ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2013 года N 305-пр
О внесении изменений в государственную целевую программу Хабаровского края
"Управление государственным имуществом Хабаровского края", утвержденную постановлением
Правительства Хабаровского края от 27 апреля 2012 г. N 134-пр
В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 20 мая 2011 г. N 146-пр "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных целевых программ Хабаровского края", в целях обеспечения рационального использования бюджетных ассигнований Правительство края
постановляет:
Внести изменения в государственную целевую программу Хабаровского края "Управление государственным имуществом Хабаровского края", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 27 апреля 2012 г. N 134-пр, изложив паспорт, разделы 1 - 11, приложения N 2, 3, 5 в новой редакции (прилагаются).
И.о. Председателя
Правительства края
С.В. Щетнёв
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Хабаровского края
от 27 апреля 2012 года N 134-пр
(в редакции
постановления
Правительства Хабаровского края
от 30 сентября 2013 года N 305-пр)
Государственная целевая программа Хабаровского края
"Управление государственным имуществом Хабаровского края"
ПАСПОРТ
государственной целевой программы Хабаровского края
"Управление государственным имуществом Хабаровского края"
Наименование программы | - государственная целевая программа Хабаровского края "Управление государственным имуществом Хабаровского края" (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы | - министерство имущественных отношений Хабаровского края (далее также - министерство и край соответственно) |
Соисполнители Программы | - министерство экономического развития и внешних связей края, отраслевые министерства края, иные органы исполнительной власти края |
Цель Программы | - повышение эффективности управления государственным имуществом Хабаровского края |
Задачи Программы | - оптимизация состава краевого государственного имущества; повышение эффективности управления краевыми государственными унитарными предприятиями (далее - краевые предприятия) и хозяйственными обществами с долей участия края в их уставном капитале (далее - хозяйственные общества); совершенствование системы учета объектов краевой государственной собственности; реализация мер по совершенствованию государственного кадастра недвижимости на территории края; формирование краевого земельного фонда и повышение эффективности использования земельных участков, находящихся в краевой государственной собственности (далее - краевые земельные участки); распоряжение на территории г. Хабаровска земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предназначенными для целей строительства |
Долгосрочные краевые целевые программы | - в рамках Программы реализация долгосрочных краевых целевых программ не предусмотрена |
Основные мероприятия Программы | - преобразование краевых государственных унитарных предприятий; приватизация находящихся в краевой государственной собственности акций (долей) хозяйственных обществ; приватизация краевого государственного имущества, в том числе обеспечение деятельности подведомственных учреждений - выполнение функций краевого государственного казенного учреждения "Фонд имущества Хабаровского края"; осуществление проверок сохранности и использования по назначению краевого государственного имущества; обеспечение выполнения плановых показателей доходов краевого бюджета от аренды краевого государственного имущества; принятие мер по обеспечению финансовой устойчивости, платежеспособности, рентабельной работы подведомственных краевых предприятий и хозяйственных обществ; обеспечение выполнения плановых показателей доходов краевого бюджета от прибыли краевых предприятий и дивидендов хозяйственных обществ; оформление возникновения, изменения и прекращения прав на объекты недвижимого имущества, находящиеся в краевой государственной собственности (далее - краевые объекты недвижимости); актуализация сведений, содержащихся в Реестре краевого государственного имущества; создание инфраструктуры пространственных данных государственного кадастра объектов недвижимости, в том числе работы по описанию местоположения границ поселений на условиях совместного финансирования с администрациями поселений, проведение государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории края; формирование краевого земельного фонда; вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых и используемых не в полном объеме краевых земельных участков; обеспечение выполнения плановых показателей доходов краевого бюджета от арендной платы за краевые земельные участки; обеспечение предоставления земельных участков для целей строительства на территории г. Хабаровска, формирования земельных участков, переданных в распоряжение Правительству Хабаровского края для осуществления полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению такими земельными участками, создания базы данных о свободных, сформированных для целей капитального строительства, для различных видов разрешенного использования земельных участках; обеспечение предоставления земельных участков бесплатно в собственность гражданам, имеющим трех и более детей на территории г. Хабаровска, иных поселений края на условиях совместного финансирования; оптимизация процедур, связанных с предоставлением земельных участков для строительства на территории г. Хабаровска; обеспечение выполнения плановых показателей доходов бюджета края от предоставления земельных участков для целей строительства на территории г. Хабаровска; реализация органами местного самоуправления городского округа "Город Хабаровск" отдельных государственных полномочий Хабаровского края по распоряжению на территории г. Хабаровска земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (Закон Хабаровского края от 27 июня 2007 г. N 125 "О наделении органов местного самоуправления городского округа "Город Хабаровск" отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа "Город Хабаровск") |
