Недействующий

О республиканской целевой программе "Стимулирование развития жилищного строительства в Республике Башкортостан в 2011 - 2015 годах


Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 16 декабря 2011 г. N 476

Республиканская целевая программа
"Стимулирование развития жилищного строительства
в Республике Башкортостан в 2011 - 2015 годах"


Паспорт Программы

     
Наименование        Республиканская   целевая   программа   "Стимулирование
Программы           развития   жилищного   строительства    в    Республике
                    Башкортостан в 2011 - 2015 годах"

Основание       для Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 5
разработки          октября 2010 года N 1087-р
Программы

Государственный     Государственный  комитет  Республики  Башкортостан   по
заказчик Программы  строительству и архитектуре

Основной            Государственный  комитет  Республики  Башкортостан   по
разработчик         строительству и архитектуре
Программы

Цели    и    задачи Цели:
Программы           стимулирование  развития  жилищного   строительства   в
                    Республике Башкортостан;
                    повышение уровня доступности  жилья для  широких  слоев
                    населения  путем  реализации механизмов государственной
                    поддержки   развития    жилищного    строительства    и
                    стимулирования спроса на рынке жилья
                    Задачи:
                    создание  условий  для  обеспечения  устойчивого  роста
                    объемов ввода жилья в  период  реализации  Программы  и
                    последующие годы;
                    поддержка программ строительства жилья, доступного  для
                    широких слоев населения;
                    формирование условий для стимулирования  инвестиционной
                    активности в жилищном  строительстве,  в  том  числе  в
                    части  реализации  проектов  комплексного  освоения   и
                    развития  территорий,  в   целях   создания   массового
                    предложения на рынке жилья;
                    оказание   содействия   администрациям    муниципальных
                    образований  Республики  Башкортостан  в  разработке  и
                    утверждении документов  территориального  планирования,
                    градостроительного зонирования, планировки территорий;
                    вовлечение в оборот земельных участков,  находящихся  в
                    государственной собственности Республики Башкортостан и
                    пригодных   для   использования   в   целях   жилищного
                    строительства;
                    снижение  административных  барьеров  в   строительстве
                    путем внедрения административных регламентов и перевода
                    в электронный вид оказываемых государственных услуг;
                    содействие    развитию    современного     производства
                    строительных материалов в  Республике  Башкортостан  (с
                    учетом внедрения энергоэффективных и ресурсосберегающих
                    технологий, материалов и решений);
                    создание системы начальной профессиональной  подготовки
                    и   переподготовки   кадров   на    базе    предприятий
                    стройиндустрии    и     промышленности     строительных
                    материалов;
                    оказание    содействия    муниципальным    образованиям
                    республики в ликвидации ветхого и аварийного  жилищного
                    фонда;
                    создание  республиканскими   органами   государственной
                    власти и органами  местного  самоуправления  Республики
                    Башкортостан  благоприятных  условий   функционирования
                    физическим и юридическим лицам, принимающим  участие  в
                    реализации Программы;
                    вовлечение  финансовых   средств   граждан  в экономику
                    жилищного строительства;
                    стимулирование частной инициативы граждан, формирование
                    условий   для   создания   некоммерческих   объединений
                    граждан, в том числе жилищно-строительных  кооперативов
                    и  строительных   сберегательных   касс,   деятельность
                    которых   направлена   на    удовлетворение    жилищных
                    потребностей населения;
                    выполнение социальных гарантий по поддержке граждан при
                    приобретении жилья и улучшении жилищных условий;
                    создание  условий  для  развития  ипотечного  жилищного
                    кредитования и деятельности участников соответствующего
                    рынка;
                    обеспечение информационной  открытости  для населения в
                    отношении   мер,  принимаемых   государством  в   целях
                    стимулирования развития жилищного строительства

