ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 июня 2014 года N 369


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 29.11.2013 N 647 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ "СЕМЬЯ И ДЕТИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ"


В соответствии с Законом Калужской области "О нормативных правовых актах органов государственной власти Калужской области" Правительство Калужской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в постановление Правительства Калужской области от 29.11.2013 N 647 "Об утверждении государственной программы Калужской области "Семья и дети Калужской области" изменение, изложив приложение "Государственная программа Калужской области "Семья и дети Калужской области" к постановлению в новой редакции согласно приложению к настоящему Постановлению.

2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.

Заместитель Губернатора Калужской области
Н.В.Любимов





Приложение N 1
к Постановлению
Правительства Калужской области
от 24 июня 2014 года N 369

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ "СЕМЬЯ И ДЕТИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ"

ПАСПОРТ государственной программы Калужской области "Семья и дети Калужской области" (далее - государственная программа)

1. Ответственный исполнитель государственной программы

Министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области

2. Соисполнители государственной программы

Министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области

3. Цели государственной программы

- Обеспечение социальной и экономической устойчивости семьи;
- повышение рождаемости;
- повышение доступности и качества социального обслуживания семьи и детей

4. Задачи государственной программы

- Сокращение бедности в семьях с детьми;
- снижение детского и семейного неблагополучия, беспризорности и безнадзорности, социального сиротства;
- обеспечение отдыха и оздоровления детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- повышение активности семей в определении и осуществлении жизненной стратегии;
- повышение уровня социального обслуживания детей-инвалидов;
- совершенствование системы социальной поддержки детей и семей с детьми;
- рост рождаемости

5. Подпрограммы государственной программы

- "Демографическое развитие и семейная политика Калужской области";
- "Развитие системы социального обслуживания семьи и детей Калужской области";
- "Вместе с семьей";
- "Организация отдыха и оздоровления детей Калужской области";
- "Право ребенка на семью";
- "Шаг навстречу";
- "Старт в будущее"

6. Индикаторы государственной программы

- Суммарный коэффициент рождаемости;
- удельный вес количества семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в общей численности семей с детьми;
- удельный вес безнадзорных и беспризорных детей, помещенных в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в общей численности детского населения;
- удельный вес детей-инвалидов, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, в общей численности детей-инвалидов;
- удельный вес детей от 7 до 17 лет, охваченных всеми формами отдыха и оздоровления, в общей численности детей от 7 до 17 лет;
- доля детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов

7. Сроки и этапы реализации государственной программы

2014 - 2020 годы, в один этап

8. Объемы финансирования государственной программы за счет всех источников финансирования

Наименование показателя

Всего (тыс. руб.)

В том числе по годам

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

ВСЕГО

19286402,38

2618520,18

2584750,00

2690329,50

2893952,10

2864802,20

2816076,20

2817972,20

в том числе по источникам финансирования:

средства областного бюджета <1>

18186504,68

2224865,28

2240258,90

2328577,80

2893952,10

2864802,20

2816076,20

2817972,20

средства федерального бюджета <2>

1099897,70

393654,90

344491,10

361751,70

0,00

0,00

0,00

0,00

Справочно:

средства местных бюджетов <3>

383600

54800

54800

54800

54800

54800

54800

54800

средства из внебюджетных источников <4>

64084,041

59581,061

4502,98

0

0

0

0

0

<1> Объемы финансирования из областного бюджета уточняются после принятия и (или) внесения изменений в закон Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
<2> Объемы финансовых средств ежегодно уточняются после принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
<3> Объемы средств местных бюджетов ежегодно уточняются после принятия бюджетов органов местного самоуправления.
<4> Объемы средств из внебюджетных источников уточняются на основании решений правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также объемы спонсорских средств и средств, полученных за предоставление платных услуг, определяются на основе прогнозных расчетов и ежегодно уточняются по фактическим данным

9. Ожидаемые результаты реализации государственной программы

В количественном выражении:
- повышение суммарного коэффициента рождаемости до 1,815;
- преобладание семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
в качественном выражении:
- повышение уровня жизни семей с детьми;
- решение проблемы беспризорности;
- расширение охвата отдыхом и оздоровлением детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- расширение охвата детей-инвалидов социальным обслуживанием



