ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2013 года N 29-пр
О внесении изменений в государственную целевую программу Хабаровского края
"Содействие экономическому развитию, конкуренции, инвестиционной и внешнеэкономической
деятельности в Хабаровском крае", утвержденную постановлением Правительства
Хабаровского края от 02 мая 2012 г. N 137-пр
__________________________
Утратило силу с 1 января 2015 года на основании
Постановления Правительства Хабаровского края
от 19 декабря 2014 года N 495-пр
__________________________
В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 20 мая 2011 г. N 146-пр "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных целевых программ Хабаровского края", во исполнение распоряжения Правительства Хабаровского края от 18 августа 2012 г. N 498-рп "О внесении изменений в Перечень государственных целевых программ Хабаровского края, утвержденный распоряжением Правительства Хабаровского края от 18 мая 2011 г. N 265-рп", а также в целях совершенствования нормативной правовой базы Хабаровского края Правительство края
постановляет:
1. Внести в государственную целевую программу Хабаровского края "Содействие экономическому развитию, конкуренции, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности в Хабаровском крае", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 02 мая 2012 г. N 137-пр, следующие изменения:
1) паспорт изложить в следующей редакции:
"ПАСПОРТ
государственной целевой программы Хабаровского края
"Содействие экономическому развитию, конкуренции, инвестиционной
и внешнеэкономической деятельности в Хабаровском крае"
Наименование государственной целевой программы Хабаровского края | - государственная целевая программа Хабаровского края "Содействие экономическому развитию, конкуренции, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности в Хабаровском крае" (далее также - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы | - министерство экономического развития и внешних связей Хабаровского края (далее также - край) |
Соисполнители, участники Программы | - министерство промышленности и транспорта края; министерство природных ресурсов края; министерство жилищно-коммунального хозяйства края; министерство имущественных отношений края; министерство строительства края; министерство финансов края; министерство сельского хозяйства и продовольствия края; министерство здравоохранения края; министерство образования и науки края; министерство культуры края; министерство информационных технологий и связи края; комитет Правительства края по развитию топливно-энергетического комплекса; комитет государственного заказа Правительства края; отраслевые органы исполнительной власти края; главное управление информационной политики и общественных связей Губернатора и Правительства края; главное управление территориального развития Губернатора и Правительства края; постоянно действующая комиссия по комплексному развитию острова Большой Уссурийский; администрация Советско-Гаванского муниципального района (по согласованию); администрация Хабаровского муниципального района (по согласованию); администрация города Хабаровска (по согласованию); органы местного самоуправления муниципальных образований края (по согласованию); краевое государственное бюджетное учреждение "Агентство регионального развития"; краевое государственное казенное учреждение "Хабаровскуправтодор"; оператор по подготовке инвестиционных площадок и реализации комплексных проектов (по согласованию); организации, привлекаемые к исполнению (по согласованию); сетевые организации (по согласованию); управляющая компания по реализации проекта развития российской части острова Большой Уссурийский (далее - управляющая компания) (по согласованию) |
Цель Программы | - содействие экономическому развитию, конкуренции, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности в крае |
Задачи Программы | - совершенствование системы прогнозирования и стратегического планирования в крае; создание условий делового и инвестиционного климата в крае: создание благоприятных условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций и создание механизмов, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности края; содействие развитию внешнеэкономической деятельности в крае; содействие развитию конкуренции в крае; содействие развитию кластеров и комплексных проектов в крае: создание и развитие портовой особой экономической зоны "Советская Гавань" (далее также - ПОЭЗ); содействие развитию российской части острова Большой Уссурийский; содействие реализации комплексного инвестиционного плана модернизации монопрофильного городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" (далее также - КИП); повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления края; |
