(с изменениями на 15 октября 2014 года)
__________________________
Утратило силу с 1 января 2015 года на основании
Постановления Правительства Хабаровского края
от 19 декабря 2014 года N 495-пр
__________________________
________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Правительства Хабаровского края от 25 февраля 2013 года N 29-пр
Постановлением Правительства Хабаровского края от 12 апреля 2013 года N 85-пр
Постановлением Правительства Хабаровского края от 18 июня 2014 года N 189-пр
Постановлением Правительства Хабаровского края от 15 октября 2014 года N 382-пр
________________________________
______________________
*Наименование изменено Постановлением Правительства Хабаровского края от 18 июня 2014 года N 189-пр - см. предыдущую редакцию.
В соответствии с распоряжением Правительства Хабаровского края от 29 октября 2013 г. N 809-рп "Об утверждении Перечня государственных программ Хабаровского края" Правительство края
Преамбула изменена Постановлением Правительства Хабаровского края от 18 июня 2014 года N 189-пр - см. предыдущую редакцию.
постановляет:
Утвердить прилагаемую государственную программу Хабаровского края "Содействие экономическому развитию, конкуренции, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности в Хабаровском крае".
Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И. Шпорт
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
"Содействие экономическому развитию, конкуренции, инвестиционной и внешнеэкономической
деятельности в Хабаровском крае"
(с изменениями на 15 октября 2014 года)
Наименование государственной программы | государственная программа Хабаровского края "Содействие экономическому развитию, конкуренции, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности в Хабаровском крае" (далее также - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы | - министерство экономического развития и внешних связей Хабаровского края (далее также - край) |
Соисполнители, участники Программы | - министерство промышленности и транспорта края; министерство природных ресурсов края; министерство жилищно-коммунального хозяйства края; министерство имущественных отношений края; министерство строительства края; министерство финансов края; министерство сельского хозяйства и продовольствия края; министерство здравоохранения края; министерство образования и науки края; министерство культуры края; министерство информационных технологий и связи края; комитет Правительства края по развитию топливно-энергетического комплекса; комитет государственного заказа Правительства края; главное управление информационной политики и общественных связей Губернатора и Правительства края; постоянно действующая комиссия по комплексному развитию острова Большой Уссурийский; администрация Советско-Гаванского муниципального района (по согласованию); администрация Хабаровского муниципального района (по согласованию); администрация города Хабаровска (по согласованию); администрация городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" (по согласованию); органы местного самоуправления муниципальных образований края (по согласованию); автономная некоммерческая организация "Агентство инвестиций и развития Хабаровского края" (по согласованию); краевое государственное казенное учреждение "Хабаровскуправтодор"; оператор по подготовке инвестиционных площадок и реализации комплексных проектов (по согласованию); организации, привлекаемые к исполнению (по согласованию); сетевые организации (по согласованию); управляющая компания по реализации проекта развития российской части острова Большой Уссурийский (далее - управляющая компания) (по согласованию); Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (по согласованию) |
Цель Программы | содействие экономическому развитию, конкуренции, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности в крае |
Задачи Программы | - совершенствование системы прогнозирования и стратегического планирования в крае; содействие развитию инвестиционной и предпринимательской деятельности в крае: обеспечение благоприятного инвестиционного климата в крае; содействие развитию внешнеэкономической деятельности в крае; содействие развитию конкуренции в крае; содействие развитию кластеров и комплексных проектов в крае: создание и развитие портовой особой экономической зоны "Советская Гавань" (далее также - ПОЭЗ); содействие развитию российской части острова Большой Уссурийский; содействие реализации комплексного инвестиционного плана модернизации монопрофильного городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын"; повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления края |
Подпрограммы | - в рамках Программы подпрограммы не предусмотрены |