  1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы


 Вводная часть


Реализация мер демографической политики 2006 - 2012 годов способствовала улучшению демографических показателей. С 2007 года в Калужской области наблюдаются положительные изменения показателей рождаемости. Уровень рождаемости вырос на 17%, по вторым рождениям - на 20%, по третьим - на 46%. В 2012 году зарегистрировано рождений 11823 детей, что больше по сравнению с 2011 годом на 795 детей. По данному показателю в 2012 году среди регионов Российской Федерации Калужская область - в числе лидеров. Средний возраст женщин при рождении детей составляет 27,5 лет.

Показатель продолжительности жизни в 2011 году по сравнению с 2006 годом вырос на 3,7 года у мужчин, на 2,6 года у женщин и составляет соответственно у мужчин - 63,4 года, у женщин - 75,6 года. В 2012 году общая продолжительность жизни населения Калужской области составила 69,4 года.

Принятые меры по улучшению демографической ситуации, направленные на увеличение численности населения, продолжительности жизни, существенно не изменили современное состояние института семьи.

В Калужской области по состоянию на 01.01.2013 проживает 95 тыс. семей с несовершеннолетними детьми. По аналитическим материалам Управления Федеральной службы государственной статистики по Калужской области, типичная семья региона, как и в целом по России, является малодетной (до 2-х детей). Причиной малодетности семей является сложившиеся традиции воспитания одного - двух детей, откладывание рождения первого ребенка и значительное число детей, рожденных вне брака.

Более 64% калужан состоят в зарегистрированном браке. Увеличивается доля браков, регистрация которых откладывается на неопределенное время после фактического начала супружеских отношений, увеличивается интервал между вступлением в брак и его регистрацией. В 2012 году количество зарегистрированных браков уменьшилось на 681 по сравнению с 2011 годом, снизилось количество разводов на 106. Основными факторами разводов являются неустроенность и материальные проблемы в семье, асоциальный образ жизни одного из супругов, в основном злоупотребление алкоголем, супружеская измена.

В Калужской области ежегодно увеличивается количество многодетных семей. В настоящее время на территории Калужской области проживает 5829 многодетных семей, в которых воспитываются 19764 ребенка. Многодетные семьи составляют 6,1% от общего числа семей с несовершеннолетними детьми (2012 г. - 5,8%).

В 15783 неполных семьях воспитывается 21409 детей. Отсутствие одного из родителей отрицательно влияет на формирование у ребенка гармоничной модели межличностных отношений отца и матери, подготовленность его к созданию собственной семьи.

Особое внимание уделяется семьям, воспитывающим детей-инвалидов, а также семьям с детьми, которые не могут самостоятельно преодолеть сложную жизненную ситуацию. В регионе проживает 2825 детей-инвалидов; более 35 тыс. детей находится в трудной жизненной ситуации; в социально опасном положении находится 1213 семей, в которых воспитывается 2358 детей. Более 37 тыс. детей проживает в малообеспеченных семьях (на основании числа получателей пособий, условием выплаты которых является доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума, установленного в регионе).

Для достижения экономической устойчивости семей с низким уровнем дохода в дополнение к федеральным законодательным актам реализуется ряд региональных законов, направленных на поддержку семей, имеющих детей. Социальную помощь в 2012 году получили 24 тыс. семей с детьми. Система пособий, установленных семьям, имеющим детей, включает 19 денежных выплат, в т.ч. 10 видов различных выплат за счет средств областного бюджета.

В комплексе мер по государственной социальной поддержке семей с детьми наиболее значимыми являются: введение материнского (семейного) капитала, значительное увеличение размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет, назначение и выплата ежемесячной денежной выплаты на третьего ребенка или последующих детей. Увеличение категорий получателей ориентировано на решение задач, связанных со стимулированием рождаемости, повышением уровня жизни семей с детьми, преодолением социального сиротства.

