____________________________________________________________________
Документ фактически утратил силу на основании Постановления Правительства Калужской области от 31.01.2019 N 51, утвердившего новую государственную программу Калужской области "Семья и дети Калужской области".
____________________________________________________________________
(с изменениями на 26 декабря 2018 года)
(в ред. Постановлений Правительства Калужской области от 24.06.2014 N 369, от 21.07.2014 N 423, от 08.09.2014 N 528, от 28.11.2014 N 697, от 24.12.2014 N 778, от 10.04.2015 N 185, от 03.03.2016 N 142, от 12.08.2016 N 439, от 20.03.2017 N 136, от 27.07.2017 N 432, от 15.12.2017 N 741, от 22.01.2018 N 37, от 16.03.2018 N 153, от 29.06.2018 N 386, от 03.09.2018 N 525, от 26.12.2018 N 816)
В соответствии с Законом Калужской области "О нормативных правовых актах органов государственной власти Калужской области", постановлением Правительства Калужской области от 22.07.2013 N 370 "Об утверждении перечня государственных программ Калужской области" Правительство Калужской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить государственную программу Калужской области "Семья и дети Калужской области" (прилагается).
2. Признать утратившими силу:
- постановление Правительства Калужской области от 10.12.2009 N 508 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Организация отдыха и оздоровления детей и подростков Калужской области в 2010 - 2015 годах" (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 15.04.2010 N 145, от 09.07.2010 N 271, от 29.12.2010 N 553, от 13.04.2011 N 196, от 29.03.2012 N 155, от 11.07.2012 N 343, от 25.09.2012 N 484, от 27.12.2012 N 675, от 23.04.2013 N 213, от 21.08.2013 N 431);
- постановление Правительства Калужской области от 05.08.2009 N 311 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Калужской области "Семья и дети (2009 - 2013 годы)" (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 15.12.2010 N 503, от 22.08.2011 N 455, от 22.11.2011 N 616, от 05.05.2012 N 232, от 28.09.2012 N 491, от 28.12.2012 N 680, от 03.06.2013 N 286);
- постановление Правительства Калужской области от 26.11.2009 N 482 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Калужской области "Право ребенка на семью" (2010 - 2014 годы)" (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 16.06.2010 N 223, от 08.11.2010 N 442, от 21.06.2011 N 331, от 31.05.2012 N 270, от 11.03.2013 N 121, от 17.05.2013 N 262, от 22.08.2013 N 434);
- постановление Правительства Калужской области от 29.12.2010 N 552 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Улучшение демографической ситуации в Калужской области" (2011 - 2015 годы)" (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 21.03.2011 N 144, от 06.06.2011 N 307, от 16.09.2011 N 499, от 19.03.2012 N 119, от 05.10.2012 N 505, от 14.03.2013 N 131, от 24.07.2013 N 373, от 12.11.2013 N 600).
3. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.
Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ "СЕМЬЯ И ДЕТИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ"
(в ред. Постановлений Правительства Калужской области от 10.04.2015 N 185, от 03.03.2016 N 142, от 12.08.2016 N 439, от 20.03.2017 N 136, от 27.07.2017 N 432, от 15.12.2017 N 741, от 22.01.2018 N 37, от 16.03.2018 N 153, от 29.06.2018 N 386, от 03.09.2018 N 525, от 26.12.2018 N 816)
1. Ответственный исполнитель государственной программы | Министерство труда и социальной защиты Калужской области (с 2015 по 2020 годы); министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области (в 2014 году) | ||||||||
2. Соисполнители государственной программы | Министерство труда и социальной защиты Калужской области (с 2015 по 2020 годы); министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области (в 2014 году) | ||||||||
3. Цели государственной программы | - Обеспечение социальной и экономической устойчивости семьи; - повышение рождаемости; - повышение доступности и качества социального обслуживания семьи и детей | ||||||||
4. Задачи государственной программы | - Сокращение бедности в семьях с детьми; - снижение детского и семейного неблагополучия, беспризорности и безнадзорности, социального сиротства; - повышение активности семей в определении и осуществлении жизненной стратегии; - повышение уровня социального обслуживания детей-инвалидов; - совершенствование системы социальной поддержки детей и семей с детьми; - рост рождаемости | ||||||||
5. Подпрограммы государственной программы | - "Демографическое развитие и семейная политика Калужской области"; - "Развитие системы социального обслуживания семьи и детей Калужской области"; - "Вместе с семьей"; - "Организация отдыха и оздоровления детей Калужской области" (с 2015 года подпрограмма включена в состав государственной программы Калужской области "Развитие образования в Калужской области"); - "Право ребенка на семью"; - "Шаг навстречу"; - "Старт в будущее" | ||||||||