Основные мероприятия Программы | - совершенствование системы прогнозирования и стратегического планирования в Хабаровском крае; создание благоприятных условий для привлечения инвестиций и создание механизмов, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности края; развитие внешнеэкономической деятельности в Хабаровском крае; содействие развитию конкуренции в крае; создание и развитие портовой особой экономической зоны в Хабаровском крае; содействие развитию российской части острова Большой Уссурийский; содействие реализации комплексного инвестиционного плана модернизации монопрофильного городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын"; повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления Хабаровского края |
Основные показатели (индикаторы) Программы | - прирост инвестиций в основной капитал; объем прямых иностранных инвестиций; отклонение фактических значений от прогнозных по показателю "Валовой региональный продукт" в годовом исчислении; доля средств краевого бюджета, распределенных по программно-целевому методу; темп роста краевого экспорта; количество выявленных фактов нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления; увеличение доли хозяйствующих субъектов от общего числа опрошенных, считающих, что состояние конкурентной среды улучшилось за прошедший год на отдельных региональных и муниципальных рынках; количество резидентов, привлеченных и размещенных на площади ПОЭЗ в 290 гектаров; объем средств, вложенных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников на создание обеспечивающей инфраструктуры ПОЭЗ; объем привлеченных средств за счет внебюджетных источников финансирования на 1 рубль вложенных бюджетных средств с момента создания ПОЭЗ; создание новых рабочих мест на острове Большой Уссурийский; количество инвестиционных проектов, реализуемых на острове Большой Уссурийский; создание новых рабочих мест в городском поселении "Рабочий поселок Чегдомын"; снижение уровня безработицы в городском поселении "Рабочий поселок Чегдомын"; удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления городского округа (муниципального района) края; доля муниципальных образований края, имеющих программы социально-экономического развития; доля расходов местных бюджетов, формируемых в рамках аналитического распределения расходов бюджетов по программам, в общем объеме расходов бюджетов муниципальных образований края |
Сроки и этапы реализации Программы | - Программа реализуется в один этап - в течение 2012-2020 годов |
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных средств | - общий объем финансирования - 39 539,84 млн. рублей, в том числе: из федерального бюджета - 18 121,92 млн. рублей, в том числе по годам: 2012 год - 2 183,60 млн. рублей, 2013 год - 4 061,60 млн. рублей, 2014 год - 3 315,42 млн. рублей, 2015 год - 4 198,60 млн. рублей, 2016 год - 872,54 млн. рублей, 2017-2020 годы - 3 490,16 млн. рублей; из краевого бюджета - 2 293,92 млн. рублей, в том числе по годам: 2012 год - 167,75 млн. рублей, 2013 год - 170,12 млн. рублей, 2014 год - 111,53 млн. рублей, 2015 год - 237,17 млн. рублей, 2016 год - 325,23 млн. рублей, 2017-2020 годы - 1 282,12 млн. рублей; из бюджетов муниципальных образований края (по согласованию) - 263,00 млн. рублей, в том числе по годам: 2012 год - 47,40 млн. рублей, 2013 год - 97,20 млн. рублей, 2014 год - 68,90 млн. рублей; 2015 год - 49,50 млн. рублей; из внебюджетных средств (по согласованию) - 18 861,00 млн. рублей, в том числе по годам: 2012 год - 50,00 млн. рублей, 2013 год - 1 497,80 млн. рублей, 2014 год - 3 305,10 млн. рублей, 2015 год - 4 812,50 млн. рублей, 2016 год - 1 839,12 млн. рублей, 2017-2020 годы - 7 356,48 млн. рублей (в редакции Постановления Правительства Хабаровского края от 15 октября 2014 года N 382-пр - см. предыдущую редакцию). |
Конечный результат реализации Программы | - повышение эффективности мер государственного содействия экономическому развитию, конкуренции, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности, и деятельности органов местного самоуправления в крае |
1. Характеристика текущего состояния экономического развития, конкуренции,
инвестиционной и внешнеэкономической деятельности края
Настоящая Программа учитывает положения Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 13 января 2009 г. N 1-пр (далее также - Стратегия развития края) и Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 28 декабря 2009 г. N 2094-р, а также Основных направлений деятельности Правительства Хабаровского края (далее также - ОНПД).
Система стратегического планирования является важнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности экономики и ее сбалансированного развития. Стратегическое планирование обеспечивает формирование приоритетов деятельности государственных органов исполнительной власти, прозрачность и согласованность региональных и ведомственных планов, реализацию крупномасштабных задач, увязку принимаемых в процессе государственного стратегического управления решений с бюджетными ограничениями, определяемыми как на среднесрочную, так и долгосрочную перспективу.
