Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ  

ПОСТАНОВЛЕНИЕ  

 от 26 ноября 2010 года N 1362  

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ КУЛЬТУРЫ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА  

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2017 года на основании постановления Правительства Вологодской области от 19.12.2016 N 1149.
____________________________________________________________________

 (в ред. постановлений Правительства Вологодской области от 26.11.2012 N 1398, от 22.07.2013 N 749, от 16.12.2013 N 1268, от 22.12.2014 N 1149)

Во исполнение постановления Губернатора области от 12 июля 2007 года N 226 "О разработке Стратегий развития отраслей до 2020 года" Правительство области

постановляет:

1. Одобрить прилагаемую Стратегию развития отрасли культуры в Вологодской области до 2020 года.

2. Департаменту культуры, туризма и охраны объектов культурного наследия области (В.А. Осиповскому) принять меры по реализации Стратегии развития отрасли культуры в Вологодской области до 2020 года.

(в ред. постановлений Правительства Вологодской области от 26.11.2012 N 1398, от 16.12.2013 N 1268)

3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области О.А. Васильева.

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 26.11.2012 N 1398)

Справку о выполнении постановления представить к 15 марта 2021 года.

Губернатор области
В.Е.ПОЗГАЛЕВ



Одобрена
Постановлением
Правительства области
от 26 ноября 2010 года N 1362

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ КУЛЬТУРЫ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА

(в ред. постановлений Правительства Вологодской области
от 26.11.2012 N 1398, от 22.07.2013 N 749,
от 16.12.2013 N 1268, от 22.12.2014 N 1149)

Введение


В современном обществе утвердилось понимание значения культуры как важнейшего стратегического ресурса развития. На первый план выдвинута задача обеспечения сознательного, компетентного и ответственного участия человека в культуре. Реализация конституционного права на участие в культурной жизни предполагает формирование у человека базовых компетенций, необходимых для полноценности такого участия, к числу которых можно отнести представление о многообразии культур, разнообразии форм и стилей жизни, умение выстраивать взаимодействие на основе принципов толерантности, межкультурного диалога и сотрудничества, использовать информационные технологии, квалифицированно искать информацию, ориентироваться в мире современных масс-медиа и т.д.

Современная культура характеризуется двумя взаимодополняющими тенденциями: интеграцией, с одной стороны, и ростом разнообразия, поиском самобытности культурных сообществ, с другой. Радикальное изменение информационного пространства Российской Федерации на рубеже XX - XXI веков, процессы глобализации, технического переоснащения, массовая компьютеризация требуют комплексной всесторонней модернизации всей системы функционирования культуры. При консерватизме традиционных форм творческого процесса культурные сообщества понимают необходимость поиска новых выразительных возможностей. Развитие высокотехнологического общества все больше зависит от степени морального и нравственного развития личностей, его составляющих. Именно закрепленные в культуре нравственные установки и модели поведения через культурно-нравственное развитие личности могут стать основой устойчивого положительного развития общества. При этом социальный эффект воздействия культуры на личность трудноизмерим и растянут во времени.

В российском культурном пространстве Вологодская область, прежде всего, это уникальное по богатству и разнообразию историко-культурное наследие, включающее памятники истории и культуры, фонды музеев и библиотек, художественные ремесла и промыслы, творческие форумы. Особый интерес представляют памятники культовой архитектуры. Традиционность художественной культуры наиболее ярко проявляется в народных художественных промыслах, многие из которых сохранились до настоящего времени: вологодское кружево, расписная и резная береста и чернение по серебру, живописные эмали, ручное узорное ткачество, вышивка, гончарство, резьба и роспись по дереву. В тесной взаимосвязи с природным и материальным культурным наследием сохраняется и восстанавливается нематериальное культурное наследие: традиции, обычаи, обряды, исполнительское искусство и народные праздники.

В области реализуются долгосрочные и ведомственные целевые программы в сфере культуры: "Развитие Архитектурно-этнографического музея Вологодской области", "Развитие библиотечного дела в Вологодской области", "Пожарная безопасность учреждений культуры", "Традиционная народная культура как основа сохранения культурной самобытности Вологодской области", "Развитие образования в сфере культуры и искусства в Вологодской области".

Культурные аспекты развития региона также нашли отражение в ряде других долгосрочных целевых программ, в том числе: "Информатизация Вологодской области", "Великий Устюг - родина Деда Мороза".

Государственные и муниципальные учреждения культуры принимают участие в мероприятиях федеральной целевой программы "Культура России", конкурсах на соискание грантов в сфере культуры.

Многие творческие инициативы Вологодчины поддержаны на международном и межрегиональном уровнях. Брендами региона стали значимые фестивальные проекты: Международный театральный фестиваль "Голоса истории", театрально-концертный проект "Лето в Кремле", международный фестиваль молодого европейского кино "VOICES", международный музыкальный Гаврилинский фестиваль, Губернаторский международный юношеский конкурс имени Валерия Гаврилина, открытый фестиваль поэзии и музыки, посвященный творчеству Николая Рубцова, "Рубцовская осень".

