В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", подпунктом "а" пункта 1 статьи 31.2 Устава Архангельской области, Порядком разработки и реализации государственных программ Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 10 июля 2012 года N 299-пп, Правительство Архангельской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Архангельской области "Развитие лесного комплекса Архангельской области", утвержденную постановлением Правительства Архангельской области от 8 октября 2013 года N 459-пп.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первый заместитель Губернатора
Архангельской области -
председатель Правительства
Архангельской области
А.В.АЛСУФЬЕВ
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ"
Государственную программу Архангельской области "Развитие лесного комплекса Архангельской области" изложить в следующей редакции:
"Утверждена
постановлением Правительства
Архангельской области
от 08.10.2013 N 459-пп
(в редакции постановления Правительства
Архангельской области
от 26.10.2021 N 603-пп)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ"
ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ"
Наименование государственной программы | - | государственная программа Архангельской области "Развитие лесного комплекса Архангельской области" (далее - государственная программа) |
Ответственный исполнитель государственной программы | - | министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее - министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса) |
Соисполнители государственной программы | - | министерство строительства и архитектуры Архангельской области (далее - министерство строительства и архитектуры) |
Подпрограммы государственной программы | - | подпрограмма N 1 "Обеспечение использования лесов"; подпрограмма N 2 "Воспроизводство лесов"; подпрограмма N 3 "Охрана и защита лесов"; подпрограмма N 4 "Обеспечение реализации государственной программы Архангельской области "Развитие лесного комплекса Архангельской области" |
Цель государственной программы | - | повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов и вклада лесного комплекса Архангельской области в социально-экономическое развитие Архангельской области. Перечень целевых показателей государственной программы приведен в приложении N 1 к государственной программе |
Задачи государственной программы | - | задача N 1 - создание условий для рационального использования лесов; задача N 2 - повышение эффективности использования лесов; задача N 3 - обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов, повышение их продуктивности и качества; задача N 4 - сокращение потерь лесного хозяйства от пожаров, вредных организмов и незаконных рубок; задача N 5 - повышение эффективности управления лесами |
Сроки и этапы реализации государственной программы | - | 2020 - 2024 годы. Государственная программа реализуется в один этап |
Объем и источники финансирования государственной программы | - | общий объем финансирования - 12 296 621,7 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 2 106 052,0 тыс. рублей; средства областного бюджета - 3 424 958,3 тыс. рублей; внебюджетные источники - 6 765 611,4 тыс. рублей |
I. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы
В соответствии со Стратегией экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 года N 176, одним из приоритетных направлений в области обеспечения экологической безопасности Российской Федерации является осуществление эффективных мер по сохранению и рациональному использованию природных ресурсов, в том числе лесных, охотничьих и водных биологических ресурсов, по сохранению экологического потенциала лесов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2021 года N 312-р утверждена Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года (далее - Стратегия).
Стратегия направлена на достижение устойчивого лесоуправления, инновационного и эффективного развития использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечивающих опережающий рост лесного сектора экономики, социальную и экологическую безопасность страны, безусловное выполнение международных обязательств Российской Федерации в части лесов.
Стратегия отражает региональные особенности развития лесного комплекса, обозначает векторы развития таких инструментов увеличения экономического и экологического потенциала лесов, как лесоустройство, государственная инвентаризация лесов, реализация модели интенсификации лесопользования и воспроизводства лесов, совершенствование федерального лесного надзора, надзора за исполнением переданных полномочий и другое.
Для повышения экономической эффективности лесного хозяйства и лесных отношений Стратегия предусматривает совершенствование подходов к ценообразованию на лесные ресурсы, введение стимулов для комплексного использования древесины и выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью.
Реализация Стратегии позволит сформировать экономически устойчивую, глобально конкурентоспособную группу отраслей, обеспечивающую внутренний спрос на продукцию лесного комплекса, встроенную в мировой рынок, и международное разделение труда, функционирующую на базе устойчивого лесоуправления и сохранения биосферной роли лесов.
В соответствии со Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года N 207-р (далее - СПР), одним из основных направлений пространственного развития Российской Федерации является поддержка мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия сельскохозяйственных земель, восстановление лесов и водных биологических ресурсов. Также в соответствии с СПР одной из перспективных экономических специализаций для Архангельской области является лесоводство и лесозаготовки.
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации и финансируются за счет субвенций федерального бюджета. При этом в государственной программе Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 318 (далее - государственная программа Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства"), указывается, что существенное влияние на повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводство лесов окажет софинансирование мероприятий бюджетами субъектов Российской Федерации.
В послании Губернатора Архангельской области 2021 года Архангельскому областному Собранию депутатов о социально-экономическом и общественно-политическом положении в Архангельской области в числе основных задач по развитию лесного комплекса Архангельской области определены восстановление лесного потенциала Архангельской области, усиление контроля за рациональным и эффективным использованием лесов, а также обеспечение условий для модернизации существующих и создания новых производств по переработке древесины.