Система прогнозирования и стратегического планирования социально-экономического развития в крае состоит из следующих элементов: перспективное планирование, оперативное планирование, а также стратегический контроль.
Перспективное планирование социально-экономического развития края включает в себя разработку долгосрочного прогноза социально-экономического развития Хабаровского края в рамках Стратегии развития края и с учетом Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, а также Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р).
Составной частью системы стратегического планирования также выступают Основные направления деятельности Правительства Хабаровского края, которые являются документом среднесрочного планирования, определяющим социально-экономические приоритеты, цели и задачи первого этапа реализации Стратегии социально-экономического развития края до 2025 года. ОНДП формируются на основе Стратегии развития края и содержат прогноз значений показателей на пятилетний период.
Таким образом, прогноз социально-экономического развития края указывается в Стратегии развития края на конец срока планирования и детализируется в ОНДП.
Оперативное планирование социально-экономического развития включает мониторинг показателей социально-экономического развития края, а также разработку плана мероприятий и целевых показателей деятельности органов исполнительной власти Хабаровского края по развитию экономики в текущем году. По результатам текущего мониторинга выполнения плана мероприятий и целевых показателей за первое полугодие текущего года принимаются решения о необходимости их корректировки, дополнения мероприятий для достижения поставленных задач социально-экономического развития края.
Стратегический контроль социально-экономического развития края осуществляется путем мониторинга основных показателей социально-экономического развития края, хода реализации Стратегии развития края.
Мониторинг выступает в качестве инструмента "обратной связи" и основы для анализа причин отклонения от запланированного хода развития края и принятия управленческих решений, корректировки стратегических документов.
По достигнутым значениям показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 1199) оценивается эффективность деятельности органов исполнительной власти Хабаровского края, место региона в общероссийском рейтинге.
Современное состояние системы прогнозирования и стратегического планирования в крае следует охарактеризовать как переходное.
В 2011 году приняты решения о переводе государственного планирования социально-экономического развития края на принципы программно-целевого управления, проведена организационно-методическая работа и сформирована нормативно-правовая база для внедрения государственных программ.
В период с 2012 по 2013 годы разработано 30 государственных программ Хабаровского края.
Отработан механизм интеграции государственных программ края с показателями оценки эффективности (Указ Президента Российской Федерации N 1199) и ОНДП (распоряжение Правительства края от 25 февраля 2014 г. N 107-рп).
Инструментом стратегического и оперативного планирования в крае становятся доклады о результатах и основных направлениях деятельности (далее - ДРОНД) органов исполнительной власти края за отчетный год (постановление Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2011 г. N 458-пр).
На стадии развития находится организационный механизм "вертикали" органов местного самоуправления края по вопросам планирования и реализации показателей социально-экономического развития муниципальных районов. Ведется работа по заключению соглашений между Правительством края и органами местного самоуправления края в целях внедрения практики комплексного подхода к обоснованию показателей эффективности развития края.
Реализация этих ключевых положений позволит перейти к новой модели прогнозирования и стратегического планирования в крае.
Для наилучшего решения задач модернизации системы прогнозирования и стратегического планирования в крае необходимо устранить следующие проблемы:
1) ограниченное использование метода программно-целевого управления в системе реализации полномочий органов исполнительной власти края, приводящее к разрыву процессов экономического и бюджетного планирования;
2) слабую адаптацию системы прогнозирования и планирования социально-экономического развития края к структуре показателей Указа Президента Российской Федерации N 1199;
3) низкий уровень взаимодействия органов исполнительной власти края (далее также - ОИВ края) с органами местного самоуправления по вопросам планирования и реализации показателей социально-экономического развития края.
С точки зрения инвестиционной активности в настоящее время край является динамично развивающимся регионом Российской Федерации.
По итогам рейтинговой оценки рейтингового агентства "Эксперт РА", в 2011-2012 гг. Хабаровский край стал одним из лучших регионов по динамике снижения инвестиционного риска (улучшил свои позиции на 33 пункта, заняв 35 место среди регионов РФ по инвестиционному риску в 2012 году вместо 68 места в 2010 году). Край отмечен двумя дипломами: за первое место в номинации "Безопасный регион", а также "За устойчивый прогресс в снижении рисков". Отмечено снижение криминогенной ситуации в Хабаровском крае.
