Недействующий

 
  ПРАВИТЕЛЬСТВО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ  

ПОСТАНОВЛЕНИЕ  

 от 30 октября 2013 года N 363  

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ НЕМЕДИЦИНСКОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ НА 2014 - 2018 ГОДЫ"

(в ред. Постановлений Правительства Рязанской области
от 23.04.2014 N 110, от 29.08.2014 N 242)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2015 года на основании
 Постановления Правительства Рязанской области от 29.10.2014 N 317.
____________________________________________________________________

Правительство Рязанской области

постановляет:

1. Утвердить государственную программу Рязанской области "Комплексные меры профилактики немедицинского потребления наркотиков на 2014 - 2018 годы" согласно приложению.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Губернатор Рязанской области
О.И.КОВАЛЕВ

     

Приложение
к Постановлению
Правительства Рязанской области
от 30 октября 2013 года N 363

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ НЕМЕДИЦИНСКОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ НА 2014 - 2018 ГОДЫ"


(в ред. Постановлений Правительства Рязанской области
от 23.04.2014 N 110, от 29.08.2014 N 242)

ПАСПОРТ государственной программы Рязанской области


Наименование Программы

Государственная программа Рязанской области "Комплексные

меры профилактики немедицинского потребления наркотиков на 2014 - 2018 годы" (далее - Программа)

Заказчик Программы

Министерство региональной безопасности и контроля Рязанской области (далее - МРБК Рязанской области)

Разработчик Программы

МРБК Рязанской области

Основание для разработки Программы

Федеральный закон от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах";
Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года";
Концепция государственной антинаркотической политики Российской Федерации, утвержденная на заседании Государственного антинаркотического комитета 16 октября 2009 года;
Указ Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года N 1374 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров";
Национальный стандарт Российской Федерации по социальному обслуживанию населения ГОСТ Р 54990-2012;
Закон Рязанской области от 3 июля 2009 года N 67-ОЗ "Об организации профилактики наркомании и токсикомании на территории Рязанской области";
Постановление Правительства Рязанской области от 10 июля 2013 г. N 189 "О государственных программах Рязанской области"

Исполнители Программы

Министерство здравоохранения Рязанской области (далее - Минздрав Рязанской области);
министерство образования Рязанской области (далее - Минобразования Рязанской области);
министерство сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области (далее - Минсельхоз Рязанской области);
министерство печати и массовых коммуникаций Рязанской области (далее - Минпечати Рязанской области);
министерство молодежной политики, физической культуры и спорта Рязанской области (далее - Минспорт Рязанской области);
министерство культуры и туризма Рязанской области (далее - Минкульттуризма Рязанской области);
министерство социальной защиты населения Рязанской области (далее - Минсоцзащиты Рязанской области);
министерство региональной безопасности и контроля Рязанской области (далее - МРБК Рязанской области);
образовательные организации Рязанской области, кроме дошкольных (далее - образовательные организации) (на основе соглашений), областные государственные бюджетные учреждения здравоохранения Рязанской области (далее - ГБУ РО) (на основе соглашений), областные государственные бюджетные учреждения социальной защиты населения Рязанской области (далее - ГБУ РО) (на основе соглашений)

Цель и задачи

Цель Программы - сокращение масштабов немедицинского потребления наркотиков, формирование негативного отношения к незаконному обороту и потреблению наркотиков и существенное снижение спроса на них.
Задачи Программы:
развитие системы мониторинга наркоситуации в регионе; раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;
развитие системы подготовки специалистов в сфере профилактики и лечения наркомании;
методическое обеспечение деятельности по профилактике наркомании в образовательных организациях;
совершенствование форм и методов профилактики наркомании в молодежной среде, поддержка деятельности волонтерского антинаркотического движения;
совершенствование форм и методов информационно-пропагандистской деятельности в сфере профилактики наркомании;
совершенствование системы оказания наркологической медицинской помощи, реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков

Целевые индикаторы

Целевыми индикаторами являются:
количество проведенных координационных и методических совещаний, семинаров, "круглых столов", научно-практических конференций по проблемам профилактики наркомании, конкурсов антинаркотической направленности;
количество проведенных социологических исследований (научно-исследовательских работ, разработка спецкурсов);
количество выездных акций, семинаров и иных мероприятий по проблемам профилактики наркомании, проведенных в муниципальных образованиях Рязанской области;
доля площадей уничтоженных очагов наркотикосодержащих растений от общей площади выявленных засоренных участков;
количество учащихся образовательных организаций муниципальных образований, охваченных ежегодным социально-психологическим тестированием;
количество учащихся образовательных организаций муниципальных образований, охваченных ежегодными профилактическими медицинскими осмотрами;
доля учащихся образовательных организаций, принявших участие в мероприятиях по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, от общего количества обучающихся в данных образовательных организациях в возрасте 15 лет и старше;
количество подготовленных специалистов по профилактической антинаркотической работе;
количество подготовленных, изданных методических материалов по профилактике наркомании;
количество муниципальных образований Рязанской области, в которых созданы и оформлены кабинеты по антинаркотической пропаганде;
количество родителей, охваченных работой по проблемам профилактики наркомании;
количество детей - участников антинаркотической работы в загородных стационарных оздоровительных и интернатных учреждениях;
количество учащихся - участников антинаркотических мероприятий, организованных государственными бюджетными образовательными учреждениями дополнительного образования детей;
доля подростков и молодежи в возрасте от 14 до 30 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, по отношению к общей численности указанной категории;
количество волонтерских отрядов, получивших премии на реализацию проектов и программ, направленных на профилактику наркомании;
количество волонтеров, активистов детских и молодежных объединений, органов студенческого и ученического самоуправления, принявших участие в семинарах, слетах по организации антинаркотической деятельности;
количество муниципальных образований, охваченных мероприятиями, направленными на антинаркотическую пропаганду;
количество муниципальных образований Рязанской области, в которых спортивные сооружения и дворовые площадки оснащены спортивным оборудованием;
количество участников мероприятий, проводимых под девизом "Спорт против наркотиков!";
количество концертов для детей и подростков из муниципальных образований, проведенных в рамках областной акции "Цени свою жизнь";
количество социальных рекламных акций, направленных на антинаркотическую пропаганду и профилактику наркомании; количество аудио-, видеоматериалов социального характера антинаркотической направленности, размещенных на телеканалах регионального вещания;
количество социальной рекламы, информационных материалов по антинаркотической пропаганде и профилактике наркомании, опубликованных региональными периодическими печатными изданиями и размещенных на Интернет-ресурсах;
количество полиграфической продукции, наружной рекламы, рекламно-информационных материалов по антинаркотической пропаганде и профилактике наркомании, изготовленных и размещенных в Рязанской области;
доля оснащения наркологических служб лечебных учреждений Рязанской области техническими средствами, лабораторным оборудованием и расходными материалами;
количество лиц с диагнозом "наркомания", прошедших обследование в клинической лаборатории государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Областной клинический наркологический диспансер" (далее - ГБУ РО ОКНД);
уровень заболеваемости синдромом зависимости от наркотических веществ (число больных с впервые в жизни установленным диагнозом "наркомания" на 100 тыс. населения);
доля больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее 3 лет, от общего числа больных, прошедших лечение и реабилитацию;
доля химически зависимых пациентов, включенных в стационарные реабилитационные программы, от числа пациентов, успешно завершивших полный курс амбулаторных реабилитационных программ;
количество оснащенных кабинетов по профилактике наркомании в образовательных организациях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
количество специалистов отделений психолого-педагогической помощи семье и детям, подготовленных в рамках обучающих семинаров для работы с созависимыми;
количество молодых людей "группы риска", привлеченных к волонтерскому движению;
количество волонтеров, работающих в сфере реабилитации и ресоциализации

Сроки и этапы реализации

2014 - 2018 годы.
Программа реализуется в один этап

Объемы и источники финансирования

Общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 33551 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 3800 тыс. руб.;
2015 год - 2719 тыс. руб.;
2016 год - 1210 тыс. руб.;
2017 год - 13141 тыс. руб.;
2018 год - 12681 тыс. руб.