Исполнители         Органы исполнительной власти Республики Башкортостан;
Программы           органы местного самоуправления Республики  Башкортостан
                    (по согласованию);
                    Государственный  комитет  Республики  Башкортостан   по
                    строительству и архитектуре;
                    государственное унитарное  предприятие  Фонд  жилищного
                    строительства Республики Башкортостан;
                    муниципальное  унитарное   предприятие   Инвестиционно-
                    строительный   комитет   Администрации   г.   Уфы   (по
                    согласованию);
                    открытое  акционерное  общество   "Уфимское   городское
                    агентство ипотечного кредитования" (по согласованию);
                    организации    строительного    комплекса    Республики
                    Башкортостан (по согласованию);
                    банковские  и  иные  кредитные  учреждения   Республики
                    Башкортостан (по согласованию);
                    проектные, научные, изыскательские и  иные  организации
                    (по согласованию)

Объемы и  источники Общий  объем  финансовых  средств,   привлекаемых   для
финансирования      реализации Программы, составляет 457444,3 млн.  рублей,
Программы           в том числе:
                    средства федерального бюджета - 3974,2 млн. рублей  (по
                    итогам    конкурсных    отборов    при    возникновении
                    обязательств федерального бюджета);
                    средства бюджета Республики Башкортостан - 36572,6 млн.
                    рублей;
                    средства местных бюджетов - 2162,1 млн. рублей;
                    средства  внебюджетных  источников  -   414735,4   млн.
                    рублей,
                    из них:
                    средства открытого акционерного общества "Агентство  по
                    ипотечному  жилищному  кредитованию"  -  13135,5   млн.
                    рублей;
                    средства  Фонда  содействия   реформированию   жилищно-
                    коммунального хозяйства - 2198,7 млн. рублей;
                    средства населения и кредитные ресурсы - 399401,2  млн.
                    рублей

Перечень            Программа включает в себя следующие подпрограммы:
подпрограмм         "Развитие   производственной    базы    индустриального
                    домостроения в Республике Башкортостан в  2011  -  2015
                    годах";
                    "Развитие  малоэтажного   жилищного   строительства   в
                    Республике Башкортостан в 2011 - 2015 годах"

Ожидаемые  конечные Обеспечение ввода жилья в Республике Башкортостан:
результаты          2011 год - 2100 тыс. кв. м;
реализации          2012 год - 2310 тыс. кв. м;
Программы           2013 год - 2650 тыс. кв. м;
                    2014 год - 2950 тыс. кв. м;
                    2015 год - 3700 тыс. кв. м
                    с перспективой увеличения годового объема ввода жилья к
                    2020 году до 5200 тыс. кв. м;
                    создание условий для  повышения  уровня  обеспеченности
                    граждан республики жильем:
                    2011 год - 22,0 кв. м;
                    2012 год - 22,5 кв. м;
                    2013 год - 23,1 кв. м;
                    2014 год - 23,8 кв. м;
                    2015 год - 24,7 кв. м
                    на  одного  проживающего  с   перспективой   увеличения
                    показателя к 2020 году  до  31,5  кв.  м  и  увеличения
                    показателя   объема   годового   ввода   жилья   на   1
                    проживающего до 1,36 кв. м;
                    повышение доступности приобретения жилья, когда средняя
                    стоимость стандартной квартиры общей площадью 54 кв.  м
                    будет равна  среднему  годовому  совокупному  денежному
                    доходу семьи из 3 человек за 3 года (в 2009 году -  4,3
                    года);
                    ежегодный  прирост  доли  семей,  имеющих   возможность
                    приобрести    жилье,     соответствующее     стандартам
                    обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и
                    заемных средств, на 2% с увеличением  значения  данного
                    показателя к 2015 году до 36,5%;
                    увеличение   доли   ввода    жилья,    соответствующего
                    стандартам экономического класса, к 2015 году до 60%;
                    системное развитие отдельных  территорий  муниципальных
                    районов и  городских  округов  Республики  Башкортостан
                    путем реализации  проектов  комплексного  освоения  или
                    развития застроенных территорий

Система контроля за Контроль  за  исполнением   Программы   и   координация
исполнением         деятельности обеспечиваются государственным  заказчиком
Программы           Программы  -   Государственным   комитетом   Республики
                    Башкортостан по строительству и  архитектуре,  а  также
                    Координационным советом по  реализации  республиканской
                    целевой программы  "Стимулирование  развития  жилищного
                    строительства в Республике Башкортостан в 2011  -  2015
                    годах" при Президенте Республики Башкортостан

     
ВВЕДЕНИЕ


В системе ключевых факторов социально-экономического развития государства одни из важнейших - доступность жилья и обеспеченность им населения. Проблема обеспеченности жильем является острой не только для России, но и для большинства стран мира. Неуместно использование таких понятий, как "развитое государство", "развитие нации", "высокие духовные и культурные ценности", в условиях, когда людям негде жить.

