Недействующий

О республиканской целевой программе "Стимулирование развития жилищного строительства в Республике Башкортостан в 2011 - 2015 годах

Таблица 1.2


Информация
о мероприятиях целевых программ и подпрограмм в части
предоставления государственной поддержки определенным
категориям граждан в Республике Башкортостан

     

N
п/п

Наименование программы,
подпрограммы, мероприятия,
законодательного акта Республики

Динамика значений показателя по
годам

Башкортостан, категории граждан

2007

2008

2009

2010
(прогноз)

1

2

3

4

5

6

1

Республиканская целевая программа
"Социальное развитие села в
Республике Башкортостан до 2012
года", утвержденная Постановлением
Правительства Республики
Башкортостан от 11 июня 2003 года
N 141

(с последующими изменениями):

привлечено средств (млн. рублей)

423,59

1005,50

504,85

454,84

количество задействованных семей

1114

1566

489

542

2

Постановление Правительства
Республики Башкортостан от 15
сентября 2011 года N 322 "О Порядке
предоставления мер социальной
поддержки по обеспечению жилыми
помещениями ветеранов, инвалидов и
семей, имеющих детей-инвалидов,
нуждающихся в улучшении жилищных
условий, за счет средств
федерального бюджета"

привлечено средств (млн. рублей)

121,70

150,10

858,00

3121,14

количество задействованных семей

276

295

798

3358

3

Постановление Правительства
Республики Башкортостан от 23
апреля 2007 года N 104 "О мерах по
реализации в Республике
Башкортостан подпрограммы
"Выполнение государственных
обязательств по обеспечению жильем
категорий граждан, установленных
федеральным законодательством"
федеральной целевой программы
"Жилище" на 2002 - 2010 годы" (с
последующими изменениями)
(категории граждан:
граждане, признанные в
установленном порядке вынужденными
переселенцами;
граждане, подвергшиеся воздействию
радиации вследствие радиационных
аварий и катастроф;
граждане, выезжающие (выехавшие) из
районов Крайнего Севера и
приравненных к ним местностей;
граждане, уволенные с военной
службы (службы), и приравненные к
ним лица):

привлечено средств (млн. рублей)

113,20

262,28

114,82

186,49

количество задействованных семей

117

209

78

102

4

Постановление Кабинета Министров
Республики Башкортостан от 11 марта
2002 года N 68 "О мерах по
реализации Закона Республики
Башкортостан "О государственной
поддержке многодетных семей в
Республике Башкортостан"

последующими изменениями);
Постановление Правительства
Республики Башкортостан от 20 июля
2007 года N 200 "Об обеспечении
жилыми помещениями детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения
родителей"
(с последующими изменениями):

привлечено средств (млн. рублей)

22,00

26,82

104,10

227,00

количество задействованных семей

99

138

132

405

5

Постановление Правительства
Республики Башкортостан от 17
октября 2007 года N 291 "О Порядке
предоставления субсидий участникам
подпрограммы "Обеспечение жильем
молодых семей" федеральной целевой
программы "Жилище" на 2002 - 2010
годы в Республике Башкортостан"
(с последующими изменениями):

привлечено средств (млн. рублей)

339,30

499,40

258,35

252,50

количество задействованных семей

1098

1703

847

600

Итого привлечено средств (млн.
рублей)

1019,79

1944,1

1840,12

4241,97


Общее количество задействованных
семей

2704

3911

2344

5007


В связи с тем, что по итогам 2009 года в Республике Башкортостан 62665 семей состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, необходимо продолжить реализацию комплекса мер по государственной поддержке малообеспеченных категорий населения.

В рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" внимание уделяется не только вопросам обеспечения жильем наименее защищенных категорий граждан: молодых семей и получателей сертификатов (военнослужащих, вынужденных переселенцев, ликвидаторов радиационных аварий, ветеранов и инвалидов), но и развитию системы классической ипотеки и рефинансирования ипотечных кредитов, внедрению в практику новых ипотечных продуктов.

