ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
14 апреля 2011 года N 127
_______________________________________________________________________________________________________
Изменение:
Постановление Правительства Самарской области от 10 октября 2011 г. N 500;
Постановление Правительства Самарской области от 22 февраля 2012 г. N 91;
Постановление Правительства Самарской области от 08 августа 2012 г. N 365;
Постановление Правительства Самарской области от 28 марта 2013 г. N 122
_______________________________________________________________________________________________________
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения качества и доступности услуг по пренатальной (дородовой) диагностике, неонатальному и аудиологическому скринингу в учреждениях здравоохранения Самарской области Правительство Самарской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
(с изменениями на 28 марта 2013 года)
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу «Развитие системы пренатальной (дородовой) диагностики, неонатального и аудиологического скрининга в Самарской области» на 2011 - 2013 годы (далее - Программа).
2. Установить, что расходные обязательства Самарской области, возникающие в результате принятия настоящего постановления, исполняются Самарской областью самостоятельно за счет средств областного бюджета, в том числе формируемых за счет поступающих в областной бюджет средств федерального бюджета, в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусматриваемого в установленном порядке министерству здравоохранения Самарской области на соответствующий финансовый год на реализацию мероприятий Программы. (в редакции Постановления Правительства Самарской области от 08 августа 2012 г. N 365)
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министерство здравоохранения Самарской области (Гридасова). (в редакции Постановления Правительства Самарской области от 08 августа 2012 г. N 365)
4. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор - председатель Правительства Самарской области
В.В. Артяков
Утверждена
постановлением Правительства Самарской области
от 14.04.2011 N 127
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 10 октября 2011 г. N 500)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 22 февраля 2012 г. N 91)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 08 августа 2012 г. N 365)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 28 марта 2013 г. N 122)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 22 февраля 2012 г. N 91)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 08 августа 2012 г. N 365)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 28 марта 2013 г. N 122)
НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ | - | областная целевая программа «Развитие системы пренатальной (дородовой) диагностики, неонатального и аудиологического скрининга в Самарской области» на 2011 - 2013 годы |
ДАТА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ | - | поручение исполняющего обязанности Губернатора Самарской области Нефёдова А.П. от 26.01.2011 N 1-20/5 |
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК | - | министерство здравоохранения Самарской области (далее - министерство) |
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ | - | цели Программы: обеспечение условий для проведения массового скрининга беременных женщин в I триместре и инвазивной пренатальной диагностики; совершенствование пренатальной ультразвуковой диагностики; |
СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | - | 2011 - 2013 год. |
ВАЖНЕЙШИЕ ЦЕЛЕВЫЕ | - | доля беременных женщин, которым проведен скрининг в I триместре, в количестве женщин, у которых беременность закончилась в отчетном году; |
ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ | - | реализация Программы осуществляется за счет средств областного бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусматриваемого министерству здравоохранения Самарской области на соответствующий финансовый год в установленном порядке, в том числе за счет планируемых к поступлению в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета. в 2011 году - 62703,757 тыс. рублей, в том числе формируемых за счет планируемых к поступлению в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета в сумме 43621,117 тыс. рублей; |
ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО - | - | отношение степени достижения целевых индикаторов и показателей Программы к уровню ее финансирования |
СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | - | контроль за ходом реализации Программы осуществляется министерством в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе постановления Правительства Самарской области от 12.12.2007 N 253 «О разработке и реализации областных целевых программ в Самарской области». |
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 10 октября 2011 г. N 500)
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2006 N 129 «О Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года», одной из главных целей в сфере здравоохранения является повышение доступности и качества услуг, оказываемых в учреждениях здравоохранения Самарской области.
В Самарской области ежегодно рождается более 36 000 детей, из них с врожденными пороками развития более 800 (2,2%), с хромосомными болезнями более 50. Врожденные и наследственные заболевания занимают лидирующую позицию среди причин смерти детей первого года жизни (22,9%) и детской инвалидности.
Значительные затраты на интенсивное хирургическое и медикаментозное лечение детей первого года жизни, медицинскую реабилитацию, социальную и педагогическую коррекцию, государственное социальное обеспечение детей в связи с инвалидностью, потери трудового потенциала родителей, осуществляющих уход за больными детьми, обусловливают необходимость решения проблемы предупреждения врожденной и наследственной патологии программными методами.
Пренатальная диагностика позволяет выявить некоррегируемые врожденные пороки развития и неизлечимые хромосомные болезни плода и предоставить семье исчерпывающую информацию о прогнозе здоровья будущего ребёнка, которая необходима для принятия правильного решения вопроса о целесообразности пролонгирования беременности.
В решении проблемы врожденной и наследственной патологии в Самарской области достигнуты значительные успехи. Проводится целенаправленная работа по предупреждению и своевременной дородовой диагностике врожденных и наследственных заболеваний - догестационная подготовка с периконцепционной профилактикой и пренатальная диагностика.
В рамках областной целевой программы «Улучшение репродуктивного здоровья населения Самарской области» на 2005 - 2009 годы, утвержденной Законом Самарской области от 11.03.2004 N 27-ГД, осуществлялось оснащение центров пренатальной диагностики современной ультразвуковой аппаратурой.
