ЗАКОН
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы
Принят Государственным Советом
Удмуртской Республики
26 октября 2004 года
Утвердить прилагаемую Программу социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы.
Настоящий Закон вступает в силу после его официального опубликования.
Президент
Удмуртской Республики
А.А.Волков
г. Ижевск
12 ноября 2004 года
№ 60-РЗ
Приложение
к проекту Закона
Удмуртской Республики
от 12 ноября 2004 года № 60-РЗ
ПРОГРАММА
социально-экономического развития
Удмуртской Республики на 2005-2009 годы
Ижевск, 2004 г.
Программа социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы (далее - Программа) представляет собой стратегический программный документ, который реализует в комплексе программно-целевой, отраслевой и территориальный аспекты управления социально-экономическим развитием Удмуртской Республики, позволяющий конструктивным образом согласовать совместные действия органов государственной власти, местного самоуправления, промышленных предприятий, предпринимательских структур, финансовых институтов, научных организаций, работников социальной сферы и представителей общественных организаций по обеспечению социального благополучия и повышения уровня жизни населения республики, увеличения продолжительности его жизни и снижения уровня бедности, по обеспечению устойчивого экономического роста и развития Удмуртской Республики, ее конкурентоспособности по увеличению темпов роста валового регионального продукта, предусмотренных Посланием Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации.
Программа базируется на Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы и на период до 2014 года, которая представляет собой форму общественного договора между республиканской властью и гражданским обществом, а потому в ее разработке принимали участие не только работники министерств и ведомств, но и представители всех кругов экономической и социальной жизни республики.
Данный документ разработан с учетом целей и задач, прогнозных оценок, показателей и рекомендаций Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Программа является дальнейшим развитием Программы «Развитие Удмуртии на 2001-2004 годы», которая обеспечила устойчивый экономический рост, социальную стабильность и хорошие стартовые условия для реализации данной программы, сохранения достигнутых положительных тенденций экономического развития и приумножения тех успехов, которые достигнуты в социально-культурном развитии республики. Она содержит систему целей, задач, приоритетов, стратегий развития отраслей экономики и социальной сферы, систему мероприятий, обеспечивающих их достижение, а также систему управления и контроля за ходом реализации Программы.
Развитые промышленный, топливно-энергетический, строительный, агропромышленный и социальный комплексы, динамично растущий предпринимательский сектор экономики Удмуртской Республики, высокий уровень ее производственного, природно-ресурсного, финансового, трудового, инновационного, инфраструктурного, институционального потенциалов, а также политическая, социальная стабильность и невысокие инвестиционные риски способны обеспечить достижение намеченных Программой целей.
Наименование программы | - Программа социально - экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки программы | - Программа социально-экономического развития Российской Федерации на 2003-2005гг. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 года № 1163-р); - Стратегия социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы и на период до 2014 года; - Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 07 июня 2004 года № 553-р |
Основные | - Правительство Удмуртской Республики |
Основные цели программы | В области социального развития: - повышение благосостояния семьи, уровня и продолжительности жизни населения, снижение уровня бедности через увеличение инвестиций в развитие человека, восстановление ценностей семьи, здорового образа жизни, престижности образования, стабильное функционирование и развитие всех систем жизнеобеспечения и предоставления социальных услуг населению. - создание конкурентоспособной инвестиционно-инновационной экономики, способной обеспечить устойчивый экономический рост, выпуск конкурентоспособной продукции и значительный рост валового регионального продукта, увеличение налоговых платежей, занятости населения, рост его доходов, а в итоге создать полноценную финансово-экономическую, инвестиционную основу для социального развития республики, повышения качества жизни ее населения. |
Основные задачи программы | В области экономики: - повышение инвестиционной привлекательности Удмуртской Республики через снижение инвестиционных рисков, повышение инвестиционного потенциала и ее инвестиционного рейтинга; - формирование долгосрочных рынков сбыта на региональном, российском и зарубежных уровнях, эффективного кооперационного и внешнеэкономического сотрудничества; |
- стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности с целью модернизации производства, инфраструктуры, устранения структурных диспропорций в отраслях экономики и повышения конкурентоспособности промышленных предприятий, среднего и малого бизнеса; - создание инновационной системы республики, объединяющей интересы и потребности промышленных предприятий, бизнеса, науки, новаторов, связанных с внедрением наукоемких технологий, эффективным использованием научного потенциала, реализацией инновационных проектов и развитием инновационного бизнеса; - создание благоприятных условий для развития предпринимательства, повышение качества бизнеса; - стимулирование повышения энергоэффективности экономики, создание энергетической базы для экономического роста, снижения издержек производства, роста производительности труда и повышения конкурентоспособности продукции; - повышение конкурентоспособности промышленного, топливно-энергетического, строительного и агропромышленного комплексов; - улучшение экологической ситуации в республике; - обеспечение сбалансированной финансово-бюджетной политики, в том числе через внедрение методов среднесрочного бюджетного планирования, ориентированных на достижение конечных результатов, повышение качества управления в сфере государственных финансов, дальнейшее развитие системы межбюджетных отношений. - создание условий для сохранения и развития положительной динамики повышения уровня жизни населения, сокращения дифференциации доходов различных групп населения, роста оплаты труда; - повышение качества и доступности образования, здравоохранения и социальных услуг населению; - совершенствование системы профессионального образования и обеспечение роста инвестиций в человеческий капитал в соответствии с потребностями «новой экономики»; - развитие кадрового потенциала республики и его эффективное использование. | |
Сроки и этапы реализации Программы | Реализация Программы осуществляется в два этапа. |
Исполнители программных мероприятий | - органы государственной власти Удмуртской Республики, органы местного самоуправления в Удмуртской Республике, организации Удмуртской Республики. Исполнители программных мероприятий, поставщики оборудования, определяются на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством. |
Система | Правительство Удмуртской Республики осуществляет контроль за своевременным и полным проведением мероприятий и проектов Программы. |
Ожидаемые конечные | - увеличение валового регионального продукта до 174,1 млрд. рублей или в 1,6 раза - к уровню 2004 года; - ежегодный рост объемов промышленного производства на уровне 10 процентов; - снижение инвестиционных рисков и рост объемов инвестиций в экономику республики в 1,8 раза; - увеличение объема валовой продукции сельского хозяйства в 2009 году в 1,45 раза; - увеличение удельного веса занятого в малом предпринимательстве Удмуртской Республики до 20 процентов экономически активного населения региона; - стабилизация уровня регистрируемой безработицы от экономически активного населения на уровне 1,9 процента; - увеличение средней заработной платы одного работника не менее чем в 2 раза; - снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в 1,5 раза; - строительство нового жилищного фонда не менее 2190 тыс. кв. м за пять лет; - рост обеспеченности населения республики жильем до 20 кв. м общей площади жилья; - ввод 2500 км газовых сетей, газификация 37 тысяч квартир; - увеличение уровня газификации сельских районов республики до 30 процентов. |
Географическое положение
Удмуртия находится в западной части Среднего Урала, в междуречье Камы и ее правого притока Вятки. Положение республики в средних, северных широтах и отсутствие поблизости морей и океанов обуславливают умеренно континентальный климат.
Площадь территории Удмуртии - свыше 42 тысяч квадратных километров. На западе и севере граничит с Кировской областью, на Востоке - с Пермской областью, на юго-востоке - с Республикой Башкортостан, на юге и юго-западе - с Республикой Татарстан.
Протяженность территории с севера на юг 297,5 км, с запада на восток - 200 км. Общая протяженность границ 1800 км.
Полезные ископаемые
На территории Удмуртии открыты залежи нефти, азотного газа, бурых и каменных углей, торфа, минерализованных вод и рассолов с содержанием в промышленных концентрациях йода и брома. Отмечены рудопроявления меди, железа, марганца, минеральных красок, повсеместно распространены месторождения строительных материалов.
Наибольшее значение имеют нефть, уголь, торф и строительные материалы. Распространены известняки, глины, пески, гравий.
Природа Удмуртии по растительному покрову относится к таежной зоне. 44 процента территории покрыто лесом.
Административное деление
В Удмуртской Республике 5 городов республиканского и 1 районного подчинения, 25 сельских районов, 10 поселков городского типа, 2117 населенных пунктов.
Столица Удмуртской Республики - город Ижевск. На 1 января 2004 года численность населения в Ижевске составила 628 тысяч человек. Здесь расположены десятки промышленных предприятий металлургии, машиностроения, точного приборостроения и других отраслей народного хозяйства.
