ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 2017 года N 229
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 29.03.2013 N 158 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ (2013 - 2018 ГОДЫ) В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ" (В РЕД. ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 24.06.2013 N 321, ОТ 12.05.2014 N 289, ОТ 30.04.2015 N 247, ОТ 20.07.2016 N 388)
В соответствии с Законом Калужской области "О нормативных правовых актах органов государственной власти Калужской области" Правительство Калужской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства Калужской области от 29.03.2013 N 158 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы) в Калужской области" (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 24.06.2013 N 321, от 12.05.2014 N 289, от 30.04.2015 N 247, от 20.07.2016 N 388) (далее - постановление) изменение, изложив план мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы) в Калужской области", утвержденный постановлением, в новой редакции (прилагается).
2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов
Приложение
к Постановлению
Правительства Калужской области
от 21 апреля 2017 года N 229
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ (2013 - 2018 ГОДЫ) В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ"
I. Общее описание "дорожной карты"
Реализация плана мероприятий "дорожной карты" "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы) в Калужской области" (далее - "дорожная карта") направлена на развитие системы социального обслуживания в Калужской области, повышение ее уровня, качества и эффективности.
Численность населения в Калужской области на 1 января 2016 года составляет 1009772 человека, в том числе сельское население - 241002 человека (23,9% в общей численности населения). Из общей численности населения в возрасте старше трудоспособного - 276181 человек, из них проживают в сельской местности 66748 человек.
Предоставлены социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в стационарной и полустационарной формах социального обслуживания 223359 гражданам, в том числе 179738 гражданам из числа граждан пожилого возраста и инвалидов, что составляет 65% от численности населения в возрасте старше трудоспособного.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калужской области, ожидаемая продолжительность жизни за 2015 год составила 70,73 года (за 2014 год - 69,93 года).
Предоставление гражданам Калужской области социальных услуг в стационарной и в полустационарной формах, в форме социального обслуживания на дому осуществляют государственные учреждения социального обслуживания населения (далее - государственные учреждения) в количестве 52. Кроме того, 6 негосударственных организаций предоставляют социальные услуги в стационарной форме, полустационарной форме и форме социального обслуживания на дому.
Динамика численности получателей социальных услуг и количества предоставленных социальных услуг
Таблица 1
2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год (факт) | 2017 год (прогноз) | 2018 год (прогноз) | |||||||
Всего получателей социальных услуг (чел.) | Предоставлено услуг за год (ед.) | Всего получателей социальных услуг (чел.) | Предоставлено услуг за год (ед.) | Всего получателей социальных услуг (чел.) | Предоставлено услуг за год (ед.) | Всего получателей социальных услуг (чел.) | Предоставлено услуг за год (ед.) | Всего получателей социальных услуг (чел.) | Предоставлено услуг за год (ед.) | Всего получателей социальных услуг (чел.) | Предоставлено услуг за год (ед.) | |
ВСЕГО получателей социальных услуг | 191434 | 16290776 | 223993 | 16704548 | 225334 | 16703448 <2> | 223359 <1> | 16493685 <2> | 239048 | 16704076 | 239566 | 16759900 |
Из них: | ||||||||||||
в стационарной форме социального обслуживания, из них | 3947 | 12207983 | 3991 | 12331727 | 4029 | 12469188 | 4115 | 12333625 <2> | 3643 <4> | 12492750 | 3659 | 12539375 |
- в учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов | 2237 | 10297983 | 2281 | 10406727 | 2299 | 10489188 | 2266 <3> | 10338625 <2> | 2300 | 10493750 | 2310 | 10539375 |
- в учреждениях семьи и детей | 1710 | 1910000 | 1710 | 1925000 | 1730 | 1980000 | 1849 | 1995000 | 1343 <4> | 1999000 | 1349 | 2000000 |
в полустационарной форме социального обслуживания, из них | 42090 | 2207675 | 42218 | 2232846 | 42262 | 2266882 | 42271 | 2267253 | 42766 | 2315820 | 42785 | 2324435 |
- в учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов | 475 | 325675 | 488 | 347846 | 520 | 370882 | 499 <5> | 367253 <2> | 485 <5> | 370820 | 490 | 378435 |
- в учреждениях семьи и детей | 41615 | 1882000 | 41730 | 1885000 | 41742 | 1896000 | 41763 | 1900000 | 42281 | 1945000 | 42295 | 1946000 |
в форме социального обслуживания на дому | 8589 | 1717475 | 8803 | 1921450 | 8442 <6> | 1746758 <2> | 8216 <7> | 1675670 <2> | 8122 <8> | 1656890 <2> | 8122 <9> | 1656890 |
срочных и дополнительных социальных услуг | 136808 | 157643 | 168981 | 218525 | 170601 | 220620 | 168757 <10> | 217137 <2> | 184517 | 238616 | 185000 | 239200 |
________________
<1> Снижение общей численности получателей услуг в 2016 году в сравнении с 2013, 2014, 2015 годами связано с уменьшением получателей услуг в форме стационарного социального обслуживания (устройство в патронатные семьи и предоставление услуг сиделок), в форме полустационарного социального обслуживания (уменьшение числа лиц категории без определенного места жительства (далее - БОМЖ)), в форме социального обслуживания на дому (предоставление получателям услуг мобильного социального обслуживания), срочных услуг (уменьшение количества продуктовых наборов гуманитарной помощи).
