ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2013 года N 363
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ НЕМЕДИЦИНСКОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ НА 2014 - 2018 ГОДЫ"
(в ред. Постановлений Правительства Рязанской области
от 23.04.2014 N 110, от 29.08.2014 N 242)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2015 года на основании
Постановления Правительства Рязанской области от 29.10.2014 N 317.
____________________________________________________________________
Правительство Рязанской области
постановляет:
1. Утвердить государственную программу Рязанской области "Комплексные меры профилактики немедицинского потребления наркотиков на 2014 - 2018 годы" согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Губернатор Рязанской области
О.И.КОВАЛЕВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ НЕМЕДИЦИНСКОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ НА 2014 - 2018 ГОДЫ"
(в ред. Постановлений Правительства Рязанской области
от 23.04.2014 N 110, от 29.08.2014 N 242)
Наименование Программы | Государственная программа Рязанской области "Комплексные меры профилактики немедицинского потребления наркотиков на 2014 - 2018 годы" (далее - Программа) |
Заказчик Программы | Министерство региональной безопасности и контроля Рязанской области (далее - МРБК Рязанской области) |
Разработчик Программы | МРБК Рязанской области |
Основание для разработки Программы | Федеральный закон от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"; |
Исполнители Программы | Министерство здравоохранения Рязанской области (далее - Минздрав Рязанской области); |
Цель и задачи | Цель Программы - сокращение масштабов немедицинского потребления наркотиков, формирование негативного отношения к незаконному обороту и потреблению наркотиков и существенное снижение спроса на них. |
Целевые индикаторы | Целевыми индикаторами являются: |
Сроки и этапы реализации | 2014 - 2018 годы. |
Объемы и источники финансирования | Общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 33551 тыс. рублей, в том числе: |
(в ред. Постановления Правительства Рязанской области от 23.04.2014 | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | Реализация Программы позволит к концу 2018 года достичь следующих результатов по сравнению с базовым 2012 годом: |
(в ред. Постановления Правительства Рязанской области от 23.04.2014 |
Современная ситуация в России, в том числе в Рязанской области, характеризуется продолжающимся распространением незаконного потребления наркотиков в немедицинских целях, что представляет серьезную угрозу здоровью нации, экономике страны, правопорядку и безопасности государства.
По итогам 2012 года Рязанская область занимает 12 место среди субъектов Центрального федерального округа по распространенности противоправных деяний в сфере незаконного оборота наркотиков (230,03 чел. на 100 тыс. населения) и 4 место по темпам ее прироста по сравнению с аналогичным показателем 2011 года.
Проблема незаконного потребления наркотических средств, распространенности наркомании в Рязанской области стоит достаточно остро.
Особую обеспокоенность вызывает распространенность наркомании среди молодежи. Из числа лиц, взятых в 2012 году на диспансерное наблюдение с впервые в жизни установленным диагнозом "наркомания", 55,9% составляют лица в возрасте до 30 лет, 31,5% - лица в возрасте от 31 до 35 лет.
В целях применения научно обоснованных подходов в осуществлении государственной антинаркотической политики на территории Рязанской области, начиная с 2002 года, в регионе реализованы четыре целевые антинаркотические программы, утвержденные:
Результаты реализации указанных программ подтверждают высокую эффективность программно-целевого метода в организации и осуществлении мер, направленных на снижение спроса на наркотики. В регионе происходят ожидаемые изменения.
Начиная с 2009 года в Рязанской области отмечается устойчивая тенденция снижения официально зарегистрированной первичной наркомании: с 12,9 человек на 100 тыс. населения в 2009 году до 9,7 человек на 100 тыс. населения в 2012 году. Выполнение запланированных мероприятий антинаркотических программ привело к снижению числа первичных наркоманов, взятых под диспансерное наблюдение, и в т.ч. являющихся потребителями дезоморфина - наркотика, который на протяжении почти десятка лет являлся главной причиной первичной наркомании в Рязанской области и вызывал одну из самых тяжелых из наркологических заболеваний форму наркотизации.
Социологические исследования, регулярно проводимые в целях изучения наркоситуации в регионе, показали, что эпизодические пробы наркотиков среди учащейся молодежи сократились с 19,9% (от общего числа респондентов) в 2003 году до 10% в 2012 году, а систематическое их потребление - с 10,8% в 2003 году до 1% в 2012 году.
Дальнейшее применение комплексного подхода в решении проблем наркотизации населения Рязанской области также позволило сохранить наметившиеся положительные тенденции в указанной сфере. В аналитическом докладе о наркоситуации в Рязанской области за 2012 год отмечено:
- доля подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, по отношению к общей численности указанной категории составила 71,3%, что на 11,3% выше запланированного показателя;
- заболеваемость синдромом зависимости от наркотических веществ (число больных с впервые в жизни установленным диагнозом на 100 тыс. населения) заметно сократилась, что позволило добиться снижения планируемого показателя на 2,5%;
- индекс общей заболеваемости наркоманией и обращаемости лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями, в наркологические учреждения (наркологические подразделения лечебных учреждений) Рязанской области в расчете на 100 тыс. населения составил 125,3 (что на 2,7% лучше предполагаемого показателя на 2012 год - 128 чел. на 100 тыс. населения);
- доля больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых не менее 3 лет, по отношению к общему числу больных, прошедших лечение и реабилитацию, составила 14,3% (планируемый показатель - 11%).
