____________________________________________________________________
Утратил силу с 31 декабря 2014 года на основании Постановления Правительства РБ от 31.12.2014 N 677.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 9 июля 2014 года)
________________________________________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Правительства РБ от 19.07.2013 N 322
Постановлением Правительства РБ от 09.07.2014 N 312
________________________________________________________________________________________________
В целях совершенствования работы по охране труда, повышения уровня и качества жизни населения Правительство Республики Башкортостан
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу улучшения условий и охраны труда на 2012 - 2016 годы (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.
3. Государственному заказчику Программы ежегодно:
при разработке проекта бюджета Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период в установленном порядке подавать заявки в Министерство экономического развития Республики Башкортостан и Министерство финансов Республики Башкортостан на финансирование Программы;
информировать Правительство Республики Башкортостан о ходе реализации Программы.
4. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан принять аналогичные программы.
5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.
Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
А.Ф.Илимбетов
Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 23 сентября 2011 г. N 340
(в ред. Постановлений Правительства РБ
от 19.07.2013 N 322, от 09.07.2014 N 312)
Наименование Программы | Республиканская целевая программа улучшения условий и охраны труда на 2012 - 2016 годы |
Основание для разработки Программы | Трудовой кодекс Российской Федерации; |
Государственный заказчик Программы | Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан |
Разработчики Программы | Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан; Федерация профсоюзов Республики Башкортостан (по согласованию) |
Цель и задачи Программы | Цель: сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности Задачи: обеспечение безопасных условий трудовой деятельности и охраны труда; повышение качества рабочих мест и условий труда |
(в ред. Постановления Правительства РБ от 19.07.2013 N 322) | |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели реализации Программы | Численность пострадавших на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих; удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда |
(в ред. Постановления Правительства РБ от 19.07.2013 N 322) | |
Срок реализации Программы | 2012 - 2016 годы |
Объем и источники финансирования Программы | Прогнозируемый объем финансирования Программы из бюджета Республики Башкортостан составляет 4,2 млн. рублей, из них по годам: 2012 год - 0,84 млн. рублей; 2013 год - 0,84 млн. рублей; 2014 год - 0,84 млн. рублей; 2015 год - 0,84 млн. рублей; 2016 год - 0,84 млн. рублей; |
(в ред. Постановления Правительства РБ от 09.07.2014 N 312) | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально- экономической эффективности | Снижение численности пострадавших на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом до 1,17 человека на 1000 работающих; уменьшение удельного веса работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда, до 27,5%; создание условий для снижения материальных последствий производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости и для повышения производительности труда за счет сокращения потерь рабочего времени; снижение влияния на здоровье работников вредных факторов производственной среды, повышение социальной защищенности населения и его удовлетворенности условиями труда |
(в ред. Постановления Правительства РБ от 19.07.2013 N 322) | |
Система контроля за реализацией Программы | Контроль за реализацией Программы осуществляет Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан |
Развитие демографических процессов, изменение ситуации на рынке труда усиливают актуальность сохранения трудового потенциала. Это нашло отражение в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351.
Совместная профилактическая работа в области охраны труда органов исполнительной власти, органов государственного надзора, профессиональных союзов и работодателей осуществляется в рамках Положения о системе управления охраной труда в Республике Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 4 июля 2006 года N 189 (с последующими изменениями). Актуальные вопросы обеспечения безопасного труда, сохранения здоровья работающих рассматриваются на заседаниях Межведомственной комиссии по охране труда Республики Башкортостан и Совета инспекций при Межведомственной комиссии по охране труда Республики Башкортостан. В муниципальных районах и городских округах Республики Башкортостан действуют координационные советы и комиссии по охране труда, реализуются территориальные программы (планы мероприятий) улучшения условий и охраны труда. Проводимая в этом направлении работа позволила сократить уровень производственного травматизма за последние 10 лет в 2,5 раза.
Несмотря на снижение количества несчастных случаев на производстве, в Республике Башкортостан остается достаточно высоким уровень травматизма со смертельным исходом - в 2 - 2,5 раза выше данного показателя в экономически развитых странах. Ежегодно в республике на производстве гибнут более ста человек. Так, в 2010 году на производстве погибли 79 человек и были тяжело травмированы 192 работника.
За последние годы удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, имел тенденцию роста: по Республике Башкортостан в 2010 году он составил 26,5% от общей численности занятых в организациях всех видов экономической деятельности, охваченных статистическим наблюдением, в 2011 году - 27,7% и в 2012 году - 28,5%. В масштабах Российской Федерации также отмечается ежегодное начиная с 2010 года увеличение доли работников, занятых во вредных и опасных условиях труда (29%, 30,5% и 31,8% соответственно). Среднегодовое увеличение указанного показателя составляет 1,4% по России и 1% по Башкортостану.
(в ред. Постановления Правительства РБ от 19.07.2013 N 322)
Вместе с тем вступившие в силу с 26 февраля 2013 года изменения, внесенные в Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года N 342н, а также подготовленный проект федерального закона "О специальной оценке условий труда", призванный коренным образом усилить экономическую заинтересованность работодателей в улучшении условий труда, могут содействовать стабилизации данного показателя и последующему его снижению.