(в ред. Постановления Правительства Рязанской области от 23.04.2014
N 110
)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

Реализация Программы позволит к концу 2018 года достичь следующих результатов по сравнению с базовым 2012 годом:
организация и проведение не менее 2 мониторингов наркоситуации в регионе для подготовки докладов Президенту Российской Федерации;
охват проведением обследований по выявлению и уничтожению очагов дикорастущих наркотикосодержащих растений не менее 80% площадей сельскохозяйственных угодий;
организация и проведение не менее 4 общерегиональных кампаний (мероприятий) по социально-психологическому тестированию и профилактическому медицинскому осмотру учащихся общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций;
охват мероприятиями по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ не менее 75% учащихся общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, а также образовательных организациях высшего образования;
подготовка не менее 375 специалистов образовательных учреждений для проведения работы по профилактике наркомании, в том числе для организации работы с родительскими и ученическими коллективами, а также организации и проведения социально-психологического тестирования учащихся в общеобразовательных организациях;
разработка, издание не менее 6 видов методических материалов для обеспечения специалистов по профилактике наркомании, в том числе сотрудников образовательных организаций;
создание в каждом муниципальном образовании Рязанской области не менее 1 методического кабинета по антинаркотической пропаганде, оснащенного техническими средствами и методической литературой антинаркотической направленности;
охват работой по проблемам профилактики наркомании не менее 80% родителей учащихся общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций;
вовлечение в спортивные мероприятия не менее 80% детей и молодежи в возрасте 8 - 18 лет в 2 муниципальных образованиях Рязанской области;
охват профилактической работой социально-культурной направленности не менее 5000 детей и подростков из муниципальных образований Рязанской области в рамках областной акции "Цени свою жизнь";
увеличение количества региональных средств массовой информации, участвующих в информационно-пропагандистской деятельности антинаркотической направленности, до 20% от числа зарегистрированных в Рязанской области;
создание и размещение не менее 15 аудио-, видеоматериалов социального характера антинаркотической направленности и не менее 13 видов полиграфической продукции, наружной рекламы, рекламно-информационных материалов антинаркотической направленности;
обеспечение оказания качественной наркологической и медицинской помощи, улучшение оснащения наркологических служб лечебных учреждений Рязанской области оборудованием до 95%;
увеличение количества лиц с диагнозом "наркомания", прошедших обследование в клинической лаборатории ГБУ РО ОКНД, до 8,5 тыс. чел;
ежегодное повышение качества лабораторных исследований не менее чем на 0,2%;
расширение спектра возможных видов выявляемых наркотических средств с 5 до 11 видов;
ежегодное достижение стойкой ремиссии у больных с диагнозом "наркомания" (от 3 лет и более) не менее чем на 0,1%;
увеличение доли химически зависимых пациентов, включенных в стационарные реабилитационные программы, по отношению к пациентам, успешно завершившим полный курс амбулаторных реабилитационных программ в ГБУ РО ОКНД, до 50%;
подготовка не менее 26 специалистов ГБУ РО Минсоцзащиты Рязанской области для работы с созависимыми.
Благодаря реализации программных мероприятий планируется достижение социально-экономической эффективности:
снижение уровня заболеваемости населения наркоманией (числа больных с впервые в жизни установленным диагнозом) до 8,8 чел. на 100 тыс. населения;
предотвращение вовлечения в употребление наркотиков посредством участия в профилактических антинаркотических мероприятиях не менее 80% подростков и молодежи региона

(в ред. Постановления Правительства Рязанской области от 23.04.2014
N 110
)

1. Характеристика проблемы (задачи), решение которой осуществляется путем реализации Программы

Современная ситуация в России, в том числе в Рязанской области, характеризуется продолжающимся распространением незаконного потребления наркотиков в немедицинских целях, что представляет серьезную угрозу здоровью нации, экономике страны, правопорядку и безопасности государства.

По итогам 2012 года Рязанская область занимает 12 место среди субъектов Центрального федерального округа по распространенности противоправных деяний в сфере незаконного оборота наркотиков (230,03 чел. на 100 тыс. населения) и 4 место по темпам ее прироста по сравнению с аналогичным показателем 2011 года.

Проблема незаконного потребления наркотических средств, распространенности наркомании в Рязанской области стоит достаточно остро.

Особую обеспокоенность вызывает распространенность наркомании среди молодежи. Из числа лиц, взятых в 2012 году на диспансерное наблюдение с впервые в жизни установленным диагнозом "наркомания", 55,9% составляют лица в возрасте до 30 лет, 31,5% - лица в возрасте от 31 до 35 лет.