Данным результатам способствовало введение рецептурного отпуска в медицинских и аптечных учреждениях кодеиносодержащих лекарственных средств, из которых наркозависимые лица кустарным способом изготавливали дезоморфин, а также активизация профилактической работы и правоприменительной деятельности в указанной сфере.
Однако локализация влияния дезоморфинового фактора на динамику развития региональной наркоситуации закономерно вызвала активную мутацию наркорынка в сторону увеличения доли высококонцентрированных наркотиков и курительных смесей. Сегодня констатируется многократное увеличение объемов изъятия синтетических и полусинтетических наркотиков: за 8 мес. 2012 года - 633 гр. синтетических наркотических средств, в аналогичном периоде 2013 года - 2895 гр. (более чем в 4,5 раза).
Одновременно отмечается как увеличение ассортимента наркотических средств, содержащих активные наркотические компоненты JWH-018, JWH-122, так и появление психоактивных веществ, не включенных в подконтрольные списки, оказывающих при этом крайне пагубное влияние на организм потребителей (вплоть до острых психозов, потери рассудка и суицида). Указанные вещества наиболее активно распространяются через Интернет с использованием обезличенных систем электронных платежей.
Ассортимент подобных психоактивных веществ существенно расширяется за счет использования современных технологий, позволяющих в кратчайшие сроки путем незначительных изменений химических формул наркотиков получать психоактивные вещества, не подлежащие контролю со стороны государства. Зачастую данные вещества камуфлируются под бытовую и автохимию, биокомпосты, прикормки для рыб, соли для ванн и т.д.
Для диагностики появившегося нового класса синтетических наркотиков запланировано приобретение оборудования более высокого аналитического уровня. После ввода его в эксплуатацию возможности лабораторий наркологических служб лечебных учреждений Рязанской области в идентификации синтетических наркотиков значительно расширятся.
Кроме того, в целях ранней диагностики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, для проведения скрининговых исследований лиц на предмет выявления наркотических средств и психотропных веществ с использованием тест-полосок, предусмотрено приобретение анализаторов для химико-токсикологических исследований в районах Рязанской области.
Результаты мониторинга наркоситуации в среде учащейся молодежи за 2012 год следующие:
- 11% респондентов пробовали наркотики;
- 89% опрошенных считают, что риск стать наркозависимыми для них отсутствует;
- 4% респондентов не откажутся попробовать наркотики при соответствующем предложении.
Таким образом, в настоящее время наиболее актуальным, целесообразным в регионе является необходимость решения задач, связанных с организацией и осуществлением комплекса мер, направленных на раннюю диагностику немедицинского потребления наркотиков, совершенствование форм и методов профилактической антинаркотической работы, развитие системы подготовки специалистов в сфере профилактики и лечения наркомании, повышение качества и эффективности услуг реабилитации и ресоциализации наркопотребителей.
Системная и комплексная реализация указанных задач в рамках программно-целевого метода обеспечит достижение в Рязанской области целей, предлагаемых Стратегией государственной антинаркотической политики в Российской Федерации до 2020 года, сокращение масштабов немедицинского потребления наркотиков, формирование негативного отношения к незаконному обороту и потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, существенное снижение спроса на них, особенно среди молодежи.
Цель Программы - сокращение масштабов немедицинского потребления наркотиков, формирование негативного отношения к незаконному обороту и потреблению наркотиков и существенное снижение спроса на них.
Задачи:
развитие системы мониторинга наркоситуации в регионе;
раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;
развитие системы подготовки специалистов в сфере профилактики и лечения наркомании;
методическое обеспечение деятельности по профилактике наркомании в образовательных организациях;
совершенствование форм и методов профилактики наркомании в молодежной среде, поддержка деятельности волонтерского антинаркотического движения;
совершенствование форм и методов информационно-пропагандистской деятельности в сфере профилактики наркомании;
совершенствование системы оказания наркологической медицинской помощи, реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков.
Программа реализуется в виде комплекса мероприятий, взаимосвязанных между собой и направленных на решение поставленных задач.
Текущее управление реализацией Программы осуществляется заказчиком Программы.
Заказчик Программы несет ответственность за ее реализацию, достижение конечного результата и эффективное использование финансовых средств, выделяемых на выполнение Программы.
Главные распорядители бюджетных средств (далее - главные распорядители), выделяемых на реализацию мероприятий Программы, указаны в разделе 5 "Ресурсное обеспечение Программы" настоящей Программы.
Главные распорядители:
обеспечивают результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств при реализации мероприятий Программы;
обеспечивают соблюдение получателями субсидий условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;
несут ответственность за реализацию мероприятий Программы, достижение показателей, утвержденных настоящей Программой, а также достижение ожидаемых результатов при реализации поставленных задач;
представляют по запросу заказчика Программы информацию, необходимую для подготовки мониторинга реализации Программы и отчета о ходе реализации мероприятий Программы и оценки ее эффективности.
Исполнители Программы осуществляют следующие функции при реализации Программы:
заключают государственные контракты в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
заключают соглашения с муниципальными образованиями о предоставлении субсидий на реализацию мероприятий Программы, а также с государственными учреждениями Рязанской области - исполнителями Программы о предоставлении целевых субсидий;
выполняют иные функции по реализации Программы в пределах своих полномочий в течение всего срока подготовки и проведения программных мероприятий.