ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 марта 2013 года N 158

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ (2013 - 2018 ГОДЫ) В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ"

(в редакции Постановлений Правительства Калужской области от 24.06.2013 N 321, от 12.05.2014 N 289, от 30.04.2015 N 247, от 20.07.2016 N 388, от 21.04.2017 N 229)


В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указа Президента Российской Федерации от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2190-р (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 14.09.2015 N 973), приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.04.2014 N 282 "О плане мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)" (в ред. приказов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.11.2014 N 880, от 13.04.2016 N 164)" Правительство Калужской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

(в ред. Постановлений Правительства Калужской области от 30.04.2015 N 247, от 20.07.2016 N 388)

1. Утвердить план мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы) в Калужской области" (далее - "дорожная карта") (прилагается).

2. Определить ответственным исполнителем "дорожной карты" министерство труда и социальной защиты Калужской области.

(в ред. Постановления Правительства Калужской области от 30.04.2015 N 247)

3. Исключен. - Постановление Правительства Калужской области от 30.04.2015 N 247.

3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов






Утвержден
Постановлением
Правительства Калужской области
от 29 марта 2013 года N 158

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ (2013 - 2018 ГОДЫ) В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ"

 (в редакции Постановления Правительства Калужской области от 21.04.2017 N 229)


 I. Общее описание "дорожной карты"


Реализация плана мероприятий "дорожной карты" "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы) в Калужской области" (далее - "дорожная карта") направлена на развитие системы социального обслуживания в Калужской области, повышение ее уровня, качества и эффективности.

Численность населения в Калужской области на 1 января 2016 года составляет 1009772 человека, в том числе сельское население - 241002 человека (23,9% в общей численности населения). Из общей численности населения в возрасте старше трудоспособного - 276181 человек, из них проживают в сельской местности 66748 человек.

Предоставлены социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в стационарной и полустационарной формах социального обслуживания 223359 гражданам, в том числе 179738 гражданам из числа граждан пожилого возраста и инвалидов, что составляет 65% от численности населения в возрасте старше трудоспособного.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калужской области, ожидаемая продолжительность жизни за 2015 год составила 70,73 года (за 2014 год - 69,93 года).

Предоставление гражданам Калужской области социальных услуг в стационарной и в полустационарной формах, в форме социального обслуживания на дому осуществляют государственные учреждения социального обслуживания населения (далее - государственные учреждения) в количестве 52. Кроме того, 6 негосударственных организаций предоставляют социальные услуги в стационарной форме, полустационарной форме и форме социального обслуживания на дому.



  Динамика численности получателей социальных услуг и количества предоставленных социальных услуг


Таблица 1

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год (факт)

2017 год (прогноз)

2018 год (прогноз)

Всего получателей социальных услуг (чел.)

Предоставлено услуг за год (ед.)

Всего получателей социальных услуг (чел.)

Предоставлено услуг за год (ед.)

Всего получателей социальных услуг (чел.)

Предоставлено услуг за год (ед.)

Всего получателей социальных услуг (чел.)

Предоставлено услуг за год (ед.)

Всего получателей социальных услуг (чел.)

Предоставлено услуг за год (ед.)

Всего получателей социальных услуг (чел.)

Предоставлено услуг за год (ед.)

ВСЕГО получателей социальных услуг

191434

16290776

223993

16704548

225334

16703448 <2>

223359 <1>

16493685 <2>

239048

16704076

239566

16759900

Из них:

в стационарной форме социального обслуживания, из них

3947

12207983

3991

12331727

4029

12469188

4115

12333625 <2>

3643 <4>

12492750

3659

12539375

- в учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

2237

10297983

2281

10406727

2299

10489188

2266 <3>

10338625 <2>

2300

10493750

2310

10539375

- в учреждениях семьи и детей

1710

1910000

1710

1925000

1730

1980000

1849

1995000

1343 <4>

1999000

1349

2000000

в полустационарной форме социального обслуживания, из них

42090

2207675

42218

2232846

42262

2266882

42271

2267253

42766

2315820

42785

2324435

- в учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

475

325675

488

347846

520

370882

499 <5>

367253 <2>

485 <5>

370820

490

378435

- в учреждениях семьи и детей

41615

1882000

41730

1885000

41742

1896000

41763

1900000

42281

1945000

42295

1946000

в форме социального обслуживания на дому

8589

1717475

8803

1921450

8442 <6>

1746758 <2>

8216 <7>

1675670 <2>

8122 <8>

1656890 <2>

8122 <9>

1656890

срочных и дополнительных социальных услуг

136808

157643

168981

218525

170601

220620

168757 <10>

217137 <2>

184517

238616

185000

239200


     ________________

<1> Снижение общей численности получателей услуг в 2016 году в сравнении с 2013, 2014, 2015 годами связано с уменьшением получателей услуг в форме стационарного социального обслуживания (устройство в патронатные семьи и предоставление услуг сиделок), в форме полустационарного социального обслуживания (уменьшение числа лиц категории без определенного места жительства (далее - БОМЖ)), в форме социального обслуживания на дому (предоставление получателям услуг мобильного социального обслуживания), срочных услуг (уменьшение количества продуктовых наборов гуманитарной помощи).

