Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 июля 2009 года N 181

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПЕРЕРАБОТКИ И ЗАХОРОНЕНИЯ ОТХОДОВ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2010 - 2014 ГОДЫ"

(в редакции постановлений Правительства Удмуртской Республики от 01.08.2011 N 265, от 30.07.2012 N 326, от 08.10.2012 N 458, от 15.04.2013 N 162)

В целях развития системы переработки и захоронения отходов производства и потребления в Удмуртской Республике Правительство Удмуртской Республики постановляет:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Государственная поддержка создания и развития системы переработки и захоронения отходов в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы".

2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы "Государственная поддержка создания и развития системы переработки и захоронения отходов в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы" Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики.

Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.ПИТКЕВИЧ

     




Утверждена
постановлением
Правительства
Удмуртской Республики
от 6 июля 2009 года N 181

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПЕРЕРАБОТКИ И ЗАХОРОНЕНИЯ ОТХОДОВ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2010 - 2014 ГОДЫ"

 (в ред. постановлений Правительства Удмуртской Республики от 01.08.2011 N 265, от 30.07.2012 N 326, от 08.10.2012 N 458, от 15.04.2013 N 162)

I. Паспорт республиканской целевой программы "Государственная поддержка создания и развития системы переработки и захоронения отходов в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы"

