ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 октября 2023 года N 974-пп


О внесении изменений в постановление Правительства Архангельской области от 8 октября 2013 года N 459-пп



В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 33 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", подпунктом 1 пункта 1 статьи 34 Устава Архангельской области, Положением о системе управления государственными программами Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 28 августа 2023 года N 793-пп, Правительство Архангельской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Архангельской области от 8 октября 2013 года N 459-пп "Об утверждении государственной программы Архангельской области "Развитие лесного комплекса Архангельской области" (далее - изменения).


2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года, но не ранее дня его официального опубликования.


Установить, что изменения применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении областного бюджета начиная с бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.



Первый заместитель Губернатора
Архангельской области -
председатель Правительства
Архангельской области
А.В.АЛСУФЬЕВ



Утверждены
постановлением Правительства
Архангельской области
от 09.10.2023 N 974-пп



ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 8 ОКТЯБРЯ 2013 ГОДА N 459-ПП


1. Наименование изложить в следующей редакции:


"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

"РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ".



2. В преамбуле слова "Порядком разработки и реализации государственных программ Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 10 июля 2012 года N 299-пп" заменить словами "Положением о системе управления государственными программами Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 28 августа 2023 года N 793-пп".


3. Пункт 1 изложить в следующей редакции:


"1. Утвердить прилагаемые:


1) стратегические приоритеты государственной программы Архангельской области "Развитие лесного комплекса Архангельской области";


2) паспорт государственной программы Архангельской области "Развитие лесного комплекса Архангельской области".".


4. Государственную программу Архангельской области "Развитие лесного комплекса Архангельской области" исключить.


5. Дополнить стратегическими приоритетами государственной программы Архангельской области "Развитие лесного комплекса Архангельской области" следующего содержания:

"Утверждены
постановлением Правительства
Архангельской области
от 08.10.2013 N 459-пп


СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ

ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ"



С 2019 года в Архангельской области развивается направление щадящего, экологического лесопользования. В рамках пилотного проекта по интенсификации использования и воспроизводства лесов внедряется использование в производственной деятельности лесоперерабатывающих предприятий древесины, образующейся при проведении ими рубок ухода за лесами.


Переход на интенсивное лесопользование и воспроизводство позволит получать дополнительный объем древесины с одного га за счет увеличения интенсивности проведения рубок ухода за лесом, создать благоприятные лесорастительные условия для большего прироста древесины и получать на заключительном этапе рубки насаждения хозяйственно ценных пород с высоким выходом сортиментов.


В долгосрочной перспективе прогнозируется значимое увеличение выхода ценных сортиментов, в том числе увеличение доли фанерного кряжа до 15 - 20 процентов, пиловочника - до 60 - 65 процентов.


Архангельская область стала пилотным субъектом по проведению масштабного лесоустройства (15,7 млн. га). В 2022 году с финансированием из федерального бюджета на всей запланированной площади выполнен подготовительный этап. В 2023 - 2024 годах будут выполнены полевые и камеральные работы. В результате актуальность лесоустройства в Архангельской области достигнет к 2025 году 93 процентов.


В условиях Архангельской области только небольшая часть вырубок и гарей не возобновляется длительное время. Однако возобновление в основном происходит за счет лиственных пород, что ведет к ухудшению качества лесов, снижению их сырьевой ценности. Для успешного восстановления лесов хозяйственно ценными древесными породами необходим комплекс мер по лесовосстановлению и уходу за лесами.


Лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способами в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия.


Выбор способа и объема работ по видам лесовосстановления определяется в зависимости от количества жизнеспособного подроста и молодняка хвойных пород, наличия источников обсеменения на вырубке, лесорастительных условий участка. Лесокультурный фонд в основном состоит из вырубок давностью до 2 - 3 лет, не обеспеченных подростом предварительного происхождения и источниками семян. Нелесные земли в составе лесного фонда представлены сенокосами, пастбищами, водами, болотами и другими землями.


За период с 2019 по 2022 годы лесовосстановление выполнено на площади 313,3 тыс. га.


В последние годы отмечается тенденция к обеспечению баланса выбытия и воспроизводства лесов. К 2024 году данный показатель должен достичь 100 процентов.


Достигнута стабилизация деятельности предприятий лесопромышленного комплекса. По инициативе Архангельской области на федеральном уровне поддержан ряд предложений, направленных на нивелирование действия антироссийских санкций в отношении лесной отрасли.


В рамках льготного кредитования 4 системообразующих предприятия Архангельской области заключили договоры с банками по льготной кредитной ставке 11 процентов на общую сумму 9,4 млрд. рублей.


