ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июля 2009 года N 181
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПЕРЕРАБОТКИ И ЗАХОРОНЕНИЯ ОТХОДОВ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2010 - 2014 ГОДЫ"
(в редакции постановлений Правительства Удмуртской Республики от 01.08.2011 N 265, от 30.07.2012 N 326, от 08.10.2012 N 458, от 15.04.2013 N 162)
В целях развития системы переработки и захоронения отходов производства и потребления в Удмуртской Республике Правительство Удмуртской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Государственная поддержка создания и развития системы переработки и захоронения отходов в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы".
2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы "Государственная поддержка создания и развития системы переработки и захоронения отходов в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы" Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики.
Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.ПИТКЕВИЧ
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПЕРЕРАБОТКИ И ЗАХОРОНЕНИЯ ОТХОДОВ В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2010 - 2014 ГОДЫ"
(в ред. постановлений Правительства Удмуртской Республики от 01.08.2011 N 265, от 30.07.2012 N 326, от 08.10.2012 N 458, от 15.04.2013 N 162)
┌════════════════┬════════════════════════════════════════════════════════‰
│Наименование │Республиканская целевая программа "Государственная │
│Программы │поддержка создания и развития системы переработки │
│ │и захоронения отходов в Удмуртской Республике │
│ │на 2010 - 2014 годы" (далее - Программа) │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Основание │Распоряжение Правительства Удмуртской Республики │
│для разработки │от 18 августа 2008 года N 760-р "О разработке │
│Программы │республиканской целевой программы "Государственная │
│ │поддержка создания и развития системы переработки │
│ │и захоронения отходов в Удмуртской Республике │
│ │на 2009 - 2013 годы" │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Государственный │Министерство природных ресурсов и охраны окружающей │
│заказчик │среды Удмуртской Республики │
│Программы │ │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Разработчик │Министерство природных ресурсов и охраны окружающей │
│проекта │среды Удмуртской Республики │
│Программы │ │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Исполнители │Министерство природных ресурсов и охраны окружающей │
│Программы │среды Удмуртской Республики; │
│ │Министерство строительства, архитектуры и жилищной │
│ │политики Удмуртской Республики; │
│ │администрации муниципальных образований в Удмуртской │
│ │Республике (по согласованию); │
│ │государственные (автономные) учреждения Удмуртской │
│ │Республики (по согласованию); │
│ │проектные и строительные организации и иные организации,│
│ │выполняющие государственный заказ на конкурсной основе │
│ │в соответствии с законодательством (по согласованию) │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Цели Программы │Снижение негативного воздействия отходов производства │
│ │и потребления на окружающую среду и здоровье населения │
│ │на основе комплексного системного подхода, включающего │
│ │в себя разработку нормативно-правовых, экономических, │
│ │организационных и иных условий оптимизации управления │
│ │в сфере деятельности по обращению с отходами │
│ │производства и потребления │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Задачи Программы│1. Разработка и организация системы информационного │
│ │обеспечения в области обращения с отходами производства │
│ │и потребления. │
│ │2. Формирование нормативно-правовой и методической базы │
│ │в области обращения с отходами производства │
│ │и потребления. │
│ │3. Проведение научно-исследовательских │
│ │и опытно-конструкторских работ в области обращения │
│ │с отходами производства и потребления. │
│ │4. Создание эффективной системы сбора и переработки │
│ │отходов, подлежащих вторичной переработке. │
│ │5. Строительство и ввод в эксплуатацию новых полигонов │
│ │для размещения отходов производства и потребления │
│ │по кустовому принципу. │
│ │6. Создание благоприятных условий для привлечения │
│ │инвесторов к организации производств по обезвреживанию │
│ │и переработке отходов. │
│ │7. Формирование экологической культуры населения │
│ │через систему экологического воспитания и просвещения │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Целевые │1. Доля использования и обезвреживания (утилизации) │