Долгосрочные краевые целевые программы | - краевая целевая программа "Повышение инвестиционной привлекательности и улучшение инвестиционного климата Хабаровского края на период 2012-2015 годов" |
Основные мероприятия Программы | - определение инвестиционного потенциала региона, формирование и развитие "точек экономического роста" территорий развития; совершенствование правового регулирования инвестиционной деятельности в крае; оптимизация и повышение эффективности мер краевой государственной финансовой поддержки инвестиционной деятельности; создание благоприятной административной среды для инвесторов; повышение эффективности процесса привлечения иностранных инвестиций; формирование инфраструктуры инвестиционной деятельности; развитие финансовых механизмов привлечения инвестиций; формирование инвестиционно привлекательного имиджа края; кадровое обеспечение инвестиционного процесса; развитие механизмов обеспечения мониторинга, анализа и планирования социально-экономического развития края; реализация решений стратегического управления в крае на основе программно-целевого метода; приведение в соответствие показателей стратегических и оперативных документов социально-экономического развития края к показателям Указа Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации"; внедрение практики согласительных процедур при формировании и реализации стратегических и оперативных планов социально-экономического развития края и муниципальных образований; создание и внедрение инструментов и механизмов поддержки краевого экспорта; сохранение и наращивание потенциала экспорта сырьевых товаров за счет реализации программ модернизации, обеспечивающих большую глубину переработки и выпуск новых видов продукции с высокой добавленной стоимостью в условиях сохранения спроса на мировом рынке и относительно благоприятной ценовой конъюнктуры; дальнейшее замещение экспорта сырья экспортом продукции высоких переделов; активное использование механизмов выставочно-ярмарочной и презентационной деятельности для продвижения краевой продукции на внешних рынках; создание условий для формирования благоприятной конкурентной среды в крае; развитие конкуренции на отдельных региональных рынках; взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, администрацией Советско-Гаванского муниципального района и управляющей компанией открытым акционерным обществом "Особые экономические зоны"; подготовка предложений по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере создания и функционирования особых экономических зон; проведение системной работы по привлечению международных и российских компаний в качестве потенциальных резидентов ПОЭЗ; создание обеспечивающей инфраструктуры на территории ПОЭЗ и прилегающей к ней территории; проведение мероприятий по увеличению территории ПОЭЗ до 450 гектаров; развитие потенциала территорий, прилегающих к ПОЭЗ; создание условий для развития бизнеса в ПОЭЗ; создание благоприятных условий для размещения на острове Большой Уссурийский инфраструктурных и иных объектов соответствующего функционального назначения в рамках реализации направления развития российской части острова Большой Уссурийский; инфраструктурное освоение территории Большого Уссурийского острова, создание на территории острова совокупности взаимоувязанных объектов и сооружений соответствующего функционального назначения; обеспечение эффективной системы управления и взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности в рамках реализации проекта развития российской части острова Большой Уссурийский; формирование механизмов и условий, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности Большого Уссурийского острова для российских и иностранных инвесторов; устойчивое развитие экономики монопрофильного городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" за счет создания, поддержки и развития промышленных производств, увеличения эффективности функционирования малого и среднего бизнеса и повышения качества и уровня жизни населения; стимулирование органов местного самоуправления на достижение наилучших значений показателей деятельности путем предоставления грантов; внедрение системы планирования целевых значений показателей деятельности органов местного самоуправления посредством заключения соглашений между Правительством края и администрациями городских округов и муниципальных районов края; содействие повышению эффективности планирования и прогнозирования социально-экономического развития муниципальных образований края; содействие развитию инвестиционной политики в муниципальных образованиях края посредством более активного использования механизма муниципально-частного партнерства; содействие развитию кадрового потенциала муниципальной службы; проведение заседаний совета по вопросам экономического развития муниципальных образований края при министерстве экономического развития и внешних связей края |