Неоценимый вклад в развитие отечественной культуры и искусства внесли вологодские поэты К. Батюшков, А. Яшин, Н. Рубцов, О. Фокина, С. Викулов, писатели В. Гиляровский, В. Шаламов, В. Белов, художники В. Верещагин, В. Корбаков, Д. Тутунджан, композитор В. Гаврилин.

Вологодская область имеет развитую сеть учреждений культуры и искусства, основу которых составляют библиотеки, музеи, театры, концертные организации, образовательные учреждения дополнительного художественного и среднего профессионального образования, культурно-досуговые учреждения, организации киновидеопоказа.

Инновационная составляющая неизменно присутствует в деятельности учреждений культуры области и проявляется главным образом в гармоничном сочетании здорового консерватизма, традиций и новаторских экспериментальных направлений и форм.

Стратегия развития отрасли культуры в Вологодской области на период до 2020 года (далее - Стратегия) является определяющим документом для формирования планов, проектов, государственных программ в сфере культуры. Стратегия разработана с учетом действующего законодательства, Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года, мониторинга отрасли по всем направлениям культурной деятельности.

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 16.12.2013 N 1268)

Стратегия основывается на следующих принципиальных положениях:

историко-культурное наследие Вологодчины, традиционная народная культура, профессиональное искусство, самодеятельное творчество, человеческий капитал и кадровый потенциал отрасли являются стратегическим ресурсом устойчивого социально-экономического развития региона и полноправным сектором экономики;

формирование комфортной культурной среды как важнейшего социального института создает условия для обеспечения гражданам равного доступа к культурным ценностям, гармоничному развитию и самореализации, росту благосостояния и качества жизни;

динамичное развитие отрасли, формирование инновационной культуры в отрасли и широкое вовлечение нематериальных активов культуры в процессы социальных, экономических, технологических и экологических перемен являются важными приоритетами территориального развития, повышения качества жизни, инвестиционной привлекательности и экспортного потенциала региона.

Раздел 1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ ЗА ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ ПЕРИОД


Вологодская область имеет развитую сеть учреждений культуры и искусства. По состоянию на 1 октября 2010 года на территории области работают 28 музеев (86 сетевых единиц), 5 театров, 6 концертных организаций, 655 библиотек, 49 учреждений художественного образования, 644 учреждения культурно-досугового типа, 78 учреждений кинообслуживания населения (киноустановок), 5 парков культуры и отдыха, 2 областных центра (научно-методический и информационно-аналитический), дирекция по реставрации и использованию памятников истории и культуры.

Реструктуризация государственного сектора, повышение эффективности расходов областного бюджета и внедрение критериев оценки эффективности расходов учреждений определили приоритеты деятельности учреждений культуры в финансовой сфере:

внедрение бюджетирования, ориентированного на результат;

переход к новым формам финансирования учреждений;

переход к новым организационно-правовым формам учреждений культуры.

Внедрение новых форм финансирования бюджетных услуг направлено на повышение ответственности поставщиков услуг, сосредоточение предоставления большего объема услуг у наиболее эффективных поставщиков, а в перспективе - на повышение конкурентоспособности предоставления услуг путем привлечения на рынок бюджетных услуг новых поставщиков, в том числе из частного сектора.

Новые формы финансирования бюджетных услуг предусматривают установление государственных и муниципальных заданий учреждениям культуры.

В 2010 году сформированы государственные задания на оказание услуг государственным учреждениям культуры области.

Муниципальными образованиями области ведется работа по установлению муниципальных заданий подведомственным учреждениям культуры.

Вместе с тем сохранение организационно-правовой формы бюджетных учреждений накладывает существенные ограничения на совершенствование модели предоставления бюджетных услуг, поэтому наряду с внедрением новых форм финансирования бюджетных услуг планируется внедрение новых организационно-правовых форм, позволяющих повысить гибкость и ответственность поставщиков бюджетных услуг, усилить стимулы к их ориентации на потребности населения.

В соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" типами государственных и муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.

В рамках реализации областной целевой программы "Реформирование региональных финансов Вологодской области" на 2008 - 2009 годы в 2009 году путем изменения типа государственного учреждения культуры создано автономное учреждение культуры Вологодской области "Вологодская областная государственная филармония им. В.А. Гаврилина". По состоянию на 1 октября 2010 года на территории Вологодской области создано 5 муниципальных автономных учреждений культуры.

На основании проведенного анализа возможности перевода государственных учреждений культуры в статус автономных учреждений определены организации для внедрения данной формы: ГУК "Вологодский ордена "Знак Почета" государственный драматический театр", ГУК "Дирекция по реставрации и использованию памятников истории и культуры в Вологодской области".

В регионе организована система мониторинга состояния дел в отрасли культуры, в том числе основных показателей деятельности учреждений культуры, необходимых для принятия управленческих решений.

Процессы информатизации затрагивают все сферы деятельности человека, в равной степени это относится к сфере культуры. Компьютеризация, оцифровка документов, в том числе редких краеведческих изданий, создание информационных ресурсов, перевод услуг в вид электронных интерактивных сервисов, предоставление доступа к ресурсам и услугам аудитории глобальной сети Интернет становятся важным условием развития учреждений культуры.