В целях применения научно обоснованных подходов в осуществлении государственной антинаркотической политики на территории Рязанской области, начиная с 2002 года, в регионе реализованы четыре целевые антинаркотические программы, утвержденные:

Постановлением главы администрации Рязанской области от 29 декабря 2001 года N 777 "Об утверждении территориальной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Рязанской области на 2002 - 2004 годы";

Законом Рязанской области от 11 января 2005 года N 3-ОЗ "Об утверждении областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Рязанской области на 2005 - 2007 годы";

Законом Рязанской области от 20 ноября 2007 года N 174-ОЗ "Об утверждении областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Рязанской области на 2008 - 2010 годы";

Постановлением Правительства Рязанской области от 22 декабря 2010 года N 343 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Рязанской области на 2011 - 2014 годы".

Результаты реализации указанных программ подтверждают высокую эффективность программно-целевого метода в организации и осуществлении мер, направленных на снижение спроса на наркотики. В регионе происходят ожидаемые изменения.

Начиная с 2009 года в Рязанской области отмечается устойчивая тенденция снижения официально зарегистрированной первичной наркомании: с 12,9 человек на 100 тыс. населения в 2009 году до 9,7 человек на 100 тыс. населения в 2012 году. Выполнение запланированных мероприятий антинаркотических программ привело к снижению числа первичных наркоманов, взятых под диспансерное наблюдение, и в т.ч. являющихся потребителями дезоморфина - наркотика, который на протяжении почти десятка лет являлся главной причиной первичной наркомании в Рязанской области и вызывал одну из самых тяжелых из наркологических заболеваний форму наркотизации.

Социологические исследования, регулярно проводимые в целях изучения наркоситуации в регионе, показали, что эпизодические пробы наркотиков среди учащейся молодежи сократились с 19,9% (от общего числа респондентов) в 2003 году до 10% в 2012 году, а систематическое их потребление - с 10,8% в 2003 году до 1% в 2012 году.

Дальнейшее применение комплексного подхода в решении проблем наркотизации населения Рязанской области также позволило сохранить наметившиеся положительные тенденции в указанной сфере. В аналитическом докладе о наркоситуации в Рязанской области за 2012 год отмечено:

- доля подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, по отношению к общей численности указанной категории составила 71,3%, что на 11,3% выше запланированного показателя;

- заболеваемость синдромом зависимости от наркотических веществ (число больных с впервые в жизни установленным диагнозом на 100 тыс. населения) заметно сократилась, что позволило добиться снижения планируемого показателя на 2,5%;

- индекс общей заболеваемости наркоманией и обращаемости лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями, в наркологические учреждения (наркологические подразделения лечебных учреждений) Рязанской области в расчете на 100 тыс. населения составил 125,3 (что на 2,7% лучше предполагаемого показателя на 2012 год - 128 чел. на 100 тыс. населения);

- доля больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых не менее 3 лет, по отношению к общему числу больных, прошедших лечение и реабилитацию, составила 14,3% (планируемый показатель - 11%).

Данным результатам способствовало введение рецептурного отпуска в медицинских и аптечных учреждениях кодеиносодержащих лекарственных средств, из которых наркозависимые лица кустарным способом изготавливали дезоморфин, а также активизация профилактической работы и правоприменительной деятельности в указанной сфере.

Однако локализация влияния дезоморфинового фактора на динамику развития региональной наркоситуации закономерно вызвала активную мутацию наркорынка в сторону увеличения доли высококонцентрированных наркотиков и курительных смесей. Сегодня констатируется многократное увеличение объемов изъятия синтетических и полусинтетических наркотиков: за 8 мес. 2012 года - 633 гр. синтетических наркотических средств, в аналогичном периоде 2013 года - 2895 гр. (более чем в 4,5 раза).

Одновременно отмечается как увеличение ассортимента наркотических средств, содержащих активные наркотические компоненты JWH-018, JWH-122, так и появление психоактивных веществ, не включенных в подконтрольные списки, оказывающих при этом крайне пагубное влияние на организм потребителей (вплоть до острых психозов, потери рассудка и суицида). Указанные вещества наиболее активно распространяются через Интернет с использованием обезличенных систем электронных платежей.