Показатели (индикаторы) Программы | - прирост инвестиций в основной капитал; объем прямых иностранных инвестиций в расчете на одного жителя края; отклонение фактических значений от прогнозных по показателю "Валовой региональный продукт" в годовом исчислении; доля средств краевого бюджета, распределенных по программно-целевому методу; число городских округов и муниципальных районов края, заключивших соглашения с Правительством края по вопросам взаимодействия в области социально-экономического развития; прирост краевого экспорта; количество выявленных фактов нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления; увеличение доли хозяйствующих субъектов от общего числа опрошенных, считающих, что состояние конкурентной среды улучшилось за прошедший год на отдельных региональных и муниципальных рынках; количество резидентов, привлеченных и размещенных на площади ПОЭЗ в 290 гектаров; объем средств, вложенных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников на создание обеспечивающей инфраструктуры ПОЭЗ; объем привлеченных средств за счет внебюджетных источников финансирования на 1 рубль вложенных бюджетных средств с момента создания ПОЭЗ; создание новых рабочих мест на острове Большой Уссурийский; количество инвестиционных проектов, реализуемых на острове Большой Уссурийский; создание новых рабочих мест в городском поселении "Рабочий поселок Чегдомын"; снижение уровня безработицы в городском поселении "Рабочий поселок Чегдомын"; удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления городского округа (муниципального района) края; доля муниципальных образований края, имеющих программы социально-экономического развития |
Этапы и сроки реализации Программы | - Программа реализуется в один этап - в течение 2012-2020 годов |
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета бюджетов муниципальных образований внебюджетных средств на реализацию цели Программы | - общий объем финансирования - 53 784 197,49 тыс. рублей, в том числе: из федерального бюджета - 18 121 916,00 тыс. рублей, в том числе по годам: 2012 год - 2 183 600,00 тыс. рублей, 2013 год - 4 061 600,00 тыс. рублей, 2014 год - 3 315 416,00 тыс. рублей, 2015 год - 4 198 600,00 тыс. рублей, 2016-2020 годы - 4 362 700,00 тыс. рублей; из краевого бюджета - 801 681,49 тыс. рублей, в том числе по годам: 2012 год - 167 750,05 тыс. рублей, 2013 год - 170 127,92 тыс. рублей, 2014 год - 71 038,36 тыс. рублей, 2015 год - 65 460,86 тыс. рублей, 2016-2020 годы - 327 304,30 тыс. рублей; из бюджетов муниципальных образований края (по согласованию) - 144 600,00 тыс. рублей, в том числе по годам: 2012 год - 47 400,00 тыс. рублей, 2013 год - 97 200,00 тыс. рублей, из внебюджетных средств - 34 716 000,00 тыс. рублей, в том числе по годам: 2012 год - 50 000,00 тыс. рублей, 2013 год - 1 497 800,00 тыс. рублей, 2014 год - 3 620 100,00 тыс. рублей, 2015 год - 5 562 500,00 тыс. рублей, 2016-2020 годы - 23 985 600,00 тыс. рублей |
Конечные результаты реализации Программы | - повышение эффективности мер государственного содействия экономическому развитию, конкуренции, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности, и деятельности органов местного самоуправления в крае"; |
2) в разделе 1:
а) в пункте 1.3.2 подраздела 1.3:
- в абзаце третьем после слов "на западе" дополнить словами "по руслу реки Амура";
- в абзаце шестом после слов "относящийся к г. Хабаровску" дополнить словами ", и территория бывшего укрепрайона с. Бычиха (улица Заречная) с постоянным населением 155 человек";
- в абзаце восьмом:
слова "Связь с поселком" заменить словами "Связь с поселками";
после слов "между г. Хабаровском" дополнить словами ", Хабаровским муниципальным районом";
- в абзаце тринадцатом после слов "всех уровней" дополнить словами "бюджетной системы Российской Федерации (далее также - бюджеты всех уровней)";
- в абзаце двадцать шестом после слов "доли затопляемых территорий" дополнить словами "и наличие интенсивного разрушения береговой полосы российской части острова";
б) дополнить подразделом 1.4 следующего содержания:
"1.4. Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления края
Меры по реализации Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года предполагают активное участие органов местного самоуправления края, их мобилизацию на внедрение инновационных подходов к управлению и развитию соответствующих территорий края.