По инвестиционному потенциалу Хабаровский край занимает 34 позицию.
По общероссийскому рейтингу инвестиционного климата Хабаровский край находится в группе "пониженный потенциал - умеренный риск" (3В1) - основной и самой массовой рейтинговой группе российских регионов (всего 33 региона в группе).
Выполнение запланированных Правительством края мероприятий способствовало развитию инвестиционной деятельности во всех сферах экономики края, что нашло свое отражение в улучшении инвестиционного климата, динамичном росте освоенных краем объемов инвестиций.
В 2008-2011 годах темп роста инвестиций в основной капитал составил 177,4 процента в сопоставимых ценах. В абсолютном значении за период с 2008 по 2011 годы показатель вырос в 2,2 раза (таблица 1).
Сравнительный анализ инвестиций в основной капитал и доли инвестиций в ВРП за 2008-2011 годы
Показатели | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Инвестиции в основной капитал (млн. рублей) | 83 675,0 | 96 974,1 | 156 438,8 | 180 507,9 |
Темп роста (процентов к предыдущему году) (в сопоставимых ценах) | 109,9 | 108,1 | 152,2 | 107,8 |
Доля инвестиций в валовом региональном продукте (процентов) | 31,1 | 35,0 | 44,2 | 45,0 |
В 2011 году в экономику и социальную сферу края привлечено инвестиций в объеме 180,5 млрд. рублей, или 107,8 процента в сопоставимых ценах к уровню 2010 года. Без учета инвестиций на строительство газо- и нефтепроводной системы на территории края, темп роста инвестиций в основной капитал предприятий края в 2011 году составил 113,7 процента.
По объему инвестиций в основной капитал в 2011 году край занял третье место среди субъектов Дальневосточного федерального округа.
В 2008-2011 годах край занимал высокие позиции по показателю соотношения инвестиций к ВРП, который составлял более 30,0 процентов (в 2011 году - 45,0 процентов), что характеризует динамично развивающуюся экономику региона.
Основным источником финансирования в 2008-2011 годах являлись привлеченные средства (в среднем 71,5 процента за период) с ежегодной тенденцией к увеличению их доли в общем объеме инвестиций (с 64,0 процентов в 2008 году до 78,5 процента в 2011 году). В структуре привлеченных источников инвестиций существенно возросла доля средств вышестоящих организаций (частные инвестиции) - с 10,6 процента в 2008 году до 55,0 процентов в 2011 году.
Решение ключевых задач, направленных на снятие инфраструктурных ограничений для развития краевой экономики, обусловило высокую долю транспорта и связи в общем объеме инвестиций и её положительную динамику в 2008-2011 годах за счет реализации таких проектов, как увеличение пропускной способности Байкало-Амурской магистрали (далее - БАМ) на участке Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань, строительство магистрального газопровода "Сахалин - Хабаровск - Владивосток" и трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан (далее также - ВСТО), продолжение строительства автомобильных дорог общего пользования регионального значения. К числу основных видов использования инвестиций в основной капитал относятся также обрабатывающие производства и операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг.
Благодаря проводимой инвестиционной политике в край пришли такие крупные инвесторы как открытое акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть", открытое акционерное общество "РАО Энергетические системы Востока", общество с ограниченной ответственностью "Группа Альянс", открытое акционерное общество "Сибирская угольная энергетическая компания" (далее - ОАО "СУЭК").
Наиболее значимыми инвестиционными проектами для края, помимо строительства крупных инфраструктурных объектов, являются проекты по модернизации экономики. Это создание комплексов по деревопереработке (общество с ограниченной ответственностью Совместное предприятие "Аркаим", открытое акционерное общество "Дальлеспром", общество с ограниченной ответственностью "Римбунан Хиджау"), программы модернизации по увеличению глубины переработки нефти на нефтеперерабатывающих заводах в г. Хабаровске и г. Комсомольске-на-Амурске, развитие Ургальского каменноугольного месторождения и Ванинского балкерного терминала (ОАО "СУЭК"), проект открытого акционерного общества "Полиметалл" "Албазино-Амурск", развитие Хабаровского аэропорта и его трансформация в узловой аэропорт регионального значения.