ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 20 июня 2014 года №468-р
О внесении изменений в распоряжение Правительства Самарской области от 12.04.2013 №209-р «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Самарской области на 2013 - 2018 годы»
В целях актуализации мероприятий по повышению эффективности здравоохранения в Самарской области:
1. Внести в распоряжение Правительства Самарской области от 12.04.2013 №209-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Самарской области на 2013 - 2018 годы» следующие изменения:
в Плане мероприятий («дорожной карте») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Самарской области на 2013 - 2018 годы»:
в разделе I «Общее описание «дорожной карты»:
подраздел 1.5 «Характеристика основных параметров Территориальной программы» изложить в редакции согласно приложению 1 к настоящему распоряжению;
подраздел 1.6 «Финансирование медицинской помощи» изложить в редакции согласно приложению 2 к настоящему распоряжению;
раздел II «План мероприятий» изложить в редакции согласно приложению 3 к настоящему распоряжению.
2. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на министерство здравоохранения Самарской области (Гридасова).
3. Опубликовать настоящее распоряжение в средствах массовой информации.
4. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Врио вице-губернатора - председателя Правительства
Самарской области
А.П. Нефёдов
Приложение 1
к распоряжению Правительства Самарской области
от 20.06.2014 №468-р
1.5. Характеристика основных параметров Территориальной программы
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1074 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» Территориальной программой определены следующие приоритетные направления структурных преобразований системы оказания медицинской помощи населению Самарской области на 2013 - 2015 годы:
дальнейшая оптимизация объемов медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях, при одновременном увеличении объемов медицинской помощи в условиях дневных стационаров;
развитие паллиативной медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях в неотложной форме.
В ходе реализации Территориальной программы применяются следующие способы оплаты медицинской помощи:
при оплате медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях, по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц в сочетании с оплатой за единицу объема медицинской помощи - за медицинскую услугу, посещение, обращение;
при оплате медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях, за законченный случай лечения заболевания в соответствии с тарифами, определенными по группам, объединяющим заболевания (клинико-статистические группы заболеваний);
при оплате медицинской помощи, оказанной в условиях дневного стационара, за законченный случай лечения заболевания в соответствии с тарифами, определенными по группам, объединяющим заболевания (клинико-статистические группы заболеваний), с учетом условий ее оказания (в амбулаторных условиях, в том числе на дому, в стационарных условиях);
при оплате скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации), по подушевому нормативу финансирования в сочетании с оплатой за вызов скорой медицинской помощи.
Территориальной программой предусмотрено увеличение объема медицинской помощи в расчете на одного жителя и стоимости единицы объема медицинской помощи с учетом условий ее оказания на приоритетных направлениях.
Средние нормативы объема медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактической целью (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала), составляют:
в 2013 году - 2,23 посещения на одного жителя, в том числе в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования государственных гарантий бесплатного оказания населению Самарской области медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (далее - Территориальная программа ОМС) - 2,04 посещения на одно застрахованное лицо;
в 2014 году - 2,46 посещения на одного жителя, в том числе в рамках Территориальной программы ОМС - 2,27 посещения на одно застрахованное лицо;
в 2015 году - 2,54 посещения на одного жителя, в том числе в рамках Территориальной программы ОМС - 2,35 посещения на одно застрахованное лицо;
в 2016 году - 2,57 посещения на одного жителя, в том числе в рамках Территориальной программы ОМС - 2,38 посещения на одно застрахованное лицо.
При этом средние нормативы финансовых затрат на одно посещение с профилактической целью при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях составляют:
в 2013 году - 271 рубль за счет средств областного бюджета, 290,45 рубля за счет средств обязательного медицинского страхования;
в 2014 году - 380,59 рубля за счет средств областного бюджета, 372,49 рубля за счет средств обязательного медицинского страхования;
в 2015 году - 424,60 рубля за счет средств областного бюджета, 372,49 рубля за счет средств обязательного медицинского страхования;
в 2016 году - 522,04 рубля за счет средств областного бюджета, 372,49 рубля за счет средств обязательного медицинского страхования.