Результаты социально-экономической динамики развития края во многом обеспечиваются развитием муниципальных образований края, повышением эффективности деятельности органов местного самоуправления.
На данном этапе в развитии муниципальных образований края существует ряд проблем, снижающих результативность проводимой государственной политики территориального развития и деятельности органов местного самоуправления.
1.4.1. Дифференциация муниципальных образований края
По состоянию на 01 января 2012 г. в Хабаровском крае законодательно установлены границы 233 муниципальных образований, наделенных соответствующими статусами, в том числе: двух городских округов, 17 муниципальных районов, 25 городских и 189 сельских поселений.
Территориальная организация местного самоуправления в Хабаровском крае определена в 2004 году путем принятия Законодательной Думой Хабаровского края Закона Хабаровского края от 28 июля 2004 г. N 208 "О наделении поселковых, сельских муниципальных образований статусом городского, сельского поселения и об установлении их границ". При формировании муниципальных образований края, определении их границ и административных центров анализ потенциала их деятельности по решению вопросов местного значения, экономическому и социальному развитию своих территорий не проводился. Принятое решение в основном продублировало ранее существовавшую административно-территориальную модель, сформированную с иной численностью населения, в другую историческую эпоху, для решения совершенно иных задач.
Созданная в крае система территориальной организации местного самоуправления закрепила существовавший высокий уровень экономической и социальной дифференциации муниципальных образований края, что является одной из основных проблем в организации местного самоуправления.
В настоящее время муниципальные образования края по большинству показателей отличаются друг от друга в разы и даже десятки раз. Это утверждение остается верным, даже если исключить показатели сельских и городских поселений края (потенциал которых просто несопоставим) и проводить сравнения только по муниципальным районам края. Так, численность населения Хабаровского и Тугуро-Чумиканского районов различается более чем в 38 раз. Налоговые и неналоговые доходы 2011 года консолидированного бюджета Ванинского района в абсолютных цифрах превышают аналогичный показатель Тугуро-Чумиканского района в 9 раз, а при рассмотрении данного показателя в относительных величинах на душу населения - в 5 раз (лидер - Аяно-Майский район, аутсайдер - Хабаровский район).
Предоставление межбюджетных трансфертов ситуацию меняет незначительно - доходы муниципальных районов края с учетом безвозмездных поступлений в абсолютных значениях различаются в 7 раз (максимум - Николаевский район, минимум - Тугуро-Чумиканский район), а в относительных значениях разрыв достигает 6,5 раза (Аяно-Майский и Хабаровский районы).
Можно рассматривать и другие социально-экономические показатели: оборот предприятий, занятость населения, обеспеченность социальной инфраструктурой, уровень преступности и другие, дифференциация муниципальных районов по которым не только не снижается, а имеет тенденцию к росту.
Существующий высокий уровень дифференциации муниципальных образований края создает большие трудности в осуществлении местного самоуправления и является острой проблемой государственного управления в крае, так как:
- не позволяет обеспечить единые для всего населения края государственные гарантии и стандарты, что нарушает справедливость социальной политики;
- усиливает миграционные потоки как внутрирегиональные (с севера на юг), так и межрегиональные (с востока на запад), что приводит к сокращению не только количества жителей в муниципальных образованиях края, но и к снижению качества остающегося в них населения;
- увеличивает долю расходов на администрирование предоставления государственных и муниципальных услуг при снижении численности населения края;
- ведет к "сжатию" инфраструктуры (по мере снижения численности населения территории отпадает надобность в содержании, сохранении и развитии инфраструктурных объектов: закрываются аэропорты, "оптимизируется" сеть социальных учреждений, ухудшаются и перестают поддерживаться дороги и пр.);
- снижает инвестиционную привлекательность территорий края, не имеющих кадрового потенциала и соответствующей инфраструктуры.
