(с изменениями на 5 мая 2012 года)
______________________________
Утратил силу на основании
Постановления Правительства Калужской области от 29 ноября 2014 года N 647
______________________________
___________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Правительства Калужской области от 15 декабря 2010 года N 503;
Постановлением Правительства Калужской области от 22 августа 2011 года N 455;
Постановлением Правительства Калужской области от 22 ноября 2011 года N 616;
Постановлением Правительства Калужской области от 5 мая 2012 года N 232.
___________________________________________
В целях укрепления института семьи в Калужской области, снижения числа семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, снижения уровня детской безнадзорности и семейного неблагополучия Правительство Калужской области
постановляет:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу Калужской области «Семья и дети (2009-2013 годы)» (прилагается).
2. Финансирование долгосрочной целевой программы Калужской области «Семья и дети (2009-2013 годы)» в 2009 году осуществить за счет средств, предусмотренных в областном бюджете министерству по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области.
Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов
Приложение
к постановлению Правительства
Калужской области
от 5 августа 2009 года N 311
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«Семья и дети (2009-2013 годы)»
Паспорт долгосрочной целевой программы Калужской области «Семья и дети (2009-2013 годы)»
1. Наименование | долгосрочная целевая программа Калужской области «Семья и дети (2009 - 2013 годы)» | ||||||||
2. Заказчик долгосрочной целевой программы | министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области | ||||||||
3. Разработчик | министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области | ||||||||
4. Дата принятия решения о разработке | |||||||||
5. Цель | укрепление института семьи, сокращение числа семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, снижение уровня детской безнадзорности и семейного неблагополучия. | ||||||||
6. Задачи | - профилактика семейного и детского неблагополучия; | ||||||||
материальной помощи и социальных услуг; | |||||||||
7. Целевые индикаторы и показатели
| Базовый показатель 2008 года | Годы | |||||||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |||||
соотношение числа разводов супружеских пар к общему числу браков (%) | 59,6 | 58,0 | 57,0 | 55,0 | 52,0 | 50,0 | |||
удельный вес количества безнадзорных детей к общей численности детского населения (%) | 2,6 | 2,3 | 2,1 | 1,9 | 1,7 | 1,5 | |||
удельный вес количества детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, в общем количестве безнадзорных детей (%) | 79,0 | 81,9 | 83,0 | 84,5 | 86,0 | 87,0 | |||
удельный вес количества детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, к общему количеству детей-инвалидов (%) | 40,5 | 41,0 | 44,0 | 46,0 | 48,0 | 50,0 | |||
удельный вес количества семей с детьми-инвалидами, получивших реабилитационные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, к общему количеству семей с детьми-инвалидами (%) | 25,0 | 25,3 | 25,8 | 26,2 | 26,5 | 26,8 | |||
количество социальных услуг, | 761 153 | 800 000 | 820 000 | 840 000 | 870 000 | 900 000 | |||
внедрение в практику работы учреждений социального обслуживания семьи и детей инновационных технологий, создание региональной системы социального сопровождения семей, беременных женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации (количество учреждений) | 3 | 5 | 8 | 10 | 12 | 15 | |||
число специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей, повысивших свой профессиональный уровень (чел.) | 15 | 25 | 35 | 50 | 50 | 50 | |||
8. Сроки и этапы реализации | 2009-2013 годы | ||||||||
9. Перечень подпрограмм и основных мероприятий | Программа включает следующие основные разделы: | ||||||||
10. Объемы финансирования | |||||||||
Источник финансирования | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | ИТОГО | |||
Областной бюджет | 72 339,0 | 77 989,0 | 57083,1 | 5990,0 | 5990,0 | 241557,0 | |||
Средства, полученные по гранту федерального Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. | 6 620,0 | 5569,61 | 2439,377 | 8271,013 | - | 22 900,0 | |||
Всего: | 78 959,0 | 83558,61 | 59522,477 | 14261,013 | 5990,0 | 264457,0 | |||
(пункт 10 в редакции Постановления Правительства Калужской области от 5 мая 2012 года N 232) | |||||||||
11. Ожидаемые результаты | - уменьшение доли количества безнадзорных детей в общем числе детского населения (до 1,5% в общем числе детского населения в 2013 году); | ||||||||
12. Система организации контроля за исполнением программы | Контроль за реализацией программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 30.11.2007 № 315 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их формирования и реализации и Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета». |
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом
В Калужской области семейная политика является одним из приоритетных направлений социальной политики, основанной на принципах признания ценности семьи, ее всемерной поддержки и сохранении достигнутых социальных гарантий. Начиная с 1994 года, реализация семейной политики основывается на осуществлении комплекса мер, предусмотренных областными целевыми программами «Детство», «Семья и дети (2001-2003 годы)», «Семья и дети (2004-2006 годы)», «Семья и дети (2007-2009 годы)» в совокупности с действующей в Калужской области системой мер поддержки семьи, материнства и детства.