Необходимость повышения качества предоставления услуг, владения навыками поиска информации, знания современных методик, создания современного культурного продукта и внедрение информационных технологий предполагают наличие квалифицированных специалистов. В сфере культуры области работает свыше девяти тысяч человек. Одно из приоритетных направлений деятельности Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия области (далее - Департамент) - повышение квалификации специалистов отрасли. Департаментом учрежден конкурс профессионального мастерства среди работников культуры - Областной конкурс проектов в сфере культуры "Звездное кружево Севера".

Учреждениями культуры области осуществляется деятельность в рамках Соглашений Вологодской области (Правительства Вологодской области) об экономическом, научно-техническом, культурном сотрудничестве с регионами России и иностранных государств, а также органами власти иностранных государств.

В Вологодской области реализуются значимые международные проекты: театральный фестиваль "Голоса истории", фестиваль молодого европейского кино "VOICES", театрально-концертный сезон "Лето в Кремле", музыкальный Гаврилинский фестиваль, Губернаторский международный юношеский конкурс имени В. Гаврилина. В 2011 году впервые состоялся Международный фестиваль кружева.

Новыми и перспективными инструментами развития территории являются формирование кластеров культурных индустрий и туризма, а также продвижение территории через культурные бренды. Развитие творческих кластеров стимулирует государственно-частное партнерство.

Важной составляющей деятельности учреждений культуры на сегодняшний день является работа с молодежной аудиторией. Привлечению молодежи способствует проведение культурно-спортивных мероприятий, а также внедрение в деятельность учреждений информационных технологий и создание информационных ресурсов культуры.

В Вологодской области действуют региональные отделения Общероссийской общественной организации "Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)", Всероссийской организации "Союз композиторов России", Всероссийской творческой общественной организации "Союз художников России", Общероссийской общественной организации "Союз писателей России".

Среди основных проблем, препятствующих организации деятельности по развитию культуры, можно выделить:

1. Недостаточный уровень материально-технической базы учреждений культуры.

2. Низкий уровень заработной платы работников отрасли.

Негативное влияние на развитие культуры оказывают следующие факторы социокультурной ситуации:

усиление социальной напряженности, вызванной проблемами занятости населения;

снижение социального статуса жителей села, неуверенность сельского населения в завтрашнем дне;

снижение уровня физической и психической культуры населения, вызванное алкоголизацией, наркоманией, синдромом хронической усталости и т.п.;

увеличение в структуре населения доли социально не защищенных групп.

До 2009 года отмечалось увеличение расходов на культуру в консолидированном бюджете области (в 2008 году - 2183.6 млн. рублей; рост к уровню 2005 года составил 83%).

Вследствие влияния мирового финансово-экономического кризиса в 2009 году уровень расходов на культуру в консолидированном бюджете области сократился по сравнению с 2008 годом на 18% и составил 1788.6 млн. рублей.

Доля отрасли "Культура" в консолидированном бюджете области сократилась с 4.32% в 2008 году до 3.84% в 2009 году.

В последние годы наблюдается увеличение доли первоочередных расходов в консолидированном бюджете отрасли "Культура": с 55% в 2007 году до 73% в 2009 году. Большую часть первоочередных расходов составляет заработная плата - порядка 90%. Несмотря на рост заработной платы работников культуры, ее уровень остается ниже уровня оплаты труда работников других отраслей социальной сферы. Из-за низкого уровня заработной платы работников сфера культуры становится все менее привлекательной для профессиональной деятельности. Понижение престижа профессии является основной причиной оттока квалифицированных кадров в иные сферы деятельности.

Высокая доля первоочередных расходов влечет за собой недостаточное финансирование развития учреждений культуры, в том числе творческих проектов, укрепления материально-технической базы (замена изношенного оборудования и музыкального инструментария, приобретение современной организационной техники и специализированного технического оборудования), реконструкции и текущего ремонта помещений. На капитальный ремонт зданий муниципальных учреждений культуры с 2007 по 2009 год было направлено 52 млн. рублей: в 2007 году - 34 млн. рублей, в 2008 году - 13 млн. рублей, в 2009 году - 5 млн. рублей.

Таблица 1

Статистические данные, характеризующие динамику развития культуры за предшествующий период

Показатель

Ед. изм.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Консолидированный бюджет отрасли культуры

млн. руб.

1338.9

1832.8

2183.6

1788.6

1996.2

Доля отрасли "Культура" в консолидированном бюджете Вологодской области

%

3.2

4.2

4.3

3.8

3.8

Среднемесячная заработная плата работников отрасли культуры

руб./чел.

5215

6338

8082

8533

8987

Отношение среднемесячной заработной платы работников культуры к среднемесячной заработной плате работников, занятых в сфере экономики региона

%

48.9

49.1

50.2

51.5

48.5

Удельный вес населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) учреждениями культуры

%

392.3

379.1

374.0

367.9

383.1

Количество экземпляров новых поступлений в библиотечные фонды общедоступных библиотек на 1 тыс. человек населения

экз./1 тыс. чел.

224

257

348

288

257

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»