На базе медико-генетического центра Самарской областной клинической больницы имени М.И. Калинина в 2009 году открыта клиника одного дня для обследования беременных женщин на врожденную и наследственную патологию плода (OSCAR). Данный проект, финансируемый за счет средств областного бюджета, является одним из первых в России. В течение одного дня беременным женщинам проводятся специальные биохимические исследования крови, ультразвуковые исследования, инвазивная пренатальная диагностика, консультация генетика. Открытие клиники в Самарской области позволило повысить дородовую выявляемость хромосомной патологии плода с 3,3% (до открытия клиники) до 22,9% в 2010 году.
В соответствии с международными рекомендациями в России на протяжении 15 лет проводится неонатальный скрининг на фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз.
Неонатальный скрининг позволяет обеспечить раннее выявление заболеваний и их своевременное лечение, остановить развитие тяжелых проявлений заболеваний (фенилкетонурии, муковисцидоза, врожденного гипотиреоза, адреногенитального синдрома, галактоземии), ведущих к инвалидизации.
В рамках реализации приоритетного национального проекта (далее - ПНП) «Здоровье» (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.03.2006 N 185 «О массовом обследовании новорожденных детей на наследственные заболевания») с 2006 года неонатальный скрининг проводится на наличие таких заболеваний, как адреногенитальный синдром, галактоземия и муковисцидоз.
С 2007 года в перечень выявляемых заболеваний включен аудиологический скрининг детей первого года жизни, который позволяет своевременно провести диагностику нарушений слуха у ребенка и последующую реабилитацию тугоухости.
При выборе заболеваний для неонатального скрининга в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения учитывались такие факторы, как тяжесть проявления заболеваний, частота распространения данных заболеваний, а также простота и достоверность применяемых методов диагностики, наличие доступных и эффективных средств лечения.
В Самарской области в рамках ПНП «Здоровье» неонатальный скрининг проводится с 2006 года, ежегодно выявляется 15 - 20 детей на ранних стадиях заболевания, что позволяет провести коррекцию и избежать инвалидизации. В рамках проведения аудиологического скрининга ежегодно выявляется около 300 детей с выраженным нарушением слуха, что позволяет провести радикальную коррекцию - кохлеарную имплантацию (в 2009 году - 12 детям, в 2010 году - 30).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1140 «О порядке предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на закупку оборудования и расходных материалов для неонатального и аудиологического скрининга в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения» субъектам Российской Федерации с 2011 года будут предоставляться субсидии на приобретение оборудования и расходных материалов для проведения неонатального и аудиологического скрининга.
Актуальность настоящей Программы, ее цели и задачи определяются исходя из наличия нерешенных задач в системе организации пренатальной диагностики, неонатального и аудиологического скрининга на территории Самарской области. Предполагается, что реализация Программы будет способствовать:
укреплению материально - технической базы государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарская областная клиническая больница имени М.И. Калинина»; (абзац в редакции Постановления Правительства Самарской области от 10 октября 2011 г. N 500)
внедрению современных медицинских технологий, направленных на снижение младенческой смертности от врожденных пороков развития;
раннему выявлению врожденной патологии у детей.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить системный поход к решению поставленных задач, контроль за ходом выполнения мероприятий Программы и оценку их результатов.
Цели Программы:
предупреждение рождения детей с врожденной и наследственной патологией;
снижение младенческой смертности от врожденных пороков развития.
Задачи Программы:
обеспечение условий для проведения массового скрининга беременных женщин в I триместре и инвазивной пренатальной диагностики;
совершенствование пренатальной ультразвуковой диагностики;
обеспечение высокого уровня консультирования и проведения лечебно-диагностических мероприятий по вопросам пренатальной диагностики;
обеспечение доступности неонатального и аудиологического скрининга новорождённых в Самарской области.
Программа реализуется с 2011 по 2013 год в один этап.
Для оценки эффективности реализации Программы используются следующие индикаторы (показатели):
доля беременных женщин, которым проведен скрининг в I триместре, в количестве женщин, у которых беременность закончилась в отчетном году;
доля беременных женщин, которым проведен ультразвуковой скрининг в декретированные сроки, в количестве женщин, у которых беременность закончилась в отчетном году;
удельный вес детей с синдромом Дауна, выявленным антенатально;
младенческая смертность от врожденных пороков развития;
удельный вес новорожденных, которым проведен неонатальный скрининг;
удельный вес новорожденных, которым проведен аудиологический скрининг.
Значения целевых индикаторов (показателей) Программы, характеризующих ежегодный ход и итоги реализации Программы определены в приложении 1 к Программе.
Мероприятия по реализации Программы систематизированы в соответствии с задачами Программы и изложены в приложении 2 к Программе.