<2> Снижение количества предоставленных услуг: в 2015 году в сравнении с 2014 годом связано с уменьшением числа получателей в форме социального обслуживания на дому (предоставление получателям услуг мобильного социального обслуживания и отсутствие нуждаемости); в 2016 году в сравнении с 2013, 2014, 2015 годами связано с уменьшением получателей услуг в форме стационарного социального обслуживания (устройство в патронатные семьи и предоставление услуг сиделок), в форме полустационарного социального обслуживания (уменьшение числа лиц категории БОМЖ), в форме социального обслуживания на дому (предоставление получателям услуг мобильного социального обслуживания и отсутствие нуждаемости), срочных услуг (уменьшение количества продуктовых наборов гуманитарной помощи).

<3> Снижение численности получателей социальных услуг в стационарной форме связано с устройством в патронатные семьи и предоставлением услуг сиделок.

<4> Снижение численности получателей услуг в стационарной форме в учреждениях социального обслуживания семьи и детей в 2017 году по сравнению с 2016 годом связано с сокращением численности семей, находящихся в социально опасном положении (2016 год - 723 семьи; 2017 год (прогноз) - 691 семья), с увеличением потребности у семей с детьми в предоставлении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания.

<5> Снижение количества получателей в 2016 - 2017 годах связано с уменьшением числа лиц категории БОМЖ.

<6> Снижение численности получателей социальных услуг в форме социального обслуживания на дому в 2015 году в сравнении с 2014 годом объясняется тем, что 215 человек перешли на обслуживание мобильными бригадами, численность данных граждан учитывается в срочных услугах, 146 человек были сняты с обслуживания из-за отсутствия нуждаемости в связи с переездом к родственникам и переводом на предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.

<7> Снижение численности получателей социальных услуг в форме социального обслуживания на дому в 2016 году в сравнении с 2015 годом объясняется тем, что 190 человек перешли на обслуживание мобильными бригадами, численность данных граждан учитывается в срочных услугах, 36 человек были сняты с обслуживания из-за отсутствия нуждаемости в связи с переездом к родственникам и переводом на предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.

<8> Снижение численности получателей социальных услуг в форме социального обслуживания на дому в 2017 году в сравнении с 2016 годом объясняется тем, что будет сохраняться тенденция перевода на обслуживание мобильными бригадами, численность данных граждан учитывается в срочных услугах.

<9> Численность получателей услуг в форме социального обслуживания на дому указана без учета численности получателей социальных услуг в социально ориентированных некоммерческих организациях.

<10> Сокращение численности получателей срочных и дополнительных социальных услуг в 2016 году в сравнении с 2015 годом объясняется тем, что в 2015 году осуществлялась выдача гуманитарной помощи в виде продуктовых наборов гражданам пожилого возраста и инвалидам, поступившей от благотворительных организаций. В 2017 году будет увеличено количество получателей социальных услуг за счет расширения спектра предоставления дополнительных социальных услуг.

Доля получателей социальных услуг, проживающих в сельской местности, от общего количества получателей социальных услуг составляет: в 2013 году - 26,7%, в 2014 году - 23,3%, в 2015 году - 23,5%, в 2016 году - 23,8%. В 2017 году планируется довести значение данного показателя до 24,0%.


1. Текущее состояние сферы социального обслуживания в Калужской области и сложившиеся проблемы


 1.1. Предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания


Потребности граждан пожилого возраста и инвалидов в предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания обеспечивают 15 государственных учреждений. Общее число койко-мест на 1 января 2016 года составило 2095 (2013 год - 2095 мест). Количество мест не изменилось в связи с тем, что в 2014 году было введено дополнительно 20 мест в государственном бюджетном учреждении Калужской области "Еленский дом-интернат для престарелых и инвалидов", одновременно было выведено 20 мест из государственного казенного учреждения "Полотняно-Заводской детский дом-интернат для умственно отсталых детей".

Среди действующих стационарных государственных учреждений:

- 10 домов-интернатов для престарелых и инвалидов на 1125 мест;

- 4 психоневрологических интерната на 800 мест.

Кроме того, на территории Калужской области действуют три коммерческие организации, которые предоставляют социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания: общество с ограниченной ответственностью "Эра милосердия" (число обслуживаемых - 21 человек), общество с ограниченной ответственностью "МедСервисПлюс" (32 человека), общество с ограниченной ответственностью "Вита-центр" (13 человек).