За годы реализации программы «Семья и дети (2007-2009 годы)» на 25 % увеличилось количество семей, получивших различные виды социальных услуг и адресной социальной поддержки, сформировалась система учреждений социального обслуживания семьи и детей, что позволило повысить доступность услуг семьям с детьми, особенно в сельских районах, наметилась устойчивая тенденция к сокращению в регионе количества беспризорных и безнадзорных детей (в 2003 году удельный вес безнадзорных детей от общего числа детского населения составлял 3,4 %; в 2008 году - 2,6 %).
Благодаря реализации программных мероприятий сделан серьезный шаг по преодолению межведомственных барьеров при решении вопросов, касающихся улучшения положения детей-инвалидов. Для комплексной работы с детьми-инвалидами создано два реабилитационных центра (г. Калуга, г. Обнинск), которые оснащены современным оборудованием. Значительно увеличился удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги (2003 год - 25 %; 2008 год - 42 %). В целом по области количество детей-инвалидов уменьшилось с 3625 человек по состоянию на начало 2004 года до 2555 человек по состоянию на 1 января 2009 года.
В рамках реализации программных мероприятий осуществляются меры, направленные на пропаганду здоровой семьи, поощрение многодетных родителей за достойное воспитание детей, оказывается помощь одаренным детям.
Большую поддержку населения получили такие социально значимые мероприятия, ставшие традиционными, как День семьи, День матери, областной фестиваль-конкурс «Семья года».
За годы реализации программ сложился определенный порядок взаимодействия Правительства Калужской области с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по привлечению федеральных средств на реализацию мероприятий программ.
В рамках федеральной целевой программы «Дети России» для учреждений социального обслуживания семьи и детей Калужской области ежегодно поступает автотранспорт и оборудование, выделяются санаторно-курортные путевки для оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Всего за 2007-2008 годы в рамках реализации областной целевой программы «Семья и дети (2007-2009 годы)» привлечено свыше 17 млн. рублей из средств федерального бюджета.
Вместе с тем необходимо отметить, что в течение последних лет наблюдается тенденция ослабления семейных связей, падения авторитета родителей и семьи в подростковой среде. Растет количество так называемых «гражданских браков», остается значительным число разводов. В области имеются семьи, в которых родители не могут создать необходимые условия для воспитания детей. Вызывает тревогу состояние здоровья молодых людей, которые в ближайшем будущем станут родителями. Существует проблема распространения пивного алкоголизма среди подростков. Остается сложной ситуация в семьях, где родители злоупотребляют спиртными напитками, не устранена проблема с выплатой отдельными родителями алиментов, они скрывают свои доходы и имущественное положение, в результате чего страдают дети.
На учете в органах социальной защиты населения Калужской области на 01.01.2009 состоят свыше 19 тысяч неполных семей, в которых проживают 23,9 тыс. детей (в том числе 9,8 тыс. семей одиноких матерей, воспитывающих почти 11,0 тыс. детей); в 2,4 тыс. семей воспитываются 2,5 тыс. детей-инвалидов; в 4,1 тыс. многодетных семей воспитываются 14,1 тыс. детей; на особом контроле - 2,4 тыс. семей, находящихся в социально опасном положении, в которых проживают 4,4 тыс. детей.