Продлены сроки реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.


Утверждены новые правила предоставления промышленным предприятиям транспортных субсидий. В 2022 году субсидии из федерального бюджета российским организациям промышленности предоставлялись в целях компенсации затрат на транспортировку продукции целлюлозно-бумажной промышленности и топливных гранул. С 2023 года субсидии могут получать производители фанеры и пиломатериалов.


Дополнен перечень системообразующих предприятий Российской Федерации. В него включены 7 лесопромышленных организаций Архангельской области, для которых открыты меры поддержки системообразующих предприятий страны.


Реализованы меры по лесохозяйственной части - продлены сроки вывозки древесины, разрешена заготовка древесины без сроков примыкания.


На территории Архангельской области основными факторами, вызывающими ослабление и гибель лесов, являются лесные пожары. За прошедшее десятилетие лесными пожарами пройдено 13,8 тыс. га земель лесного фонда.


В среднем пожароопасный сезон (по фактической горимости лесов) наступает после таяния снежного покрова и просыхания напочвенного покрова. Его среднегодовая продолжительность составляет 136 - 156 дней, с конца апреля - начала мая до середины сентября.


Большая часть земель лесного фонда по лесорастительным условиям относится к низким классам пожарной опасности (4 и 5), где пожары возможны в периоды длительных засух. Наиболее опасные в пожарном отношении участки леса (1 и 2 классов) занимают 11,1 процента площади земель лесного фонда. Класс пожарной опасности в лесах по условиям погоды за последние 10 лет составляет от 1,6 до 2,6, средний - 2,1.


Основной причиной возникновения лесных пожаров является человеческий фактор. В среднем за последние 10 лет из-за неосторожного обращения с огнем туристов, грибников, ягодников, рыбаков, местного населения, лесопользователей возникло более 70 процентов лесных пожаров.


В 2022 году обеспечена стабильная лесопожарная обстановка, чрезвычайных ситуаций не допущено. Ликвидирован 181 лесной пожар на общей площади 3 тыс. га, 91 процент лесных пожаров потушен в первые сутки при установленном государственной программой Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 318, значении, равном 55,3 процента. В 2023 году ликвидировано 109 лесных пожаров на общей площади 285,8 га, 97 процентов лесных пожаров потушено в первые сутки (план - 56,1 процента). Обеспечено исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 2022 года N 382 "О мерах по сокращению площади лесных пожаров в Российской Федерации".


Штат пожарных-парашютистов увеличен с 98 до 150 человек.


Выполнено проектирование нового учебного центра подготовки специализированных кадров, который позволит проводить весь цикл тренировок и обучения лесопожарных формирований в Архангельской области.


Обеспечена почти 100-процентная (96,1 процента) укомплектованность Архангельской области лесопожарной техникой и оборудованием. В рамках реализации федерального проекта "Сохранение лесов" национального проекта "Экология" приобретены 272 единицы техники и оборудования, которые применяются для тушения лесных пожаров.


К факторам, вызывающим ослабление и гибель насаждений на территории Архангельской области, кроме лесных пожаров, относятся неблагоприятные погодные условия, грибные заболевания, энтомовредители и антропогенные факторы.


За период с 2016 по 2023 годы площадь погибших и поврежденных лесных насаждений сократилась более чем на 880 тыс. га.


По данным государственного лесопатологического мониторинга, площадь погибших и поврежденных насаждений составляет 78,3 тыс. гектаров. В Архангельской области зафиксированы очаги короеда-типографа (Ips tipographus L.) на площади 0,1 тыс. га, поселяющегося на ослабленных и поврежденных деревьях. Также на свежесрубленной неокоренной древесине встречаются усачи, лубоеды, полосатый древесинник и другие.


Для оздоровления насаждений, поврежденных пожарами, ветровалами, грибными болезнями и энтомовредителями, необходимо проводить сплошные и выборочные санитарные рубки. Планирование санитарно-оздоровительных мероприятий и их обоснование осуществляется путем проведения лесопатологических обследований. Обследования обеспечиваются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.


На постоянной основе сотрудники министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области участвуют в различных форумах, выставках, совещаниях с участием представителей дружественных государств по вопросам лесного хозяйства и лесной промышленности.


Приоритеты государственной политики в сфере развития лесного комплекса Архангельской области определены следующими стратегическими документами Российской Федерации и Архангельской области:


Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";


Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 года N 176;


Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденная Правительством Российской Федерации от 11 февраля 2021 года N 312-р;


Основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 года N 1724-р;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»