Информация
о мероприятиях целевых программ и подпрограмм в части
предоставления государственной поддержки определенным
категориям граждан в Республике Башкортостан
N | Наименование программы, | Динамика значений показателя по | |||
Башкортостан, категории граждан | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Республиканская целевая программа | ||||
привлечено средств (млн. рублей) | 423,59 | 1005,50 | 504,85 | 454,84 | |
количество задействованных семей | 1114 | 1566 | 489 | 542 | |
2 | Постановление Правительства | ||||
привлечено средств (млн. рублей) | 121,70 | 150,10 | 858,00 | 3121,14 | |
количество задействованных семей | 276 | 295 | 798 | 3358 | |
3 | Постановление Правительства | ||||
привлечено средств (млн. рублей) | 113,20 | 262,28 | 114,82 | 186,49 | |
количество задействованных семей | 117 | 209 | 78 | 102 | |
4 | Постановление Кабинета Министров | ||||
привлечено средств (млн. рублей) | 22,00 | 26,82 | 104,10 | 227,00 | |
количество задействованных семей | 99 | 138 | 132 | 405 | |
5 | Постановление Правительства | ||||
привлечено средств (млн. рублей) | 339,30 | 499,40 | 258,35 | 252,50 | |
количество задействованных семей | 1098 | 1703 | 847 | 600 | |
Итого привлечено средств (млн. | 1019,79 | 1944,1 | 1840,12 | 4241,97 | |
Общее количество задействованных | 2704 | 3911 | 2344 | 5007 |
В связи с тем, что по итогам 2009 года в Республике Башкортостан 62665 семей состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, необходимо продолжить реализацию комплекса мер по государственной поддержке малообеспеченных категорий населения.
В рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" внимание уделяется не только вопросам обеспечения жильем наименее защищенных категорий граждан: молодых семей и получателей сертификатов (военнослужащих, вынужденных переселенцев, ликвидаторов радиационных аварий, ветеранов и инвалидов), но и развитию системы классической ипотеки и рефинансирования ипотечных кредитов, внедрению в практику новых ипотечных продуктов.
По данным Национального банка Республики Башкортостан, за период 2005 - 2009 годов кредитными организациями в республике были выданы ипотечные кредиты на общую сумму 42191,1 млн. рублей. Влияние кризиса в конце 2008 года - первом полугодии 2009 года сказалось таким образом, что объем сделок по ипотеке сократился в республике практически в 5 раз (в 2007 году - 13587,4 млн. рублей, в 2008 году - 12921,6 млн. рублей, в 2009 году - 2359,6 млн. рублей); средняя сумма выданного ипотечного кредита снизилась на 30% (в 2008 году - 1262738 рублей, в 2009 году - 888738 рублей); средняя величина процентной ставки по рублевым ипотечным кредитам выросла на 1,4% (в 2008 году - 12,8%, в 2009 году - 14,2%).
Влияние кризиса на рынок ипотечного кредитования показало, что в целях увеличения рынка доступного жилья для различных категорий граждан необходимо создание многоуровневой системы альтернативного кредитования населения, которая включала бы как традиционную систему долгосрочного ипотечного жилищного кредитования, так и различные системы социальной ипотеки, накопительные схемы и системы строительных сберегательных касс.
В Республике Башкортостан, помимо наличия низкой покупательской способности населения на рынке жилья, существует целый комплекс проблем, который препятствует инвестиционной активности в строительстве, причем речь идет как о невозможности реализации жилищных проектов крупными застройщиками, так и о сдерживании инвестиционной активности самих граждан в части индивидуального жилищного строительства и объединения в жилищные строительные и накопительные кооперативы.
Основные причины сложившейся ситуации заключаются в следующем:
общее снижение инвестиционной активности в строительстве в период 2008 - 2009 годов, связанное с последствиями мирового финансового кризиса;
слабая проработанность на республиканском и местном уровнях документации градостроительного планирования и зонирования, отсутствие четкой определенности в градостроительной политике, не позволяющие строительному бизнесу грамотно спланировать свою деятельность и оптимально реализовать инвестиционные проекты, что, в свою очередь, ведет к приостановке инициатив по застройке территорий;
недоступность земельных участков для застройщиков;
излишне регламентированная и чрезвычайно громоздкая система выдачи исходно-разрешительной документации на осуществление строительства, получение технических условий на подключение к объектам коммунальной инфраструктуры и на ввод объектов в эксплуатацию, что приводит к созданию искусственных административных барьеров в строительном бизнесе;
отсутствие реально подготовленных для комплексной жилой застройки земельных участков, имеющих инфраструктурное обеспечение;
высокая изношенность (до 60 - 70%) производственных мощностей большинства действующих предприятий промышленности строительных материалов;
низкая доступность кредитных ресурсов для строительных организаций, возникшая на волне кризиса и продолжающая оставаться как фактор негативного влияния на развитие отрасли в целом;
проблема ценообразования в жилищном строительстве, напрямую влияющая на квалификацию рабочей силы в строительстве, себестоимость и качество строительства.
Задача создания условий для новых форм улучшения гражданами жилищных условий требует от соответствующих федеральных и республиканских органов государственной власти совершенствования законодательной и нормативной правовой базы в жилищном секторе и стимулирования проведения преобразований на местах. Необходимость ускоренного перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы определяет целесообразность использования программно-целевого метода в решении указанных проблем, поскольку они:
отражены в основных направлениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период функционирования рынка жилья до 2020 года и приоритетах для формирования федеральных целевых программ, а их решение позволяет обеспечить возможность улучшения жилищных условий и качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем жизнеобеспечения, повысить эффективность работы рынка жилья;
носят межотраслевой и межведомственный характер и не могут быть решены без участия федерального центра;
не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов до 2015 года включительно;
носят комплексный характер, а их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие республики и рост производства.
В ходе выполнения программных мероприятий существует возможность наступления рисковых событий, которые могут повлиять на достижение основных целей Программы. К таким рискам можно отнести:
снижение темпов роста экономики, уровня инвестиционной активности, внутренней и внешней конъюнктуры;
высокие темпы инфляции;
изменение федерального законодательства в области жилищного строительства;
изменение стоимости сырья и материалов, невыполнение или неполное выполнение застройщиками обязательств по договорам в части соблюдения сроков реализации инвестиционных проектов.