ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2013 года N 121
О внесении изменений в постановление Правительства Калужской области от 26 ноября 2009 года N 482 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Калужской области "Право ребенка на семью (2010-2014 годы)" (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 16 июня 2010 года N 223, от 8 ноября 2010 года N 442, от 21 июня 2011 года N 331, от 31 мая 2012 года N 270)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании Постановления Правительства Калужской области от 29.11.2013 N 647.
____________________________________________________________________
В соответствии с Законом Калужской области "О нормативных правовых актах органов государственной власти Калужской области" Правительство Калужской области
постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Калужской области от 26.11.2009 N 482 "Об утверждении долгосрочной целевой программы Калужской области "Право ребенка на семью (2010-2014 годы)" (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 16.06.2010 N 223, от 08.11.2010 N 442, от 21.06.2011 N 331, от 31.05.2012 N 270) изменения, изложив долгосрочную целевую программу Калужской области "Право ребенка на семью (2010-2014 годы)" в новой редакции (прилагается).
2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов
Приложение
к Постановлению
Правительства Калужской области
от 11 марта 2013 г. N 121
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ "ПРАВО РЕБЕНКА НА СЕМЬЮ (2010-2014 ГОДЫ)"
Паспорт
долгосрочной целевой программы Калужской области
"Право ребенка на семью (2010-2014 годы)"
----------------T---------------------------------------------------------¬
¦Наименование ¦Долгосрочная целевая программа Калужской области "Право ¦
¦ ¦ребенка на семью (2010-2014 годы)" (далее - Программа) ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Заказчик ¦Министерство по делам семьи, демографической и социальной¦
¦Программы ¦политике Калужской области ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Разработчик ¦Министерство по делам семьи, демографической и социальной¦
¦ ¦политике Калужской области ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Дата принятия ¦Распоряжение Губернатора Калужской области от 17.08.2009 ¦
¦решения о ¦N 92-р "О разработке проекта долгосрочной целевой ¦
¦разработке ¦программы "Право ребенка на семью (2010-2014 годы)" ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Цель Программы ¦Создание условий для подготовки детей-сирот и детей, ¦
¦ ¦оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их ¦
¦ ¦числа к самостоятельной и семейной жизни ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Задачи ¦Реформирование сети государственных образовательных ¦
¦ ¦учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без ¦
¦ ¦попечения родителей. ¦
¦ ¦Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, ¦
¦ ¦оставшихся без попечения родителей. ¦
¦ ¦Улучшение качества предоставления социальных гарантий ¦
¦ ¦детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей¦
+---------------+---------------------------T-----T-----T-----T-----T-----+
¦Целевые ¦ ¦2010 ¦2011 ¦2012 ¦2013 ¦2014 ¦
¦индикаторы и +---------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+
¦показатели ¦Доля детей-сирот и детей, ¦ 3,02¦ 2,93¦ 2,84¦ 2,74¦ 2,63¦
¦ ¦оставшихся без попечения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦родителей, в общей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦численности детей, в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процентах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+
¦ ¦Доля детей-сирот и детей, ¦82,0 ¦82,6 ¦83,0 ¦84,0 ¦85,0 ¦
¦ ¦оставшихся без попечения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦родителей, находящихся на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦семейных формах устройства,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в общей численности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦детей-сирот и детей, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оставшихся без попечения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦родителей, в процентах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +---------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+
¦ ¦Доля воспитанников детских ¦ 7,4 ¦ 6,9 ¦ 6,1 ¦ 5,8 ¦ 5,3 ¦
¦ ¦домов и детских домов-школ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в общей численности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦детей-сирот и детей, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оставшихся без попечения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦родителей, в процентах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+---------------------------+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Сроки и этапы ¦2010-2014 годы ¦
¦реализации ¦ ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Перечень ¦Программа включает в себя мероприятия по следующим ¦
¦подпрограмм и ¦основным направлениям: ¦
¦основных ¦I. Организация содержания, воспитания и обучения ¦
¦мероприятий ¦детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ¦
¦ ¦на основе полного государственного обеспечения и ¦
¦ ¦реформирование деятельности государственных ¦
¦ ¦образовательных учреждений для детей-сирот и детей, ¦
¦ ¦оставшихся без попечения родителей. ¦
