ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 07 октября 2013 года № 459
г. Ижевск
О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 1 июля 2013 года № 272
«Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики «Окружающая среда и природные ресурсы (2013 - 2015 годы)»
Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Внести в постановление Правительства Удмуртской Республики от 1 июля 2013 года № 272 «Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики «Окружающая среда и природные ресурсы (2013 - 2015 годы)» (далее - постановление) следующие изменения:
в наименовании и в тексте постановления цифры «2013 - 2015» заменить цифрами «2013 - 2017»;
государственную программу Удмуртской Республики «Окружающая среда и природные ресурсы (2013 - 2015 годы)» изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Председатель Правительства
Удмуртской Республики -
Ю.С.Питкевич
Приложение
к постановлению Правительства
Удмуртской Республики
от 07 октября 2013 года № 459
«Утверждена
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 1 июля 2013 года № 272
Наименование государственной программы | Окружающая среда и природные ресурсы (2013- 2017 годы) (далее - государственная программа) |
Ответственный исполнитель государственной программы | Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики |
Соисполнители государственной программы | Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, органы местного самоуправления в Удмуртской Республике (по согласованию) |
Срок реализации государственной программы | 2013-2017 годы |
Этапы государственной программы | Не предусмотрены |
Цели государственной программы | 1) снижение негативного воздействия на окружающую среду, предотвращение неблагоприят-ных экологических ситуаций и нанесения ущерба природе; 2) удовлетворение нужд экономики в природных ресурсах при их рациональном использовании, восполнении и сохранении необходимых запасов |
Задачи государственной программы | 1) организация системы мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды; 2) обеспечение функционирования государственной системы лицензирования пользования участками недр местного значения; 3) создание эффективной системы сбора и переработки отходов, обеспечение экологически безопасного размещения, хранения и обезвреживания (утилизации) отходов производства и потребления; 4) обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, рационального использования и охраны водных объектов; 5) обеспечение биологического разнообразия на территории Удмуртской Республики, создание условий для устойчивого существования растительного и животного мира, сохранения и восстановления среды их произрастания и обитания; 6) организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры населения Удмуртской Республики |
Подпрограммы государственной программы | 1. «Регулирование качества окружающей среды на территории Удмуртской Республики. Развитие системы мониторинга окружающей среды». 2. «Рациональное использование и охрана недр». 3. «Управление отходами производства и потребления». 4. «Развитие водохозяйственного комплекса Удмуртской Республики». 5. «Особо охраняемые природные территории». 6. «Экологическое образование, воспитание, просвещение». 7. «Создание условий для реализации государственной программы Удмуртской Республики «Окружающая среда и природные ресурсы (2013-2017 годы)» |
Программно-целевые инструменты государственной программы | Республиканская целевая программа «Государственная поддержка создания и развития системы переработки и захоронения отходов в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы»; республиканская целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Удмуртской Республики на 2013-2017 годы» |
Целевые показатели (индикаторы) государственной программы | 1) доля использования и обезвреживания (утилизации) отходов, в процентах; 2) объём добычи общераспространённых полезных ископаемых, тыс.куб.м; 3) доля населения, проживающая на территории, защищённой в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общей численности населения, проживающего на территории Удмуртской Республики, подверженной негативному воздействию вод, в процентах; 4) доля площади Удмуртской Республики, занятой особо охраняемыми природными территориями регионального значения, за исключением территорий государственных охотничьих заказников, ботанических садов Удмуртской Республики, в общей площади территории Удмуртской Республики, в процентах |
