(с изменениями на 30 января 2018 года)
__________________________
Утратило силу на основании
Распоряжения Правительства Хабаровского края
от 12 ноября 2020 года N 1196-рп
__________________________
________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 16 ноября 2016 года N 892-рп
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 30 января 2018 года N 39-рп
________________________________
В целях реализации Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 28 июня 2012 г. "О бюджетной политике в 2013-2015 годах", Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 13 июня 2013 г. "О бюджетной политике в 2014-2016 годах", Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 2593-р:
1. Утвердить прилагаемую Программу повышения эффективности управления общественными финансами Хабаровского края на период до 2018 года (далее также - Программа).
2. Министерству финансов края (Кацуба А.С.) совместно с органами исполнительной власти края подготовить проект распоряжения Правительства Хабаровского края о плане мероприятий по реализации Программы повышения эффективности управления общественными финансами Хабаровского края на период до 2018 года.
Срок - до 01 ноября 2014 г.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований края разработать муниципальные программы повышения эффективности управления муниципальными финансами с учетом положений Программы.
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Председателя Правительства края по экономическим вопросам. (Пункт изменен Распоряжением Правительства Хабаровского края от 16 ноября 2016 года N 892-рп - см. предыдущую редакцию).
Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И. Шпорт
ПРОГРАММА
повышения эффективности управления общественными финансами Хабаровского края на период до 2018 года
(с изменениями на 30 января 2018 года)
1. Общие положения
Программа повышения эффективности управления общественными финансами Хабаровского края на период до 2018 года (далее - Программа) разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 28 июня 2012 г. "О бюджетной политике в 2013-2015 годах", Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 13 июня 2013 г. "О бюджетной политике в 2014-2016 годах", Программой повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 2593-р (далее - Программа повышения эффективности управления общественными финансами на период до 2018 года), и основывается на положениях следующих нормативных правовых актов и документов Российской Федерации и Хабаровского края (далее также - край):
Бюджетного кодекса Российской Федерации;
Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" (далее также - Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. N 601);
Федерального закона от 08 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ);
Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ);
государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 320;
Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 1275-р (далее - Концепция);
Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. N 1-пр;
Основных направлений деятельности Правительства Хабаровского края на период 2014-2018 годов, утвержденных распоряжением Правительства Хабаровского края от 25 февраля 2014 г. N 107-рп;
Инвестиционной стратегии Хабаровского края на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Хабаровского края от 06 марта 2014 г. N 136-рп.
Настоящая Программа определяет основные направления деятельности органов исполнительной власти края по повышению качества бюджетного планирования и эффективности использования средств краевого бюджета, в том числе за счет роста доходов, оптимизации расходов и совершенствования долговой политики края.
В 2011-2013 годах реформирование системы управления общественными финансами в крае проводилось в рамках Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 24 августа 2011 г. N 280-пр (далее - Программа повышения эффективности бюджетных расходов), ведомственных планов органов исполнительной власти края по повышению эффективности бюджетных расходов и в соответствии с реализуемыми на федеральном уровне стратегическими документами.
По итогам реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов достигнуты следующие основные результаты:
- заложены основы для повышения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы края. Завершен переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, краевой бюджет формируется на очередной год и на плановый период в формате "скользящей трехлетки";
- обеспечен приемлемый и экономически обоснованный объем и структура государственного долга края;
- внедрены в практику инструменты бюджетирования, ориентированного на результат (доклады органов исполнительной власти края о результатах и основных направлениях деятельности; реестр расходных обязательств края; государственные задания на оказание государственных услуг (выполнение работ); государственные программы края);
- подготовлена нормативная правовая и методическая база для перехода к программно-целевому принципу деятельности органов исполнительной власти края, утверждено 30 государственных программ края. Исполнение расходов краевого бюджета за 2013 год (включая инвестиционные расходы) на 91,3 процента осуществлялось в рамках государственных программ края. Осуществляется мониторинг реализации программных мероприятий и достижения запланированных целевых индикаторов (показателей) государственных программ края, исполнения запланированного объема расходов;
- модернизирована система оказания государственных услуг юридическим и физическим лицам на основе новых типов учреждений и новых механизмов их финансового обеспечения с учетом выполнения государственных и муниципальных заданий. Планирование расходов краевого бюджета осуществляется с учетом проектов государственных заданий и нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) и нормативных затрат на содержание имущества;
- внедрен механизм мониторинга и оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств краевого бюджета и краевыми государственными учреждениями. Ежегодно формируется рейтинг главных распорядителей средств краевого бюджета и результаты оценки качества финансового менеджмента публикуются на официальном сайте министерства финансов края - портале управления общественными финансами (http://minfin.khabkrai.ru/portal) (далее - Портал управления общественными финансами). Рейтинг государственных учреждений размещается на официальных сайтах органов исполнительной власти края;
- создана система мониторинга результатов деятельности краевых государственных учреждений, качества оказания государственных услуг (выполнения работ). Начата работа по изучению мнения населения о качестве предоставления государственных услуг (выполнения работ), полученные результаты используются в деятельности органов исполнительной власти края и краевых государственных учреждений. Информация о деятельности краевых государственных учреждений размещается на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (www.bus.gov.ru) и на официальных сайтах органов исполнительной власти края;
- создан и функционирует краевой портал государственных и муниципальных услуг (https://uslugi27.ru), на котором предоставление государственных услуг населению края доступно в электронном виде. Сформирована сеть многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг населению (далее также - МФЦ); (Абзац изменен Распоряжением Правительства Хабаровского края от 16 ноября 2016 года N 892-рп - см. предыдущую редакцию).