¦ ¦II. Развитие семейных форм устройства детей-сирот и ¦
¦ ¦детей, оставшихся без попечения родителей. ¦
¦ ¦III. Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся¦
¦ ¦без попечения родителей ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Объемы ¦ ¦
¦финансирования ¦ ¦
¦(тыс. руб.) ¦ ¦
+---------------+-------T-------------------------------------------------+
¦ Источники ¦ Итого ¦ В том числе по годам ¦
¦финансирования ¦ +---------T---------T---------T---------T---------+
¦ ¦ ¦ 2010 ¦ 2011 ¦ 2012 ¦ 2013 ¦ 2014 ¦
+---------------+-------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦Всего ¦3920505¦ 297740¦ 858881¦ 900295¦ 932391¦ 931198¦
+---------------+-------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦В том числе по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦источникам: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+-------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦1. Областной ¦3631047¦ 268171¦ 744540¦ 801286¦ 908525¦ 908525¦
¦бюджет <*> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+-------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦2. Средства ¦ 229171¦ 6488¦ 100036¦ 76108¦ 23866¦ 22673¦
¦федерального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦бюджета <**> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+-------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦3. Внебюджетные¦ 60287¦ 23081¦ 14305¦ 22901¦ ¦ ¦
¦источники ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦<***>, в том ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦числе средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Фонда поддержки¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦детей, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦находящихся в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦трудной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦жизненной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ситуации (по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦согласованию) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------+-------+---------+---------+---------+---------+---------+
¦<*> Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию Программы из ¦
¦областного бюджета, ежегодно уточняются после принятия закона Калужской ¦
¦области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый ¦
¦период. ¦
¦<**> Объемы финансовых средств федерального бюджета ежегодно определяются¦
¦федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и ¦
¦на плановый период. ¦
¦<***> Объемы средств из внебюджетных источников ежегодно определяются ¦
¦исходя из средств полученной спонсорской помощи, а также средств ¦
¦грантовой помощи из Фонда поддержки детей, находящихся в трудной ¦
¦жизненной ситуации. Выделение грантов осуществляется по результатам ¦
¦конкурсного отбора программ субъектов Российской Федерации и конкурсного ¦
¦отбора проектов муниципальных образований, учреждений и организаций. ¦
+---------------T---------------------------------------------------------+
¦Ожидаемые ¦Уменьшение доли детей-сирот и детей, оставшихся без ¦
¦результаты ¦попечения родителей, до 2,6 процента от общего числа ¦
¦ ¦детского населения в 2014 году. ¦
¦ ¦Увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без ¦
¦ ¦попечения родителей, переданных на воспитание в семью, до¦
¦ ¦85 процентов от общего количества детей-сирот и детей, ¦
¦ ¦оставшихся без попечения родителей. ¦
¦ ¦Уменьшение на 40 процентов к уровню 2008 года количества ¦
¦ ¦детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ¦
¦ ¦находящихся на воспитании в государственных ¦
¦ ¦образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, ¦
¦ ¦оставшихся без попечения родителей. ¦
¦ ¦Обеспечение 100-процентного охвата ¦
¦ ¦психолого-педагогическим сопровождением замещающих семей.¦
¦ ¦Обеспечение сохранности жилых помещений детей-сирот и ¦
¦ ¦детей, оставшихся без попечения родителей (не менее 60 ¦
¦ ¦процентов к 2015 году). ¦
¦ ¦Приобретение не менее 580 квартир для детей-сирот и¦
¦ ¦детей, оставшихся без попечения родителей. ¦
¦ ¦Уменьшение с восьми до четырех числа государственных ¦
¦ ¦учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без ¦
¦ ¦попечения родителей ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Система ¦Общий контроль за реализацией Программы осуществляется в ¦
¦организации ¦соответствии с постановлением Правительства Калужской ¦
¦контроля за ¦области от 30.11.2007 N 315 "Об утверждении Порядка ¦
¦исполнением ¦принятия решений о разработке долгосрочных целевых ¦
¦Программы ¦программ, реализуемых за счет средств областного бюджета,¦
¦ ¦их формирования и реализации и Порядка проведения и ¦
¦ ¦критериев оценки эффективности реализации долгосрочных ¦
¦ ¦целевых программ, реализуемых за счет средств областного ¦
¦ ¦бюджета" (в ред. постановлений Правительства Калужской ¦
¦ ¦области от 31.03.2009 N 111, от 29.02.2012 N 95) ¦
L---------------+----------------------------------------------------------
1. Содержание проблемы и необходимость
ее решения программным методом
В Калужской области с 2007 года внедряется программно-целевой подход к решению проблем детского сиротства. Законом Калужской области утверждена областная целевая программа "Развитие и поддержка семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2007-2009 годы)".
