РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 12 апреля 2013 года N 209-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") "ИЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2018 ГОДЫ"
(в редакции Распоряжений Правительства Самарской области от 20.06.2014 N 468-р, от 12.05.2015 N 325-р, от 06.07.2016 N 547-р, от 28.12.2016 N 1012-р, от 28.07.2017 N 677-р)
В соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2190-р и от 28.12.2012 N 2599-р в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики":
1. Утвердить прилагаемый План мероприятий ("дорожную карту") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Самарской области на 2013 - 2018 годы".
2. Контроль за выполнением настоящего Распоряжения возложить на министерство здравоохранения Самарской области (Гридасова).
3. Опубликовать настоящее Распоряжение в средствах массовой информации.
Вице-губернатор - председатель
Правительства Самарской области
А.П.НЕФЕДОВ
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ИЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2018 ГОДЫ"
(в редакции Распоряжений Правительства Самарской области от 20.06.2014 N 468-р, от 12.05.2015 N 325-р, от 06.07.2016 N 547-р, от 28.12.2016 N 1012-р, от 28.07.2017 N 677-р)
Целью "дорожной карты" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Самарской области на 2013 - 2018 годы" (далее - "дорожная карта") является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников.
Территория Самарской области составляет 53,6 тыс. кв. километров. Областной центр - г. Самара с населением 1 169,3 тыс. человек. В области проживает 3 214,1 тыс. человек. Плотность населения - 60 человек на 1 кв. километр.
Возрастной состав населения характеризуется преобладанием лиц старших возрастных групп. Количество лиц моложе трудоспособного возраста - 477,6 тыс. человек, трудоспособного возраста - 1 953,9 тыс. человек, старше трудоспособного возраста - 782,6 тыс. человек. Показатель рождаемости в 2012 году составил 12,1 на 1 000 населения, смертности - 13,9 на 1 000 населения.
Как и в предыдущие годы, наиболее распространенными причинами смерти в 2012 году стали болезни системы кровообращения (51,3% от общего числа умерших), новообразования (15,2%) и внешние причины (11,7%).
По состоянию на 01.01.2013 в системе здравоохранения Самарской области функционируют 157 медицинских организаций, в том числе лечебно-профилактические учреждения - 144, учреждения особого типа - 13.
В состав 144 лечебно-профилактических учреждений входят 64 больницы, 18 самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждений, 18 стоматологических поликлиник, 24 диспансера, 4 станции скорой медицинской помощи, 9 санаториев, 2 станции переливания крови, 5 домов ребенка.
Коечный фонд стационарных учреждений составляет 25 497 коек (с учетом коек учреждений федерального подчинения). В результате проведенной с 2007 по 2012 год реорганизации круглосуточный коечный фонд сократился на 3% (2007 год - 26 262 койки). Основное сокращение коек было проведено в период с 1999 по 2003 год, в то же время увеличилась мощность дневных стационаров на 9,4% и составила 5 061 койку, из них в поликлиниках - 4 016 коек (79,4%).
В Самарской области сформирована трехуровневая система оказания медицинской помощи, включающая:
первый уровень - оказание первичной медико-санитарной помощи, в том числе первичной специализированной медико-санитарной помощи (далее - ПМСП). ПМСП оказывается в 23 центральных районных больницах (далее - ЦРБ), 22 городских больницах, 11 врачебных амбулаториях, 499 фельдшерских пунктах и фельдшерско-акушерских пунктах (далее - ФАП), 151 офисе врачей общей практики (далее - ОВОП), 18 самостоятельных стоматологических поликлиниках, 28 организациях иных форм собственности, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Самарской области медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 29.12.2012 N 834 (далее - Территориальная программа);
второй уровень (межмуниципальный) - оказание специализированной медицинской помощи, преимущественно экстренной и неотложной помощи. Специализированная медицинская помощь второго уровня оказывается в 25 городских больницах, 4 ЦРБ, 1 городской специализированной больнице (инфекционная больница в г. Тольятти), 22 диспансерах (1 врачебно-физкультурный, 4 кожно-венерологических, 7 противотуберкулезных, 5 наркологических, 5 психоневрологических), 12 межмуниципальных медицинских центрах (далее - ММЦ), 5 межмуниципальных перинатальных центрах.
ММЦ созданы по результатам мониторинга сложившихся потоков движения пациентов, транспортной инфраструктуры, наличия подготовленных кадров и необходимой лечебно-диагностической базы. Основными целями деятельности ММЦ являются обеспечение доступности специализированной медицинской помощи надлежащего качества населению муниципальных образований в Самарской области, более эффективное использование оборудования и кадрового потенциала, совершенствование организации работы для повышения эффективности использования ресурсов, направляемых на оказание медицинской помощи в рамках Территориальной программы. В области реализуется стратегия развития ММЦ, предусматривающая в том числе внедрение современных технологий в подразделениях интенсивного лечения.
