Об утверждении долгосрочной целевой программы
Архангельской области «Развитие лесного комплекса Архангельской
области на 2012-2020 годы»
(с изменениями на 20 декабря 2013 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу 1 января 2014 года на основании постановления Правительства
Архангельской области от 8 октября 2013 года N 459-пп
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Архангельской области от 6 марта 2012 года N 82;
постановлением Правительства Архангельской области от 9 октября 2012 года N 437;
постановлением Правительства Архангельской области от 4 одекабря 2012 года N 545-пп;
постановлением Правительства Архангельской области от 20 декабря 2012 года N 583-пп.
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Архангельской области от 28 июня 2011 года N 213-пп «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Архангельской области на 2012 год и среднесрочную перспективу», Порядком разработки и реализации целевых программ Архангельской области, утвержденным постановлением администрации Архангельской области от 26 ноября 2007 года N 185-па, Правительство Архангельской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу Архангельской области «Развитие лесного комплекса Архангельской области на 2012-2020 годы».
2. Министерству финансов Архангельской области ежегодно предусматривать средства для реализации долгосрочной целевой программы Архангельской области «Развитие лесного комплекса Архангельской области на 2012-2020 годы» при разработке проектов областных законов об областном бюджете.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Архангельской области
И.Ф. Михальчук
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Архангельской области
от 11 октября 2011 года N 353-пп
(в редакции постановления
Правительства Архангельской области
от 20 декабря 2012 года N 583-пп -
см. предыдущую редакцию)
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
Архангельской области «Развитие лесного комплекса Архангельской
области на 2012-2020 годы»
____________________________________________________________________
По тексту:
слова «государственное учреждение Архангельской области “Северная база авиационной охраны лесов”» заменить
словами «государственное автономное учреждение Архангельской области “Единый лесопожарный центр”»;
слова «ГУ “Авиалесоохрана”» заменить словами «ГАУ АО “ЕЛЦ”» на основании постановления Правительства Архангельской области от 6 марта 2012 года N 82.
____________________________________________________________________
Наименование программы | - | долгосрочная целевая Программа Архангельской области «Развитие лесного комплекса Архангельской области на 2012-2020 годы»(далее - Программа) | |||
Основание для разработки Программы | - | протокол заседания Совета по развитию лесного комплекса при Правительстве Российской Федерации от 16 декабря 2010 года N 3; | |||
Государственный | - | министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области | |||
Государственные заказчики Программы | - | министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области; | |||
Разработчик Программы | - | министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области | |||
Цели Программы | - | повышение эффективности использования, охраны и воспроизводства лесов Архангельской области; | |||
Задачи Программы | - | повышение доступности лесного фонда (задача N 1); интенсификация использования лесов (задача N 2); создание единой системы получения, обработки, хранения и использования информации о состоянии лесов (задача N 3); | |||
Целевые показатели и индикаторы Программы | - | задача N 1: | |||
Сроки и этапы реализации Программы | - | 2012-2020 годы. | |||
Перечень подпрограмм | - | нет | |||
Перечень основных мероприятий Программы | - | Раздел 1. Обеспечение использования лесов: ( раздел в редакции постановления Правительства Архангельской области от 9 ноября 2012 года N 437-пп - см. предыдущую редакцию) создание лесных дорог комплексного назначения; разработка региональных систем лесохозяйственных мероприятий с корректировкой Лесного плана Архангельской области и лесохозяйственных регламентов; создание цифровой базы данных с информацией о лесах Архангельской области; проведение лесоустройства земель лесного фонда; определение площадей и установление границ лесопарковых зон и зеленых зон.