По оценке министерства экономического развития Калужской области, реализация данной Программы в 2007-2008 гг. получила наивысшую оценку среди программ социальной направленности, что подтверждает целесообразность дальнейшего использования программно-целевого подхода к решению вопросов семейного устройства детей-сирот и поэтапного реформирования деятельности государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детских домов и детских домов-школ).
По состоянию на 1 января 2009 года 1000 приемных детей воспитывались в 588 приемных семьях (на 01.08.2009 - 1060 приемных детей в 616 приемных семьях), под опекой (попечительством) находятся 1935 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях усыновителей - 1232 ребенка. Всего семейными формами устройства охвачено 82 процента детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от их общего количества.
Основной причиной распространенности социального сиротства детей является семейное неблагополучие: 478 детей в 2008 году (2007 год - 482) остались без родительского попечения в результате 424 случаев лишений родительских прав (2007 год - 433). Вследствие профилактической работы органов опеки и попечительства уменьшилось число детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе их жизни или здоровью. В 2008 году таких детей было 38 (2007 год - 56). Также уменьшилось количество случаев жестокого обращения с детьми. В 2008 году таких случаев было выявлено 9 (2007 год - 16).
За 2008 год 20 (2007 год - 30) родителей были ограничены в родительских правах, из них 8 (2007 год - 23) - вследствие их поведения в отношении 24 (2007 год - 42) детей. В отношении 5 (2007 год - 2) родителей было отменено решение суда об ограничении родительских прав. За 2008 год получили статус детей, оставшихся без попечения родителей, 550 несовершеннолетних (2007 год - 785).
В последние годы в области сохраняется структура устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных в течение года. Стабильной остается доля детей (от числа выявленных), переданных на воспитание в семью. В 2008 году из 550 выявленных детей 352 (64 процента) были устроены на воспитание в семьи в течение первого месяца с момента выявления, 173 ребенка (31,5 процента) направлены в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 25 (4,5 процента) возвращены в биологическую семью.
Всего в 2008 году на воспитание в семьи было передано 489 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 82 - на усыновление, 283 - под опеку (попечительство), 124 - в приемные семьи.
В 2008 году были переданы на воспитание в семьи граждан 16 детей-инвалидов, лишенных попечения родителей, из которых 8 устроены под опеку (попечительство), 6 - в приемные семьи и 2 - в семьи усыновителей.
Важнейшим фактором развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является обеспечение достойного уровня жизни данной категории детей, предоставление им качественных государственных услуг в сфере образования, воспитания, развития, соблюдения социальных гарантий, установленных законодательством.
В Калужской области 636 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа не имеют закрепленного жилого помещения и нуждаются в его предоставлении.
В 2008 году для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из областного и федерального бюджетов было выделено 20 млн. рублей и приобретено 25 жилых помещений в различных районах Калужской области.
По состоянию на 16 октября 2009 года для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, из областного бюджета выделено 103 млн. рублей, на которые 87 лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретено жилье.
При сохранении таких же объемов финансирования к 2013 году всем выпускникам 2010-2012 годов, а также вернувшимся из армии или родившим детей, средства на приобретение жилых помещений будут выделяться к моменту их выпуска из учреждений или при возникновении иных оснований.
Уменьшению финансовой бюджетной нагрузки, связанной с предоставлением жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, способствует сохранение жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. В среднем на ремонт жилого помещения, в котором не проживают более 10 лет, требуется от 50 до 150 тыс. рублей, в то время как сумма средств, необходимых для приобретения жилого помещения, составляет в среднем 1200 тыс. рублей.
Кроме того, внедрение семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приносит прямой бюджетный эффект, так как содержание одного ребенка в год в детских домах Калужской области в среднем на 182 тыс. рублей больше, чем в замещающей семье (по итогам 2008 года).
Для комплексного решения проблем требуется межведомственная координация взаимодействия министерства по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области: с министерством образования и науки Калужской области - в части психолого-педагогической поддержки замещающих семей, детей-сирот, находящихся в трех школах-интернатах и учреждениях начального профессионального образования; с органами местного самоуправления - в части переданных им на исполнение государственных полномочий по опеке и попечительству.