По данным Национального банка Республики Башкортостан, за период 2005 - 2009 годов кредитными организациями в республике были выданы ипотечные кредиты на общую сумму 42191,1 млн. рублей. Влияние кризиса в конце 2008 года - первом полугодии 2009 года сказалось таким образом, что объем сделок по ипотеке сократился в республике практически в 5 раз (в 2007 году - 13587,4 млн. рублей, в 2008 году - 12921,6 млн. рублей, в 2009 году - 2359,6 млн. рублей); средняя сумма выданного ипотечного кредита снизилась на 30% (в 2008 году - 1262738 рублей, в 2009 году - 888738 рублей); средняя величина процентной ставки по рублевым ипотечным кредитам выросла на 1,4% (в 2008 году - 12,8%, в 2009 году - 14,2%).

Влияние кризиса на рынок ипотечного кредитования показало, что в целях увеличения рынка доступного жилья для различных категорий граждан необходимо создание многоуровневой системы альтернативного кредитования населения, которая включала бы как традиционную систему долгосрочного ипотечного жилищного кредитования, так и различные системы социальной ипотеки, накопительные схемы и системы строительных сберегательных касс.

В Республике Башкортостан, помимо наличия низкой покупательской способности населения на рынке жилья, существует целый комплекс проблем, который препятствует инвестиционной активности в строительстве, причем речь идет как о невозможности реализации жилищных проектов крупными застройщиками, так и о сдерживании инвестиционной активности самих граждан в части индивидуального жилищного строительства и объединения в жилищные строительные и накопительные кооперативы.

Основные причины сложившейся ситуации заключаются в следующем:

общее снижение инвестиционной активности в строительстве в период 2008 - 2009 годов, связанное с последствиями мирового финансового кризиса;

слабая проработанность на республиканском и местном уровнях документации градостроительного планирования и зонирования, отсутствие четкой определенности в градостроительной политике, не позволяющие строительному бизнесу грамотно спланировать свою деятельность и оптимально реализовать инвестиционные проекты, что, в свою очередь, ведет к приостановке инициатив по застройке территорий;

недоступность земельных участков для застройщиков;

излишне регламентированная и чрезвычайно громоздкая система выдачи исходно-разрешительной документации на осуществление строительства, получение технических условий на подключение к объектам коммунальной инфраструктуры и на ввод объектов в эксплуатацию, что приводит к созданию искусственных административных барьеров в строительном бизнесе;

отсутствие реально подготовленных для комплексной жилой застройки земельных участков, имеющих инфраструктурное обеспечение;

высокая изношенность (до 60 - 70%) производственных мощностей большинства действующих предприятий промышленности строительных материалов;

низкая доступность кредитных ресурсов для строительных организаций, возникшая на волне кризиса и продолжающая оставаться как фактор негативного влияния на развитие отрасли в целом;

проблема ценообразования в жилищном строительстве, напрямую влияющая на квалификацию рабочей силы в строительстве, себестоимость и качество строительства.

Задача создания условий для новых форм улучшения гражданами жилищных условий требует от соответствующих федеральных и республиканских органов государственной власти совершенствования законодательной и нормативной правовой базы в жилищном секторе и стимулирования проведения преобразований на местах. Необходимость ускоренного перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы определяет целесообразность использования программно-целевого метода в решении указанных проблем, поскольку они:

отражены в основных направлениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период функционирования рынка жилья до 2020 года и приоритетах для формирования федеральных целевых программ, а их решение позволяет обеспечить возможность улучшения жилищных условий и качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем жизнеобеспечения, повысить эффективность работы рынка жилья;

носят межотраслевой и межведомственный характер и не могут быть решены без участия федерального центра;

не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов до 2015 года включительно;

носят комплексный характер, а их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие республики и рост производства.

В ходе выполнения программных мероприятий существует возможность наступления рисковых событий, которые могут повлиять на достижение основных целей Программы. К таким рискам можно отнести:

снижение темпов роста экономики, уровня инвестиционной активности, внутренней и внешней конъюнктуры;

высокие темпы инфляции;

изменение федерального законодательства в области жилищного строительства;

изменение стоимости сырья и материалов, невыполнение или неполное выполнение застройщиками обязательств по договорам в части соблюдения сроков реализации инвестиционных проектов.