Остается высоким уровень противоправных действий в отношении детей, только за 2008 год против детей Калужской области совершено 968 преступлений, из них 30 % связаны с насилием, жестокостью, побоями детей. Значительное число семей с детьми, в основном с тремя и более, имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.
Отсутствие эффективных мер по противодействию вышеназванным негативным явлениям может привести к утрате достигнутых к настоящему времени некоторых положительных результатов и дальнейшему росту детского и семейного неблагополучия, безнадзорности детей.
В условиях разграничения полномочий между уровнями власти отдельные, не скоординированные меры семейной политики не смогут обеспечить эффективность принимаемых в регионе мер социальной поддержки семей с детьми, обеспечить полноценную защиту прав и интересов детей. Решение проблем семейной политики программным методом позволит переходить от политики выживания, проводимой в переходный период развития экономики, к политике семейного благополучия, экономической устойчивости семей, обеспечению им соответствующих современным стандартам качества и уровня жизни.
Приоритетность решаемой проблемы неоднократно обозначалась в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. В выступлении Президента Российской Федерации Д.А. Медведева 16 марта 2009 года на совещании по вопросам борьбы с преступлениями против детей еще раз сказано о необходимости совершенствования работы с неблагополучными семьями, в том числе о деятельности социальных учреждений, отвечающих за взаимодействие с неблагополучными семьями.
Практика реализации предыдущих целевых программ показала, что они являются эффективным инструментом комплексного решения на региональном уровне проблем семейной политики.
В связи с изложенным становится очевидной необходимость принятия новой долгосрочной целевой программы Калужской области «Семья и дети» на период" 2009-2013 годов, предусматривающей комплекс скоординированных общегосударственных и региональных мер социального, правового и организационного характера.
7. Целевые индикаторы и показатели | Базовый показатель 2008 года | Годы | ||||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | ||
соотношение числа разводов супружеских пар к общему числу браков (%) (в редакции Постановления Правительства Калужской области от 5 мая 2012 года N 232) | 59,6 | 58,0 | 57,0 | 55,0 | 52,0 | 50,0 |
удельный вес количества безнадзорных детей к общей численности детского населения (%) | 2,6 | 2,3 | 2,1 | 1,9 | 1,7 | 1,5 |
удельный вес количества детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, в общем количестве безнадзорных детей (%) | 79,0 | 81,9 | 83,0 | 84,5 | 86,0 | 87,0 |
удельный вес количества детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, к общему количеству детей-инвалидов (%) | 40,5 | 41,0 | 44,0 | 46,0 | 48,0 | 50,0 |
удельный вес количества семей с детьми-инвалидами, получивших реабилитационные услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, к общему количеству семей с детьми-инвалидами (%) | 25,0 | 25,3 | 25,8 | 26,2 | 26,5 | 26,8 |
количество социальных услуг, оказанных семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации (ед.) | 761 153 | 800 000 | 820 000 | 840 000 | 870 000 | 900 000 |
внедрение в практику работы учреждений социального обслуживания семьи и детей инновационных технологий, создание региональной системы социального сопровождения семей, беременных женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации (количество учреждений) | 3 | 5 | 8 | 10 | 12 | 15 |
число специалистов учреждений социального обслуживания семьи и детей, повысивших свой профессиональный уровень (чел.) | 15 | 25 | 35 | 50 | 50 | 50 |
2009-2013 годы
Система мероприятий предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям (прилагается).
Программа включает следующие основные разделы:
1. Укрепление семейных ценностей и традиций
Данный раздел включает мероприятия, направленные на пропаганду крепкой здоровой семьи, семейных ценностей и традиций, семейного творчества, ответственного родительства.
2. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Мероприятия раздела предполагают дальнейшее развитие и совершенствование деятельности учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их оснащение необходимым оборудованием с целью создания необходимых условий для проживания и социальной реабилитации несовершеннолетних.