Средние нормативы объема медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях в неотложной форме, установлены на уровне федеральных нормативов:
в 2013 году - 0,36 посещения на одно застрахованное лицо;
в 2014 году - 0,46 посещения на одно застрахованное лицо;
в 2015 году - 0,6 посещения на одно застрахованное лицо;
в 2016 году - 0,6 посещения на одно застрахованное лицо.
Средние нормативы финансовых затрат на одно посещение при оказании медицинской помощи в неотложной форме в амбулаторных условиях составляют:
в 2013 году - 371,82 рубля за счет средств обязательного медицинского страхования;
в 2014 году - 407,60 рубля за счет средств обязательного медицинского страхования;
в 2015 году - 449,30 рубля за счет средств обязательного медицинского страхования;
в 2016 году - 452,20 рубля за счет средств обязательного медицинского страхования.
Средние нормативы объема медицинской помощи в условиях дневных стационаров всех типов составляют:
в 2013 году - 0,57 пациенто-дня на одного жителя, в том числе в рамках Территориальной программы ОМС - 0,52 пациенто-дня на одно застрахованное лицо;
в 2014 году - 0,679 пациенто-дня на одного жителя, в том числе в рамках Территориальной программы ОМС - 0,588 пациенто-дня на одно застрахованное лицо;
в 2015 году - 0,681 пациенто-дня на одного жителя, в том числе в рамках Территориальной программы ОМС - 0,59 пациенто-дня на одно застрахованное лицо;
в 2016 году - 0,701 пациенто-дня на одного жителя, в том числе в рамках Территориальной программы ОМС - 0,61 пациенто-дня на одно застрахованное лицо.
При этом средние нормативы финансовых затрат на один пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров всех типов составляют:
в 2013 году - 338,48 рубля за счет средств областного бюджета, 659,7 рубля за счет средств обязательного медицинского страхования;
в 2014 году - 352,32 рубля за счет средств областного бюджета, 1 227,90 рубля за счет средств обязательного медицинского страхования;
в 2015 году - 397,29 рубля за счет средств областного бюджета, 1 323,14 рубля за счет средств обязательного медицинского страхования;
в 2016 году - 480,88 рубля за счет средств областного бюджета, 1 354,57 рубля за счет средств обязательного медицинского страхования.
Средние нормативы объема для паллиативной медицинской помощи, предоставляемой в стационарных условиях, составляют:
в 2013 году - 0,106 койко-дня на одного жителя;
в 2014 году - 0,125 койко-дня на одного жителя;
в 2015 году - 0,126 койко-дня на одного жителя;
в 2016 году - 0,126 койко-дня на одного жителя.
При этом средние нормативы финансовых затрат на один койко-день в медицинских организациях, оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях, составляют:
в 2013 году - 717,35 рубля;
в 2014 году - 815,89 рубля;
в 2015 году - 903,86 рубля;
в 2016 году - 1 099,86 рубля.
Средний норматив объема для скорой медицинской помощи, в том числе специализированной скорой медицинской помощи, составляет 0,342 вызова на одного жителя ежегодно.
При этом средние нормативы финансовых затрат на один вызов скорой медицинской помощи составляют:
в 2013 году - 1 630,29 рубля за счет средств областного бюджета, 1 435,6 рубля за счет средств обязательного медицинского страхования;
в 2014 году - 1 982,95 рубля за счет средств областного бюджета, 1 562,38 рубля за счет средств обязательного медицинского страхования;
в 2015 году - 2 139,60 рубля за счет средств областного бюджета, 1 582,80 рубля за счет средств обязательного медицинского страхования;
в 2016 году - 2 385,33 рубля за счет средств областного бюджета, 1 635,60 рубля за счет средств обязательного медицинского страхования.
Планирование объемов предоставления медицинской помощи и финансовых средств на обеспечение государственных гарантий оказания населению Самарской области бесплатной медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования осуществляется с учетом мощности медицинских организаций федеральной формы собственности и утверждается комиссией по разработке Территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Количество коек в федеральных медицинских организациях составляет 6,6% от мощности коечного фонда медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы ОМС.