Демография
Численность постоянного населения Удмуртии на 1 января 2004 года составила 1 миллион 560 тысяч человек. Плотность населения по республике колеблется в пределах от 10 до 30 человек на 1 квадратный километр. Происходит концентрация населения в зоне двухчасовой транспортной доступности Ижевска. Наблюдается очаговая (вокруг райцентров) и линейная (вдоль транспортных магистралей) концентрация населения.
Коммуникации
Расстояние между столицей Удмуртской Республики городом Ижевском и столицей Российской Федерации городом Москвой - 1325 км, городами: Санкт-Петербургом - 1904 км, Екатеринбургом - 800 км, Казанью - 395 км.
Удмуртская Республика имеет все виды транспортных сообщений с другими регионами России. Транспортная сеть включает в себя 768 км железных дорог, 5989 км автомобильных дорог общего пользования, в том числе, с твердым покрытием - 5733 км, 181 км судоходных речных путей с выходом на Каспийское, Черное и Балтийское моря.
Важнейшие пристани - Камбарка и Сарапул. Судоходство по реке Кама - в пределах республики. Продолжительность навигации - 6,5 месяцев. Ижевский аэропорт соответствует первой категории ИКАО.
Республику пересекает 12 магистральных газопроводов и 4 магистральных нефтепровода.
В городах и селах республики действует 429 АТС общей монтированной емкостью 368,7 тысяч номеров, из них в городах - 38 АТС емкостью 311,0 тысяч номеров, в сельской местности - 391 АТС емкостью 57,7 тысяч номеров.
Услуги почтовой связи в республике оказываются Управлением федеральной почтовой связи Удмуртской Республики (УФПС УР) - филиалом ФГУП "Почта России". На сегодняшний день в структуре УФПС УР действует 24 Почтамта (с численностью работающих 3,7 тыс. человек), в том числе 23 - в районах и 1 - в г. Ижевске, 487 отделений связи.
На территории республики осуществляют вещание своих телевизионных программ 11 российских телекомпаний, 2 государственные телерадиокомпании (ГТРК "Удмуртия", ТРК "Удмуртия"), 32 коммерческие телекомпании Удмуртии и 4 муниципальные телерадиокомпании (Глазовская, Сарапульская, Можгинская и Балезинская).
Экономика
Становление Удмуртии как промышленно развитой республики в значительной степени предопределено ее географическим положением. Богатые природные ископаемые дали возможность в середине 18 века основать Камбарский, Воткинский и Ижевский железоделательные заводы.
Дальнейшее развитие хозяйственного комплекса происходило постепенно, по мере освоения природных ископаемых, развития промышленного производства и транспортной сети. Большое влияние на современную структуру хозяйственного комплекса оказало создание на территории республики в 30-е годы мощного военно-промышленного комплекса СССР.
Экономика Удмуртской Республики отличается многообразием представленных в ней отраслей. Ведущее место среди них занимают машиностроение и металлообработка, топливная промышленность, черная металлургия, лесная и деревообрабатывающая промышленность.
Крупнейшие предприятия, в основном, сосредоточены в столице республики городе Ижевске, городах Глазове, Воткинске, Сарапуле, где производятся автомобили и мотоциклы, спортивно-охотничье и боевое оружие, металлорежущие станки, прокат конструкционных, легированных и нержавеющих сталей, ракетно-космическая техника, медицинская техника, редукторы, оборудование для нефтяной промышленности, геологоразведки и бурения, подшипники, потребительские товары: швейные и трикотажные изделия, стиральные машины, электропылесосы и многое другое.
Природно-климатические условия Удмуртской Республики позволяют развивать многоотраслевое сельское хозяйство, производить продукты питания и сырье для перерабатывающей промышленности АПК. Почвенный покров республики довольно разнообразный, но основную часть пахотных земель составляют дерново-подзолистые почвы.
Основными культурами, возделываемыми в республике, являются зерновые культуры фуражного назначения, картофель, овощи открытого и закрытого грунта, лен-долгунец и кормовые.