Развитию жилищного строительства всегда уделялось повышенное внимание в Республике Башкортостан. И это не случайно, что государственная жилищная политика - часть государственной экономической и социальной политики.

Задачей государственной жилищной политики является создание условий, при которых наиболее эффективно удовлетворяются потребности населения в жилье. Данные задачи реализуются в том числе путем стимулирования строительства жилья, в первую очередь, соответствующего по структуре, качеству и цене потребностям населения.

Потребности эти изменяются вместе с развитием общества и культуры, научно-техническим прогрессом, повышением уровня доходов населения.

Реализация целевых программ в области жилищного строительства направлена на удовлетворение спроса населения, на жилье, достижение иных целевых показателей жилищного строительства, повышение энергоэффективности, снижение себестоимости и сокращение сроков строительства.

Актуальность решения комплекса проблем в сфере развития жилищного строительства объясняется тем, что, несмотря на создание в Российской Федерации основ функционирования рынка недвижимости, приобрести жилье с использованием рыночных механизмов на сегодняшний день способен ограниченный круг семей с уровнем доходов выше среднего. Основными причинами низкого платежеспособного спроса на жилье являются недостаточная доступность долгосрочных ипотечных жилищных кредитов, а также высокий уровень рисков и издержек на этом рынке.

Основным программным комплексом реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", направленного на стимулирование развития жилищного строительства в стране, стала федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675. Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, предусматривает создание условий для формирования рынка доступного жилья экономического класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, с учетом поддержки как спроса, так и предложения такого жилья. Данный подход сбалансированной поддержки будет способствовать увеличению объемов ввода в эксплуатацию жилья экономического класса, снижению его стоимости и увеличению количества граждан, способных самостоятельно улучшить свои жилищные условия.

Республиканская целевая программа "Стимулирование развития жилищного строительства в Республике Башкортостан в 2011 - 2015 годах" (далее - Программа) создана в целях формирования условий эффективной реализации комплекса мер, направленных на стимулирование жилищного строительства в Республике Башкортостан, обеспечение населения доступным и комфортным жильем, достижение иных социальных и экономических целей.

Программа ориентирована на интеграцию в действующие и разрабатываемые федеральные и республиканские целевые программы, предполагающие реализацию механизмов поддержки развития строительного комплекса и жилищного строительства.

В Программе используются следующие понятия:

государственная социальная жилищная политика - политика, способствующая строительству жилья, которое по масштабам, структуре, качеству и цене соответствует потребностям населения, содержащая механизмы реализации права на жилище граждан, нуждающихся в помощи государства. Государственная социальная жилищная политика включает меры государственной поддержки, дифференцированные по материальному положению граждан, которые условно, в зависимости от уровня доходов, могут быть отнесены к двум категориям: к категории граждан, нуждающихся в социальной защите, и к категории граждан, нуждающихся в социальной поддержке;

фонд арендного и доходного жилья - жилье, предназначенное для обеспечения нуждающихся в жилье граждан по найму и позволяющее гражданам получить доступное и современное жилье. Строительство арендного и доходного жилья осуществляется на основе частно-государственного партнерства, основанного на соглашении между органом местного самоуправления, организацией-застройщиком и организацией, для сотрудников которой строится жилье;

жилищный накопительный кооператив - вид потребительского кооператива, сочетающий в себе качества финансового и жилищно-строительного кооператива. Целью деятельности жилищных накопительных кооперативов является удовлетворение потребностей их членов в жилых помещениях путем объединения членами кооператива паевых взносов. Жилищный накопительный кооператив имеет право:

привлекать и использовать денежные средства граждан на приобретение жилых помещений;

вкладывать имеющиеся у него денежные средства в строительство жилых домов, в том числе многоквартирных, а также участвовать в строительстве жилых помещений в качестве застройщика или участника долевого строительства;