Потребности детей-инвалидов в стационарном социальном обслуживании в полном объеме обеспечивает государственное казенное учреждение Калужской области "Полотняно-Заводской детский дом-интернат для умственно отсталых детей" на 170 мест.

Государственные учреждения социального обслуживания семьи и детей Калужской области предоставляют социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания для несовершеннолетних и женщин с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении. В 13 отделениях временного пребывания несовершеннолетних функционирует 279 мест для оказания социальной помощи или социальной реабилитации несовершеннолетних и решения вопросов их дальнейшего устройства.

В целях оказания социальной помощи беременным женщинам, находящимся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, на территории региона функционирует стационарное отделение для несовершеннолетних беременных женщин и матерей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на 7 мест в государственном бюджетном учреждении Калужской области "Обнинский центр социальной помощи семье и детям "Милосердие", а также кризисное отделение помощи женщинам с детьми, подвергшимися насилию и жестокому обращению, на 15 мест в филиале "Берегиня" государственного бюджетного учреждения Калужской области "Центр социальной помощи семье и детям "Чайка".

В сентябре 2016 года межведомственной рабочей группой Общественной палаты Калужской области, созданной по поручению Общественной палаты Российской Федерации, проведен мониторинг деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По результатам общественного мониторинга приказом министерства труда и социальной защиты Калужской области от 09.03.2017 N 334-П "Об утверждении планов мероприятий" утвержден план мероприятий на 2016 - 2018 годы по приведению деятельности государственного казенного учреждения Калужской области "Полотняно-Заводской детский дом-интернат для умственно отсталых детей" (далее - детский дом-интернат) в соответствие с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей".

В соответствии с уставом детского дома-интерната предметом его деятельности является деятельность по предоставлению социальных услуг как основной вид деятельности, а также образовательная и медицинская деятельность как дополнительные виды деятельности, осуществляемые в отношении детей-инвалидов, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных под надзор в детский дом-интернат.

В течение 2016 года услуги по стационарному социальному обслуживанию в детском доме-интернате получили 146 воспитанников. Все воспитанники учреждения страдают тяжелой и глубокой умственной отсталостью, у 50% детей сложная сочетанная патология, связанная с органическим поражением центральной нервной системы, других органов и систем, 67% воспитанников не владеют навыками самообслуживания и нуждаются в постоянном постороннем уходе.

На 1 января 2017 года в доме-интернате проживало 130 детей-инвалидов и инвалидов молодого возраста. Возраст воспитанников: от 4 до 7 лет - 8 человек, от 8 до 14 лет - 60 человек, от 15 до 17 лет - 34 человека, старше 18 лет - 28 человек.

От общего числа обслуживаемых детей-инвалидов 61 относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 16 - к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 60% от общей численности воспитанников. Все дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, внесены в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. С целью семейного устройства детей-инвалидов информация о них ежегодно размещается на сайтах Благотворительного фонда содействия семейному устройству детей-сирот "Измени одну жизнь" www.changeonelife.ru, Благотворительного фонда "Волонтеры в помощь детям-сиротам" www.opekaweb.ru, государственного казенного учреждения Калужской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Содействие" www.detstvo-life.ru. Кроме того, широко используются возможности печатных средств массовой информации и регионального телевидения (газета Калужской области "Весть", районные газеты, информационно-методический журнал "Содействие"). В 2016 году дети-инвалиды принимали участие в фотовыставках "Счастье - это Я!", "Человек с синдромом Дауна".

В 2016 году из 14 совершеннолетних воспитанников 10 человек направлены в психоневрологические интернаты, 1 - в отделение сопровождаемого проживания, 2 - возвращены в семью, 1 - отчислен для самостоятельного проживания (обеспечен жильем по договору социального найма). В детском доме-интернате создано и функционирует образовательное структурное подразделение, имеется лицензия на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ общего дошкольного и начального общего образования, выданная министерством образования и науки Калужской области в 2015 году.

На основе федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)", разработана и утверждена адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития, на каждого ребенка разработана специальная индивидуальная программа развития. В образовательный процесс включены все дети-инвалиды, находящиеся в детском доме-интернате. До 1 сентября 2016 года обучение детей-инвалидов в детском доме-интернате осуществлялось по 5 программам для умственно отсталых детей Центрального научно-исследовательского института экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов научно-исследовательского института дефектологии Академии педагогических наук СССР:

- программа по содержанию, воспитанию и социальной адаптации воспитанников;

- программа обучения глубоко умственно отсталых детей;

- программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью;

- программа обучения и воспитания умственно отсталых детей дошкольного возраста;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»