│индикаторы │отходов, %. │
│Программы │2. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, тонн. │
│ │3. Количество несанкционированных свалок, единиц. │
│ │4. Строительство и ввод в эксплуатацию новых кустовых │
│ │полигонов по захоронению отходов, единиц. │
│ │5. Количество разработанной проектно-сметной │
│ │документации на строительство новых кустовых полигонов │
│ │по захоронению отходов, единиц. │
│ │6. Количество разработанной проектно-сметной │
│ │документации на строительство мусоросортировочных │
│ │станций, единиц │
│(в ред. постановления Правительства Удмуртской Республики от 15.04.2013 N 162) │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Сроки и этапы │Сроки реализации Программы: 2010 - 2014 годы, │
│реализации │в том числе: │
│Программы │первый этап - 2010 - 2011 годы; │
│ │второй этап - 2012 - 2014 годы │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Объемы │Общий объем финансирования составляет - 353,805 млн. │
│и источники │рублей, в том числе: │
│финансирования │за счет средств бюджета Удмуртской │
│Программы │Республики - 189,805 млн. рублей, из них: │
│ │2010 год - 0,600 млн. рублей; │
│ │2011 год - 4,005 млн. рублей; │
│ │2012 год - 35,00 млн. рублей; │
│ │2013 год - 40,00 млн. рублей; │
│ │2014 год - 110,200 млн. рублей; │
│ │за счет средств бюджетов муниципальных образований │
│ │в Удмуртской Республике (по согласованию) - 64,0 млн. │
│ │рублей; за счет иных источников (в соответствии │
│ │с законодательством) - 100 млн. рублей. │
│ │Предполагаемые объемы финансирования из бюджета │
│ │Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, носят│
│ │ориентировочный характер и подлежат корректировке │
│ │при формировании и утверждении бюджета Удмуртской │
│ │Республики. Предполагаемые объемы финансирования │
│ │из бюджетов муниципальных образований (по согласованию) │
│ │и иных источников (в соответствии с законодательством) │
│ │носят ориентировочный характер. В рамках Программы │
│ │муниципальным образованиям в Удмуртской Республике могут│
│ │предоставляться субсидии за счет средств бюджета │
│ │Удмуртской Республики при условии их долевого участия │
│ │за счет средств местных бюджетов в финансировании │
│ │соответствующих мероприятий Программы │
│(в ред. постановления Правительства Удмуртской Республики от 15.04.2013 N 162) │
├════════════════┼════════════════════════════════════════════════════════┤
│Ожидаемые │1. Создание не менее 340 новых рабочих мест. │
│конечные │2. Увеличение коэффициента извлечения вторичного сырья │
│результаты │до 15%. │
│реализации │3. Увеличение количества извлеченного вторичного сырья │
│Программы │от общего объема образующихся отходов до 120 тыс. тонн. │
│и показатели │4. Привлечение инвестиций в экономику Удмуртской │
│социально- │Республики в размере 100 млн. рублей. │
│экономической │5. Увеличение налоговых поступлений в бюджет Удмуртской │
│эффективности │Республики в размере 100 млн. рублей. │
│ │6. Увеличение степени использования и обезвреживания │
│ │(утилизации) отходов на 8%. │
│ │7. Возврат в хозяйственный оборот 108 га │
│ │сельскохозяйственных земель │
└════════════════┴════════════════════════════════════════════════════════…
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и с учетом основных приоритетов социально-экономического развития Удмуртской Республики, предусмотренных Стратегией социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы и на период до 2014 года и Законом Удмуртской Республики от 12 ноября 2004 года N 60-РЗ "О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы", в целях создания системы сбора, переработки и захоронения отходов производства и потребления, направленной на снижение объемов захоронения отходов, увеличения степени их переработки, обеспечения безопасного складирования и хранения токсичных отходов.
Термины и определения, используемые в Программе, даны в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Создание эффективно действующей системы обращения с отходами производства и потребления является одной из наиболее важных и сложных задач для Удмуртской Республики вследствие многообразия и всевозрастающего влияния отходов на санитарно-гигиеническое состояние территории республики, ее эстетический ландшафтный облик.
Среднегодовой объем образования отходов производства и потребления в республике составляет около 4 млн. м3 или 1 млн. тонн, при этом 70% образующихся отходов приходится на жилой сектор, 30% - на деятельность предприятий и организаций.
