Последствия общественного реформирования последних десятилетий свидетельствуют об актуальности, значимости решения проблем в области социальной политики. Активное развитие рыночной экономики зачастую без учета всех реалий общественной жизни привело к тому, что большинство населения не успело адаптироваться к новым социально-экономическим условиям. В 2000 году в Республике Башкортостан доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составила 33,1%. Сегодня, несмотря на положительную динамику, показатель по-прежнему остается на недопустимо высокой отметке - 12,4% (статистические данные 2011 года).
В настоящее время различные меры социальной поддержки получают около миллиона жителей республики, из них примерно половина имеют доходы ниже величины прожиточного минимума.
Государственная социальная политика, проводимая в Республике Башкортостан, основана на реализации конституционных прав и гарантий граждан Российской Федерации, последовательном претворении в жизнь Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, и Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2020 года, одобренной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 сентября 2009 года N 370, а также положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 22 декабря 2011 года и Послания Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан от 30 ноября 2011 года "Работать для людей", иных федеральных и республиканских нормативных правовых актов.
Главной задачей в области социального обслуживания населения является обеспечение гарантий социальной защищенности граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, не обладающих возможностями самостоятельного решения социальных проблем и объективно нуждающихся в государственной поддержке.
Основополагающие цели социальной политики - повышение уровня и качества жизни населения, оказание помощи малообеспеченным категориям граждан, которые нуждаются в действенной поддержке государства в различных сферах, в том числе социальном обслуживании, охране здоровья и др.
В настоящее время в Республике Башкортостан действуют 74 государственных, 6 государственных автономных и 11 муниципальных учреждений социального обслуживания населения. Как государственная услуга социальное обслуживание в республике представлено следующими видами услуг: социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных и полустационарных условиях; социальное обслуживание населения на дому (включая социально-медицинское); социальное обслуживание детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (реабилитационные услуги); социальное обслуживание детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в стационарных условиях; социальное обслуживание граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; социальное обслуживание лиц без определенного места жительства.
В современных условиях с учетом развития новых технологий социальной работы возникает необходимость дальнейшего совершенствования методов государственного управления в сфере социального обслуживания населения. Особое внимание следует обратить на формирование рынка социальных услуг через привлечение негосударственных учреждений, переход к программно-целевому бюджетированию соответствующей системы.
На решение этих и других вопросов направлена реализация ведомственной целевой программы "Развитие системы социального обслуживания населения" на 2012 - 2014 годы, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 23 сентября 2011 года N 231-о.
Главным содержанием деятельности в области социальной поддержки населения является усиление социальной защищенности наиболее уязвимых категорий граждан: малоимущих, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе пожилых людей, инвалидов, ветеранов, семей с детьми, многодетных семей, имеющих среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума, ежеквартально устанавливаемой в Республике Башкортостан. Социальная поддержка населения предусматривает также улучшение положения работающих граждан, обеспечение безопасных условий и охраны труда.
На современном этапе в условиях ограниченности финансовых ресурсов бюджетов всех уровней актуальным является вопрос обеспечения эффективного использования бюджетных средств. В связи с этим основным вектором развития современной системы социальной защиты населения является повышение ее адресности и эффективности.
В целях обеспечения адресности предоставления социальной помощи населению, в том числе услуг и льгот, необходимо осуществить переход от принципа адресности по категориям граждан к персональной адресности, обусловленной уровнями доходов граждан. В этой связи в 2010 году в Республике Башкортостан начата работа по пересмотру механизмов оказания мер социальной поддержки. Законом Республики Башкортостан "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О ежемесячном пособии на ребенка в Республике Башкортостан" установлена обязанность заявителя при обращении по поводу указанного пособия представлять сведения о доходах семьи, подтвержденные документально (согласно ранее действовавшему закону это делалось в декларативном порядке).
В 2011 году численность получателей ежемесячного пособия на ребенка по сравнению с 2010 годом снизилась почти на 40%. За счет высвободившихся бюджетных средств будет увеличен размер данного пособия.
Принимаются меры по увеличению размеров других социальных выплат. С 1 января 2012 года предусматривается увеличение максимального размера социального пособия малоимущим гражданам со 125,0 рубля до 132,5 рубля на одного человека. Это обусловлено необходимостью доведения среднедушевого дохода определенных категорий малоимущих граждан до величины прожиточного минимума, ежеквартально утверждаемой постановлением Правительства Республики Башкортостан по социально-демографическим группам населения.
Социальная поддержка населения предусматривает реализацию мероприятий по предоставлению пособий, оказанию различных социальных услуг. Выполнение социальных обязательств государства перед населением в полном объеме является одним из основных направлений деятельности Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан. В указанных целях Приказом этого Министерства от 6 октября 2011 года N 250-о утверждена ведомственная целевая программа "Обеспечение государственных гарантий в сфере социальной поддержки населения в 2012 - 2014 годах".
В Республике Башкортостан последовательно проводятся социальная реабилитация и интеграция инвалидов в общество. Начиная с 1998 года основным методом создания в республике реабилитационной инфраструктуры, повышения качества и уровня жизни данной категории населения является реализация соответствующих республиканских целевых программ.