- в связи с изменением федерального законодательства внесены концептуальные изменения в существующую систему государственного (муниципального) финансового контроля в крае. Создано единое информационное пространство контрольной деятельности органов исполнительной власти края и контрольных органов муниципальных образований края;
- создана информационная система управления государственными финансами края и региональный сегмент системы "Электронный бюджет" в соответствии с Концепцией. Повысилась прозрачность и доступность информации о краевом бюджете и бюджетном процессе в крае, функционирует Портал управления общественными финансами. Формируются электронные брошюры "Отчет для граждан" и "Бюджет для граждан";
- в рамках развития интернет-портала "Открытый регион" (www.open27.ru) создан основной функционал системы народного контроля, на котором размещается информация о деятельности органов исполнительной власти края, а также реализована функция обратной связи для работы с обращениями граждан в режиме "единого окна";
- создана система мониторинга качества управления муниципальными финансами. Ежегодно формируется рейтинг муниципальных образований края и размещается на Портале управления общественными финансами;
- обеспечены стимулы для принятия эффективных решений органами местного самоуправления края, в том числе по развитию доходного потенциала муниципальных образований края и повышению эффективности бюджетных расходов путем предоставления субсидии на реализацию муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов.
Выполнение плана мероприятий по реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов рассмотрено на заседании комиссии по повышению эффективности бюджетных расходов, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 07 апреля 2011 г. N 94-пр. Задачи Программы повышения эффективности бюджетных расходов решены.
Наряду с реализованными мероприятиями и достигнутыми результатами, формирование системы управления общественными финансами в крае не завершено. Сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем:
- не обеспечено единство взаимосвязанного процесса государственного стратегического планирования, программно-целевого и бюджетного планирования;
- не в полной мере внедрены нормативно-методическое обеспечение и практика долгосрочного бюджетного планирования;
- сохраняется ограниченность практики использования государственных программ края в качестве инструмента для достижения целей государственной политики и основы для бюджетного планирования;
- не сформирована система анализа эффективности бюджетных расходов;
- сохраняются условия для неоправданного увеличения бюджетных расходов при недостаточной мотивации органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления края к формированию приоритетов и оптимизации бюджетных расходов;
- применение новых форм оказания и финансового обеспечения государственных услуг остается формальным и не используется в полной мере, а также отсутствует заинтересованность органов исполнительной власти края во всестороннем анализе практики применения государственных заданий в целях обеспечения потребности граждан в государственных услугах и увеличения их доступности и качества;
- недостаточная результативность системы государственного финансового контроля и недостаточная его ориентация на оценку эффективности бюджетных расходов. Отсутствует система внутреннего финансового аудита;
- ограниченность применения оценки эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента в секторе государственного управления;
- сохраняется недостаточная ответственность органов местного самоуправления при осуществлении своих бюджетных полномочий;
- сохраняется недостаточная открытость бюджета, не обеспечена публичность процесса управления общественными финансами. Остается низкой степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.
Для организации деятельности органов исполнительной власти края по решению вышеуказанных проблем, формирования целостной и эффективной системы управления общественными финансами разработана настоящая Программа.
Целью настоящей Программы является повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств при достижении приоритетов и целей социально-экономического развития края.
Необходимым условием достижения цели является обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджетной системы края.
Для достижения поставленной цели и условий Программы необходимо обеспечить решение следующих основных задач:
1) проведение эффективной политики по управлению доходами краевого бюджета;
2) реализация мер по повышению функциональной эффективности бюджетных расходов;
3) повышение операционной эффективности деятельности органов исполнительной власти края и государственных учреждений;
4) повышение качества государственного финансового контроля;
5) обеспечение открытости и прозрачности управления общественными финансами.
Решение перечисленных задач и организация выполнения мероприятий Программы будут осуществляться в рамках соответствующих государственных программ края.
Обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджетной системы края является основной целью бюджетной, налоговой и долговой политики Правительства края.
Для обеспечения долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджетной системы края необходимо реализовать комплекс мер по следующим основным направлениям.
Основной целью бюджетного прогноза края должно являться определение финансовых возможностей, условий и предпосылок для достижения ключевых целей, параметров и условий социально-экономического развития края в долгосрочном периоде, сформулированных в стратегических документах, решениях Губернатора и Правительства края, при обеспечении долгосрочной сбалансированности и устойчивости краевого бюджета и повышении эффективности бюджетных расходов.
Бюджетный прогноз края на долгосрочный период разрабатывается в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Обеспечение экономически обоснованного объема и структуры государственного долга края является ключевой задачей долговой политики края. Долговая политика края будет определена стратегическим документом, устанавливающим процесс разработки и практической реализации стратегии управления государственным долгом края. Основными принципами управления государственным долгом края в 2014-2018 годах будут являться:
- соблюдение ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- полнота и своевременность исполнения долговых обязательств края;
- прозрачность управления государственным долгом края и доступность информации о государственном долге края.
В настоящее время привлечение заемных средств для финансирования дефицита и (или) погашения долговых обязательств краевого бюджета осуществляется при необходимости и с правом досрочного погашения, что позволяет минимизировать расходы на обслуживание государственного долга края.
Управление государственным долгом края будет направлено на:
- сохранение объема государственных долговых обязательств края на безопасном уровне (не выше 50 процентов объема доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений из федерального бюджета);