Разработка основных мероприятий Программы проводилась с учетом сильных и слабых сторон экономики Удмуртской Республики, а также на основе анализа ее возможностей и потенциального влияния внешних и внутренних факторов на ее развитие:
Сильные стороны | Возможности |
Политически стабильный регион России с высоким доверием населения Президенту Удмуртской Республики | Обеспечение конкурентоспособности Удмуртской Республики, повышение ее инвестиционного имиджа, привлечение инвесторов и увеличение притока инвестиций. |
Выгодное транспортно-географическое положение республики | Условия для развития кооперационного и внешнеэкономического сотрудничества, формирования долгосрочных рынков сбыта продукции, экономически выгодных логистических моделей и условия повышения инвестиционной привлекательности республики |
Развитый промышленный потенциал, мощная природно-сырьевая база. | Дополнительный приток долгосрочных инвестиционных ресурсов, расширение номенклатуры инновационной и конкурентоспособной продукции и увеличение ее экспорта. |
Высококвалифицированный персонал предприятий, научно-исследовательских учреждений | Развитие инновационных и наукоемких производств, инновационного бизнеса, обеспечение конкурентоспособности продукции по потребительским и экономическим параметрам |
Возможность агропромышленного комплекса полностью обеспечивать потребности населения Удмуртской Республики в основных продуктах питания | Стимулирование внутреннего спроса, удовлетворение потребностей населения в продуктах питания, рост конкурентоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей и предприятий пищевой промышленности |
Слабые стороны | Отрицательное влияние внутренних факторов |
Значительный износ основных фондов предприятий, высокий процент убыточных предприятий | Снижение конкурентоспособности и рентабельности предприятий, наличие задолженности по заработной плате, угроза техногенных и экологических катастроф |
Ограниченность инвестиционных и инновационных возможностей предприятий | Снижение объемов инвестиций в основной капитал и капитальное строительство, формирование неблагоприятного инвестиционного климата и снижение инвестиционного имиджа республики, малый приток иностранных инвестиций |
Недостаточное развитие инвестопроводящих структур | Низкий уровень развития механизмов кредитования реального сектора экономики, невозможность привлечения ресурсов для обновления основных фондов |
Высокая доля отрасли промышленного производства сырьевой направленности | Зависимость экономики республики от внешней конъюнктуры |
Низкий уровень развития малого предпринимательства | Снижение роста объемов товаров и услуг, занятости и доходов населения, уровня инновационного развития и качества бизнеса, незначительный вклад в ВРП, рост безработицы, усиление социальных проблем, недостаточное насыщение рынка товарами, услугами |
Изношенность инженерной инфраструктуры | Неустойчивое функционирование жилищно-коммунального хозяйства, опасность возникновения чрезвычайных ситуаций, снижение уровня обеспеченности населения жилищно-коммунальными услугами, ухудшение качества питьевой воды |
Потенциальные внешние факторы в среднесрочной перспективе для развития Удмуртской Республики
Внешние факторы | Последствия |
Бюджетная реформа, монетизация социального пакета, реформа местного самоуправления | Увеличение нагрузки на бюджет Удмуртской Республики |
Проведение жесткой тарифной политики естественных монополий, рост тарифов на газ, электроэнергию, транспортные, коммунальные услуги | Увеличение себестоимости продукции и услуг (в первую очередь на жилищно-коммунальные), опережающий рост инфляции цен и, как следствие, снижение качества жизни населения в целом |
Вступление России в ВТО и интеграция в мировую экономику | Усиление конкуренции на товарных рынках республики, снижение конкурентоспособности продукции республиканских товаропроизводителей |
Централизация доходов субъектов Российской Федерации | Значительное сокращение доходной части бюджета Удмуртской Республики |
Укрепление российского рубля (выравнивание паритета покупательской способности и обменного курса) | Снижение конкурентоспособности российских товаров как на внутреннем, так и на внешнем рынках |
Для того чтобы уменьшить отрицательное влияние внутренних и внешних факторов на социально-экономическое развитие, органам государственной власти Удмуртской Республики необходимо обеспечить эффективность государственной экономической политики, позволяющей консолидировать совместные действия органов власти, промышленных предприятий, бизнеса по обеспечению экономического роста и конкурентоспособности экономики, от которых зависит социальное благополучие населения.
Анализ потенциала экономического развития Удмуртской Республики свидетельствует о том, что в регионе имеются факторы и условия, которые позволят обеспечить динамичное социально-экономическое развитие республики.
В таблицах представлены основные результаты социально-экономического развития Удмуртской Республики за 2001-2004 годы.
Показатели социально-экономического развития Удмуртской Республики за 2001-2004 годы