Фактическое исполнение объемов медицинской помощи медицинскими организациями федеральной формы собственности составляет около 2,5% от объемов медицинской помощи, оказываемой в условиях стационара в соответствии с Территориальной программой ОМС.
Приложение 2
к распоряжению Правительства Самарской области
от 20.06.2014 №468-р
1.6. Финансирование медицинской помощи
К числу мероприятий, намеченных к реализации, относится разработка методологических подходов к повышению эффективности оказания скорой медицинской помощи вне медицинских организаций и неотложной помощи, медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях, специализированной, включая высокотехнологичную медицинскую помощь, а также медицинской помощи в стационарных условиях.
«Дорожная карта» призвана обеспечить установление механизмов зависимости уровня оплаты труда работников медицинских организаций от количества и качества предоставляемых населению бесплатных медицинских услуг.
На 01.01.2013 в практическом здравоохранении Самарской области трудится 12 761 врач, 24 941 средний медицинский работник, всего в отрасли здравоохранения трудятся более 60 000 человек.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 № 416 «Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Самарской области» с 2009 года введена новая система оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения Самарской области, которая позволила урегулировать оплату труда работников здравоохранения в зависимости от квалификации и сложности труда, существенно расширить самостоятельность государственных учреждений в решении вопросов оплаты труда работников, повысить ответственность руководителей государственных учреждений и роль стимулирующих выплат.
Вместе с тем новая система оплаты труда не обеспечила в полной мере решения поставленной задачи: стимулирование труда работников с учетом результатов их труда.
В соответствии с новой системой оплаты труда работников государственных учреждений здравоохранения в отдельных случаях сохранились ранее применявшиеся выплаты стимулирующего характера, имеющие низкую эффективность в современных условиях (добросовестное выполнение обязанностей, сложность и интенсивность труда, качество труда без указания конкретных измеримых параметров-индикаторов качества деятельности учреждения). Механизм повышения эффективности и качества предоставляемых населению бесплатных медицинских услуг напрямую зависит от результативности труда работников учреждения, главным фактором которой является совершенствование социально-трудовых отношений.
Гарантом совершенствования социально-трудовых отношений служит реализация мероприятий в рамках Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее - Указ).
В рамках Указа и в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в здравоохранении, а также достижения конкретных показателей доступности и качества оказываемых медицинских услуг Правительству Российской Федерации поручено обеспечить повышение к 2018 году уровня средней заработной платы:
врачей, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) образование или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;
среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.
В учреждениях здравоохранения и социального обслуживания Самарской области планируется обеспечить к 2018 году достижение значений среднемесячной заработной платы в следующих размерах:
Категории персонала | Размер средней заработной платы по годам (рублей) | ||||||
2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | |
Врачи и работники медицинских организаций, имеющие высшее медицинское (фармацевтическое) образование или иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги | 25 625,4 | 32 294,4 | 33 786 | 39 374 | 51 295 | 71 620 | 79 180 |
Средний медицинский (фармацевтический) персонал (персонал, обеспечивающий условия для предоставления медицинских услуг) | 15 106,1 | 18 923,9 | 19 698 | 22 791 | 27 737 | 35 810 | 39 590 |
Младший медицинский | 9 286,1 | 11 854,9 | 13 184 | 15 060 | 22 659 | 35 810 | 39 590 |
Дополнительная потребность в финансовых средствах на обеспечение повышения заработной платы вышеперечисленных работников на период 2013 - 2018 годов составляет:
Категории персонала | Дополнительная потребность в финансовых средствах на поэтапное повышение заработной платы по годам (млн. рублей) | |||||
2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | |
Врачи и работники медицинских организаций, имеющие высшее медицинское (фармацевтическое) образование или иное высшее образование, предоставляющие медицинские услуги | 3 193,03 | 3 438,22 | 3 965,14 | 6 739,73 | 12 577,03 | 14 748,30 |
Средний медицинский (фармацевтический) персонал (персонал, обеспечивающий условия для предоставления медицинских услуг) | 2 822,37 | 3 006,38 | 4 038,93 | 5 612,04 | 10 350,49 | 12 569,17 |
Младший медицинский персонал (персонал, обеспечивающий условия для предоставления медицинских услуг) | 1 583,15 | 626,26 | 400,28 | 381,88 | 1 007,9 | 0,0 |
Расчет дефицита средств произведен исходя из штатной численности работников учреждений здравоохранения и социального обслуживания, расчет фактического уровня средней заработной платы отдельных категорий работников будет производиться исходя из предусмотренного фонда оплаты труда и среднесписочной численности работников.