6. Индикаторы государственной программы | - Суммарный коэффициент рождаемости; - удельный вес количества семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в общей численности семей с детьми; - удельный вес безнадзорных и беспризорных детей, помещенных в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в общей численности детского населения; - удельный вес детей-инвалидов, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, в общей численности детей-инвалидов; - доля детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов; - доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, от общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | ||||||||
(строка 6 в ред. Постановления Правительства Калужской области от 16.03.2018 N 153) | |||||||||
7. Сроки и этапы реализации государственной программы | 2014 - 2020 годы, в один этап | ||||||||
8. Объемы финансирования государственной программы за счет бюджетных ассигнований | Наименование показателя | Всего (тыс. руб.) | В том числе по годам | ||||||
2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |||
ВСЕГО | 17428105,63082 | 2676249,37 | 2459447,89482 | 2500904,136 | 2470304,069 | 2761124,258 | 2271369,600 | 2288706,300 | |
В том числе: | |||||||||
средства областного бюджета <1> | 13472217,07376 | 2276951,27 | 1935912,61276 | 1827697,107 | 1814112,823 | 1993107,458 | 1812719,900 | 1811715,900 | |
средства федерального бюджета <2> | 3955888,55706 | 399298,1 | 523535,28206 | 673207,029 | 656191,246 | 768016,800 | 458649,700 | 476990,400 | |
<1> Объемы финансирования из областного бюджета уточняются после принятия и (или) внесения изменений в закон Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. <2> Объемы финансовых средств ежегодно уточняются после принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период | |||||||||
(строка 8 в ред. Постановления Правительства Калужской области от 26.12.2018 N 816) | |||||||||
9. Ожидаемые результаты реализации государственной программы | В количественном выражении: - повышение суммарного коэффициента рождаемости до 1,815; - преобладание семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей; в качественном выражении: - повышение уровня жизни семей с детьми; - решение проблемы беспризорности; - расширение охвата детей-инвалидов социальным обслуживанием |
Реализация мер демографической политики в 2006 - 2012 годах способствовала улучшению демографических показателей. С 2007 года в Калужской области наблюдаются положительные изменения показателей рождаемости. Уровень рождаемости вырос на 17%, по вторым рождениям - на 20%, по третьим - на 46%. В 2012 году зарегистрировано рождение 11823 детей, что больше по сравнению с 2011 годом на 795 детей. По данному показателю в 2012 году среди регионов Российской Федерации Калужская область - в числе лидеров. Средний возраст женщин при рождении детей составляет 27,5 лет.
Показатель продолжительности жизни в 2011 году по сравнению с 2006 годом вырос на 3,7 года у мужчин, на 2,6 года у женщин и составляет соответственно у мужчин - 63,4 года, у женщин - 75,6 года. В 2012 году общая продолжительность жизни населения Калужской области составила 69,4 года.
Принятые меры по улучшению демографической ситуации, направленные на увеличение численности населения, продолжительности жизни, существенно не изменили современное состояние института семьи.
В Калужской области по состоянию на 1 января 2013 года проживало 95 тыс. семей с несовершеннолетними детьми. По аналитическим материалам Управления Федеральной службы государственной статистики по Калужской области, типичная семья региона, как и в целом по России, является малодетной (до 2-х детей). Причиной малодетности семей является сложившиеся традиции воспитания одного - двух детей, откладывание рождения первого ребенка и значительное число детей, рожденных вне брака.
Более 64% калужан состоят в зарегистрированном браке. Увеличивается доля браков, регистрация которых откладывается на неопределенное время после фактического начала супружеских отношений, увеличивается интервал между вступлением в брак и его регистрацией. В 2012 году количество зарегистрированных браков уменьшилось на 681 по сравнению с 2011 годом, снизилось количество разводов на 106. Основными факторами разводов являются неустроенность и материальные проблемы в семье, асоциальный образ жизни одного из супругов, в основном злоупотребление алкоголем, супружеская измена.
В Калужской области ежегодно увеличивается количество многодетных семей. По состоянию на 1 января 2013 года на территории Калужской области проживало 5829 многодетных семей, в которых воспитываются 19764 ребенка. Многодетные семьи составляют 6,1% от общего числа семей с несовершеннолетними детьми (2012 г. - 5,8%).
В 15783 неполных семьях воспитывается 21409 детей. Отсутствие одного из родителей отрицательно влияет на формирование у ребенка гармоничной модели межличностных отношений отца и матери, подготовленность его к созданию собственной семьи.