В связи с тем что в Самарской области с 2010 года функционируют 5 межмуниципальных перинатальных центров, при переходе на расширенные критерии живорождения наблюдался незначительный рост показателя младенческой смертности по сравнению с другими регионами (Самарская область - 7,7%, Российская Федерация - 19,2%).
В рамках выполнения мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями, в декабре 2009 года открыты региональный сосудистый центр на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарская областная клиническая больница им. М.И. Калинина" и специализированные первичные сосудистые отделения в трех муниципальных учреждениях здравоохранения.
С 01.12.2010 открыты травматологические центры на базах государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарская областная клиническая больница им. М.И. Калинина" и 8 муниципальных учреждений здравоохранения;
третий уровень (региональный) - оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи. Специализированная медицинская помощь третьего уровня, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, оказывается в 11 учреждениях Самарской области.
Сотрудничество государственного и частного секторов в сфере здравоохранения позволяет сделать медицинскую помощь более качественной, доступной для большинства граждан Российской Федерации.
Образуя партнерство, бизнес вносит в систему здравоохранения свои материальные и финансовые ресурсы, соединяя их с ресурсами государства. Кроме того, государственно-частное партнерство (далее - ГЧП) позволяет привлекать к управлению объектами социальной сферы опытных специалистов в области менеджмента и финансов из сферы бизнеса. Привлечение профессионально подготовленного и имеющего большой опыт управленческого персонала из организаций частного бизнеса к задачам медицинского обслуживания населения через создание ГЧП позволяет повысить качество управления и более экономно расходовать ресурсы.
В Самарской области учреждения негосударственной формы собственности включаются в реализацию Территориальной программы с 1994 года.
В настоящее время в системе обязательного медицинского страхования (далее - система ОМС) частные медицинские организации составляют 32,3% от общего числа учреждений, работающих в системе ОМС, из них оказывают первичную медико-санитарную помощь и имеют прикрепленное население - 5,8%. Одно из таких учреждений (общество с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Здоровые дети") оказывает медицинскую помощь прикрепленному детскому населению.
С 2012 года в систему ОМС включились негосударственные учреждения санаторного типа. Они участвуют в реализации пилотного проекта по санаторному долечиванию (реабилитации) работающих граждан, проживающих в Самарской области, в условиях санатория непосредственно после стационарного лечения.
Большой объем медицинских услуг в системе ОМС, оказываемых организациями частной системы здравоохранения, составляют лабораторно-диагностические услуги.
Негосударственные учреждения работают в системе ОМС на тех же условиях, что и государственные или муниципальные медицинские учреждения - на основании договоров на предоставление медицинских услуг, заключаемых между страховыми медицинскими организациями и лечебными учреждениями. Оплата оказанных услуг осуществляется страховыми медицинскими организациями по утвержденным в системе ОМС тарифам в пределах установленных объемов медицинской помощи и финансовых средств.
Частные медицинские организации ведут предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и Самарской области статистический и бухгалтерский учет, отчетность и несут ответственность за их достоверность.
Участвуя в формировании рынка медицинских услуг, такие учреждения создают здоровую конкуренцию субъектам государственной и муниципальной систем здравоохранения, тем самым способствуя улучшению качества оказываемой медицинской помощи населению. В перспективе планируется повысить уровень участия учреждений частной формы собственности в реализации Территориальной программы.
С 2013 по 2018 год планируется дальнейшее развитие ГЧП, в том числе строительство кардиохирургического корпуса Самарского областного клинического кардиологического диспансера, завода по переработке плазмы крови, нескольких поликлиник в городах области.
В Самарской области амбулаторно-поликлиническая помощь акушерско-гинекологического профиля оказывается в 64 женских консультациях и 31 родильном отделении. Все отделения являются подразделениями многопрофильных больниц: 10 городских и 21 ЦРБ.
В зависимости от коечной мощности, оснащения, кадрового обеспечения родильные отделения разделяются на три группы по возможности оказания медицинской помощи: первая группа - 18 родильных отделений, вторая группа - 11 учреждений здравоохранения, третья группа - 2 перинатальных центра.
Для оказания медицинской помощи в родах и послеродовом периоде развернуто 744 койки для беременных и рожениц, что меньше норматива Территориальной программы (933 койки) на 189 коек.
Для оказания медицинской помощи беременным женщинам с осложненным течением гестации развернуты 894 койки патологии беременности, что больше норматива Территориальной программы (578 коек) на 316 коек.
Отмечается недостаток коек для реанимации и интенсивной терапии новорожденных: развернуто - 85, потребность - 142, недостаток - 57.
В целях создания условий для оказания доступной и качественной медицинской помощи матерям и детям необходимо:
закрытие маломощных родильных отделений;
отработка маршрутизации беременных;
перепрофилирование коек в родильных отделениях в сторону увеличения коек для беременных и рожениц и сокращения коек патологии беременности;
развертывание коек для реанимации и интенсивной терапии новорожденных;
строительство перинатального центра.