Повышение заработной платы отдельных категорий работников будет осуществляться с учетом привлечения средств, полученных за счет использования внутренних ресурсов соответствующих отраслей социальной сферы, в том числе полученных в результате оптимизации неэффективных расходов и реорганизации неэффективных учреждений.
В целях совершенствования оплаты труда работников учреждений здравоохранения Самарской области и реализации мероприятий по внедрению показателей эффективности деятельности основных категорий работников приказом министерства здравоохранения Самарской области от 04.03.2013 №1-н «Об утверждении показателей оценки эффективности деятельности отдельных категорий работников государственных учреждений здравоохранения и методики оценки эффективности деятельности отдельных категорий работников государственных учреждений здравоохранения, и определения размеров доплат за счет средств обязательного медицинского страхования» установлены показатели и методика оценки эффективности деятельности работников.
С учетом вышеприведенных структурных преобразований системы оказания медицинской помощи планируется сокращение плановой госпитализации в круглосуточные стационары с перераспределением объемов на дневные стационары. Развитие профилактической помощи приведет к снижению числа экстренных случаев госпитализации. Совершенствование оказания стационарной медицинской помощи, внедрение стандартов оказания медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования и бюджета Самарской области по основным заболеваниям, обусловливающим до 8 % смертности населения, позволит повысить качество и доступность медицинской помощи населению области.
Структурные преобразования системы оказания медицинской помощи в Самарской области предусматривают:
№ п/п | Наименование целевого показателя | Единица измерения | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | |
Показатели структурных преобразований системы оказания медицинской помощи | |||||||||
1. | Доля расходов на оказание скорой медицинской помощи вне медицинских организаций от всех расходов на программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - программа государственных гарантий) | процентов | 6,20 | 5,90 | 5,90 | 5,70 | 5,60 | 5,50 | |
2. | Доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях от всех расходов на программу государственных гарантий | процентов | 31,20 | 33,40 | 33,40 | 33,50 | 33,50 | 33,60 | |
3. | Доля расходов на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях в неотложной форме от всех расходов на программу государственных гарантий | процентов | 1,60 | 2,10 | 2,20 | 2,40 | 2,50 | 2,60 | |
4. | Доля расходов на оказание медицинской помощи в условиях дневных стационаров от всех расходов на программу государственных гарантий | процентов | 7,90 | 8,20 | 8,20 | 8,20 | 8,30 | 8,30 | |
5. | Доля расходов на оказание медицинской помощи в стационарных условиях от всех расходов на программу государственных гарантий | процентов | 53,10 | 50,40 | 50,30 | 50,20 | 50,10 | 50,00 | |
6. | Доля медицинских и фармацевтических работников, обучавшихся в рамках целевой подготовки для нужд соответствующего субъекта Российской Федерации, трудоустроившихся после завершения обучения в медицинские или фармацевтические организации государственной и муниципальной систем здравоохранения соответствующего субъекта Российской Федерации | процентов | 75,00 | 78,00 | 80,00 | 83,00 | 86,00 | 90,00 | |
7. | Доля аккредитованных специалистов | процентов | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 20,00 | 40,00 | |