Ресурсное обеспечение | Объём финансирования государственной программы за счёт средств бюджета Удмуртской Республики составит 1 258 362,60 тыс. рублей, в том числе: в 2013 году - 232 118,50 тыс. рублей; в 2014 году - 241 834,00 тыс. рублей; в 2015 году - 251 596,70 тыс. рублей; в 2016 году - 268 306,70 тыс. рублей; в 2017 году - 264 506,70 тыс. рублей. Объём субсидий и субвенций из федерального бюджета, планируемых к привлечению, оценивается в размере 1 197 217,00 тыс. рублей, в том числе: в 2013 году - 225 630,00 тыс. рублей; в 2014 году - 202 750,00 тыс. рублей; в 2015 году - 251 290,00 тыс. рублей; в 2016 году - 269 173,50 тыс. рублей; в 2017 году - 248 373,50 тыс. рублей. В соответствии с законодательством Российской Федерации предполагается выделение средств бюджетов муниципальных образований в Удмуртской Республике в размере 220,00 тыс. рублей, в том числе: в 2013 году - 20,00 тыс. рублей; в 2014 году - 50,00 тыс. рублей; в 2015 году - 50,00 тыс. рублей; в 2016 году - 50,00 тыс. рублей; в 2017 году - 50,00 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации государственной программы и показатели эффективности | 1) предупреждение возможных негативных последствий при осуществлении намеченной хозяйственной и иной деятельности; 2) обеспеченность органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике и населения Удмуртской Республики оперативной, достоверной и полноценной информацией о состоянии окружающей среды; 3) увеличение объёмов добычи общераспространённых полезных ископаемых с 2580 тыс.куб.м в 2013 году до 2660 тыс.куб.м в 2017 году; 4) увеличение доли использования и обезвреживания (утилизации) отходов с 86 % в 2013 году до 87 % в 2017 году; 5) строительство и ввод в эксплуатацию 3 новых кустовых полигонов по захоронению отходов; 6) доля населения, проживающая на территории, защищённой в результате проведения мероприятий по повышению защищенности от негативного воздействия вод, в общей численности населения, проживающего на территории Удмуртской Республики, подверженной негативному воздействию вод, увеличится с 18 % в 2013 году до 20 % в 2017 году; 7) увеличение доли площади территории Удмуртской Республики, занятой особо охраняемыми природными территориями регионального значения, за исключением территорий государственных охотничьих заказников, ботанических садов Удмуртской Республики, в общей площади территории Удмуртской Республики, с 0,9381 % в 2013 году до 0,9389 % в 2017 году; 8) ежегодное издание Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды в Удмуртской Республике» тиражом не менее 100 экземпляров; 9) ежегодное участие не менее 680 тысяч граждан Удмуртской Республики в природоохранных мероприятиях в рамках акции «Дни защиты от экологической опасности»; 10) ежегодные публикации экологических полос в средствах массовой информации; 11) ежегодное участие не менее 80 учащихся образовательных учреждений в Удмуртской Республике в республиканском профильном лагере «Юный эколог» на базе природного парка «Шаркан» |
Государственная программа представляет собой документ, содержащий цели и задачи социально-экономического развития Удмуртской Республики на среднесрочный период в сфере охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности, а также направления и механизмы их реализации.
Государственная программа разработана с учётом Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года, утверждённой Законом Удмуртской Республики от 9 октября 2009 года № 40-РЗ, Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы, утверждённой Законом Удмуртской Республики от 18 декабря 2009 года № 68-РЗ (далее - Программа социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы), и направлена на сохранение и развитие достигнутых результатов и положительных тенденций в сфере охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности.
В рамках реализации социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы, утверждённой Законом Удмуртской Республики от 12 ноября 2004 года № 60-РЗ, в области охраны окружающей среды особое внимание было уделено комплексному решению проблем развития экологически ориентированной экономики республики и создания благоприятных условий для жизнедеятельности населения, продолжена работа по снижению негативного воздействия на окружающую среду, обеспечению экологической безопасности в городах и районах республики.
За период реализации социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы на территории Удмуртской Республики обеспечено снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников на 10 %, доля чистой и нормативно очищенной воды в общем объёме водоотведения увеличилась с 81 % в 2005 году до 84,3 % в 2009 году.
Общий объём поступлений средств в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджет Удмуртской Республики в период с 2005 по 2009 годы составил 277,60 млн. рублей. В 2010-2012 годах доходная часть бюджета Удмуртской Республики пополнилась указанными платежами на 341,58 млн. рублей.
Осуществлялись меры по совершенствованию системы финансирования природоохранных мероприятий.