В области создана и постоянно совершенствуется система организации круглогодичного отдыха детей. В 2013 году оздоровлено и трудоустроено 89000 детей, что составляет 93% (2012 г. - 92%), из них 44000 детей (88%), находящихся в трудной жизненной ситуации (2012 г. - 84%). За летний период 2013 года выраженный оздоровительный эффект составил 92,3% (2012 г. - 93%), слабый оздоровительный эффект - 6,4% (2012 г. - 4,9%), отсутствие оздоровительного эффекта - 1,3% (2012 г. - 2,1%).

По состоянию на 01.01.2013 в регионе проживает 4656 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Причинами социального сиротства являются: социально неодобряемый образ жизни родителей, создающий угрозу жизни, здоровью, развитию детей, и, соответственно, лишение родителей права воспитывать ребенка; частые отказы матерей от новорожденных детей в родильных домах и высокий показатель числа детей, зарегистрированных как найденные. Число брошенных и отказных новорожденных составляет 0,004% от общего числа родившихся.

В целях сохранения ребенка в семье, уменьшения количества отказов от детей на территории Калужской области были созданы в 2009 году службы по оказанию социальных услуг беременным женщинам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в рамках реализации программы "Радость материнства", получившей грант от Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Реализация программы "Радость материнства" способствовала созданию на территории региона служб социального патронажа беременных женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации, социального такси, консультационных пунктов, школ материнства. За период 2010 - 2012 годов количество отказов от новорожденных детей сократилось на 15%. Социальные услуги получили более 3000 беременных женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Результатом принимаемых мер по профилактике социального сиротства является ежегодное с 2007 года уменьшение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2012 году количество данной категории детей составило 2,8% от общего количества детского населения. 86,5% детей, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории Калужской области, воспитываются в семьях. Данный показатель по итогам 2012 года является вторым по Центральному федеральному округу (далее - ЦФО) (после Владимирской области). Средний показатель по ЦФО - 80,2%.

Стабильно уменьшается число детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в учреждениях всех видов и типов. На 01.01.2013 в региональном банке данных о детях находится информация о 625 детях, оставшихся без попечения родителей (на 01.01.2012 - 707, на 01.01.2011 - 752). На 1 января 2013 года в области действуют 4 детских дома на 273 места.

В области системно осуществляется работа, направленная на активизацию деятельности органов опеки и попечительства и регионального оператора по содействию и оказанию содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации. Организовано информирование населения региона по вопросам семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, о месте расположения и контактных данных регионального оператора банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Юридическое и психолого-педагогическое сопровождение граждан, желающих принять в свои семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют специалисты органов опеки и попечительства, государственного казенного образовательного учреждения Калужской области "Центр содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, и психолого-медико-социального сопровождения замещающих семей".

В настоящее время на территории Калужской области действует областная служба, в которую входят 26 муниципальных служб социально-психологического сопровождения замещающих семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. С привлечением лаборатории социальных проблем детства федерального государственного научного учреждения "Институт семьи и воспитания" Российской академии образования разработаны система и технологии работы по постинтернатному сопровождению выпускников.

В Калужской области установлены меры социальной поддержки не только приемным родителям, но и усыновителям, "выпускникам" замещающих семей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и иным категориям лиц.

С целью общественной экспертизы деятельности по опеке и попечительству, выработки коллегиальных всесторонне взвешенных решений и предложений по совершенствованию законодательства при министерстве создан и успешно работает уже более трех лет Общественный совет по вопросам опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан Калужской области.

Эффективность поддержки семей с детьми обеспечивает система учреждений социального обслуживания семьи и детей. В 2012 году отмечены следующие позитивные изменения в сфере социальной поддержки семьи и детей (в сравнении с показателями 2008 года): на 1,2% уменьшился удельный вес безнадзорных детей в общей численности детского населения; на 15% увеличился удельный вес детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, в общем количестве безнадзорных детей; на 13,2% увеличился удельный вес количества детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, в общем количестве детей-инвалидов; в 3 раза увеличилось количество социальных услуг, оказанных семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации. Учреждениями социального обслуживания семьи и детей предоставлено свыше 2,5 млн социальных услуг детям и семьям с детьми, 1819 несовершеннолетних прошли социальную реабилитацию.