<2> Снижение количества предоставленных услуг: в 2015 году в сравнении с 2014 годом связано с уменьшением числа получателей в форме социального обслуживания на дому (предоставление получателям услуг мобильного социального обслуживания и отсутствие нуждаемости); в 2016 году в сравнении с 2013, 2014, 2015 годами связано с уменьшением получателей услуг в форме стационарного социального обслуживания (устройство в патронатные семьи и предоставление услуг сиделок), в форме полустационарного социального обслуживания (уменьшение числа лиц категории БОМЖ), в форме социального обслуживания на дому (предоставление получателям услуг мобильного социального обслуживания и отсутствие нуждаемости), срочных услуг (уменьшение количества продуктовых наборов гуманитарной помощи).
<3> Снижение численности получателей социальных услуг в стационарной форме связано с устройством в патронатные семьи и предоставлением услуг сиделок.
<4> Снижение численности получателей услуг в стационарной форме в учреждениях социального обслуживания семьи и детей в 2017 году по сравнению с 2016 годом связано с сокращением численности семей, находящихся в социально опасном положении (2016 год - 723 семьи; 2017 год (прогноз) - 691 семья), с увеличением потребности у семей с детьми в предоставлении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания.
<5> Снижение количества получателей в 2016 - 2017 годах связано с уменьшением числа лиц категории БОМЖ.
<6> Снижение численности получателей социальных услуг в форме социального обслуживания на дому в 2015 году в сравнении с 2014 годом объясняется тем, что 215 человек перешли на обслуживание мобильными бригадами, численность данных граждан учитывается в срочных услугах, 146 человек были сняты с обслуживания из-за отсутствия нуждаемости в связи с переездом к родственникам и переводом на предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.
<7> Снижение численности получателей социальных услуг в форме социального обслуживания на дому в 2016 году в сравнении с 2015 годом объясняется тем, что 190 человек перешли на обслуживание мобильными бригадами, численность данных граждан учитывается в срочных услугах, 36 человек были сняты с обслуживания из-за отсутствия нуждаемости в связи с переездом к родственникам и переводом на предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.
<8> Снижение численности получателей социальных услуг в форме социального обслуживания на дому в 2017 году в сравнении с 2016 годом объясняется тем, что будет сохраняться тенденция перевода на обслуживание мобильными бригадами, численность данных граждан учитывается в срочных услугах.
<9> Численность получателей услуг в форме социального обслуживания на дому указана без учета численности получателей социальных услуг в социально ориентированных некоммерческих организациях.
<10> Сокращение численности получателей срочных и дополнительных социальных услуг в 2016 году в сравнении с 2015 годом объясняется тем, что в 2015 году осуществлялась выдача гуманитарной помощи в виде продуктовых наборов гражданам пожилого возраста и инвалидам, поступившей от благотворительных организаций. В 2017 году будет увеличено количество получателей социальных услуг за счет расширения спектра предоставления дополнительных социальных услуг.
Доля получателей социальных услуг, проживающих в сельской местности, от общего количества получателей социальных услуг составляет: в 2013 году - 26,7%, в 2014 году - 23,3%, в 2015 году - 23,5%, в 2016 году - 23,8%. В 2017 году планируется довести значение данного показателя до 24,0%.
1. Текущее состояние сферы социального обслуживания в Калужской области и сложившиеся проблемы
1.1. Предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания
Потребности граждан пожилого возраста и инвалидов в предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания обеспечивают 15 государственных учреждений. Общее число койко-мест на 1 января 2016 года составило 2095 (2013 год - 2095 мест). Количество мест не изменилось в связи с тем, что в 2014 году было введено дополнительно 20 мест в государственном бюджетном учреждении Калужской области "Еленский дом-интернат для престарелых и инвалидов", одновременно было выведено 20 мест из государственного казенного учреждения "Полотняно-Заводской детский дом-интернат для умственно отсталых детей".
Среди действующих стационарных государственных учреждений:
- 10 домов-интернатов для престарелых и инвалидов на 1125 мест;
- 4 психоневрологических интерната на 800 мест.
Кроме того, на территории Калужской области действуют три коммерческие организации, которые предоставляют социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания: общество с ограниченной ответственностью "Эра милосердия" (число обслуживаемых - 21 человек), общество с ограниченной ответственностью "МедСервисПлюс" (32 человека), общество с ограниченной ответственностью "Вита-центр" (13 человек).
Потребности детей-инвалидов в стационарном социальном обслуживании в полном объеме обеспечивает государственное казенное учреждение Калужской области "Полотняно-Заводской детский дом-интернат для умственно отсталых детей" на 170 мест.
Государственные учреждения социального обслуживания семьи и детей Калужской области предоставляют социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания для несовершеннолетних и женщин с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении. В 13 отделениях временного пребывания несовершеннолетних функционирует 279 мест для оказания социальной помощи или социальной реабилитации несовершеннолетних и решения вопросов их дальнейшего устройства.