В настоящее время отсутствие эффективной системы управления отходами, в частности, системы сбора, учета, транспортировки, утилизации, обезвреживания, хранения и захоронения отходов, ведет к их накоплению на территориях предприятий, на несанкционированных свалках. В 2008 году в республике насчитывалось более 600 объектов постоянного размещения отходов (свалок), из них 179 являются несанкционированными.
Одним из основных показателей, определяющих эффективность системы обращения с отходами, является степень их переработки. В республике на сегодняшний момент получили развитие следующие основные направления сбора и переработки вторичного сырья: сбор и переработка макулатуры, лома черных и цветных металлов; переработка полимерных отходов и резинотехнических изделий; сбор и обезвреживание ртутьсодержащих ламп, термометров.
Однако в целом по республике на сегодняшний момент сложилась низкоэффективная система сбора и переработки вторичного сырья, обусловленная многолетним складированием отходов на территории свалок и полигонов с минимальной сортировкой, не превышающей 3% от общего объема, и трудоемкостью переработки отходов из-за невозможности их селективного сбора.
Анализ ситуации позволил разделить проблемы Удмуртской Республики в области обращения с отходами производства и потребления на три уровня:
первый уровень - городские округа в Удмуртской Республике (далее - городские округа);
второй уровень - поселения, в состав которых входят населенные пункты, являющиеся административными центрами муниципальных районов (далее - районные центры);
третий уровень - сельские поселения в Удмуртской Республике (далее - сельские поселения).
На территории республики центром концентрации промышленного производства является агломерация городов Ижевск - Воткинск - Сарапул. Организацией сбора отходов от населения в городах занимаются специализированные муниципальные предприятия или частные предприятия на основании действующей лицензии на данный вид деятельности. Вывоз отходов производится на городской полигон или на городские свалки твердых бытовых отходов (далее - ТБО). Эксплуатацией городских объектов постоянного размещения отходов занимаются частные предприятия.
В настоящее время в республике прослеживается тенденция исчерпания мощностей по захоронению отходов на действующих городских свалках. Особо остро данная проблема стоит в городах Сарапуле и Можге. Кроме того, в городах и пригородах существует проблема захламленности мусором и большого количества несанкционированных свалок около садоводческих массивов.
Проблемой городов республики также является отсутствие централизованных пунктов по сбору вторичного сырья. Ценное вторичное сырье вместе с основным потоком мусора попадает на городской полигон или свалку, теряя при этом до 90% своей ликвидности.
Анализ ситуации в области обращения с отходами в районных центрах Удмуртской Республики выявил ряд основных проблем:
несоответствие свалок экологическим и санитарно-гигиеническим нормам;
отсутствие у предприятий, эксплуатирующих свалки, лицензий по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов;
наличие большого количества несанкционированных свалок;
отсутствие пунктов по сбору вторичного сырья.
Вышеперечисленные проблемы возникли вследствие:
стихийного образования свалок в республике без учета норм природоохранного законодательства;
отведения земельных участков под свалки постановлениями глав местного самоуправления без учета экологических и санитарно-гигиенических норм и требований;
отсутствия учета образования и движения отходов производства и потребления.
Проблема свалок сельских поселений заключается в том, что практически все они относятся к категории несанкционированных. Свалки расположены около каждого сельского поселения и являются причиной общей захламленности территории Удмуртской Республики.
Для решения проблем, связанных с постоянным ростом объемов образующихся отходов, исчерпанием мощностей городских свалок, несоответствием свалок районных центров и сельских поселений экологическим и санитарным нормам, отсутствием системы сбора вторичного сырья, Программой предусмотрена реализация проекта кустового принципа размещения полигонов по захоронению отходов с созданием сети мусоросортировочных станций.
В рамках реализации Программы территория Удмуртской Республики поделена на 8 кустов, планируется строительство 5 новых кустовых полигонов и обустройство 4 существующих полигонов, включенных в Программу в качестве кустовых. Объединение районов республики по кустам проводилось по следующим критериям:
привязка кустовых полигонов к крупным населенным пунктам республики;
территориальный признак - расстояние от мусоросортировочной станции до кустового полигона не должно превышать 80 км.
Цель создания данной системы состоит в снижении затрат на строительство и эксплуатацию полигонов по захоронению отходов в каждом районе Удмуртской Республики за счет организации системы сбора, транспортировки и захоронения отходов по кустовому принципу.