(с изменениями на 27 ноября 2013 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2014 на основании постановления Администрации области
от 11.04.2014 N 125
_____________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными:
постановлением Администрации области от 27.11.2013 N 553.
__________________________________________________________________
На основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 г. N 1289 "О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", постановлением Администрации области от 27 июня 2008 г. N 174 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации областных долгосрочных целевых программ", распоряжением Губернатора области от 03 октября 2012 г. N 41-РГ "Об утверждении концепции и разработке областной долгосрочной целевой программы "Оказание содействия добровольному переселению в Псковскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2015 годы" Администрация области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую областную долгосрочную целевую программу "Оказание содействия добровольному переселению в Псковскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2015 годы".
2. Государственному финансовому управлению Псковской области обеспечить внесение соответствующих изменений в законы области об областном бюджете по финансированию областной долгосрочной целевой программы "Оказание содействия добровольному переселению в Псковскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2015 годы".
3. Объемы финансирования областной долгосрочной целевой программы "Оказание содействия добровольному переселению в Псковскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2015 годы" определять ежегодно при формировании областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на исполняющую обязанности первого заместителя Губернатора области Емельянову В.В.
И.п. Губернатора области М.К. Жаворонков
ОБЛАСТНАЯ ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Оказание содействия добровольному переселению в Псковскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2015 годы"
ПАСПОРТ | |
Наименование программы | "Оказание содействия добровольному переселению в Псковскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2015 годы" (далее - программа) |
Дата согласования проекта программы Правительством Российской Федерации | Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 1236-р |
Основания для разработки программы | Указ Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 г. N 1289 "О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" (далее - Государственная программа); |
Разработчик программы | Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения |
Уполномоченный орган исполнительной власти Псковской области, ответственный за реализацию программы | Государственный комитет Псковской области по труду и занятости населения |
Цели программы | 1. Улучшение демографической ситуации в области. |
Задачи программы | 1. Увеличение численности молодежи, в том числе получающей образование в средних и высших учреждениях профессионального образования. |
Исполнители основных мероприятий программы | Главное государственное управление социальной защиты населения Псковской области; |
Этапы и сроки реализации программы | Срок реализации программы: 2013 - 2015 годы |
Объемы и источники финансирования программы | Общий объем бюджетных ассигнований областного бюджета - 2400 тыс. рублей, в том числе по годам: |
Основные показатели эффективности программы (основные целевые индикаторы) | Количество участников программы и членов их семей, прибывших в Псковскую область и зарегистрированных в УФМС России по Псковской области. |
Ожидаемый конечный результат реализации программы | Добровольное переселение 1425 соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Псковскую область |
Необходимость разработки и реализации программы обусловлена наличием демографической проблемы в Псковской области и достаточно сложной демографической ситуацией в регионе, которая в целом характеризуется отрицательной динамикой численности постоянного населения, в том числе находящегося в трудоспособном возрасте. На протяжении последних 10 лет в области наблюдается устойчивый процесс депопуляции. За последние 5 лет численность населения области сократилась на 56 тыс. человек.
Естественная убыль в 2011 году составила более 5,9 тыс. человек и наблюдалась на всей территории области. В 2011 году уровень смертности превысил уровень рождаемости в 1,8 раза. По состоянию на 01 января 2012 г. численность постоянного населения области составила 666,9 тыс. человек.
Демографическая ситуация в области негативно сказывается на трудовом потенциале. Несмотря на наличие официально зарегистрированных безработных, область нуждается в самых разнообразных кадрах: от высококвалифицированных специалистов и управленцев до работников неквалифицированного труда. Кроме того, нехватка трудовых ресурсов будет ощущаться и на вновь открываемых предприятиях, создаваемых в результате реализации инвестиционных проектов на территории области.
Программа является продолжением областной долгосрочной целевой программы "Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2010-2012 годы" (далее - Программа 2010-2012), утвержденной постановлением Администрации области от 18 октября 2010 г. N 384, которая принята во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" и учитывает результаты ее реализации. Реализован механизм по содействию переселению соотечественников из-за рубежа. Созданы и действуют межведомственная комиссия при Администрации области по координации действий и контролю за реализацией программы, образованная указом Губернатора области от 23 декабря 2010 г. N 1-УГ, и Совет по привлечению соотечественников в Псковскую область при Администрации Псковской области, созданный постановлением Администрации области от 15 ноября 2011 г. N 450.