В соответствии с внесёнными изменениями в Бюджетный кодекс Российской Федерации признан утратившим силу Закон Удмуртской Республики от 8 октября 2004 года № 39-РЗ «О целевом бюджетном экологическом фонде Удмуртской Республики». В связи с этим было принято постановление Правительства Удмуртской Республики от 26 ноября 2007 года № 183 «О Порядке формирования и финансирования перечня природоохранных мероприятий за счёт средств бюджета Удмуртской Республики», которое также признано утратившим силу, в настоящее время действует постановление Правительства Удмуртской Республики от 8 ноября 2010 года № 337 «Об утверждении Положения о порядке формирования и финансирования перечня природоохранных мероприятий, финансируемых за счет средств бюджета Удмуртской Республики».
В период с 2005 по 2009 годы на выполнение природоохранных мероприятий из бюджета Удмуртской Республики направлены 238,40 млн. рублей. В 2010-2012 годах данная сумма составила 204,49 млн. рублей.
Приоритетными направлениями финансирования экологических программ и мероприятий являлись проектирование, строительство, реконструкция и ремонт природоохранных объектов республики, мероприятия по охране и восстановлению водных объектов, обустройство полигонов твёрдых бытовых отходов (далее - ТБО), функционирование природных парков, охрана и воспроизводство растительного и животного мира, ликвидация несанкционированных свалок, экологическое просвещение населения.
Одним из важнейших направлений природоохранной деятельности являлось обеспечение экологической безопасности объектов по хранению и уничтожению химического оружия. В 2005 году был открыт Региональный центр системы государственного экологического контроля и мониторинга, где на постоянной основе проводился контроль источников загрязнения на объектах в г.Камбарке и в п.Кизнер и экологический мониторинг в зоне защитных мероприятий, постоянно информировалось население о результатах исследования окружающей среды в зонах защитных мероприятий объектов.
В марте 2009 года завершены работы по уничтожению всего объёма боевых отравляющих веществ (люизита) в г.Камбарке. В 2010 году полностью закончены работы по переработке полученных в ходе уничтожения люизита реакционных масс и отправке их в поселок Горный Саратовской области.
С целью создания эффективной системы управления отходами производства и потребления принят Закон Удмуртской Республики от 15 октября 2009 года № 43-РЗ «Об отходах производства и потребления в Удмуртской Республике» и утверждена постановлением Правительства Удмуртской Республики от 6 июля 2009 года № 181 республиканская целевая «Государственная поддержка создания и развития системы переработки и захоронения отходов в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы».
Указанной программой предусмотрена реализация проекта кустового принципа размещения полигонов по захоронению отходов с созданием сети мусоросортировочных станций.
Внедрение данной системы в рамках названного проекта позволит сократить рост и количество несанкционированных свалок, свалок районных центров и сельских поселений путем концентрации потоков образующихся отходов на кустовых полигонах и сети мусоросортировочных станций.
В 2012 году начаты работы по строительству полигона твердых бытовых отходов в г.Можге, ввод в эксплуатацию которого планируется в 2014 году.
В рамках осуществления полномочий Удмуртской Республики по ведению Красной книги субъекта Российской Федерации, а также в целях развития сети особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) Удмуртской Республики, с 2005 по 2011 годы проведена научно-исследовательская работа по оценке состояния редких и исчезающих видов растений и животных с созданием локальных сетей ООПТ на территории Удмуртской Республики. По результатам данной работы составлены новые научно обоснованные локальные схемы ООПТ. В декабре 2011 года утверждён обновлённый перечень (список) редких и исчезающих видов грибов, лишайников, растений и животных, занесённых в Красную Удмуртской Республики.
В декабре 2012 года издана новая редакция Красной книги Удмуртской Республики в количестве 1315 экземпляров.
В 2005 году схема ООПТ Удмуртской Республики пополнилась двумя государственными природными ботаническими заказниками: «Андреевский сосновый бор» и «Кокманский», расположенными в Красногорском районе Удмуртской Республики.
Общая площадь ООПТ Удмуртской Республики составляет 331,4 тыс.га, или 7,8 % площади Удмуртской Республики. Так, для сравнения данный показатель по Республике Башкортостан составляет 6,5 %, Республике Татарстан - 3 %, Кировской области - 3 %, Пермскому краю - 9 %, Республике Чувашия - 7 %, Республике Мордовия - 6,5 %.
Общая площадь ООПТ регионального значения - 310,7 тыс. га или 7,3 % от площади республики.