Особое внимание уделяется семьям, воспитывающим детей-инвалидов, а также семьям с детьми, которые не могут самостоятельно преодолеть сложную жизненную ситуацию. По состоянию на 1 января 2013 года в регионе проживало 2825 детей-инвалидов; более 35 тыс. детей находилось в трудной жизненной ситуации; в социально опасном положении находилось 1213 семей, в которых воспитывалось 2358 детей. Более 37 тыс. детей проживало в малообеспеченных семьях (на основании числа получателей пособий, условием выплаты которых является доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума, установленного в регионе).
Для достижения экономической устойчивости семей с низким уровнем дохода в дополнение к федеральным законодательным актам реализуется ряд региональных законов, направленных на поддержку семей, имеющих детей. Социальную помощь в 2012 году получили 24 тыс. семей с детьми. Система пособий, установленных семьям, имеющим детей, включает 19 денежных выплат, в т.ч. 10 видов различных выплат за счет средств областного бюджета.
В комплексе мер по государственной социальной поддержке семей с детьми наиболее значимыми являются: введение материнского (семейного) капитала, значительное увеличение размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет, назначение и выплата ежемесячной денежной выплаты на третьего ребенка или последующих детей. Увеличение категорий получателей ориентировано на решение задач, связанных со стимулированием рождаемости, повышением уровня жизни семей с детьми, преодолением социального сиротства.
В области создана и постоянно совершенствуется система организации круглогодичного отдыха детей. В 2013 году оздоровлено и трудоустроено 89000 детей, что составляет 93% (2012 г. - 92%), из них 44000 детей (88%), находящихся в трудной жизненной ситуации (2012 г. - 84%). За летний период 2013 года выраженный оздоровительный эффект составил 92,3% (2012 г. - 93%), слабый оздоровительный эффект - 6,4% (2012 г. - 4,9%), отсутствие оздоровительного эффекта - 1,3% (2012 г. - 2,1%).
По состоянию на 1 января 2013 года в регионе проживает 4656 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Причинами социального сиротства являются: социально неодобряемый образ жизни родителей, создающий угрозу жизни, здоровью, развитию детей, и, соответственно, лишение родителей права воспитывать ребенка; частые отказы матерей от новорожденных детей в родильных домах и высокий показатель числа детей, зарегистрированных как найденные. Число брошенных и отказных новорожденных составляет 0,004% от общего числа родившихся.
В целях сохранения ребенка в семье, уменьшения количества отказов от детей на территории Калужской области были созданы в 2009 году службы по оказанию социальных услуг беременным женщинам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в рамках реализации программы "Радость материнства", получившей грант от Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Реализация программы "Радость материнства" способствовала созданию на территории региона служб социального патронажа беременных женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации, социального такси, консультационных пунктов, школ материнства. За период 2010 - 2012 годов количество отказов от новорожденных детей сократилось на 15%. Социальные услуги получили более 3000 беременных женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Результатом принимаемых мер по профилактике социального сиротства является ежегодное с 2007 года уменьшение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2012 году количество данной категории детей составило 2,8% от общего количества детского населения. 86,5% детей, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории Калужской области, воспитываются в семьях. Данный показатель по итогам 2012 года является вторым по Центральному федеральному округу (далее - ЦФО) (после Владимирской области). Средний показатель по ЦФО - 80,2%.
Стабильно уменьшается число детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в учреждениях всех видов и типов. На 01.01.2013 в региональном банке данных о детях находится информация о 625 детях, оставшихся без попечения родителей (на 01.01.2012 - 707, на 01.01.2011 - 752). На 1 января 2013 года в области действуют 4 детских дома на 273 места.
В области системно осуществляется работа, направленная на активизацию деятельности органов опеки и попечительства и регионального оператора по оказанию содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации. Организовано информирование населения региона по вопросам семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, о месте расположения и контактных данных регионального оператора банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Юридическое и психолого-педагогическое сопровождение граждан, желающих принять в свои семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют специалисты органов опеки и попечительства, государственного казенного образовательного учреждения Калужской области "Центр содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, и психолого-медико-социального сопровождения замещающих семей".
В настоящее время на территории Калужской области действует областная служба, в которую входят 26 муниципальных служб социально-психологического сопровождения замещающих семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. С привлечением лаборатории социальных проблем детства федерального государственного научного учреждения "Институт семьи и воспитания" Российской академии образования разработаны система и технологии работы по постинтернатному сопровождению выпускников.