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 10 октября 2011 г. N 500)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 22 февраля 2012 г. N 91)
(в редакции Постановления Правительства Самарской области от 28 марта 2013 г. N 122)
Общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 140 883,017 тыс. рублей, из них: (абзац в редакции Постановления Правительства Самарской области от 28 марта 2013 г. N 122)
в 2011 году - 62703,757 тыс. рублей, в том числе формируемых за счет планируемых к поступлению в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета в сумме 43621,117 тыс. рублей;
в 2012 году - 50 520,58 тыс. рублей, в том числе формируемых за счет планируемых к поступлению в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета в сумме 26 685,4 тыс. рублей; (абзац в редакции Постановления Правительства Самарской области от 22 февраля 2012 г. N 91)
в 2013 году - 27 658,68 тыс. рублей, в том числе формируемых за счет планируемых к поступлению в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета в сумме 25 263,3 тыс. рублей. (абзац в редакции Постановления Правительства Самарской области от 28 марта 2013 г. N 122)
Мероприятия, указанные в пунктах 1.1, 1.3, 2.1, 3.1, 4.1, 4.2, 4.4 и 4.6 приложения N 2 к Программе, финансируются в форме бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд в целях оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам. (абзац в редакции Постановления Правительства Самарской области от 22 февраля 2012 г. N 91)
Мероприятия, указанные в пунктах 1.2, 1.4, 3.2, 4.3, 4.5 и 4.7 приложения 2 к Программе, финансируются в форме субсидий, предоставляемых государственным бюджетным учреждениям здравоохранения Самарской области в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. (абзац в редакции Постановления Правительства Самарской области от 28 марта 2013 г. N 122)
Порядок определения объема и условия предоставления указанных субсидий устанавливаются постановлением Правительства Самарской области. (абзац внесен Постановлением Правительства Самарской области от 10 октября 2011 г. N 500)
Координацию и мониторинг хода реализации Программы осуществляет министерство как государственный заказчик Программы.
Контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с действующим законодательством, в том числе с учетом Порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации областных целевых программ в Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 12.12.2007 N 253.
В ходе реализации Программы министерство осуществляет контроль за ходом реализации программных мероприятий и эффективным использованием средств, в том числе:
ежегодно проводит анализ затрат по программным мероприятиям;
ежегодно формирует бюджетную заявку на выделение средств из областного бюджета для осуществления программных мероприятий;
уточняет по мере необходимости состав исполнителей и вносит в установленном порядке на рассмотрение Губернатора Самарской области предложения по корректировке Программы.
В течение всего периода реализации Программы осуществляются ежеквартальные (по итогам I, II, III кварталов) и ежегодные мониторинги реализации Программы.
Министерство ежегодно в срок до 1 марта подготавливает информацию о ходе реализации Программы за отчетный год включая оценку значений целевых индикаторов (показателей) Программы, а также показателей эффективности реализации Программы, рассчитанных в соответствии с Методикой оценки эффективности реализации Программы (приложение 3 к Программе), и направляет ее в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, министерство управления финансами Самарской области на рассмотрение.
Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, министерство управления финансами Самарской области в течение двух недель подготавливают и направляют в министерство соответствующие заключения.
Министерство в срок до 1 апреля представляет информацию о ходе реализации Программы за отчетный год с приложением вышеуказанных заключений для рассмотрения на заседании Правительства Самарской области.
Реализация мероприятий Программы будет способствовать:
предупреждению рождения детей с врожденной и наследственной патологией, снижению младенческой смертности от врожденных пороков развития;
совершенствованию пренатальной ультразвуковой диагностики;
обеспечению доступности неонатального и аудиологического скрининга новорождённых в Самарской области.
Оценка эффективности реализации Программы определяется степенью достижения ожидаемых результатов, а также сравнения текущих значений показателей (индикаторов) Программы с их целевыми значениями в соответствии с Методикой оценки эффективности реализации Программы (приложение 3 к Программе).
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется ежегодно и в целом по окончании ее реализации.
Перечень целевых индикаторов (показателей), характеризующих ежегодный ход и итоги реализации областной целевой программы «Развитие системы пренатальной (дородовой) диагностики, неонатального и аудиологического скрининга в Самарской области» на 2011 - 2013 годы
N п/п | Наименование | Единица измерения | Значение целевого индикатора (показателя) | ||||||
2010 год (отчетный год) | Плановый период | ||||||||
2011 год | 2012 год | 2013 год | |||||||
1. | Доля беременных женщин, которым проведен скрининг в I триместре, в количестве женщин, у которых беременность закончилась в отчетном году | процентов |
|
|
|
| |||
2. | Доля беременных женщин, которым проведен ультразвуковой скрининг в декретированные сроки, в количестве женщин, у которых беременность закончилась в отчетном году | процентов |
|
|
|
| |||
3. | Удельный вес детей с синдромом Дауна, выявленным антенатально | процентов | 22,0 | 24,0 | 28,0 | 30,0 | |||
4. | Младенческая смертность от врожденных пороков развития | случаев на 10000 родившихся | 14,4 | 14,2 | 13,8 | 13,4 | |||
5. | Удельный вес новорожденных, которым проведен неонатальный скрининг | процентов | 97,8 | 98,0 | 98,0 | 99,0 | |||
6. | Удельный вес новорожденных, которым проведен аудиологический скрининг | процентов | 87,1 | 90,0 | 93,0 | 95,0 |