Целевые показатели (индикаторы) Программы | - выполнение плановых показателей доходов краевого бюджета от приватизации акций (долей) хозяйственных обществ; выполнение плановых показателей доходов краевого бюджета от приватизации краевого государственного имущества; выполнение плановых показателей доходов краевого бюджета от аренды краевого государственного имущества; выполнение плановых показателей доходов краевого бюджета от дивидендов хозяйственных обществ; выполнение плановых показателей доходов краевого бюджета от перечисления части чистой прибыли краевых государственных унитарных предприятий; удельный вес краевых объектов недвижимости, прошедших государственную регистрацию прав, в общем числе краевых объектов недвижимости; отношение количества групп земельных участков, по которым проведена государственная кадастровая оценка, к количеству групп земельных участков, по которым в соответствии с законодательством кадастровая оценка должна быть проведена в отчетном году; отношение количества проведенных проверок фактического использования краевых земельных участков к плановому количеству проверок; выполнение плановых показателей доходов краевого бюджета от арендной платы за краевые земельные участки; количество земельных участков на территории г. Хабаровска, предоставленных министерством для строительства, за исключением земельных участков, предоставленных бесплатно в собственность гражданам, имеющим трех и более детей; количество земельных участков на территории г. Хабаровска, предоставленных бесплатно в собственность гражданам, имеющим трех и более детей; отношение количества земельных участков на территории г. Хабаровска, предоставленных в сроки, установленные технологическими картами предоставления государственных услуг (далее - технологические карты), к общему числу предоставленных участков; выполнение плановых показателей доходов бюджета края от арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в границах городских округов, а также от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков |
Этапы и сроки реализации Программы | - Программа реализуется в один этап в течение 2012-2020 годов |
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета | - общий объем финансирования реализации Программы из краевого бюджета - 692 815,72 тыс. рублей, в том числе по годам: 2012 год - 62 117,77 тыс. рублей; 2013 год - 84 649,75 тыс. рублей; 2014 год - 78 062,60 тыс. рублей; 2015 год - 77 997,60 тыс. рублей; 2016-2020 годы - 389 988,00 тыс. рублей |
Конечные результаты реализации Программы | - приведение структуры и состава краевого имущественного комплекса в полное соответствие с выполняемыми Хабаровским краем полномочиями; обеспечение финансовой устойчивости, платежеспособности и рентабельной работы краевых предприятий и хозяйственных обществ, которые участвуют в реализации полномочий Хабаровского края; оформление государственной регистрации прав на все краевые объекты недвижимости, в том числе на земельные участки; внесение полной информации обо всех объектах государственного имущества Хабаровского края в Реестр краевого государственного имущества; осуществление государственного кадастрового учета краевых объектов недвижимости; создание единого координатного пространства сведений государственного кадастра недвижимости на всей территории Хабаровского края; завершение формирования краевого земельного фонда; предоставление на территории г. Хабаровска земельных участков для целей строительства; предоставление на территории г. Хабаровска, иных поселений земельных участков бесплатно в собственность гражданам, имеющим трех и более детей |
1. Характеристика текущего состояния сферы управления государственным имуществом края
Управление государственной собственностью является неотъемлемой частью деятельности Правительства Хабаровского края по решению экономических и социальных задач, укреплению финансовой системы, созданию эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей повышение уровня и качества жизни населения края.
Краевой имущественный комплекс разнообразен по своему составу. По состоянию на 01 июля 2013 г. в Реестре краевого государственного имущества учтено 422 юридических лица: 32 органа государственной власти края, один Фонд обязательного медицинского страхования, 377 краевых государственных учреждения, в том числе 148 - казенных, 207 - бюджетных, 22 - автономных учреждений, 12 - краевых государственных унитарных предприятий. Казну края составляют 269 отдельных объектов недвижимости, 39 комплексов имущества, 21 пакет акций (долей) хозяйственных обществ и 1 874 земельных участков.