Основными инструментами влияния на сложившуюся в муниципальных образованиях края ситуацию являются краевые целевые программы, система распределения межбюджетных трансфертов, инвестиционная политика.
Значительная доля расходов краевого бюджета (35 процентов) прямо или косвенно осуществляется в муниципальных образованиях края. Как правило, расходование этих средств осуществляется по отраслевому принципу и направлено на решение наиболее остро стоящих инфраструктурных проблем. Комплексный подход, позволяющий планировать и реализовывать действия по нивелированию различий в уровне социально-экономического развития муниципальных образований края, отсутствует. Соответственно, оказываемая муниципальным образованиям края поддержка в существующих формах не только не сокращает, а наоборот, усиливает дисбаланс.
Проблема существующей дифференциации уровней развития муниципальных образований края также не находит должного отражения в механизмах стимулирования органов местного самоуправления к повышению эффективности их деятельности.
Применяемые подходы к оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов", распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 г. N 1313-р, постановлением Правительства Хабаровского края от 30 марта 2011 г. N 80-пр "О реализации в Хабаровском крае Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов") не увязывают показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края с решением задачи сокращения территориальных дисбалансов.
Кроме того, результаты оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления практически не используются при перспективном планировании как в самих муниципальных образованиях края, так и в отраслевых министерствах (ведомствах) края.
1.4.2. Низкая результативность и эффективность деятельности органов местного самоуправления, неготовность к внедрению инноваций в муниципальном управлении
Деятельность органов местного самоуправления во многом определяется результативностью решения задач местного значения. Однако практика муниципального управления последних лет характеризуется постоянным расширением зоны ответственности органов местного самоуправления.
Кроме все более растущего количества возлагаемых на органы местного самоуправления "собственных" задач, законодательно отнесенных к вопросам местного значения, государственные органы как федерального, так и регионального уровня ожидают и требуют от органов местного самоуправления также высокой активности и результативности в решении части вопросов государственного управления.
Деятельность органов местного самоуправления протекает в условиях динамично меняющегося законодательства, множества параллельно реализуемых реформационных процессов, повышения уровня требований к результатам деятельности, в том числе к правовому обеспечению работы. При этом не учитывается реальная возможность органов местного самоуправления ориентироваться в происходящих процессах, осуществлять нормотворчество и принимать ответственные решения, исходя из своих ресурсных возможностей.
Реализация любого полномочия представляет собой деятельность, требующую адекватного объема ресурсов для своего осуществления. За время действия Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" объем полномочий органов местного самоуправления существенно вырос, при этом доходные источники местного бюджета изменились недостаточно. Это означает, что изначально существовавший дисбаланс между объемом полномочий и располагаемыми для их реализации ресурсами увеличился. Органы местного самоуправления не могут обеспечить решение всех возложенных на них задач, опираясь только на собственную экономическую базу.
Проблема необеспеченности ресурсами, носящая объективный характер, дополнительно усугубляется фактором субъективного порядка, а именно преобладанием инерционного подхода в муниципальном управлении. Во многих муниципальных образованиях края органы местного самоуправления не ищут наиболее эффективных решений для каждой конкретной проблемы, а из года в год воспроизводят мало результативные и высоко затратные модели организации деятельности. В условиях ограниченности ресурсов специалисты органов местного самоуправления часто занимают выжидательную позицию или имитируют реформирование, формально отчитываясь о проделанной работе, без каких-либо серьезных изменений сложившейся системы деятельности.
Примером может служить использование программно-целевого метода в практике муниципального управления. В настоящее время только 6 процентов консолидированных бюджетов муниципальных образований края составляют расходы, формируемые в рамках программ, являющихся действенным средством повышения результативности управления, способом формирования и достижения целей развития, одним из направлений оптимизации бюджетных расходов.
Разрабатываемые в настоящее время в органах местного самоуправления комплексные программы социально-экономического развития зачастую не опираются на внутренние ресурсы муниципальных образований края, а принимают во внимание только проекты, реализуемые органами исполнительной власти края. Существующие местные программы социально-экономического развития, как правило, фиксируют процессы, а не являются планом, мобилизующим собственные ресурсы.