Таким образом, с учетом положений стратегических документов и приоритетных направлений государственной политики в сфере лесного комплекса Российской Федерации основными направлениями деятельности Правительства Архангельской области в сфере реализации государственной программы являются:
повышение эффективности исполнения полномочий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов;
устойчивое и рациональное обеспечение лесными ресурсами организаций лесной промышленности, муниципальных образований Архангельской области и населения Архангельской области;
совершенствование и развитие федерального государственного лесного контроля (надзора) (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, а также снижение нелегального оборота древесины;
координация деятельности в области лесного хозяйства и лесной промышленности с федеральными органами государственной власти, арендаторами лесных участков, лесопромышленными, природоохранными и научными организациями;
повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности лесного комплекса Архангельской области, в том числе в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
осуществление лесного планирования и прогнозирования перспектив развития лесного комплекса Архангельской области.
Перечни подпрограмм, целевых показателей и мероприятий государственной программы разработаны в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" и Лесным планом Архангельской области, утвержденным указом Губернатора Архангельской области от 14 декабря 2018 года N 116-у, а также с учетом положений Стратегии социально-экономического развития Архангельской области до 2035 года, утвержденной областным законом от 18 февраля 2019 года N 57-5-ОЗ.
II. Характеристика подпрограмм государственной программы
2.1. ПАСПОРТ подпрограммы N 1 "Обеспечение использования лесов"
Наименование подпрограммы | - | "Обеспечение использования лесов" (далее - подпрограмма N 1) |
Ответственный исполнитель подпрограммы | - | министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса |
Соисполнители подпрограммы | - | нет |
Участники подпрограммы | - | территориальные органы министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области; государственное автономное учреждение Архангельской области "Единый лесопожарный центр" (далее - ГАУ Архангельской области "Единый лесопожарный центр"); организации, осуществляющие деятельность в сфере лесного комплекса Архангельской области |
Цель подпрограммы | - | обеспечение рационального и многоцелевого использования лесов с учетом их социально-экономического и экологического значения. Перечень целевых показателей подпрограммы N 1 приведен в приложении N 1 к государственной программе |
Задачи подпрограммы | - | задача N 1 - создание условий для комплексного и эффективного использования лесов; задача N 2 - получение актуализированной информации о лесных ресурсах и формирование на ее основе данных государственного лесного реестра |
Сроки и этапы реализации подпрограммы | - | 2020 - 2024 годы. Подпрограмма N 1 реализуется в один этап |
Объем и источники финансирования подпрограммы | - | общий объем финансирования - 2 021 372,3 тыс. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 119 206,9 тыс. рублей; средства областного бюджета - 99 779,6 тыс. рублей; внебюджетные источники - 1 802 385,8 тыс. рублей |
2.2. Характеристика сферы реализации подпрограммы N 1, описание основных проблем
Реализация подпрограммы N 1 направлена на создание условий для рационального и комплексного использования лесов юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, населением Архангельской области, роста лесного дохода с единицы площади земель лесного фонда посредством увеличения объемов использования лесов и привлечения инвестиций в лесной комплекс Архангельской области.
По состоянию на 1 января 2021 года общая площадь лесов, переданных в пользование, составляет 19,8 млн. гектаров, или 69,9 процента от общей площади лесного фонда. Основным видом использования лесов является заготовка древесины.
В период 2020 года действовало 938 договоров аренды, из них для заготовки древесины - 387 договоров на площади 18,4 млн. гектаров.
Крупнейшие арендаторы лесных участков представлены следующими лесозаготовительными организациями: акционерное общество "Группа "Илим", общество с ограниченной ответственностью "ПКП "Титан", закрытое акционерное общество "Лесозавод 25", акционерное общество "Архангельский ЦБК", общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний "УЛК", общество с ограниченной ответственностью "Регион-лес", общество с ограниченной ответственностью "Форест".
В 2020 году ежегодный допустимый объем использования лесных насаждений на участках, переданных в аренду и постоянное бессрочное пользование, составил 18,3 млн. кубометров, или 70 процентов от общего ежегодного объема.
В Архангельской области использование лесов с целью заготовки древесины осуществляется в том числе для удовлетворения государственных и муниципальных нужд, а также собственных нужд населения Архангельской области. Количество лесопользователей на территории Архангельской области составляет 13,5 тыс., большая часть из которых - это граждане, которые заготавливают древесину по договорам купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд. Объемы лесных насаждений предоставляются в соответствии с положениями областного закона от 27 июня 2007 года N 368-19-ОЗ "О реализации органами государственной власти Архангельской области государственных полномочий в сфере лесных отношений" в разрезе следующих целевых групп потребностей:
1) обеспечение собственных нужд граждан, в том числе:
потребности в древесине для целей отопления помещений;
потребности в древесине для строительства и ремонта жилых помещений и хозяйственных построек;
2) обеспечение государственных и муниципальных нужд.