Ассортимент подобных психоактивных веществ существенно расширяется за счет использования современных технологий, позволяющих в кратчайшие сроки путем незначительных изменений химических формул наркотиков получать психоактивные вещества, не подлежащие контролю со стороны государства. Зачастую данные вещества камуфлируются под бытовую и автохимию, биокомпосты, прикормки для рыб, соли для ванн и т.д.

Для диагностики появившегося нового класса синтетических наркотиков запланировано приобретение оборудования более высокого аналитического уровня. После ввода его в эксплуатацию возможности лабораторий наркологических служб лечебных учреждений Рязанской области в идентификации синтетических наркотиков значительно расширятся.

Кроме того, в целях ранней диагностики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, для проведения скрининговых исследований лиц на предмет выявления наркотических средств и психотропных веществ с использованием тест-полосок, предусмотрено приобретение анализаторов для химико-токсикологических исследований в районах Рязанской области.

Результаты мониторинга наркоситуации в среде учащейся молодежи за 2012 год следующие:

- 11% респондентов пробовали наркотики;

- 89% опрошенных считают, что риск стать наркозависимыми для них отсутствует;

- 4% респондентов не откажутся попробовать наркотики при соответствующем предложении.

Таким образом, в настоящее время наиболее актуальным, целесообразным в регионе является необходимость решения задач, связанных с организацией и осуществлением комплекса мер, направленных на раннюю диагностику немедицинского потребления наркотиков, совершенствование форм и методов профилактической антинаркотической работы, развитие системы подготовки специалистов в сфере профилактики и лечения наркомании, повышение качества и эффективности услуг реабилитации и ресоциализации наркопотребителей.

Системная и комплексная реализация указанных задач в рамках программно-целевого метода обеспечит достижение в Рязанской области целей, предлагаемых Стратегией государственной антинаркотической политики в Российской Федерации до 2020 года, сокращение масштабов немедицинского потребления наркотиков, формирование негативного отношения к незаконному обороту и потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, существенное снижение спроса на них, особенно среди молодежи.

2. Цель и задачи реализации Программы

Цель Программы - сокращение масштабов немедицинского потребления наркотиков, формирование негативного отношения к незаконному обороту и потреблению наркотиков и существенное снижение спроса на них.

Задачи:

развитие системы мониторинга наркоситуации в регионе;

раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;

развитие системы подготовки специалистов в сфере профилактики и лечения наркомании;

методическое обеспечение деятельности по профилактике наркомании в образовательных организациях;

совершенствование форм и методов профилактики наркомании в молодежной среде, поддержка деятельности волонтерского антинаркотического движения;

совершенствование форм и методов информационно-пропагандистской деятельности в сфере профилактики наркомании;

совершенствование системы оказания наркологической медицинской помощи, реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков.

3. Механизм реализации Программы

Программа реализуется в виде комплекса мероприятий, взаимосвязанных между собой и направленных на решение поставленных задач.

Текущее управление реализацией Программы осуществляется заказчиком Программы.

Заказчик Программы несет ответственность за ее реализацию, достижение конечного результата и эффективное использование финансовых средств, выделяемых на выполнение Программы.

Главные распорядители бюджетных средств (далее - главные распорядители), выделяемых на реализацию мероприятий Программы, указаны в разделе 5 "Ресурсное обеспечение Программы" настоящей Программы.

Главные распорядители:

обеспечивают результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств при реализации мероприятий Программы;

обеспечивают соблюдение получателями субсидий условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;

несут ответственность за реализацию мероприятий Программы, достижение показателей, утвержденных настоящей Программой, а также достижение ожидаемых результатов при реализации поставленных задач;

представляют по запросу заказчика Программы информацию, необходимую для подготовки мониторинга реализации Программы и отчета о ходе реализации мероприятий Программы и оценки ее эффективности.

Исполнители Программы осуществляют следующие функции при реализации Программы:

заключают государственные контракты в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

заключают соглашения с муниципальными образованиями о предоставлении субсидий на реализацию мероприятий Программы, а также с государственными учреждениями Рязанской области - исполнителями Программы о предоставлении целевых субсидий;

выполняют иные функции по реализации Программы в пределах своих полномочий в течение всего срока подготовки и проведения программных мероприятий.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»