8. | Обеспеченность населения врачами | на 10 тыс. человек | 34,3 | 34,9 | 35,4 | 35,9 | 36,5 | 37,0 | |
9. | Соотношение врачи/средние медицинские работники |
| 1/2 | 1/2,1 | 1/2,2 | 1/2,3 | 1/2,6 | 1/2,8 | |
10. | Соотношение средней заработной платы врачей и иных работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее профессиональное образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации в 2012 - 2018 годах (агрегированные значения) | процентов | 129,70 | 130,70 | 137,00 | 159,60 | 200,00 | 200,00 | |
11. | Соотношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего предоставление медицинских услуг) и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации в 2012 - 2018 годах (агрегированные значения) | процентов | 75,60 | 76,20 | 79,30 | 86,30 | 100,00 | 100,00 | |
12. | Соотношение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечи-вающего предоставление медицинских услуг) и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации в 2012 - 2018 годах (агрегированные значения) | процентов | 50,10 | 51,00 | 52,40 | 70,50 | 100,00 | 100,00 | |
13. | Число дней работы койки в году | дней | 310,00 | 319,00 | 322,00 | 324,00 | 326,10 | 328,00 | |
14. | Средняя длительность лечения больного в стационаре | дней | 11,30 | 11,30 | 11,30 | 11,20 | 11,20 | 11,10 | |
15. | Число коек круглосуточных стационаров | единиц | 25 713 | 25 045 | 24 143 | 23 143 | 22 643 | 22 143 | |
16. | Число коек дневных стационаров | единиц | 6 366 | 6 677 | 6 502 | 6 543 | 6 565 | 6 584 | |
Из них: | |||||||||
в амбулаториях | единиц | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||
в поликлиниках | единиц | 4 363 | 4 454 | 4 601 | 4 710 | 4 819 | 4 928 | ||
17. | Доля врачей первичного звена от общего числа врачей | процентов | 61,60 | 62,10 | 62,60 | 63,10 | 63,50 | 64,00 | |
18. | Доля пациентов, доставленных по экстренным показаниям, от общего числа пациентов, пролеченных в стационарных условиях | процентов | 61,80 | 58,40 | 55,10 | 51,70 | 48,40 | 45,00 | |
Основные показатели здоровья населения | |||||||||
19. | Ожидаемая продолжительность жизни при рождении | лет | 70,80 | 71,60 | 72,20 | 72,70 | 73,40 | 74,00 | |
20. | Смертность от всех причин | на 1000 населения | 13,80 | 13,40 | 13,00 | 12,60 | 12,10 | 11,80 | |
21. | Материнская смертность | случаев на 100 тыс. родившихся живыми | 7,80 | 7,80 | 7,80 | 5,20 | 5,20 | 5,20 | |
22. | Младенческая смертность | случаев на 1000 родившихся живыми | 7,00 | 6,90 | 6,70 | 6,50 | 6,30 | 6,10 | |
23. | Смертность детей в возрасте 0 - 17 лет | случаев на 100 тыс. населения соответствующего возраста | 82,0 | 81,5 | 81,0 | 80,5 | 80,0 | 80,0 | |
24. | Смертность от болезней системы кровообращения | на 100 тыс. населения | 708,20 | 706,60 | 691,70 | 677,20 | 663,00 | 649,40 | |
25. | Смертность от дорожно-транспортных происшествий | на 100 тыс. населения | 10,00 | 9,90 | 9,80 | 9,70 | 9,60 | 9,50 | |
26. | Смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) | на 100 тыс. населения | 208,00 | 205,20 | 202,00 | 199,50 | 195,20 | 192,80 | |
27. | Смертность от туберкулеза | на 100 тыс. населения | 15,00 | 14,50 | 14,00 | 13,00 | 12,10 | 11,80 | |
28. | Количество зарегистрированных больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, - активный туберкулез (на 100 тыс. населения) | человек | 76,60 | 70,00 | 63,40 | 56,80 | 50,20 | 43,5 | |
29. | Доля выездов бригад скорой медицинской помощи со временем доезда до больного менее 20 минут | процентов | 76,00 | 79,00 | 82,00 | 85,00 | 87,00 | 89,00 |