В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности. В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по охране жизни и здоровья людей, участвуют в повышении безопасности дорожного движения путем осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537, главными направлениями государственной политики на долгосрочную перспективу определены усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией и экстремизмом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, определены следующие приоритеты в сфере обеспечения общественного порядка и противодействия преступности: снижение уровня преступности; укрепление системы профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних; повышение безопасности населения и защищенности критически важных объектов; обеспечение равной защиты прав собственности на объекты недвижимости; предотвращение и пресечение рейдерских захватов; сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса; противодействие легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем; борьба с коррупцией.
В соответствии с ее положениями в целях эффективного вовлечения заинтересованных субъектов в формирование и реализацию социально-экономической политики необходимо выстраивание новой модели развития общества, обеспечивающей эффективность механизмов защиты прав и свобод граждан, выявление и учет интересов каждой социальной группы при принятии решений на всех уровнях государственной и муниципальной власти, равноправный диалог общественных организаций и государства по ключевым вопросам общественного развития, высокое доверие граждан к государственным и общественным институтам.
Согласно данной Концепции одним из ключевых направлений отечественной государственной демографической политики является снижение смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий. Также сокращение числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях, уровня социального риска включено в состав общесоциальных итогов реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года N 1734-р.
В Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 14 ноября 2013 года N Пр-2685, определены основные источники угроз общественной безопасности в Российской Федерации, цели, задачи, принципы и основные направления деятельности уполномоченных государственных органов, а также органов местного самоуправления, иных органов и организаций, принимающих участие в обеспечении общественной безопасности на основании законодательства Российской Федерации.
В Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 28 ноября 2014 года N Пр-2753, определены цель, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму с учетом стоящих перед Российской Федерацией вызовов и угроз, а также необходимость объединения усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в целях пресечения экстремистской деятельности, укрепления гражданского единства, достижения межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия, сохранения этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, формирования в обществе обстановки нетерпимости к экстремистской деятельности и распространению экстремистских идей.
В Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 690, приоритетами государственной политики определены: сокращение предложения наркотиков путем целенаправленного пресечения их нелегального производства и оборота; сокращение спроса на наркотики путем совершенствования системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы; развитие и укрепление межведомственного сотрудничества в сфере контроля над наркотиками.
Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, которая нацелена на стабилизацию и рост численности населения, повышение общего коэффициента рождаемости в 1.5 раза и увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет.
Достижение таких показателей невозможно без принятия государством эффективных мер по противодействию злоупотреблению алкогольной продукцией, немедицинскому употреблению наркотиков, снижению смертности населения, прежде всего высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте от внешних причин, в том числе в результате дорожно-транспортных происшествий.
В целях решения основных задач Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 2128-р, Государственной программой предусмотрены мероприятия, направленные на снижение объемов потребления алкогольной продукции, профилактику злоупотребления алкогольной продукцией и алкоголизма с учетом специфики области (доли сельского населения, обычаев и традиций) и в соответствии с мероприятиями, реализуемыми в сфере образования и здравоохранения. Принимаемые меры должны обеспечить сокращение уровня распространенности распития алкогольной продукции в общественных местах, особенно в местах проведения досуга и осуществления спортивных мероприятий, а также в семьях.
В целях реализации основных задач Концепции федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 года N 1995-р, Государственной программой планируются к выполнению за счет средств областного бюджета соответствующие мероприятия, в том числе направленные на снижение дорожно-транспортного травматизма, обеспечение безопасного участия детей в дорожном движении, предупреждение опасного поведения участников дорожного движения, эффективную организацию движения транспортных средств и пешеходов, повышение безопасности дорожных условий, повышение оперативности и качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
В рамках участия в реализации государственной политики в сферах реализации Государственной программы Стратегией социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства области от 28 июня 2010 года N 739, в качестве одного из приоритетов определено повышение уровня и качества жизни населения области, включающее в себя обеспечение благоприятных социальных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий и комфортности жизни людей.
При формировании Государственной программы учтены положения следующих Стратегий развития отраслей области:
Стратегии развития отрасли культуры в Вологодской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства области от 26 ноября 2010 года N 1362 (производство и рассмотрение дел об административных правонарушениях в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), их территорий и зон охраны);
Стратегии развития сферы труда и социального развития Вологодской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства области от 15 февраля 2010 года N 150 (предоставление социальных услуг лицам без определенного места жительства и гражданам, освободившимся из мест лишения свободы);
Стратегии развития здравоохранения Вологодской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства области от 29 декабря 2008 года N 2573 (профилактика наркомании и алкоголизации населения, сокращение количества граждан, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, и снижение тяжести последствий от травм, полученных в дорожно-транспортных происшествиях);
Стратегии действий в интересах детей в Вологодской области на 2012 - 2017 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 7 сентября 2012 года N 1052 (организация распространения и внедрения передового опыта в сфере профилактики жестокого обращения с детьми и реабилитации пострадавших, организация на межведомственной основе системы раннего выявления социального неблагополучия семей с детьми и комплексной работы с ними для предотвращения распада семьи и лишения родителей родительских прав);
Транспортной стратегии Вологодской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства области от 18 апреля 2011 года N 390 (снижение аварийности, рисков и угроз безопасности по видам транспорта).
В целях реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537, а также Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, постановлением Правительства Вологодской области от 17 декабря 2010 года N 1479 утвержден План мероприятий по участию органов исполнительной государственной власти области в реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.
Целью Государственной программы является повышение уровня безопасности граждан на территории области.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
повышение результативности профилактики правонарушений, в том числе среди несовершеннолетних;
повышение безопасности дорожного движения;
создание системы эффективных мер и условий, обеспечивающих сокращение уровня потребления психоактивных веществ населением области.
Государственная программа рассчитана на период 2014 - 2020 годов.
Ответственный исполнитель и исполнители Государственной программы оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования и осуществляют правовое информирование граждан по вопросам реализации Государственной программы в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" и Основами государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденными Президентом Российской Федерации.