За время реализации Программы 2010-2012 в течение трех лет расширено количество территорий вселения с 12 до 24, введена возможность переселения на основе самостоятельного трудоустройства, от соотечественников поступило 450 анкет на участие в Программе 2010-2012, согласовано 370 анкет, прибыло на территории вселения 178 участников Программы 2010-2012 и 161 член семей участников Программы 2010-2012.
По вопросам реализации Программы 2010-2012, расширения перечня работодателей, сроков рассмотрения анкет потенциальных участников Программы 2010-2012 и оформления документов на территориях вселения, стоимости аренды жилья на территориях вселения, перспективы развития области и др. состоялись видеоконференции с временными группами при посольствах Российской Федерации за рубежом: с Латвией (04.02.2011, 20.09.2012), с Украиной (26.05.2011, 10.04.2012), с Эстонией (08.07.2011, 26.04.2012), Израилем (29.09.2011, 22.05.2012), Казахстаном (15.03.2012), Белоруссией (18.04.2012).
В мае 2012 года проведена презентация Программы 2010-2012 в Латвийской Республике, в июне 2012 года делегация потенциальных участников Программы 2010-2012 из Латвийской Республики побывала в Псковской области и ознакомилась с условиями трудоустройства и обустройства прибывших участников Программы 2010-2012.
Постановлением Администрации области от 14 июля 2011 г. N 271 утвержден порядок финансирования "компенсационного пакета" участника Программы 2010-2012, постановлением Администрации области от 17 декабря 2012 г. N 654 в него внесены изменения, которыми установлен порядок предоставления дополнительных социальных услуг участникам Программы 2010-2012 и членам их семей.
Результаты анализа современного состояния системы содействия добровольному переселению соотечественников в Псковскую область показывают, что требуется ее дальнейшее развитие, а также проведение мероприятий по увеличению числа территорий вселения, организации содействия самостоятельному трудоустройству, созданию условий для развития предпринимательства и возможностей обучения переселенцев.
Разработка программы в целях дальнейшего развития системы добровольного переселения соотечественников соответствует общим направлениям Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года, вносит свой вклад в решение поставленных Стратегией социально-экономического развития Псковской области до 2020 года задач за счет реализуемых программой мероприятий; привлечения в область высококвалифицированных кадров посредством создания для них более привлекательных условий переселения; поддержки приоритетных направлений экономического развития области.
Характеристики текущего состояния социально-экономического развития Псковской области и прогнозные данные до 2015 года приведены в приложении N 1 к программе.
Оценка планируемой эффективности и риски реализации программы приведены в разделе 5 программы.
Описание территории вселения приведено в приложении N 10 к программе.
К трудовым ресурсам относится население, занятое экономической деятельностью, а также способное трудиться, но не работающее по тем или иным причинам. В состав трудовых ресурсов включается трудоспособное население в трудоспособном возрасте (мужчины - 16 - 59 лет, женщины - 16 - 54 года) и работающие лица, находящиеся за пределами трудоспособного возраста (лица пенсионного возраста и подростки), иностранные трудовые мигранты. В Псковской области доля трудоспособного населения составляет 59,2% от общей численности населения. В городе этот показатель выше (61%), а на селе несколько ниже (56%).
По данным на 01.12.2012 трудовые ресурсы области составили 410 тыс. человек, из них лиц старше трудоспособного возраста и подростков, занятых в экономике, - 29 тыс. человек. Численность занятых в экономике - 332,2 тыс. человек, численность трудоспособных лиц в трудоспособном возрасте, не занятых трудовой деятельностью и учебой, - 74,8 тыс. человек. Уровень общей безработицы по области в среднем за сентябрь-ноябрь 2012 г. - 25,1 тыс. человек (7,2% к ЭАН), регистрируемая на 01.12.2012 - 4,6 тыс. человек (1,25% к ЭАН=365,7 тыс. человек).
