(с изменениями на 14 августа 2024 года)
(в ред. постановлений Правительства Архангельской области от 18.02.2014 N 54-пп, от 27.05.2014 N 213-пп, от 30.09.2014 N 381-пп, от 14.10.2014 N 403-пп, от 16.12.2014 N 528-пп, от 21.04.2015 N 146-пп, от 30.06.2015 N 239-пп, от 21.07.2015 N 292-пп, от 11.08.2015 N 331-пп, от 06.11.2015 N 445-пп, от 22.12.2015 N 546-пп, от 29.12.2015 N 605-пп, от 13.09.2016 N 354-пп, от 14.11.2016 N 473-пп, от 27.12.2016 N 572-пп, от 28.02.2017 N 88-пп, от 30.06.2017 N 253-пп, от 01.08.2017 N 303-пп, от 13.10.2017 N 412-пп, от 07.11.2017 N 458-пп, от 19.12.2017 N 583-пп, от 30.01.2018 N 36-пп, от 03.04.2018 N 141-пп, от 29.05.2018 N 241-пп, от 03.07.2018 N 289-пп, от 31.07.2018 N 346-пп, от 11.09.2018 N 395-пп, от 11.10.2018 N 466-пп, от 26.12.2018 N 626-пп, от 30.04.2019 N 231-пп, от 23.07.2019 N 391-пп, от 24.09.2019 N 524-пп, от 10.10.2019 N 569-пп, от 24.12.2019 N 724-пп, от 11.02.2020 N 70-пп, от 15.06.2020 N 324-пп, от 03.08.2020 N 471-пп, от 09.10.2020 N 674-пп, от 17.11.2020 N 746-пп, от 26.12.2020 N 951-пп, от 10.02.2021 N 62-пп, от 27.07.2021 N 386-пп, от 26.10.2021 N 603-пп, от 28.12.2021 N 780-пп, от 09.02.2022 N 59-пп, от 24.02.2022 N 99-пп, от 05.07.2022 N 475-пп, от 18.08.2022 N 616-пп, от 06.10.2022 N 784-пп, от 07.12.2022 N 1022-пп, от 09.01.2023 N 11-пп, от 26.01.2023 N 69-пп, от 15.05.2023 N 427-пп, от 04.07.2023 N 603-пп, от 07.09.2023 N 834-пп, от 09.10.2023 N 974-пп, от 25.10.2023 N 1040-пп, от 13.11.2023 N 1112-пп, от 25.12.2023 N 1340-пп, от 25.04.2024 N 324-пп, от 06.06.2024 N 426-пп, от 16.07.2024 N 539-пп, от 14.08.2024 N 636-пп)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 1 и 3 статьи 33 Федерального закона 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", подпунктом 1 пункта 1 статьи 34 Устава Архангельской области, Положением о системе управления государственными программами Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 28 августа 2023 года N 793-пп, Правительство Архангельской области постановляет:
(в ред. постановлений Правительства Архангельской области от 18.08.2022 N 616-пп, от 09.10.2023 N 974-пп)
1. Утвердить прилагаемые:
1) стратегические приоритеты государственной программы Архангельской области "Развитие лесного комплекса Архангельской области";
2) паспорт государственной программы Архангельской области "Развитие лесного комплекса Архангельской области".
(п. 1 в ред. постановления Правительства Архангельской области от 09.10.2023 N 974-пп)
2. Признать утратившими силу с 1 января 2014 года:
постановление Правительства Архангельской области от 11 октября 2011 года N 353-пп "Об утверждении долгосрочной целевой программы Архангельской области "Развитие лесного комплекса Архангельской области на 2012 - 2020 годы";
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности
Губернатора
Архангельской области
А.П.ГРИШКОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ"
Исключена. - Постановление Правительства Архангельской области от 09.10.2023 N 974-пп.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ"
(введены постановлением Правительства Архангельской области от 09.10.2023 N 974-пп)
С 2019 года в Архангельской области развивается направление щадящего, экологического лесопользования. В рамках пилотного проекта по интенсификации использования и воспроизводства лесов внедряется использование в производственной деятельности лесоперерабатывающих предприятий древесины, образующейся при проведении ими рубок ухода за лесами.
Переход на интенсивное лесопользование и воспроизводство позволит получать дополнительный объем древесины с одного га за счет увеличения интенсивности проведения рубок ухода за лесом, создать благоприятные лесорастительные условия для большего прироста древесины и получать на заключительном этапе рубки насаждения хозяйственно ценных пород с высоким выходом сортиментов.
В долгосрочной перспективе прогнозируется значимое увеличение выхода ценных сортиментов, в том числе увеличение доли фанерного кряжа до 15 - 20 процентов, пиловочника - до 60 - 65 процентов.
Архангельская область стала пилотным субъектом по проведению масштабного лесоустройства (15,7 млн. га). В 2022 году с финансированием из федерального бюджета на всей запланированной площади выполнен подготовительный этап. В 2023 - 2024 годах будут выполнены полевые и камеральные работы. В результате актуальность лесоустройства в Архангельской области достигнет к 2025 году 93 процентов.
В условиях Архангельской области только небольшая часть вырубок и гарей не возобновляется длительное время. Однако возобновление в основном происходит за счет лиственных пород, что ведет к ухудшению качества лесов, снижению их сырьевой ценности. Для успешного восстановления лесов хозяйственно ценными древесными породами необходим комплекс мер по лесовосстановлению и уходу за лесами.
Лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способами в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия.
Выбор способа и объема работ по видам лесовосстановления определяется в зависимости от количества жизнеспособного подроста и молодняка хвойных пород, наличия источников обсеменения на вырубке, лесорастительных условий участка. Лесокультурный фонд в основном состоит из вырубок давностью до 2 - 3 лет, не обеспеченных подростом предварительного происхождения и источниками семян. Нелесные земли в составе лесного фонда представлены сенокосами, пастбищами, водами, болотами и другими землями.
За период с 2019 по 2022 годы лесовосстановление выполнено на площади 313,3 тыс. га.
В последние годы отмечается тенденция к обеспечению баланса выбытия и воспроизводства лесов. К 2024 году данный показатель должен достичь 100 процентов.
Достигнута стабилизация деятельности предприятий лесопромышленного комплекса. По инициативе Архангельской области на федеральном уровне поддержан ряд предложений, направленных на нивелирование действия антироссийских санкций в отношении лесной отрасли.
В рамках льготного кредитования 4 системообразующих предприятия Архангельской области заключили договоры с банками по льготной кредитной ставке 11 процентов на общую сумму 9,4 млрд. рублей.
Продлены сроки реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Утверждены новые правила предоставления промышленным предприятиям транспортных субсидий. В 2022 году субсидии из федерального бюджета российским организациям промышленности предоставлялись в целях компенсации затрат на транспортировку продукции целлюлозно-бумажной промышленности и топливных гранул. С 2023 года субсидии могут получать производители фанеры и пиломатериалов.
Дополнен перечень системообразующих предприятий Российской Федерации. В него включены 7 лесопромышленных организаций Архангельской области, для которых открыты меры поддержки системообразующих предприятий страны.
Реализованы меры по лесохозяйственной части - продлены сроки вывозки древесины, разрешена заготовка древесины без сроков примыкания.
На территории Архангельской области основными факторами, вызывающими ослабление и гибель лесов, являются лесные пожары. За прошедшее десятилетие лесными пожарами пройдено 13,8 тыс. га земель лесного фонда.
В среднем пожароопасный сезон (по фактической горимости лесов) наступает после таяния снежного покрова и просыхания напочвенного покрова. Его среднегодовая продолжительность составляет 136 - 156 дней, с конца апреля - начала мая до середины сентября.
Большая часть земель лесного фонда по лесорастительным условиям относится к низким классам пожарной опасности (4 и 5), где пожары возможны в периоды длительных засух. Наиболее опасные в пожарном отношении участки леса (1 и 2 классов) занимают 11,1 процента площади земель лесного фонда. Класс пожарной опасности в лесах по условиям погоды за последние 10 лет составляет от 1,6 до 2,6, средний - 2,1.
Основной причиной возникновения лесных пожаров является человеческий фактор. В среднем за последние 10 лет из-за неосторожного обращения с огнем туристов, грибников, ягодников, рыбаков, местного населения, лесопользователей возникло более 70 процентов лесных пожаров.
В 2022 году обеспечена стабильная лесопожарная обстановка, чрезвычайных ситуаций не допущено. Ликвидирован 181 лесной пожар на общей площади 3 тыс. га, 91 процент лесных пожаров потушен в первые сутки при установленном государственной программой Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 318, значении, равном 55,3 процента. В 2023 году ликвидировано 109 лесных пожаров на общей площади 285,8 га, 97 процентов лесных пожаров потушено в первые сутки (план - 56,1 процента). Обеспечено исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2022 года N 382 "О мерах по сокращению площади лесных пожаров в Российской Федерации".
Штат пожарных-парашютистов увеличен с 98 до 150 человек.
Выполнено проектирование нового учебного центра подготовки специализированных кадров, который позволит проводить весь цикл тренировок и обучения лесопожарных формирований в Архангельской области.
Обеспечена почти 100-процентная (96,1 процента) укомплектованность Архангельской области лесопожарной техникой и оборудованием. В рамках реализации федерального проекта "Сохранение лесов" национального проекта "Экология" приобретены 272 единицы техники и оборудования, которые применяются для тушения лесных пожаров.
К факторам, вызывающим ослабление и гибель насаждений на территории Архангельской области, кроме лесных пожаров, относятся неблагоприятные погодные условия, грибные заболевания, энтомовредители и антропогенные факторы.
За период с 2016 по 2023 годы площадь погибших и поврежденных лесных насаждений сократилась более чем на 880 тыс. га.
По данным государственного лесопатологического мониторинга, площадь погибших и поврежденных насаждений составляет 78,3 тыс. гектаров. В Архангельской области зафиксированы очаги короеда-типографа (Ips tipographus L.) на площади 0,1 тыс. га, поселяющегося на ослабленных и поврежденных деревьях. Также на свежесрубленной неокоренной древесине встречаются усачи, лубоеды, полосатый древесинник и другие.
Для оздоровления насаждений, поврежденных пожарами, ветровалами, грибными болезнями и энтомовредителями, необходимо проводить сплошные и выборочные санитарные рубки. Планирование санитарно-оздоровительных мероприятий и их обоснование осуществляется путем проведения лесопатологических обследований. Обследования обеспечиваются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.