Полномочия Правительства края в сфере управления и распоряжения имуществом распространяются на краевое государственное имущество, в том числе на краевые земельные участки, а также на земельные участки на территории г. Хабаровска, государственная собственность на которые не разграничена, предназначенные для целей строительства.
В соответствии с принципом отраслевого управления, установленным Законом Хабаровского края от 25 июня 2003 г. N 124 "Об основах управления и распоряжения государственной собственностью Хабаровского края", полномочиями по распоряжению краевым государственным имуществом наделены министерство имущественных отношений края и другие органы исполнительной власти края.
Краевое государственное имущество создает материальную основу для реализации государственных полномочий Хабаровского края и предоставления государственных услуг гражданам и бизнесу. Сфера управления краевым государственным имуществом охватывает широкий круг вопросов: создание новых объектов, безвозмездные прием и передача их на другие уровни собственности, приватизация и отчуждение по иным основаниям, передача во владение и пользование, реорганизация и ликвидация краевых предприятий и краевых государственных учреждений (далее - краевых организаций) и т.п.
Правительством края в этой сфере создана и постоянно совершенствуется нормативная правовая база. Организован учет краевого имущества на основе применения программно-технических средств, проведена работа по оформлению государственной регистрации прав собственности края на основную массу краевых объектов недвижимости.
Министерство целенаправленно координирует работу отраслевых органов исполнительной власти края по оптимизации краевого имущественного комплекса и приведению его в соответствие с государственными полномочиями Хабаровского края. Налажено планирование имущественного обеспечения государственных полномочий края на среднесрочную перспективу.
На основе изменений полномочий публичных образований осуществляется перераспределение имущества с Российской Федерацией и муниципальными образованиями. В соответствии с ежегодно утверждаемым Правительством края прогнозным планом приватизации краевого государственного имущества (далее - Прогнозный план) проводится приватизация.
Прогнозный план на 2012 год включал 30 объектов краевой государственной собственности, в том числе: преобразование краевых государственных унитарных предприятий в хозяйственные общества - 5, объектов движимого имущества - 7, комплексов имущества - 2, объектов недвижимости - 16.
Анализ прогнозных планов за прошлые годы свидетельствует о сокращении количества объектов, подлежавших приватизации: 2007 год - 73 объекта; 2008 год - 68; 2009 год - 55; 2010 год - 41; 2011 год - 49.
Основным показателем осуществления необходимых процедур при приватизации объектов является доля объектов, по которым приняты решения об условиях их приватизации, от числа включенных в Прогнозный план объектов.
В течение 2012 года осуществлена предпродажная подготовка, приняты решения об условиях приватизации в отношении 20 из 30 объектов Прогнозного плана, среди которых 7 объектов движимого имущества путем внесения в уставной капитал открытого акционерного общества при его создании (100% из числа включенных), 1 комплекс имущества (50%), 10 объектов недвижимого имущества (62,5%), 2 предприятия (40%).
В 2012 году продано 22 объекта краевой государственной собственности, в том числе 13 объектов Прогнозного плана приватизации 2011 года, 6 земельных участком под ранее приватизированными объектами.
От приватизации краевого государственного имущества в бюджет края в 2012 году поступило 925,4 млн. рублей (в том числе от продажи объектов Прогнозного плана приватизации 2011 года).
Плановое задание выполнено на 86,4 процента. Невыполнение плановых показателей доходов в бюджете края связано с продажей некоторых объектов Прогнозного плана приватизации 2012 года в ноябре - декабре и поступления в краевой бюджет в начале 2013 года, а также исключением ряда объектов по предложениям отраслевых органов исполнительной власти края и судебными разбирательствами в отношении 4 краевых объектов.
За предшествующие периоды выполнение плановых показателей доходов от приватизации составило: в 2011 году - 240 процентов, в 2010 году - 114 процентов, в 2009 году - 101 процент, в 2008 году - 96 процентов, в 2007 году - 97 процентов.
Обеспечение плановых показателей доходов от использования и продажи краевого государственного имущества и краевых земельных участков отражает уровень эффективности их использования и приватизации. Показатели по поступлению этих доходов в краевой бюджет ежегодно выполняются.