Одной из важнейших характеристик трудовых ресурсов является степень их вовлечения в экономику. Уровень занятости трудовых ресурсов области в экономике составляет почти 84%, т.е. в области уже испытывается недостаток резервов привлечения на работу лиц, занятых в домашнем хозяйстве. Пополнение трудовых ресурсов происходит за счет молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, и за счет иностранной трудовой миграции.
В связи с недостаточным уровнем рождаемости численность молодежи в области невелика, она не замещает полностью уходящее на пенсию многочисленное поколение, поэтому актуальным становится вопрос о привлечении в область иностранных трудовых мигрантов.
Особое значение приобретает также рациональное использование трудовых ресурсов, предполагающее сбалансированность между системой рабочих мест и занимающими эти рабочие места работниками. С количественной точки зрения сбалансированность предполагает наличие рабочих мест для всех желающих получить работу, но важна и качественная сторона, а именно, соответствие образовательного и профессионально-квалификационного состава работников требованиям рабочих мест, а характера рабочих мест в производстве - требованиям и запросам работников.
Обеспеченность трудовыми ресурсами городских поселений зависит от сложившейся структуры экономики.
Все большее значение приобретают качественные характеристики трудовых ресурсов, включающие образовательный уровень, профессионально-квалификационную структуру, физическое здоровье работников.
Трудовые ресурсы села заняты не только в сельскохозяйственном производстве, но и на несельскохозяйственных предприятиях и в непроизводственной сфере в сельской местности, а порой и в городе (так называемые маятниковые мигранты). Удельный вес последних колеблется в очень широких пределах. Особенно велика доля трудовых ресурсов, занятых в городе (до 70 - 80%), в населенных пунктах, находящихся рядом с городом. Анализ показывает, что город забирает из села более образованную часть трудовых ресурсов.
При оценке обеспеченности области трудовыми ресурсами в перспективе важным представляется соотношение между темпами экономического развития, темпами роста производительности труда и темпами прироста трудовых ресурсов за счет естественного воспроизводства.
Прогноз изменения численности трудовых ресурсов приведен в таблице N 1.
Таблица N 1 | |||||
N | Наименование показателя | Текущий | Первый год | Второй год | Справочно |
п/п | год (2013) | планового периода (2014) | планового периода (2015) | отчетный год (2012) | |
Численность трудовых ресурсов (сумма строк 1-3) | 420 | 411,7 | 403,5 | 428,3 | |
в том числе: | |||||
1 | трудоспособное население в трудоспособном возрасте | 366,3 | 358 | 349,6 | 374,6 |
2 | иностранные трудовые мигранты | 2,8 | 2,9 | 3,1 | 2,7 |
3 | работающие граждане, находящиеся за пределами трудоспособного возраста (сумма строк 3.1 - 3.2) | 50,9 | 50,8 | 50,8 | 51 |
в том числе: | |||||
3.1. | пенсионеры старше трудоспособного возраста | 50,5 | 50,3 | 50,2 | 50,7 |
3.2. | подростки моложе трудоспособного возраста | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 0,3 |
В связи с тем, что область длительное время имеет отрицательные показатели естественного движения, имеющаяся численность трудовых ресурсов недостаточна для социально-экономического развития области.
Переселение соотечественников, проживающих за рубежом, позволит в определенной мере компенсировать недостаток трудовых ресурсов и предоставит дополнительные возможности для социально-экономического развития области.
Возможности трудоустройства соотечественников, решивших переехать на постоянное место жительства в Псковскую область, распределяются по нескольким направлениям трудоустройства:
на имеющиеся вакансии с предоставлением жилья;
самостоятельное трудоустройство;
занятие предпринимательской деятельностью;
занятие агропромышленным производством.
Сведения о вакансиях для соотечественников с предоставлением жилья ежемесячно публикуются на сайте Государственного комитета Псковской области по труду и занятости населения по адресу http://trud.pskov.ru/content/programma-dobrovolnogo-pereseleniya-sootechestvennikov.
Содействие трудоустройству на имеющиеся вакансии с предоставлением жилья производится по факту наличия таких вакансий при обращении соотечественников или членов их семей по вопросам трудоустройства в соответствующие ГКУ ПО ЦЗН (приложение N 2 к программе). Анализ движения вакансий с предоставлением жилья в среднем за первое полугодие 2012 года приведен в таблице N 2.