(с изменениями на 29 августа 2013 года)
__________________________
Утратило силу на основании
Постановления Правительства Хабаровского края
от 8 декабря 2016 года N 451-пр
__________________________
________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Правительства Хабаровского края от 25 ноября 2011 года N 394-пр
Постановлением Правительства Хабаровского края от 30 августа 2012 года N 302-пр
Постановлением Правительства Хабаровского края от 29 августа 2013 года N 250-пр
________________________________
В целях реализации Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 июня 2010 г. "О бюджетной политике в 2011-2013 годах", Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р, распоряжения Правительства Хабаровского края от 18 марта 2011 г. N 127-рп "Об основных направлениях деятельности Правительства Хабаровского края на период 2011-2015 годов" Правительство края
постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Программу повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года (далее также - Программа);
План мероприятий по реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года (далее - План мероприятий).
2. Министерству финансов края (Кацуба А.С.):
2.1. Осуществлять координацию деятельности органов исполнительной власти края по реализации Плана мероприятий.
2.2. Обеспечить проведение мониторинга реализации Плана мероприятий. Ежегодно подводить итоги выполнения Плана мероприятий и оценку результатов, достигнутых в ходе реализации Программы, до 01 марта года, следующего за отчетным.
2.3. Утвердить форму отчета о реализации ведомственного плана повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года (далее - ведомственные планы).
3. Министерствам края, иным органам исполнительной власти края:
3.1. Обеспечить своевременное выполнение Плана мероприятий.
3.2. Разработать и утвердить ведомственные планы.
Срок - до 01 октября 2011 г.
3.3. Ежегодно подводить итоги выполнения ведомственных планов. Отчет о выполнении ведомственных планов представлять в министерство финансов края до 01 февраля года, следующего за отчетным, по форме, установленной министерством финансов края.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края разработать и реализовать аналогичные муниципальные программы повышения эффективности бюджетных расходов в соответствии с основными направлениями Программы.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства края - министра финансов края Кацубу А.С.
Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И. Шпорт
ПРОГРАММА
повышения эффективности бюджетных
расходов на период до 2013 года
(с изменениями на 29 августа 2013 года)
Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года (далее также - Программа) в Хабаровском крае разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 июня 2010 г. "О бюджетной политике в 2011-2013 годах", Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 1101-р, Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 194н/701 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации региональных и муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов", а также Основными направлениями деятельности Правительства Хабаровского края на период 2011-2015 годов, утвержденными распоряжением Правительства Хабаровского края от 18 марта 2011 г. N 127-рп.
Разработка и принятие Программы является продолжением реализуемых в Хабаровском крае (далее также - край) реформ в части внедрения в деятельность органов исполнительной власти края механизмов управления по результатам и реализации плана мероприятий по проведению административной реформы органов исполнительной власти края на 2011-2013 годы.
1. Необходимость разработки и реализации Программы
В 2000 годах на федеральном уровне принят ряд концептуальных документов, определяющих направления реформ в сфере государственного управления. Приняты важные решения по реализации административной и бюджетной реформ.
В Хабаровском крае в ходе реализации административной реформы оптимизированы полномочия, структура и порядок деятельности органов исполнительной власти края, в том числе путем пересмотра дублирующих и избыточных функций, проведена инвентаризация предоставляемых государственных услуг, сформированы и утверждены перечни государственных услуг. Разрабатываются административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций. Внедрены механизмы противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти края, отдельные элементы управления по целям и результатам. Внедряются стандарты качества государственных услуг, электронное правительство и электронный бюджет.
Важной составляющей административной реформы является бюджетная реформа. В рамках реализации в крае бюджетной реформы используются основные инструменты бюджетирования, ориентированного на результат: реестр расходных обязательств, долгосрочные краевые целевые программы, обоснования бюджетных ассигнований, планирование бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых обязательств.
В целях перехода на программно-целевой принцип организации деятельности органов исполнительной власти края Правительством края утверждены Порядок разработки, реализации и оценки эффективности краевых государственных программ и Перечень государственных программ Хабаровского края.
Результативность работы Правительства края по повышению эффективности бюджетных расходов значительно снижает несистемный характер принимаемых мер. Отсутствует четкое определение основных направлений деятельности министерств края и иных органов исполнительной власти края и критериев оценки эффективности их работы с учетом основной цели проводимых административных и бюджетных реформ - обеспечение потребностей населения края в государственных услугах, увеличение их доступности и качества, реализация долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.
Несмотря на достигнутые результаты, не все планы реализованы. В сфере управления общественными финансами сохраняются следующие системные недостатки и проблемы:
стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием;
структура и динамика бюджетных расходов не в полной мере соответствуют целям государственной политики;
сохраняются условия и стимулы для неоправданного увеличения бюджетных расходов, не созданы условия для мотивации органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления края, а также краевых государственных учреждений к повышению эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;
отсутствуют методики оценки деятельности органов государственной власти края;
планирование программных и непрограммных расходов, а также капитальных и текущих расходов методологически не взаимоувязано;
остается ограниченным опыт внедрения государственных (муниципальных) заданий;
не осуществлен переход на трехлетний бюджет в формате "скользящей трехлетки".
Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития края в условиях адаптации бюджетной системы к сокращению и замедлению темпов роста бюджетных доходов увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов исполнительной власти края, а также по модернизации управления общественными финансами края.
Цель Программы - создание условий для повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти края по выполнению их функций и обеспечению потребности граждан и общества в государственных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития края.
Для достижения цели Программы необходимо создание механизмов, направленных на решение следующих основных задач:
обеспечение укрепления связи стратегического и бюджетного планирования и целеполагания бюджетных расходов с мониторингом достижения заявленных целей;
создание условий для повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти края по предоставлению государственных и муниципальных услуг;
создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению административных и бюджетных реформ;
повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов исполнительной власти края, краевых государственных учреждений, в том числе за счет публичности показателей их деятельности;
повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти края и общества, обеспечение открытости информации об основных направлениях их деятельности, о достигнутых и об ожидаемых результатах их деятельности;
формирование системы индикаторов оценки результативности деятельности органов исполнительной власти края.
Для решения указанных задач в 2011-2013 годах предлагается принять решения по следующим основным направлениям:
обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы края, реалистичности бюджета, повышение эффективности распределения бюджетных средств;
внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти края;
развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных услуг (реструктуризация бюджетного сектора);
развитие системы финансового контроля;
оптимизация функций государственного управления и повышение эффективности их обеспечения;
повышение энергетической эффективности бюджетного сектора экономики;
развитие информационно-аналитических систем управления государственными финансами;
повышение качества управления муниципальными финансами.
Содержанию реформ по указанным направлениям посвящены соответствующие разделы Программы. Реализация предлагаемых в Программе мер создаст организационные и правовые предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов по основным направлениям (отраслям экономики и социальной сферы) государственной политики края.
3. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости
бюджетной системы Хабаровского края, реалистичности бюджета,
повышение эффективности распределения бюджетных средств
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы края является необходимым условием для достижения целей и решения задач Программы.
Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики является важнейшей предпосылкой для обеспечения макроэкономической стабильности в крае, которая:
создает базовые условия для устойчивого экономического роста, улучшения инвестиционного климата, диверсификации и повышения конкурентоспособности субъектов экономики, основанной на инновационном развитии;
ведет к созданию рабочих мест, требующих кадров высокой квалификации;
определяет достижение ключевой конечной цели стратегии социально-экономического развития страны - роста уровня и качества жизни населения.
В целях повышения эффективности деятельности органов государственной власти края по совершенствованию бюджетной политики необходимо установление и соблюдение четко сформулированных принципов ответственной бюджетной политики:
консервативность и надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;
формирование краевого бюджета с учетом долгосрочного прогноза социально-экономического развития края;
стабильность и предсказуемость налоговой политики;
развитие собственной доходной базы и создание стимулов для увеличения поступления доходов в местные бюджеты;
планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
обеспечение оптимального уровня дефицита краевого бюджета и государственного долга края;
принятие новых расходных обязательств при наличии конкурсного распределения бюджетных ассигнований на исполнение принимаемых расходных обязательств согласно эффективности планируемых мероприятий.
В целях обеспечения стабильности и устойчивости бюджетной системы края планируется переход к составлению и утверждению краевого бюджета на трехлетний период с 2013 года. Составление трехлетнего бюджета позволит обеспечить тесную увязку и взаимозависимость стратегических приоритетов развития отраслей с бюджетными ассигнованиями.
Реалистичность прогноза доходов краевого бюджета будет обеспечена в результате планирования доходов на основе прогноза социально-экономического развития края. Расширение горизонтов бюджетного планирования повысит требования к надежности и обоснованности долгосрочных прогнозов. В целях комплексного подхода к реалистичности прогноза доходов краевого бюджета в работе примут участие главные администраторы доходов, министерства края, иные органы исполнительной власти края.
Достоверность прогнозируемых расходов гарантируется ежегодной инвентаризацией расходных обязательств в ходе составления реестра расходных обязательств. Включение расходного обязательства в реестр расходных обязательств подтверждает его соответствие установленным полномочиям края и служит основанием для планирования бюджетных обязательств. Соответствие расходных обязательств полномочиям края, адекватное расходным обязательствам распределение доходов является основой устойчивости бюджетной системы края.
Для создания на краевом уровне предпосылок, необходимых для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы края, необходимо реализовать следующие меры:
формализация порядка принятия решений по введению новых (увеличению объема действующих) расходных обязательств с усилением ответственности органов исполнительной власти края за достоверность оценки их объемов и сроков выполнения;
совершенствование организации прогнозирования кассового исполнения краевого бюджета с установлением ответственности главных распорядителей средств краевого бюджета за качество и соблюдение показателей кассового плана;
привлечение инвестиций в развитие экономики края;
оптимизация долговой нагрузки на краевой и местные бюджеты;
недопущение возникновения просроченной кредиторской задолженности.
В целях недопущения роста кредиторской задолженности необходимо проводить постоянный мониторинг выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы края:
не допускать увеличение утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств по заработной плате за счет экономии по использованию в текущем финансовом году лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на иные цели;