( раздел в редакции постановления Правительства Архангельской области от 9 ноября 2012 года N 437-пп - см. предыдущую редакцию) организация и проведение соревнований среди организаций лесного комплекса Архангельской области; приобретение выставочного оборудования и инвентаря, техническое сопровождение презентационных и специализированных выставочных мероприятий в сфере лесного комплекса | |||
Исполнители Программы | - | министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области; агентство архитектуры и градостроительства Архангельской области; государственное автономное учреждение Архангельской области “Единый лесопожарный центр” (далее - ГАУ АО “ЕЛЦ”); областное автономное государственное учреждение «Архангельское лесохозяйственное объединение» (далее - ОАГУ «Архобллес»); | |||
Объемы | - | общий объем финансирования - 5 624 550,9 тыс. рублей, из областного бюджета - 56 165,7 тыс. рублей; из федерального бюджета - 293 535,2 тыс. рублей; из внебюджетных источников - 5 274 850 тыс. рублей | |||
(позиция в редакции постановления Правительства Архангельской области от 20 декабря 2012 года N 583-пп - см. предыдущую редакцию) | |||||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности Программы | - | ежегодный объем заготовки древесины -15,3 млн. кбм; | |||
Система организации контроля за исполнением Программы | - | контроль за реализацией Программы осуществляется министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, а также правительством Архангельской области в форме рассмотрения и утверждения ежегодного отчета о реализации Программы |
Лесной комплекс, являясь ведущим сектором экономики Архангельской области, находится на первом месте среди обрабатывающих отраслей по объемам отгружаемой продукции, платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и численности занятых.
Состояние комплекса характеризуется относительной стабильностью с отдельными показателями роста или падения в различные годы. Динамика индекса производства по видам экономической деятельности в 2005-2010 годах представлена в таблице 1.
Таблица 1
Динамика индекса производства по видам экономической деятельности
в 2005-2010 годах
проценты | ||||||
Вид | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
экономической | ||||||
деятельности | ||||||
лесозаготовки | 99,1 | 91,1 | 108,5 | 81,9 | 99,5 | 105,8 |
обработка древесины и производство изделий из дерева | 97,9 | 98,2 | 101,8 | 90 | 76,6 | 100 |
производство целлюлозы, древесной массы, бумаги и картона | 102,6 | 98,6 | 100,1 | 100,4 | 94,1 | 104,1 |
Неустойчивая динамика указывает на отсутствие выраженной тенденции поступательного развития и наличие признаков стагнации. Позитивный показатель 2010 года обусловлен выходом организаций из финансово-экономического кризиса, в то же время рост производства остается ниже среднеобластного уровня в обрабатывающих отраслях (2010 год - 119,6 процентов) и показателей деятельности добывающего сектора.
Лесопромышленный комплекс Архангельской области постепенно теряет прежние позиции в Российской Федерации. Снижается доля организаций Архангельской области в общем производстве пиломатериалов в России. В 2007 году удельный вес Архангельской области в этом виде продукции составлял 10 процентов, в настоящее время данный показатель снизился до 8 процентов. За последние 10 лет производственные мощности по деревообработке, в том числе по выпуску пиломатериалов и древесноволокнистых плит, сократились в Архангельской области более чем на 30 процентов.
Одной из основных причин спада производства в отрасли является неудовлетворенный спрос лесоперерабатывающих организаций в деловой древесине. Архангельская область отстает по темпам лесозаготовительных работ от Вологодской области, Республики Коми, некоторых других регионов, входящих в состав Северо-Западного федерального округа. По данным статистики, производство необработанной древесины в 2010 году в Архангельской области составило 8,7 млн. куб. м, что меньше среднегодового показателя за последнее десятилетие. Установленный ежегодный объем заготовки древесины (расчетная лесосека) осваивается на 50 процентов.
Сырьевая проблема обусловлена более чем 60-летней экстенсивной эксплуатацией лесов, направленной на изъятие запасов хвойной древесины, без должного внимания восстановлению лесов. Отрицательные тенденции были усугублены социально-экономическим кризисом. В настоящее время на 23 процентах площадей лесного фонда Архангельской области эксплуатируемые запасы лесных насаждений исчерпаны, на 54 процентах уровень их концентрации низкий. Увеличивается доля лиственных насаждений и тонкомерной древесины, ухудшается санитарное и лесопатологическое состояние лесов. Для реабилитации лесного потенциала территории необходимы интенсивные лесовосстановительные мероприятия.
Без адекватных мер по устранению ресурсных ограничений лесоперерабатывающие мощности будут сокращаться и далее, отрасль со временем потеряет свое значение в социально-экономическом развитии Архангельской области.