приобретать жилые помещения;

привлекать заемные средства, общая величина которых не должна превышать 40% стоимости имущества кооператива;

строительные сберегательные кассы (стройсберкассы) - институт инвестирования жилищной сферы. Основой механизма его функционирования является принцип "помощь для самопомощи", суть которого заключается в следующем: группа лиц, объединенных общими интересами в сфере строительства, приобретения или модернизации собственного жилья, для достижения своих целей формирует сбережения путем взносов в единый финансовый фонд. Тот, чьи взносы достигли необходимой суммарной величины, через определенное время (этап накопления, который обычно составляет 5 - 6 лет) может использовать этот вклад для приобретения (строительства или ремонта) жилья с помощью ссуды (ипотечного кредита), получаемой в этом же фонде, в размере, необходимом для оплаты полной стоимости приобретаемого объекта (этап кредитования). Процентная ставка по таким ссудам устанавливается на более низком уровне, чем на открытом рынке кредитов, так как фиксируется фондом неизменной для этапа накопления и кредитования. Система строительных сберегательных касс на начальных этапах своего развития может функционировать только при условии финансовой поддержки со стороны государства членов стройсберкасс путем начисления им премий, рассчитываемых исходя из суммы собственных сбережений вкладчика, которая аккумулируется со средствами граждан на этапе накопления;

подпрограмма "Комплексное освоение и развитие территорий" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы - подпрограмма, в рамках которой осуществляется реализация проектов комплексной многоэтажной или малоэтажной застройки территорий, предусмотренных для развития жилищного строительства и включающих в себя создание объектов социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры на застраиваемой территории;

социальная ипотека - предоставление возможности улучшения жилищных условий с использованием самостоятельных адресных программ ипотечного кредитования отдельным социально не защищенным категориям граждан, имеющим право на государственную поддержку (военнослужащим в рамках накопительной ипотечной системы, молодым семьям, работникам бюджетной сферы, гражданам, использующим средства материнского (семейного) капитала, и т.д.);

коэффициент доступности жилья (КДЖ) - отношение стоимости условной квартиры (54 кв. м) к среднедушевому годовому доходу семьи из трех человек. Основным критерием доступности жилья является время (годы), в течение которого гражданин в состоянии улучшить свои жилищные условия. Следует различать рыночную доступность жилья, когда речь идет о той части населения, которая способна самостоятельно обеспечить себя жильем путем приобретения его в собственность (в том числе и с помощью ипотечных кредитов), и социальную доступность жилья, когда речь идет о гражданах, нуждающихся в той или иной помощи со стороны государства в реализации права на жилище;

резерв земель - фонд земельных площадок, находящихся в республиканской или муниципальной собственности, включающий в себя территории, предназначенные градостроительными документами для многоэтажной или малоэтажной застройки жилыми домами и связанными с ними объектами коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры. В резерв земель могут включаться и земли, находящиеся в федеральной собственности, передаваемые в установленном порядке Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (далее - Фонд "РЖС") в ведение Республики Башкортостан для последующей жилищной застройки;

емкость рынка жилищного строительства - количество (тыс. кв. м) жилья, подлежащего реализации населению. Данное количество определяется величиной платежеспособного спроса населения, желающего улучшить свои жилищные условия. Так, в Республике Башкортостан с численностью населения по итогам 2009 года 4066 тыс. человек и среднедушевыми доходами населения 16136,4 рубля на 1 человека доля семей, имеющих возможность улучшить свои жилищные условия путем приобретения стандартной квартиры площадью 54 кв. м на 1 семью с использованием механизмов ипотечного жилищного кредитования и за счет собственных средств, составляет 34,5%. Таким образом, расчетный объем платежеспособного спроса на рынке жилищного строительства - 25249,86 тыс. кв. м жилья;

субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов. В отличие от дотации субвенция предоставляется на финансирование определенного мероприятия и подлежит возврату в случае ее нецелевого использования. Например, субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются на финансирование расходов, имеющих целевой характер: расходов по федеральным целевым программам; капитальным вложениям; расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; иных целевых расходов;