В 2010 году завершилась реализация республиканской целевой программы "Социальная поддержка инвалидов в Республике Башкортостан" на 2007 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 4 декабря 2006 года N 340 (с последующими изменениями) и способствовавшей созданию условий для безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов. Результаты реализации указанной программы позволили при формировании государственной политики в области социальной поддержки инвалидов одной из приоритетных считать проблему формирования доступной среды их жизнедеятельности.
На решение данной проблемы направлена реализация республиканской целевой программы "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 апреля 2011 года N 130 (с последующими изменениями). Формирование среды жизнедеятельности с учетом требований доступности для инвалидов повысит социальные гарантии, предоставляемые этой категории граждан, снизит бюджетную нагрузку на социальные службы, позволит инвалидам получать профессиональное образование и трудоустраиваться, облегчит их социализацию.
В настоящее время общая численность детей-инвалидов в Республике Башкортостан - 14,5 тыс. человек (в 2008 году - 13,2 тыс. человек). По данным статистики, в Российской Федерации за последние 20 лет уровень инвалидности с детства увеличился более чем в 3,6 раза и, согласно прогнозам, будет расти в дальнейшем.
Проблемы семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, рассматриваются в большинстве случаев через призму проблем самого ребенка - из поля зрения исключаются, как правило, психологические, социальные, экономические трудности, которые приходится испытывать его родителям. На решение проблем детей-инвалидов и их родителей нацелена республиканская программа "Омот (Надежда)" на 2011 - 2013 годы, утвержденная Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18 мая 2011 года N 162.
Целями реабилитационной работы с умственно отсталыми детьми являются их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Особое место в процессе интеграции в общество ребенка-инвалида занимает его вовлечение в трудовую деятельность. В этой связи вопросами, требующими внимания при воспитании детей с умственной отсталостью, являются их трудовое обучение и подготовка к посильному труду. При этом посредством обучения детей с умственной отсталостью и их родителей ремесленным занятиям и прикладному творчеству возможно решение проблемы самозанятости неработающих родителей детей-инвалидов.
Традиционно наиболее многочисленной категорией потребителей услуг в сфере социального обслуживания являются граждане пожилого возраста (женщины - старше 55 лет, мужчины - старше 60 лет), что обуславливается их достаточно высокой долей в структуре населения Республики Башкортостан - 19,6%.
Уровень обеспеченности граждан пожилого возраста и инвалидов социальными услугами в общем числе нуждающихся в них является одним из показателей, характеризующих уровень жизни населения. Сегодня эти группы граждан имеют возможность получить все многообразие социальных услуг, предоставляемых широкой сетью учреждений социального обслуживания населения.
Значительное преобладание в Республике Башкортостан населения, проживающего в сельской местности, обуславливает необходимость развития мобильных социальных служб. Обеспечение максимальной доступности предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в отдаленных населенных пунктах, возможно путем создания специализированных подразделений, предоставляющих социально-бытовые, социально-медицинские и другие услуги как разового, так и длительного характера. Обслуживание с использованием мобильной социальной службы обходится в два раза дешевле, чем по сложившимся тарифам на транспортные и другие услуги. Актуальным является также создание "социальных" поликлиник, что позволит увеличить охват комплексным социальным обслуживанием до 35% пожилых сельских жителей.
Все меры, принимаемые государством по оказанию всесторонней помощи пожилым людям в виде их различной социальной поддержки, создания развитой системы социальных служб, предоставляющих многообразные услуги, не могут полностью компенсировать старшему поколению материальных и моральных потерь. Не менее важное значение имеют духовная поддержка людей пожилого возраста, их вовлечение в жизнь общества, адаптация к жизни в новых условиях.
На решение проблем в части обеспечения достойной старости старшему поколению направлена реализация республиканских целевых программ "Народный университет третьего возраста" на 2011 - 2013 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 мая 2011 года N 156, и "Предоставление мер социальной поддержки по зубопротезированию отдельным категориям граждан в Республике Башкортостан" на 2012 - 2014 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 18 июля 2011 года N 241 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 7 декабря 2011 года N 451), а также реализация ведомственной целевой программы "Повышение качества жизни пожилых людей в Республике Башкортостан" на 2011 - 2013 годы, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 22 августа 2011 года N 205-о (с изменением, внесенным Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 27 октября 2011 год N 304-о).
Значимой социальной проблемой остается обеспечение работающим гражданам безопасных условий труда на производстве. Хотя в республике из года в год наблюдается снижение уровня травматизма с тяжелыми последствиями, органами государственного контроля ежегодно выявляются до 50 тысяч нарушений трудового законодательства в области охраны труда. Многими работодателями, особенно в сфере малого предпринимательства, игнорируется обязанность иметь в штате инженера по охране труда при количестве работников свыше 50 человек. Несмотря на активизацию проведения в экономике Республики Башкортостан аттестации рабочих мест по условиям труда, в настоящее время аттестованы только 60,3% рабочих мест.
По итогам 2011 года на рабочих местах, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, было занято 93,2 тыс. человек (в 2010 году - 92,9 тыс. человек).
Также сохраняется проблема профессиональной заболеваемости работников. При достаточно высоком их охвате периодическими медосмотрами до 40% от общего количества профзаболеваний выявляются при обращениях в лечебные учреждения самих работников. Данные проблемы на протяжении 16 лет (с 1995 года) решаются с использованием программно-целевых методов. Так, Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 сентября 2011 года N 340 утверждена Республиканская целевая программа улучшения условий и охраны труда на 2012 - 2016 годы.