С введением в действие Земельного кодекса на территории края планомерно осуществляется формирование краевых земельных участков. Наиболее распространенными основаниями для государственной регистрации права собственности края на земельные участки являются предоставление земельных участков органам государственной власти края, краевым предприятиям, учреждениям и расположение на земельных участках объектов недвижимости, находящихся в собственности края. За период 2006-2012 годов органами исполнительной власти края и подведомственными им краевыми организациями были выполнены работы по государственной регистрации прав основной массы краевых земельных участков. По состоянию на 01 июля 2013 г. оформлены права собственности края на 1 874 земельных участков общей площадью 114 тыс. гектаров.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. N 560, утвердившим подпрограмму "Создание системы кадастра недвижимости (2006-2012 годы)" федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2008 годы)", и постановлением Губернатора Хабаровского края от 31 марта 2003 г. N 99 "О мероприятиях по созданию кадастра недвижимости в Хабаровском крае на 2003-2012 годы" министерством организованы работы по совершенствованию государственного кадастра недвижимости на всей территории края.
Для создания единой базы данных о всех объектах недвижимости, в том числе земельных участках, проводится преобразование в единую местную систему координат МСК-27 сведений о координатах земельных участков, ранее поставленных на государственный кадастровый учет.
В целях повышения точности кадастровых работ и снижения их стоимости в 2003-2011 годах проведены работы по сгущению опорно-межевой сети в 10 густонаселенных районах края: Амурском, Бикинском, Ванинском, Вяземском, Комсомольском, имени Лазо, Нанайском, Николаевском, Советско-Гаванском, Хабаровском.
В 2012 году проведены работы по конвертации баз данных программного комплекса АИС ГКН, выполненных в условных системах координат, с преобразованием в МСК-27.
Вместе с тем в управлении краевым государственным имуществом и регулировании на территории края имущественных и земельных отношений имеются определенные недостатки.
Наличие в краевом имущественном комплексе имущества, не служащего для реализации полномочий Правительства края, отдельные недостатки в учете имущества, отсутствие государственной регистрации прав на ряд объектов краевой собственности, в том числе на земельные участки, низкая конкурентоспособность краевых предприятий и невысокая доходность используемого имущества - это основные проблемы государственного управления в области имущественных и земельных отношений на территории края.
Работа по дальнейшему развитию краевого имущественного комплекса требует совершенствования форм и методов повышения эффективности использования государственного имущества.
Использование программно-целевого метода для решения имеющихся проблем обусловлено необходимостью применения комплексного и последовательного подхода, обеспечивающего увязку реализации мероприятий по исполнителям и ресурсам. Программа направлена на решение имеющихся проблем и повышение эффективности государственного управления в сфере имущественных и земельных отношений на территории Хабаровского края.
2. Принципы и цели краевой государственной политики в сфере управления государственным имуществом края, основные задачи Программы
Основными принципами краевой государственной политики в сфере управления и распоряжения краевой государственной собственностью являются: законность и открытость деятельности органов государственной власти края, подотчетность и подконтрольность, эффективность, целевое использование имущества, закрепленного за органами государственной власти края, краевыми предприятиями и учреждениями, а также переданного в пользование иным юридическим лицам и гражданам, обеспечение условий для развития в крае конкуренции и отраслевое управление.
С учетом действующего законодательства, Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края, Основных направлений деятельности Правительства Хабаровского края и посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации основной стратегической целью Программы является повышение эффективности управления государственным имуществом Хабаровского края.
Достижение названной цели предусматривается в рамках реализации следующих основных задач:
- оптимизация состава краевого государственного имущества;
- повышение эффективности управления краевыми предприятиями и хозяйственными обществами;
- совершенствование системы учета объектов краевой государственной собственности;
- реализация мер по совершенствованию государственного кадастра недвижимости на территории края;
- формирование краевого земельного фонда и повышение эффективности использования краевых земельных участков;
- распоряжение на территории г. Хабаровска земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предназначенными для целей строительства.
В силу наличия у краевых земельных участков как объектов краевой государственной собственности специфических особенностей и отличий от других видов краевого государственного имущества мероприятия по формированию краевой земельной собственности и повышению эффективности использования краевых земельных участков выделены в обособленное направление Программы.