Слабый уровень работоспособности большинства органов местного самоуправления, недостаточная эффективность их деятельности фиксируется в мониторинге результативности как самих муниципальных образований края, так и Хабаровского края в целом. Большинство показателей, используемых при оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края, также используются и при оценке эффективности деятельности органов региональной власти. Поэтому недостаточная эффективность муниципального управления транслируется в невысокие показатели эффективности Хабаровского края в целом. По данным, представленным в докладе об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за 2010 год, по большинству показателей Хабаровский край занимает места в нижней части рейтинга (с 35 по 70), то есть относится к числу отстающих регионов. Также низка и динамика изменения показателей, то есть Хабаровский край не сокращает отставание, а сохраняет и по ряду показателей наращивает его.
1.4.3. Недостаточная квалификация муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности
Характеризируя состояние местного самоуправления в Хабаровском крае, необходимо обратить внимание на кадровый потенциал органов местного самоуправления.
В органах местного самоуправления работают лица, замещающие:
муниципальные должности;
должности муниципальной службы;
должности, не являющиеся должностями муниципальной службы.
Характеризуя гендерный состав глав муниципальных образований в крае, можно отметить, что женщин выбирают на эту должность в основном в поселениях (97 процентов), только в Вяземском и Аяно-Майском муниципальных районах руководят женщины.
Не всегда бывает достаточным образовательный уровень глав муниципальных образований края. Специальное профессиональное образование по специальности "Муниципальное управление" в крае имеют всего 10 глав (3 главы района и 7 глав поселений).
Особого внимания заслуживает количественный и качественный состав муниципальных служащих, которые обеспечивают повседневную реализацию полномочий органов местного самоуправления.
Почти половина всех муниципальных служащих работает в двух городских округах края (46 процентов), а общее количество муниципальных служащих в 214 городских и сельских поселениях края меньше, чем количество муниципальных служащих в муниципальных районах края.
В наиболее сложной ситуации находятся сельские поселения края, где малочисленность муниципальных служащих, требующая от них универсальности, осложняется дефицитом специалистов с высшим образованием, особенно с юридической, экономической квалификацией или с профильным образованием "Муниципальное управление".
В связи с бюджетными ограничениями в этих поселениях края количество муниципальных служащих невелико, при этом в 46 поселениях края оно не достигает и 5 человек, что является минимумом для функционирования местной администрации как структуры управления (для результативной работы необходимо наличие как минимум следующих специалистов: руководитель, юрист, финансист, организационный работник, делопроизводитель). В небольших поселениях подбор кандидатов на муниципальные должности и должности муниципальной службы существенно ограничен отсутствием необходимых специалистов в составе населения и недостаточными возможностями для привлечения специалистов извне. При этом перечень и объемы задач в малонаселенных муниципальных образованиях края ничем не отличается от задач, стоящих перед крупными поселениями, а отсутствие ресурсов для их решения приводит к самоустранению органов местного самоуправления небольших муниципальных образований края практически от любой самостоятельной деятельности.
Для наилучшего решения задач повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления края необходимо:
1) выработать комплекс мер, направленных на снижение дифференциации показателей социально-экономического развития муниципальных образований края, в том числе путем их стимулирования к достижению наилучших результатов управления;
2) повысить результативность деятельности органов местного самоуправления на основе формирования механизмов стимулирования внедрения инноваций в муниципальное управление и установки взаимосвязи показателей территориального и отраслевого развития края;
3) способствовать повышению квалификации муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности.";
3) раздел 2 изложить в следующей редакции:
"2. Приоритеты, цели и задачи Программы
Основным приоритетом Программы является обеспечение комплексного социально-экономического развития края, включая управление экономикой на основе улучшения инвестиционного климата и конкурентной среды, условий внешнеэкономической деятельности, а также развития кластеров и комплексных проектов.