В 2009 году постановлением Правительства Удмуртской Республики от 28 сентября 2009 года № 278 утверждён Порядок определения особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения на территории Удмуртской Республики.
В период реализации социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы в распределённом фонде Удмуртской Республики находились 93 месторождения. По состоянию на 1 января 2013 года распределённый фонд увеличился до 104 месторождений. Для сравнения, среди субъектов Приволжского федерального округа количество месторождений общераспространённых полезных ископаемых (далее - ОПИ), находящихся в распределённом фонде, составляет в Пермском крае - 145, в Республике Башкортостан - 307, Республике Марий Эл - 60.
В целях реализации полномочий Удмуртской Республики в области недропользования разработан и принят ряд нормативных правовых актов, определяющих процедуру предоставления права пользования участками недр местного значения, переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения и проведения государственной экспертизы их запасов.
Право пользования участками недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых предоставляется по результатам аукциона. В связи с изменениями законодательства о недрах с 2012 года участки недр местного значения также предоставляются без проведения аукциона: для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых; для разведки и добычи открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению такого участка недр; на право краткосрочного (сроком до одного года) пользования участком недр местного значения для осуществления юридическим лицом (оператором) деятельности на участке недр местного значения, право пользования которым досрочно прекращено; для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых. По состоянию на 1 января 2013 года количество выданных лицензий на пользование недрами в период с 2005 года составляет 124 лицензии.
С 2006 года на территории Удмуртской Республики ежегодно проводились геолого-разведочные работы за счёт средств недропользователей, по результатам которых выявлены и оценены 33 месторождения общераспространенных полезных ископаемых.
С целью учёта состояния минерально-сырьевой базы и обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых и иных ресурсов недр ежегодно составляются государственные балансы запасов полезных ископаемых и государственные кадастры месторождений и проявлений полезных ископаемых.
В соответствии с законодательством о недрах на территории Удмуртской Республики организована система мониторинга геологической среды (сбор и анализ информации о состоянии недр, в том числе подземных вод). По результатам проведённых работ выпускается ежегодный информационный бюллетень о состоянии недр на территории Удмуртской Республики.
Основными источниками водоснабжения населения и объектов экономики республики являются поверхностные водные объекты. Общий объем водопотребления в республике в 2011 году составил 271 миллион кубических метров в год.
Мероприятия в области водного хозяйства направлены на обеспечение безопасности жизнедеятельности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод природного и техногенного характера, на рациональное и безопасное водопользование, исключающее истощение водных ресурсов и ухудшение их качества.
С целью решения проблем водохозяйственного комплекса Удмуртской Республики постановлением Правительства Удмуртской Республики от 20 августа 2012 года № 366 утверждена республиканская целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Удмуртской Республики на 2013-2017 годы».
Одним из наиболее распространенных проявлений негативного воздействия вод в Удмуртской Республике является затопление и подтопление селитебных территорий и массивов земель сельскохозяйственного назначения во время высоких паводков. Вредное воздействие вод вызвано рядом факторов: ухудшение состояния гидротехнических сооружений (далее - ГТС), заиление и зарастание русла водотоков, наличие абразии - переработки берегов водохранилищ и рек под действием прибоя и русловых процессов.
В целях обеспечения безопасности ГТС прудов, водохранилищ и снижения размеров вероятного вреда проведена работа по выявлению ГТС, требующих текущего и капитального ремонта, а также реконструкции.
По результатам проведенной в 2008 году инвентаризации ГТС прудов и водохранилищ количество ГТС, расположенных на территории республики, составило 868 штук, в том числе ГТС с площадью зеркала пруда более 5 гектаров - 218 единиц, потенциально опасными являются 43 ГТС, из них 14 находятся в аварийном состоянии, требуют капитального ремонта 89 ГТС, количество бесхозяйных ГТС с площадью зеркала пруда более 5 гектаров составляет 36 единиц. В собственности Удмуртской Республики находятся 10 ГТС.
В результате реализации мероприятий по ремонту и восстановлению ГТС произведён капитальный ремонт гидроузлов прудов в ряде муниципальных образований в Удмуртской Республике.