(в ред. Постановления Правительства РБ от 19.07.2013 N 322)
Проверки предприятий, проводимые органами, осуществляющими надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, показывают, что многие нарушения в области охраны труда и обеспечения его безопасных условий связаны с отсутствием специалистов (служб) охраны труда в организациях или их неукомплектованностью такими специалистами. Причинами производственного травматизма также являются недостатки в обучении работников требованиям охраны труда, обеспечении их средствами индивидуальной защиты.
Предотвращение травматизма во многом зависит от сознательного отношения к вопросу безопасности труда работников, повышения ими уровня знаний в этой области. В этой связи необходимо активизировать пропаганду в средствах массовой информации культуры труда, улучшить информирование работающих о предусмотренных законодательством правах и гарантиях в сфере охраны труда.
Принятые в последнее время изменения в трудовом законодательстве Российской Федерации, предпринимаемые меры по сближению российского законодательства об охране труда с законодательством Европейского Союза, разрабатываемые Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации нормативные правовые акты, включая концепцию Программы действий по улучшению условий и охраны труда, свидетельствуют о значительном усилении внимания государства к вопросам обеспечения достойных условий и охраны труда, сохранения здоровья работающих.
В соответствии со статьей 210 Трудового кодекса Российской Федерации принятие и реализация территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда являются одними из основных направлений государственной политики в области охраны труда.
В рамках исполнения генеральных соглашений между Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан, объединениями работодателей Республики Башкортостан и Правительством Республики Башкортостан Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан с 1995 года реализованы три краткосрочные республиканские программы улучшения условий и охраны труда.
Анализ работы в этой области показал, что программный подход в данном случае себя оправдывает.
Республиканская целевая программа улучшения условий и охраны труда на 2012 - 2016 годы (далее - Программа) направлена на активизацию работы по улучшению условий и охраны труда.
Целью Программы является сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
(в ред. Постановления Правительства РБ от 19.07.2013 N 322)
Реализация намеченной цели предполагает решение следующих задач:
обеспечение безопасных условий трудовой деятельности и охраны труда;
абзацы четвертый - шестой исключены. - Постановление Правительства РБ от 19.07.2013 N 322;
повышение качества рабочих мест и условий труда.
Таблица 1
Показатели оценки эффективности
реализации программных мероприятий
N п/п | Целевой индикатор эффективности реализации Программы | Изменение показателей целевого индикатора по годам | ||||
2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | ||
1 | Численность пострадавших на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом (в расчете на 1000 работающих), человек | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,18 | 1,17 |
2 | Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда, % | 28,5 | 28,4 | 28,1 | 27,8 | 27,5 |
(п. 2 в ред. Постановления Правительства РБ от 19.07.2013 N 322) |
Срок реализации Программы - 2012 - 2016 годы без деления на этапы.
Таблица 2
N п/п | Наименование мероприятия | Исполнитель | Срок исполнения | Объем финансирования, млн. рублей | Ожидаемые результаты реализации мероприятий Программы | |||||
всего | в том числе по годам | |||||||||
2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | Сопровождение и совершенствование республиканской автоматизированной информационно-аналитической системы учета и анализа производственного травматизма | Минтруд РБ | 2012 - 2013 | 0,14 | 0,07 | 0,07 | повышение информированности работников и работодателей по вопросам трудового законодательства | |||
2 | Издание полиграфической продукции по тематике трудового законодательства | Минтруд РБ | 2014 - 2016 | 0,07 | 0,07 | количество рекламных буклетов | ||||
3 | Разработка методических рекомендаций по вопросам охраны труда | Минтруд РБ | 2012 - 2016 | 0,40 | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,10 | количество разработанных методических рекомендаций | |
4 | Приобретение программных и аппаратно-программных продуктов по вопросам охраны труда, экспертизы и гигиенической оценки условий труда | Минтруд РБ | 2012 - 2013 | 0,46 | 0,43 | 0,03 | количество приобретенных программных продуктов | |||
5 | Оснащение рабочих мест специалистов по труду Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан компьютерной и оргтехникой | Минтруд РБ | 2014 - 2016 | 0,26 | 0,10 | 0,13 | 0,03 | количество единиц офисной техники | ||
6 | Разработка сборника официальных материалов по охране труда | Минтруд РБ | 2012 - 2016 | 0,30 | 0,10 | 0,10 | 0,10 | количество разработанных сборников | ||
7 | Разработка сборника типовых инструкций по охране труда для работников бюджетных организаций | Минтруд РБ | 2012 - 2016 | 0,40 | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,10 | количество разработанных сборников | |
8 | Проведение среди организаций республики конкурса на звание "Лучшая организация условий и охраны труда" | Минтруд РБ | 2012 - 2016 | 0,20 | 0,04 | 0,04 | 0,04 | 0,04 | 0,04 | количество проведенных конкурсов |
9 | Разработка и размещение социальной рекламы на тему трудового законодательства | Минтруд РБ | 2012 - 2016 | 1,47 | 0,10 | 0,40 | 0,40 | 0,20 | 0,37 | количество выходов в эфир |
10 | Повышение квалификации специалистов по охране труда республиканских органов исполнительной власти и бюджетных организаций | Минтруд РБ | 2012 - 2016 | 0,50 | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,10 | количество прошедших обучение по охране труда специалистов по охране труда бюджетных организаций |
Итого по Программе | 4,2 | 0,84 | 0,84 | 0,84 | 0,84 | 0,84 |