиций произошло в сферах: транспорт и связь - 29,2 млрд. рублей или 88,3 процента к уровню 2014 года, обрабатывающая промышленность - 25,5 млрд. рублей или 70,3 процента к уровню 2014 года, производство, распределение электроэнергии, газа и воды - 11,6 млрд. рублей или 87,4 процента, добыча полезных ископаемых - 8,5 млрд. рублей или 73,8 процента.

Основными причинами сокращения инвестиций стало завершение реализации ряда крупных инвестиционных проектов, а также освоение большей части инвестиций по проектам в предыдущие годы.

В области транспортировки нефти в период 2010-2014 гг. завершено строительство трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" участок насосно-перерабатывающей станции "Сковородино" - Спецморнефтепорт "Козьмино" (открытое акционерное общество "Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть") общей стоимостью 206,9 млрд. рублей, в том числе на край пришлось 93,0 млрд. рублей.

В области нефтепереработки по инвестиционным проектам акционерного общества "ННК-Хабаровский нефтеперерабатывающий завод" и общества с ограниченной ответственностью "РН-Комсомольский нефтеперерабатывающий завод" основной объем инвестиций направлен в 2011-2014 гг. (66,8 млрд. рублей или 82,0 процента суммарной стоимости проектов). На 2015 год пришлось 14,7 млрд. рублей или 18,0 процентов.

В области добычи полезных ископаемых в 2013 году завершена реализация проекта акционерного общества "Полиметалл УК" "Строительство гидрометаллургического комбината в г. Амурске" общей стоимостью 6,0 млрд. рублей, общества с ограниченной ответственностью "Белая Гора" "Строительство горно-обогатительного комбината в Николаевском районе" стоимостью 5,9 млрд. рублей.

В области деревообработки в рамках инвестиционных проектов общества с ограниченной ответственностью "Азия Лес", общества с ограниченной ответственностью "Римбунан Хиджау" дорогостоящее оборудование в объеме 6,7 млрд. рублей или 70,5 процента суммарной стоимости проектов приобреталось в 2012-2014 гг. В 2015 году проводились менее дорогостоящие строительные работы в объеме 350,0 млн. рублей или 3,6 процента суммарной стоимости проектов.

Другим фактором падения инвестиций в этот период являлась недоступность заемных средств в условиях нехватки у инвесторов собственных средств для реализации инвестиционных проектов (Группа Компаний "Энергия", общество с ограниченной ответственностью "Нони", Группа Компаний "Дальэнергомаш", общество с ограниченной ответственностью "Флагман", общество с ограниченной ответственностью "Даниловка" и другие). Особенно ситуация обострилась в 2013-2014 гг. на фоне удорожания долгосрочных кредитных ресурсов на внутреннем рынке в среднем с 13,5 процента в 2013 году до 15,0 процентов к концу 2014 года, что во многом обусловлено ростом ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации с 5,5 процента в 2013 году до 17,5 процента в 2014 году в условиях кризисной экономической ситуации. В 2016 году стоимость кредитных ресурсов остается высокой - около 18,0 процентов, при величине ключевой ставки - 10,5 процента (по состоянию на 14 июня 2016 г.).

В период 2010-2012 гг. наибольшую долю в структуре инвестиций занимал транспорт и связь - от 40,0 до 60,0 процентов, на втором месте - обрабатывающее производство (от 10,0 до 16,0 процентов). Начиная с 2013 года, по мере завершения реализации крупных инфраструктурных проектов акционерного общества "Газпром", акционерного общества "Роснефть", акционерного общества "РЖД", доля транспорта и связи снижается до 24,0 - 29,0 процентов, доля обрабатывающего производства соответственно увеличивается до 26,0-30,0 процентов. Таким образом, реализация на территории края инфраструктурных проектов с участием государственных компаний определяет не только количественный показатель объема инвестиций в основной капитал, но и во многом его структуру.

Правительством края проводится постоянная работа по развитию инвестиционной деятельности. В целях формирования в крае механизма предоставления юридическим лицам земельных участков в аренду без проведения торгов:

1) принят Закон Хабаровского края от 29 июля 2015 г. N 102 "О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов";

2) разработан новый Порядок определения соответствия масштабных инвестиционных проектов критериям, которым должны соответствовать масштабные инвестиционные проекты в целях предоставления юридическим лицам земельных участков в аренду без проведения торгов (постановление Правительства края от 26 сентября 2016 г. N 331-пр "О критериям, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов" и внесении изменений в отдельные постановления Правительства края").

В целях реализации на территории Хабаровского края механизма заключения специального инвестиционного контракта с субъектами инвестиционной деятельности разработан и утвержден порядок заключения специального инвестиционного контракта Хабаровским краем (постановление Правительства Хабаровского края от 13 июля 2016 г. N 231-пр "Об утверждении Порядка заключения специального инвестиционного контракта Хабаровским краем и о внесении изменения в Положение об инвестиционном совете при Правительстве Хабаровского края, утвержденное постановлением Правительства Хабаровского края от 19 апреля 2011 г. N 115-пр"). Необходимость принятия нормативного правового акта обусловлена Федеральным законом Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации", а также ежегодным посланием Президента Российской Федерации в части обеспечения стабильных условий инвестиционной деятельности путем заключения специального инвестиционного контракта.

Кроме этого, сформирована система сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна": принято постановление Правительства Хабаровского края от 19 декабря 2015 г. N 448-пр "Об утверждении регламента сопровождения инвестиционных проектов на территории Хабаровского края по принципу "одного окна", которое позволит систематизировать работу Правительства края в вопросах сопровождения инвестиционных проектов, унифицировать административные процедуры по оказанию информационно-консультационной и организационной помощи инвесторам, а также:

- привлечь к участию в сопровождении инвестиционных проектов органы местного самоуправления края;

- расширить круг инвесторов, получающих краевую государственную поддержку в форме информационно-консультационного и организационного содействия;

- оптимизировать сроки принятия решения о сопровождении инвестиционного проекта до 24 рабочих дней;

- регламентировать сроки подготовки ответов на запросы участников процесса до пяти рабочих дней.

В целях стимулирования инвестиционной активности в крае Правительством края проводится работа по использованию дополнительных финансовых ресурсов и возможностей для субъектов инвестиционной деятельности края. Инвесторам оказывается содействие по прохождению конкурсных процедур по отбору инвестиционных проектов и их софинансированию за счет средств Федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года".

1.3. Содействие созданию и развитию в крае территорий опережающего социально-экономического развития

В 2013 году Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока (далее - Минвостокразвития России) при поддержке Правительственной комиссии сформирована модель опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока с достижением следующих целевых показателей к 2025 году: удвоение валового регионального продукта Дальневосточного федерального округа, создание более 400 тысяч высокопроизводительных рабочих мест, увеличение численности населения на один миллион человек.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»