┌════════════════┬════════════════════════════════════════════════════════‰
│Наименование    │Республиканская целевая программа "Государственная      │
│Программы       │поддержка создания и развития системы переработки       │
│                │и захоронения отходов в Удмуртской Республике           │
│                │на 2010 - 2014 годы" (далее - Программа)                │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Основание       │Распоряжение Правительства Удмуртской Республики        │
│для разработки  │от 18 августа 2008 года N 760-р "О разработке           │
│Программы       │республиканской целевой программы "Государственная      │
│                │поддержка создания и развития системы переработки       │
│                │и захоронения отходов в Удмуртской Республике           │
│                │на 2009 - 2013 годы"                                    │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Государственный │Министерство природных ресурсов и охраны окружающей     │
│заказчик        │среды Удмуртской Республики                             │
│Программы       │                                                        │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Разработчик     │Министерство природных ресурсов и охраны окружающей     │
│проекта         │среды Удмуртской Республики                             │
│Программы       │                                                        │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Исполнители     │Министерство природных ресурсов и охраны окружающей     │
│Программы       │среды Удмуртской Республики;                            │
│                │Министерство строительства, архитектуры и жилищной      │
│                │политики Удмуртской Республики;                         │
│                │администрации муниципальных образований в Удмуртской    │
│                │Республике (по согласованию);                           │
│                │государственные (автономные) учреждения Удмуртской      │
│                │Республики (по согласованию);                           │
│                │проектные и строительные организации и иные организации,│
│                │выполняющие государственный заказ на конкурсной основе  │
│                │в соответствии с законодательством (по согласованию)    │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Цели Программы  │Снижение негативного воздействия отходов производства   │
│                │и потребления на окружающую среду и здоровье населения  │
│                │на основе комплексного системного подхода, включающего  │
│                │в себя разработку нормативно-правовых, экономических,   │
│                │организационных и иных условий оптимизации управления   │
│                │в сфере деятельности по обращению с отходами            │
│                │производства и потребления                              │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Задачи Программы│1. Разработка и организация системы информационного     │
│                │обеспечения в области обращения с отходами производства │
│                │и потребления.                                          │
│                │2. Формирование нормативно-правовой и методической базы │
│                │в области обращения с отходами производства             │
│                │и потребления.                                          │
│                │3. Проведение научно-исследовательских                  │
│                │и опытно-конструкторских работ в области обращения      │
│                │с отходами производства и потребления.                  │
│                │4. Создание эффективной системы сбора и переработки     │
│                │отходов, подлежащих вторичной переработке.              │
│                │5. Строительство и ввод в эксплуатацию новых полигонов  │
│                │для размещения отходов производства и потребления       │
│                │по кустовому принципу.                                  │
│                │6. Создание благоприятных условий для привлечения       │
│                │инвесторов к организации производств по обезвреживанию  │
│                │и переработке отходов.                                  │
│                │7. Формирование экологической культуры населения        │
│                │через систему экологического воспитания и просвещения   │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Целевые         │1. Доля использования и обезвреживания (утилизации)     │
│индикаторы      │отходов, %.                                             │
│Программы       │2. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, тонн.      │
│                │3. Количество несанкционированных свалок, единиц.       │
│                │4. Строительство и ввод в эксплуатацию новых кустовых   │
│                │полигонов по захоронению отходов, единиц.               │
│                │5. Количество разработанной проектно-сметной            │
│                │документации на строительство новых кустовых полигонов  │
│                │по захоронению отходов, единиц.                         │
│                │6. Количество разработанной проектно-сметной            │
│                │документации на строительство мусоросортировочных       │
│                │станций, единиц                                         │
│(в ред. постановления Правительства Удмуртской Республики от 15.04.2013 N 162)              │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Сроки и этапы   │Сроки реализации Программы: 2010 - 2014 годы,           │
│реализации      │в том числе:                                            │
│Программы       │первый этап - 2010 - 2011 годы;                         │
│                │второй этап - 2012 - 2014 годы                          │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Объемы          │Общий объем финансирования составляет - 353,805 млн.    │
│и источники     │рублей, в том числе:                                    │
│финансирования  │за счет средств бюджета Удмуртской                      │
│Программы       │Республики - 189,805 млн. рублей, из них:               │
│                │2010 год - 0,600 млн. рублей;                           │
│                │2011 год - 4,005 млн. рублей;                           │
│                │2012 год - 35,00 млн. рублей;                           │
│                │2013 год - 40,00 млн. рублей;                           │
│                │2014 год - 110,200 млн. рублей;                         │
│                │за счет средств бюджетов муниципальных образований      │
│                │в Удмуртской Республике (по согласованию) - 64,0 млн.   │
│                │рублей; за счет иных источников (в соответствии         │
│                │с законодательством) - 100 млн. рублей.                 │
│                │Предполагаемые объемы финансирования из бюджета         │
│                │Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, носят│
│                │ориентировочный характер и подлежат корректировке       │
│                │при формировании и утверждении бюджета Удмуртской       │
│                │Республики. Предполагаемые объемы финансирования        │
│                │из бюджетов муниципальных образований (по согласованию) │
│                │и иных источников (в соответствии с законодательством)  │
│                │носят ориентировочный характер. В рамках Программы      │
│                │муниципальным образованиям в Удмуртской Республике могут│
│                │предоставляться субсидии за счет средств бюджета        │
│                │Удмуртской Республики при условии их долевого участия   │
│                │за счет средств местных бюджетов в финансировании       │
│                │соответствующих мероприятий Программы                   │
│(в ред. постановления Правительства Удмуртской Республики от 15.04.2013 N 162)              │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Ожидаемые       │1. Создание не менее 340 новых рабочих мест.            │
│конечные        │2. Увеличение коэффициента извлечения вторичного сырья  │
│результаты      │до 15%.                                                 │
│реализации      │3. Увеличение количества извлеченного вторичного сырья  │
│Программы       │от общего объема образующихся отходов до 120 тыс. тонн. │
│и показатели    │4. Привлечение инвестиций в экономику Удмуртской        │
│социально-      │Республики в размере 100 млн. рублей.                   │
│экономической   │5. Увеличение налоговых поступлений в бюджет Удмуртской │
│эффективности   │Республики в размере 100 млн. рублей.                   │
│                │6. Увеличение степени использования и обезвреживания    │
│                │(утилизации) отходов на 8%.                             │
│                │7. Возврат в хозяйственный оборот 108 га                │
│                │сельскохозяйственных земель                             │
└════════════════┴════════════════════════════════════════════════════════…


Введение

Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и с учетом основных приоритетов социально-экономического развития Удмуртской Республики, предусмотренных Стратегией социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы и на период до 2014 года и Законом Удмуртской Республики от 12 ноября 2004 года N 60-РЗ "О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы", в целях создания системы сбора, переработки и захоронения отходов производства и потребления, направленной на снижение объемов захоронения отходов, увеличения степени их переработки, обеспечения безопасного складирования и хранения токсичных отходов.

Термины и определения, используемые в Программе, даны в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".


II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа

Создание эффективно действующей системы обращения с отходами производства и потребления является одной из наиболее важных и сложных задач для Удмуртской Республики вследствие многообразия и всевозрастающего влияния отходов на санитарно-гигиеническое состояние территории республики, ее эстетический ландшафтный облик.

Среднегодовой объем образования отходов производства и потребления в республике составляет около 4 млн. м3 или 1 млн. тонн, при этом 70% образующихся отходов приходится на жилой сектор, 30% - на деятельность предприятий и организаций.

В настоящее время отсутствие эффективной системы управления отходами, в частности, системы сбора, учета, транспортировки, утилизации, обезвреживания, хранения и захоронения отходов, ведет к их накоплению на территориях предприятий, на несанкционированных свалках. В 2008 году в республике насчитывалось более 600 объектов постоянного размещения отходов (свалок), из них 179 являются несанкционированными.

Одним из основных показателей, определяющих эффективность системы обращения с отходами, является степень их переработки. В республике на сегодняшний момент получили развитие следующие основные направления сбора и переработки вторичного сырья: сбор и переработка макулатуры, лома черных и цветных металлов; переработка полимерных отходов и резинотехнических изделий; сбор и обезвреживание ртутьсодержащих ламп, термометров.

Однако в целом по республике на сегодняшний момент сложилась низкоэффективная система сбора и переработки вторичного сырья, обусловленная многолетним складированием отходов на территории свалок и полигонов с минимальной сортировкой, не превышающей 3% от общего объема, и трудоемкостью переработки отходов из-за невозможности их селективного сбора.

Анализ ситуации позволил разделить проблемы Удмуртской Республики в области обращения с отходами производства и потребления на три уровня:

первый уровень - городские округа в Удмуртской Республике (далее - городские округа);

второй уровень - поселения, в состав которых входят населенные пункты, являющиеся административными центрами муниципальных районов (далее - районные центры);

третий уровень - сельские поселения в Удмуртской Республике (далее - сельские поселения).

На территории республики центром концентрации промышленного производства является агломерация городов Ижевск - Воткинск - Сарапул. Организацией сбора отходов от населения в городах занимаются специализированные муниципальные предприятия или частные предприятия на основании действующей лицензии на данный вид деятельности. Вывоз отходов производится на городской полигон или на городские свалки твердых бытовых отходов (далее - ТБО). Эксплуатацией городских объектов постоянного размещения отходов занимаются частные предприятия.

В настоящее время в республике прослеживается тенденция исчерпания мощностей по захоронению отходов на действующих городских свалках. Особо остро данная проблема стоит в городах Сарапуле и Можге. Кроме того, в городах и пригородах существует проблема захламленности мусором и большого количества несанкционированных свалок около садоводческих массивов.

Проблемой городов республики также является отсутствие централизованных пунктов по сбору вторичного сырья. Ценное вторичное сырье вместе с основным потоком мусора попадает на городской полигон или свалку, теряя при этом до 90% своей ликвидности.

Анализ ситуации в области обращения с отходами в районных центрах Удмуртской Республики выявил ряд основных проблем:

несоответствие свалок экологическим и санитарно-гигиеническим нормам;

отсутствие у предприятий, эксплуатирующих свалки, лицензий по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов;

наличие большого количества несанкционированных свалок;

отсутствие пунктов по сбору вторичного сырья.

Вышеперечисленные проблемы возникли вследствие:

стихийного образования свалок в республике без учета норм природоохранного законодательства;

отведения земельных участков под свалки постановлениями глав местного самоуправления без учета экологических и санитарно-гигиенических норм и требований;

отсутствия учета образования и движения отходов производства и потребления.

Проблема свалок сельских поселений заключается в том, что практически все они относятся к категории несанкционированных. Свалки расположены около каждого сельского поселения и являются причиной общей захламленности территории Удмуртской Республики.

Для решения проблем, связанных с постоянным ростом объемов образующихся отходов, исчерпанием мощностей городских свалок, несоответствием свалок районных центров и сельских поселений экологическим и санитарным нормам, отсутствием системы сбора вторичного сырья, Программой предусмотрена реализация проекта кустового принципа размещения полигонов по захоронению отходов с созданием сети мусоросортировочных станций.

В рамках реализации Программы территория Удмуртской Республики поделена на 8 кустов, планируется строительство 5 новых кустовых полигонов и обустройство 4 существующих полигонов, включенных в Программу в качестве кустовых. Объединение районов республики по кустам проводилось по следующим критериям:

привязка кустовых полигонов к крупным населенным пунктам республики;

территориальный признак - расстояние от мусоросортировочной станции до кустового полигона не должно превышать 80 км.

Цель создания данной системы состоит в снижении затрат на строительство и эксплуатацию полигонов по захоронению отходов в каждом районе Удмуртской Республики за счет организации системы сбора, транспортировки и захоронения отходов по кустовому принципу.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»