Освоение лесов, осуществление мероприятий по их охране, защите и воспроизводству невозможно без наличия обустроенной инфраструктуры, основой которой является разветвленная сеть лесных дорог. В течение последних 20 лет развитие лесной инфраструктуры было сведено к минимуму, ежегодно строилось в среднем не более 70-80 км дорог круглогодового действия при потребности в 500-600 км. Доступные запасы древесины в зоне действия дорог круглогодичного действия к настоящему времени практически исчерпаны. При ежегодном строительстве дорог на уровне 70-80 км годовой объем пользования в зоне действия дорог круглогодичного действия снизится до 2,1-2,4 млн. куб. м, что приведет к снижению объема заготовок древесины, усилению сезонности лесозаготовительных работ, ухудшению обеспеченности сырьем лесопильных предприятий (при уже существующем дефиците) и, как следствие, падению объемов лесопереработки.
К системной проблеме, сдерживающей эффективное лесопользование, охрану и воспроизводство лесов, относится отсутствие достоверной информации о наличии лесных ресурсов в Архангельской области. Лесоустройство считается информационной основой лесного планирования и освоения лесов. Несвоевременное проведение лесоустроительных работ и инвентаризации лесов приводит к искажению сведений о количестве и качестве древесных насаждений на лесных участках, что не позволяет планировать развитие отрасли.
Материалы лесоустройства с давностью более 10 лет признаются устаревшими. С 2007 года лесоустроительные работы в Архангельской области проводятся только по заказам арендаторов лесных участков в незначительных объемах (в среднем 80 тыс. га в год при потребности 2 млн. га). На 01 января 2012 года степень обеспеченности актуальными материалами составит 23,5 процента, а при дальнейшем отсутствии активных действий этот показатель снизится к 01 января 2013 года до 18,9 процента. Для сравнения средний уровень по Российской Федерации составляет в настоящее время 50 процентов.
Необоснованно высока гибель лесов от пожаров. В 2010 году на территории лесного фонда Архангельской области возникло 356 пожаров, огнем повреждены насаждения на площади 14210 га, за 3 месяца пожароопасного сезона 2011 года возникло 609 пожаров, огнем пройдено 46145 га. Ущерб от лесных пожаров (без учета затрат на ликвидацию их последствий) и затраты на их тушение многократно превышают затраты на содержание лесопожарных служб (в 2010 году ущерб от лесных пожаров -145 млн. рублей, затраты на тушение пожаров - 57,8 млн. рублей, в 2011 году только затраты на тушение пожаров - 466,1 млн. рублей). Динамика лесных пожаров за прошедшие 10 лет представлена на диаграмме 1.
Диаграмма 1
Количество и площадь лесных пожаров по годам
Успешность тушения возгораний зависит от оперативности обнаружения очагов, времени доставки сил и средств пожаротушения, а также их состава. В результате реорганизации лесного хозяйства произошло рассредоточение сил и средств пожаротушения, была нарушена система передачи информации о лесных пожарах и управления тушением пожаров. Низкая численность пожарных, недостаток средств на содержание техники, подготовку и переподготовку специалистов не позволяют специализированным учреждениям (ОАГУ «Архобллес» и ГАУ АО “ЕЛЦ”) успешно бороться с лесными пожарами в условиях высокого класса пожарной опасности. В таблицах 2 и 3 представлены данные о фактическом и требуемом количестве сил и средств учреждений.
Таблица 2
Фактическое и требуемое количество сил и средств ОАГУ «Архобллес»
Силы и средства | Факт | Потребность по области 1-3 класс пожарной опасности | Потребность по области 4-5 класс пожарной опасности |
1 | 2 | 3 | 4 |
Лесные пожарные, чел. | 281 | 660 | 1320 |
Лесопожарные трактора, шт. | 28 | 65 | 130 |
Пожарные машины, шт. | 30 | 65 | 130 |
Ранцевые огнетушители, шт. | 1000 | 650 | 1300 |
Мотопомпы, шт. | 86 | 110 | 220 |
Прочие (топоры, лопаты, бензопилы), ед. | 613 | 1100 | 2500 |
Таблица 3
Фактическое и требуемое количество сил и средств ГАУ АО “ЕЛЦ”