В сфере социального обслуживания семьи и детей значительное внимание уделяется внедрению и распространению новых технологий, форм и методов социальной работы с семьями по предупреждению и раннему выявлению социального неблагополучия семей с детьми, профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми, социально-трудовой, медико-социальной реабилитации детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями.

Для эффективной социальной работы с детьми и семьями с детьми созданы новые службы: участковая, "социальный патруль", телефон доверия; используются инновационные технологии по оказанию помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями на ранних этапах жизнедеятельности семьи, организации социального патронажа беременных женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации, домашнего визитирования семей, имеющих детей-инвалидов.

В целях формирования общественного мнения о высокой значимости традиционных семейных ценностей, семейного воспитания, института брака ежегодно проводятся областные социально значимые мероприятия: фестиваль-конкурс "Семья года", День семьи, любви и верности, акция "Мой папа - самый лучший", "Малыш", "Семья поможет семье" и др. В областных социально значимых мероприятиях принимают участие ежегодно свыше 4,5 тыс. семей.


1.1. Основные проблемы в сфере реализации государственной программы


Несмотря на достигнутые позитивные результаты по улучшению демографической ситуации и реализации семейной политики, нерешенным остается ряд проблем.

1. Сохраняется проблема малодетности семей и малообеспеченности среди семей с детьми.

Из ряда факторов, определяющих решение семьи родить ребенка, ключевыми являются уровень материальной обеспеченности и жилищные условия. Социальные пособия и выплаты не способны обеспечить уровень благополучия, достаточный для рождения, воспитания и развития ребенка. 40% из числа семей с несовершеннолетними детьми получают разные виды социальной помощи через органы социальной защиты населения, учреждения социального обслуживания семьи и детей. Среди всех типов семей с детьми наиболее уязвимыми с точки зрения малообеспеченности являются многодетные.

2. Возрастает потребность в предоставлении социальных услуг детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, специалистами учреждений социального обслуживания семьи и детей.

Актуальна работа по предупреждению неблагоприятных явлений в подростковой среде (правонарушений, алкоголизма, наркомании и токсикомании), в семье - жестокого обращения, конфликтности и сложности детско-родительских отношений, профилактике отказов от детей, сохранению благополучного семейного окружения для ребенка. Ежегодно на детский телефон доверия поступает более 21 тыс. обращений. Основные причины обращений - проблемы детско-родительских отношений и отношений со сверстниками.

3. Система организации детского и семейного отдыха и оздоровления требует модернизации.

В настоящее время детские оздоровительные базы нуждаются в реконструкции и модернизации. Возрастает потребность населения в получении современных, качественных услуг в сфере отдыха и оздоровления детей, создании системы семейного отдыха.

4. Сохраняет актуальность работа по профилактике социального сиротства.

Сокращение масштабов данной проблемы предполагает комплексный и системный подходы к процессу подготовки граждан, выразивших желание принять детей, оставшихся без попечения родителей, в свои семьи, и к психолого-педагогическому и социально-правовому сопровождению опекунов, попечителей, приемных родителей.

5. Требует значительных финансовых ресурсов реализация прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на обеспечение жилыми помещениями.

В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с 1 января 2013 года существенно расширился круг лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в виде благоустроенных жилых домов и квартир применительно к условиям соответствующего населенного пункта по нормам предоставления жилой площади. Закон предусматривает, что граждане из числа детей-сирот, которые имели указанное право, но не смогли его реализовать по не зависящим от них причинам, имеют право на получение жилья из специализированного жилого фонда без ограничения их возраста. Проблема осложняется не только отсутствием в Калужской области специализированного жилого фонда, недостатком благоустроенных квартир на рынке жилья, но и существенным увеличением потребности в средствах на реализацию нового законодательства в этой сфере.

6. Возрастает потребность в совершенствовании механизмов взаимодействия институтов гражданского общества и государственных социальных служб.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»