Задача N 1. Оптимизация состава краевого государственного имущества
В настоящее время политика управления государственной собственностью Хабаровского края строится на принципе строгого соответствия состава краевого государственного имущества функциям и полномочиям субъекта Российской Федерации.
Проблемой в данном направлении является наличие в составе краевого имущественного комплекса краевых предприятий, акций (долей) хозяйственных обществ и имущества, не служащих реализации полномочий края.
Данная проблема решается в рамках работы по оптимизации состава краевого государственного имущества путем последовательного сокращения их количества через реорганизацию, ликвидацию краевых предприятий, а также приватизацию находящихся в краевой государственной собственности акций (долей) хозяйственных обществ и другого имущества, не участвующих в реализации полномочий края.
Оптимизация состава краевого государственного имущества достигается путем:
- преобразования краевых государственных унитарных предприятий;
- приватизации находящихся в краевой государственной собственности акций (долей) хозяйственных обществ и государственного имущества;
- осуществления проверок сохранности и использования по назначению краевого государственного имущества;
- исключения краевых организаций, в отношении которых завершены процедуры ликвидации и банкротства, из Единого государственного реестра юридических лиц.
В целях оптимизации деятельности по приватизации, руководствуясь законами Хабаровского края от 25 июня 2003 г. N 124 "Об основах управления и распоряжения государственной собственностью Хабаровского края", от 23 апреля 2003 г. N 115 "О приватизации краевого государственного имущества", учреждено краевое государственное казенное учреждение "Фонд имущества Хабаровского края", которое является специализированным учреждением по проведению продажи краевой государственной собственности и находится в ведении министерства.
Приватизация имущества, не служащего исполнению полномочий и функций края, является не только инструментом формирования оптимального краевого имущественного комплекса, но и источником доходов краевого бюджета.
Доходы от приватизации краевого государственного имущества и акций хозяйственных обществ составляют значительную часть поступлений в краевой бюджет от краевого государственного имущества. Выполнение плановых показателей доходов от продажи имущества является также индикатором, характеризующим эффективность процесса приватизации.
Объемы ежегодных поступлений доходов от приватизации краевого государственного имущества нестабильны в силу отсутствия в краевой государственной собственности высоколиквидного имущества для приватизации. Прогноз поступления в краевой бюджет доходов от приватизации имущества с учетом основных тенденций приватизационных процессов приблизителен: 2013 год - 225 млн. рублей, 2014 год - 120 млн. рублей, 2015 год - 10 млн. рублей.
Работа отраслевых органов исполнительной власти края (далее - отраслевые органы края) по выявлению излишнего, неиспользуемого или неэффективно используемого подведомственными им краевыми государственными учреждениями имущества позволяет принять действенные меры по его оптимизации. На основании предложений отраслевых органов края такое имущество перераспределяется между краевыми организациями, органами исполнительной власти края, предлагается к приватизации, передаче в муниципальную собственность, предоставляется в аренду, вовлекается в хозяйственный оборот на иных условиях или оформляется к списанию.
Учитывая то, что в настоящее время количество краевых административных зданий, предназначенных для размещения органов государственной власти края и краевых государственных учреждений, крайне недостаточно, данные мероприятия позволяют решить вопросы по размещению указанных организаций в помещениях, находящихся в краевой государственной собственности, и тем самым обеспечить экономию средств краевого бюджета.
Задача N 2. Повышение эффективности управления краевыми предприятиями и хозяйственными обществами
Недостаточная стабильность финансово-хозяйственной деятельности и низкая конкурентоспособность краевых предприятий, неполучение ими чистой прибыли и, как следствие, непоступление от них в краевой бюджет неналоговых доходов снижает эффективность управления краевым государственным имуществом. Сходная проблема существует и для хозяйственных обществ.
Задача повышения эффективности управления краевыми предприятиями и хозяйственными обществами решается посредством осуществления отраслевыми органами края и министерством в отношении находящихся в их ведении краевых предприятий и хозяйственных обществ следующих мер:
- обеспечение финансовой устойчивости, платежеспособности, рентабельной работы краевых предприятий и хозяйственных обществ и предупреждение их банкротства;
- обеспечение выполнения плановых показателей по доходам краевого бюджета от части чистой прибыли и дивидендов.