Для повышения эффективности работы сети перинатальных центров и педиатрических учреждений, обеспечения маршрутизации беременных и в конечном итоге снижения материнской и детской смертности и инвалидности необходимо обеспечить раннюю, в том числе пренатальную (дородовую) диагностику патологии у детей.
Наиболее эффективным инструментом профилактики врожденных и наследственных болезней является комплексная пренатальная (дородовая) диагностика.
В Самарской области в целях предупреждения рождения детей с врожденной и наследственной патологией, раннего выявления и своевременного лечения патологии органа слуха у новорожденных детей, снижения детской инвалидности и младенческой смертности от врожденных пороков развития реализуется областная целевая программа "Развитие системы пренатальной (дородовой) диагностики, неонатального и аудиологического скрининга в Самарской области" на 2011 - 2013 годы, утвержденная постановлением Правительства Самарской области от 14.04.2011 N 127.
Лечение бесплодия с применением вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения (далее - ЭКО) за счет средств областного и федерального бюджетов проводится в государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Клинический центр клеточных технологий".
В 2012 году проведено 900 попыток ЭКО (400 попыток за счет средств областного бюджета и 500 попыток на условиях софинансирования). В настоящее время на проведение ЭКО в листе ожидания министерства здравоохранения Самарской области стоят 700 человек. С 2013 года дополнительно будут проводиться 600 попыток за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с Территориальной программой. В число учреждений, осуществляющих ЭКО, войдут государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области "Тольяттинская городская клиническая больница N 5" и закрытое акционерное общество "Медицинская компания ИДК".
Показатель младенческой смертности в Самарской области на протяжении нескольких лет ниже, чем в Российской Федерации и Приволжском федеральном округе. В 2012 году в Самарской области показатель младенческой смертности составил 7,0%, в Российской Федерации - 8,8%, в сельских территориях области наблюдается рост показателя с 8,3 до 8,8%.
Структура младенческой смертности по причинам остается неизменной в течение нескольких лет. Болезни новорожденных и врожденные аномалии развития составляют в структуре причин младенческой смертности 86,2%. В связи с переходом на расширенные критерии живорождения в Самарской области отмечается незначительный рост показателя младенческой смертности от состояний, возникших в перинатальный период.
В возрастных группах 1 - 4 года и 15 - 19 лет отмечается снижение значения показателя смертности (с 43,3 до 38,5, с 86,9 до 67,4 соответственно). В возрастных группах 5 - 9 и 10 - 14 лет показатель смертности в течение трех лет стабилен (29,1 - 29,5, 26,8 - 25,8 соответственно).
В Самарской области амбулаторно-поликлиническая помощь детям оказывается в 54 детских поликлинических отделениях. В каждом муниципальном образовании в составе поликлинических или больничных учреждений имеется детское поликлиническое отделение (27 - в составе ЦРБ, 15 - в составе городских больниц и 12 - в составе городских поликлиник).
Стационарная помощь детям оказывается на 3 286 койках: 2 565 коек педиатрического (соматического) профиля и 721 койка хирургического профиля, из них только 995 коек (30,3%) развернуты в самостоятельных детских больницах.
Детские отделения мощностью от 10 до 40 коек функционируют в 27 сельских районах в составе ЦРБ, в 5 малых городах и г.о. Сызрань в составе городских больниц. Кроме того, в регионе работают 3 многопрофильных детских городских больницы (в г.о. Самара и 2 в г.о. Тольятти - N 1).
В Самарской области нет самостоятельной областной детской больницы, ее функции выполняет государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Самарская областная клиническая больница им. М.И. Калинина", где оказывается помощь по 13 специализированным профилям.
В целях сохранения и укрепления здоровья детей Самарской области, повышения качества оказания медицинской помощи планируется к принятию областная целевая программа "Здоровье детей Самарской области" на 2013 - 2015 годы.
В рамках ее реализации планируется использование новых профилактических технологий, влияющих на показатели заболеваемости и смертности детей от острых респираторных заболеваний и болезней органов дыхания.
В соответствии с расширенными критериями живорождения количество недоношенных детей с низкой и экстремально низкой массой тела увеличивается.
В целях реализации мероприятий по выхаживанию новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела, снижения смертности недоношенных детей и их инвалидности предусмотрено приобретение современного медицинского оборудования (дыхательной, следящей аппаратуры, ретинальной камеры).
В целях создания условий для оказания доступной и качественной медицинской помощи детям планируется:
реструктуризация коечного фонда (перепрофилирование неэффективно работающих коек, открытие коек дневного пребывания);
развертывание коек реабилитации и восстановительного лечения;
строительство детских поликлиник;
строительство корпуса детской больницы и детской инфекционной больницы;
строительство реабилитационного центра.