Ежегодно выполняются мероприятия по обеспечению надёжности ГТС во время прохождения весенних паводков.
Проводится работа по содержанию и обеспечению безопасности гидроузлов, переданных на баланс Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (далее - Минприроды УР). Финансирование данных мероприятий осуществляется за счёт средств бюджета Удмуртской Республики.
В рамках Федеральной адресной инвестиционной программы за счёт федеральных средств (17,84 млн. рублей) сдан объект «Строительство противопаводковой дамбы на реке Иж - 3 очередь».
В 2007-2008 годах профинансированы работы по мероприятию «Комплекс инженерных сооружений по укреплению берега Ижевского водохранилища (1 пусковой комплекс)». Объём финансирования за счёт средств федерального бюджета составил 295,0 млн. рублей, за счёт средств бюджета Удмуртской Республики - 122,5 млн. рублей. В 2012-2013 годах планируется строительство 2-го пускового комплекса инженерных сооружений по укреплению берега Ижевского водохранилища.
Для выполнения указанных работ общий объём финансирования составит 529,0 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 377,0 млн. рублей, из них 220,0 млн. рублей выделены в 2012 году.
Проектная документация по указанному объекту предусматривает выполнение работ по устройству защиты территорий и объектов от вредного ветрового и волнового воздействия и позволит предотвратить ущерб в размере около 2000 млн. рублей.
За счёт средств федерального бюджета, начиная с 2007 года, ведется работа по разработке проектно-сметной документации и выполняются мероприятия по расчистке, дноуглублению и спрямлению русел рек с элементами крепления берегов на проблемных участках.
Для обеспечения населения г.Ижевска качественной питьевой водой выполнены работы по очистке ложа Ижевского водохранилища от донных отложений. Объём финансирования за 2005 - 2008 годы из федерального бюджета составил около 270 млн. рублей.
В 2009-2010 годах проведена работа по вселению микроводоросли хлорелла в Ижевское водохранилище.
Для оценки и предупреждения негативного воздействия на состояние водных объектов, оценки влияния на качество вод различных природных и антропогенных факторов осуществляется мониторинг поверхностных водных объектов.
Региональный государственный экологический надзор как система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушений природоохранного законодательства, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, является одним из основных элементов обеспечения экологической безопасности.
В соответствии с целями и задачами регионального государственного экологического надзора государственными инспекторами Удмуртской Республики по охране природы при проведении контрольных мероприятий выявляются нарушения и принимаются меры по снижению негативного воздействия.
В соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 1 февраля 1999 года № 152 «Об экологической подготовке (переподготовке) государственных служащих и специалистов предприятий и организаций Удмуртской Республики» в период с 2005 по 2009 год проведены 62 учебных семинара и обучены 1270 специалистов предприятий и организаций республики по вопросам охраны окружающей среды.
По итогам проведенной акции «Дни защиты от экологической опасности» Удмуртская Республика на протяжении последних лет входила в тройку лидеров среди субъектов Российской Федерации, а по итогам 2011 и 2012 годов заняла первое место.
Согласно перечню государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики, утверждённому постановлением Правительства Удмуртской Республики от 7 февраля 2011 года № 24, Минприроды УР предоставляет семь государственных услуг в соответствии с утвержденными Административными регламентами.
В настоящее время ведётся работа по переходу на предоставление данных услуг в электронном виде согласно плану, утверждённому Правительством Удмуртской Республики.
Анализ состояния окружающей среды в Удмуртской Республике позволяет выделить следующие основные проблемы в данной сфере, обусловленные как результатами хозяйственной деятельности в прошлом, так и текущим негативным воздействием на окружающую среду:
1. Загрязнение водных объектов неочищенными и недостаточно очищенными сточными водами.
Практически все водоисточники Удмуртской Республики, как поверхностные, так и подземные, подвергаются антропотехногенному воздействию с различной степенью интенсивности, что подтверждается результатами многолетнего мониторинга. Причинами их загрязнения является сброс в природные водные объекты неочищенных, недостаточно очищенных и необеззараженных сточных вод с коммунальных, промышленных, сельскохозяйственных объектов, а также сброс без очистки ливневых, талых вод, неудовлетворительное состояние прибрежных зон.