В целях оказания социальной помощи беременным женщинам, находящимся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, на территории региона функционирует стационарное отделение для несовершеннолетних беременных женщин и матерей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на 7 мест в государственном бюджетном учреждении Калужской области "Обнинский центр социальной помощи семье и детям "Милосердие", а также кризисное отделение помощи женщинам с детьми, подвергшимися насилию и жестокому обращению, на 15 мест в филиале "Берегиня" государственного бюджетного учреждения Калужской области "Центр социальной помощи семье и детям "Чайка".
В сентябре 2016 года межведомственной рабочей группой Общественной палаты Калужской области, созданной по поручению Общественной палаты Российской Федерации, проведен мониторинг деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По результатам общественного мониторинга приказом министерства труда и социальной защиты Калужской области от 09.03.2017 N 334-П "Об утверждении планов мероприятий" утвержден план мероприятий на 2016 - 2018 годы по приведению деятельности государственного казенного учреждения Калужской области "Полотняно-Заводской детский дом-интернат для умственно отсталых детей" (далее - детский дом-интернат) в соответствие с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с уставом детского дома-интерната предметом его деятельности является деятельность по предоставлению социальных услуг как основной вид деятельности, а также образовательная и медицинская деятельность как дополнительные виды деятельности, осуществляемые в отношении детей-инвалидов, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных под надзор в детский дом-интернат.
В течение 2016 года услуги по стационарному социальному обслуживанию в детском доме-интернате получили 146 воспитанников. Все воспитанники учреждения страдают тяжелой и глубокой умственной отсталостью, у 50% детей сложная сочетанная патология, связанная с органическим поражением центральной нервной системы, других органов и систем, 67% воспитанников не владеют навыками самообслуживания и нуждаются в постоянном постороннем уходе.
На 1 января 2017 года в доме-интернате проживало 130 детей-инвалидов и инвалидов молодого возраста. Возраст воспитанников: от 4 до 7 лет - 8 человек, от 8 до 14 лет - 60 человек, от 15 до 17 лет - 34 человека, старше 18 лет - 28 человек.
От общего числа обслуживаемых детей-инвалидов 61 относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 16 - к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 60% от общей численности воспитанников. Все дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, внесены в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. С целью семейного устройства детей-инвалидов информация о них ежегодно размещается на сайтах Благотворительного фонда содействия семейному устройству детей-сирот "Измени одну жизнь" www.changeonelife.ru, Благотворительного фонда "Волонтеры в помощь детям-сиротам" www.opekaweb.ru, государственного казенного учреждения Калужской области "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Содействие" www.detstvo-life.ru. Кроме того, широко используются возможности печатных средств массовой информации и регионального телевидения (газета Калужской области "Весть", районные газеты, информационно-методический журнал "Содействие"). В 2016 году дети-инвалиды принимали участие в фотовыставках "Счастье - это Я!", "Человек с синдромом Дауна".
В 2016 году из 14 совершеннолетних воспитанников 10 человек направлены в психоневрологические интернаты, 1 - в отделение сопровождаемого проживания, 2 - возвращены в семью, 1 - отчислен для самостоятельного проживания (обеспечен жильем по договору социального найма). В детском доме-интернате создано и функционирует образовательное структурное подразделение, имеется лицензия на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ общего дошкольного и начального общего образования, выданная министерством образования и науки Калужской области в 2015 году.
На основе федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)", разработана и утверждена адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития, на каждого ребенка разработана специальная индивидуальная программа развития. В образовательный процесс включены все дети-инвалиды, находящиеся в детском доме-интернате. До 1 сентября 2016 года обучение детей-инвалидов в детском доме-интернате осуществлялось по 5 программам для умственно отсталых детей Центрального научно-исследовательского института экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов научно-исследовательского института дефектологии Академии педагогических наук СССР:
- программа по содержанию, воспитанию и социальной адаптации воспитанников;
- программа обучения глубоко умственно отсталых детей;
- программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью;
- программа обучения и воспитания умственно отсталых детей дошкольного возраста;
- программа трудового обучения глубоко умственно отсталых детей в домах-интернатах.
С 1 сентября 2016 года в детском доме-интернате ведется обучение детей по следующим образовательным программам:
- адаптированная программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью;
- адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умеренной и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития;
- адаптированная основная общеобразовательная программа, разработанная на основе Программы обучения глубоко умственно отсталых детей научно-исследовательского института дефектологии Академии педагогических наук СССР.
В Калужской области все здания государственных учреждений имеют 2 и 3 степень огнестойкости (приложение 2). Ветхих и аварийных зданий не имеется.
Ежеквартально проводится мониторинг обеспечения комплексной безопасности и санитарно-эпидемиологического состояния государственных учреждений: ведение паспортов комплексной безопасности; принятие мер по устранению выявленных недостатков; анализ расходов Калужской области на повышение безопасности и улучшение санитарно-эпидемиологического состояния организаций социального обслуживания.
1.2. Предоставление социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания