ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 сентября 2012 года N 1052

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2017 ГОДЫ

(в редакции постановления Правительства Вологодской области от 27.07.2015 N 628)


Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" Правительство области постановляет:

1. Одобрить прилагаемую Стратегию действий в интересах детей в Вологодской области на 2012 - 2017 годы.

2. Департаменту социальной защиты населения области (Л.В. Каманина) принять меры по реализации Стратегии действий в интересах детей в Вологодской области на 2012 - 2017 годы.

3. Полномочия по координации деятельности органов исполнительной государственной власти области по реализации Стратегии действий в интересах детей в Вологодской области на 2012 - 2017 годы возложить на Областной координационный совет по охране семьи, материнства, отцовства и детства, действующий в соответствии с постановлением Правительства области от 25 мая 2015 года N 321 "Об Областном координационном совете по охране семьи, материнства, отцовства и детства".

(п. 3 в ред. постановления Правительства Вологодской области от 27.07.2015 N 628)

4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области руководствоваться положениями Стратегии действий в интересах детей в Вологодской области на 2012 - 2017 годы при осуществлении деятельности, направленной на поддержку и защиту прав и законных интересов детей.

5. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области О.А. Васильева.

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 27.07.2015 N 628)

Справку о выполнении постановления представить к 1 мая 2018 года.

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 27.07.2015 N 628)

6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Губернатор области
О.А.КУВШИННИКОВ






Одобрена
Постановлением
Правительства области
от 7 сентября 2012 года N 1052
(приложение)

СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2017 ГОДЫ

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 27.07.2015 N 628)


I. Введение


Согласно Всеобщей декларации прав человека дети имеют право на особую заботу и помощь. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства. Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила свою приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей.

В Российской Федерации Национальный план действий в интересах детей был принят в 1995 году, и рассчитан он был на период до 2000 года. В рамках очередного этапа социально-экономического развития страны актуальной является реализация Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы.

Стратегия действий в интересах детей в Вологодской области на 2012 - 2017 годы (далее - Стратегия) разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".

Главная цель Стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей Вологодской области и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.

Обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных приоритетных направлений социальной политики Вологодской области.

За последнее десятилетие в Вологодской области принят ряд важнейших законодательных актов, направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз осуществлению прав детей, направленных на улучшение положения семей с детьми, в том числе на охрану их здоровья:

законом области от 16 марта 2015 года N 3602-ОЗ "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области" (с последующими изменениями) закреплены меры социальной поддержки семей с детьми, в том числе малоимущих семей, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены основные гарантии прав детей на отдых и оздоровление;

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 27.07.2015 N 628)

законом области от 17 июля 2013 года N 3140-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в целях реализации права на образование" (с последующими изменениями) школьникам из многодетных семей в течение учебного года через образовательные учреждения предусмотрена выплата ежемесячной компенсации на проезд на внутригородском транспорте (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий, а также выплата компенсации один раз в два года на каждого школьника из многодетной семьи на приобретение комплекта детской одежды, спортивной формы для посещения школьных занятий;

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 27.07.2015 N 628)

законом области от 1 марта 2005 года N 1236-ОЗ "О государственной социальной помощи в Вологодской области" (с последующими изменениями) малоимущим семьям, среднедушевой доход которых по независящим от них причинам ниже величины прожиточного минимума, установленного в области, а также семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, предусмотрена государственная социальная помощь в виде единовременной материальной помощи, ежемесячного или ежеквартального социальных пособий, натуральной помощи, размер и вид которой определяется с учетом нуждаемости.

Увеличился объем финансирования социальных расходов из областного бюджета, приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми (региональный материнский капитал, ежемесячное пособие на третьего и последующего ребенка (от полутора до трех лет).

Решение проблем детства нашло свое отражение в реализации межведомственных планов, сформированных в Вологодской области при отработке направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стало участие области в реализации приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", федеральных государственных образовательных стандартов, Концепции Российской национальной системы выявления и развития молодых талантов. Создана Служба Уполномоченного по правам ребенка. Вологодская область приняла активное участие в широкомасштабной общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми. В области с октября 2010 года работает детский телефон доверия с единым общероссийским номером. В 2012 году Вологодская область приняла активное участие во Всероссийской акции "Добровольцы - детям", направленной на всестороннюю поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов. Одним из приоритетных направлений социальной политики Вологодской области является организация отдыха, оздоровления и занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения.

Продолжается сокращение численности детского населения, у значительной части детей дошкольного возраста и обучающихся в образовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения.

Низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании: почти четверть преступлений совершается несовершеннолетними в состоянии опьянения.

В самом уязвимом положении находятся дети в возрасте от полутора до трех лет, дети из многодетных и неполных семей и дети безработных родителей.

Более 50% детей, проживающих в области, имеют ослабленное здоровье и состоят на диспансерном учете. Одной из причин ухудшения здоровья детей является недостаточная эффективность профилактических, коррекционных, спортивных и физкультурно-массовых мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.

Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства, возникающие новые вызовы, интересы будущего страны и ее безопасности настоятельно требуют от органов исполнительной государственной власти области, органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.

Используемый программно-целевой метод обеспечивает достаточно высокий уровень межведомственной координации, является действенным инструментом реализации мер по улучшению положения детей и семей с детьми, именно поэтому в настоящее время в Вологодской области реализуются государственные программы, которыми предусмотрены мероприятия по поддержке семей и детей: "Развитие образования Вологодской области на 2013 - 2017 годы" (постановление Правительства области от 22 октября 2012 года N 1243) - направлена на создание благоприятных условий для поиска, поддержки, сопровождения талантливых детей, развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение качественных условий обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствующих их успешной интеграции в общество, создание системы дистанционного обучения детей-инвалидов; "Обеспечение населения Вологодской области доступным жильем и формирование комфортной среды проживания на 2014 - 2020 годы" (постановление Правительства области от 28 октября 2013 года N 1105); "О Комплексе мер по модернизации системы общего образования в Вологодской области" (постановление Правительства области от 17 февраля 2012 года N 137); "Профилактика преступлений и иных правонарушений в Вологодской области на 2009 - 2012 годы" (постановление Правительства области от 9 сентября 2008 года) и "Комплексные меры по противодействию незаконному обороту наркотиков и снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией, профилактике алкоголизма и наркомании на 2010 - 2012 годы" (постановление Правительства области от 31 августа 2009 года N 1329) - направлены на профилактику безнадзорности несовершеннолетних, насилия в семье и активизацию борьбы с алкоголизмом, наркоманией и другим деструктивными формами поведения у населения области; "Социальная поддержка граждан в Вологодской области на 2014 - 2018 годы" (постановление Правительства области от 28 октября 2013 года N 1098) - направлена на поддержку и развитие системы детского отдыха в области, оздоровление детского населения, профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на создание доступной среды, на социально-медицинскую, трудовую реабилитацию и обучение детей-инвалидов основам рабочих профессий, а также создание условий для самостоятельного проживания детей-инвалидов по достижении 18-летнего возраста; "Сохранение и развитие культурного потенциала, развитие туристского кластера и архивного дела Вологодской области от 2015 - 2020 годы" (постановление Правительства области от 27 октября 2014 года N 961), которой предусмотрено поощрение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (участников творческих, спортивных областных, региональных, финальных конкурсов, фестивалей, олимпиад и программ), воспитание у подрастающего поколения чувства любви и уважения к национальной культуре и традициям русского севера; "Организация допризывной подготовки граждан Вологодской области на 2011 - 2013 годы" (постановление Правительства области от 23 декабря 2009 года N 2038) - направлена на укрепление физического и психологического здоровья молодежи области и подготовку к прохождению срочной военной службы; "Формирование здорового образа жизни населения области на 2009 - 2012 годы" (постановление Правительства области от 14 сентября 2009 года N 1401) - предусматривает мероприятия по профилактике болезней и укреплению здоровья населения области; долгосрочная целевая программа "Развитие образования в сфере культуры и искусства в Вологодской области на 2011 - 2013 годы" (постановление Правительства области от 2 ноября 2009 года N 1670), "Комплексные мероприятия, направленные на улучшение ситуации в учреждениях культуры Вологодской области, непосредственно работающих с детьми" на 2012 - 2014 годы (постановление Правительства области от 13 июня 2012 года N 639) - направлены на улучшение ситуации в учреждениях культуры и искусства, работающих с детьми, повышение качества и расширение спектра услуг, а также увеличение охвата детского населения услугами учреждений культуры и искусства; "Дорога к дому" на 2009 - 2012 годы (постановление Правительства области от 3 июля 2009 года N 1025) - направлена на профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства, в ее основе - 28 социальных проектов, охватывающих основные зоны детской проблематики: профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей; устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи; поддержка молодых семей, беременных женщин и семей с детьми-инвалидами.

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 27.07.2015 N 628)

Несмотря на комплекс проводимых мероприятий, количество семей, входящих в группу социального риска, нуждающихся в оказании срочной помощи в кризисных ситуациях, включая экстренную психологическую помощь, остается высоким (2011 год - около 1.5 тыс. семей, в них более 2.5 тыс. детей).

Решение первоочередных проблем детей и семей с детьми осуществляется на основе взаимодействия органов исполнительной государственной власти области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений.

1. Основные проблемы в сфере детства


Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка.

Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях.

Распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей.

Низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства.

Социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении).

Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей.

Отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.

2. Ключевые принципы Стратегии


2.1. Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. В Вологодской области должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а при необходимости - приниматься меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

2.2. Защита прав каждого ребенка. В Вологодской области должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств.

2.3. Максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В Вологодской области должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности.

2.4. Сбережение здоровья каждого ребенка. В Вологодской области должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях.

2.5. Технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка и реализуемые при поддержке государства. В Вологодской области необходимо шире внедрять эффективные технологии социальной работы, предполагающие опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, поиск нестандартных экономических решений.

2.6. Особое внимание уязвимым категориям детей. В Вологодской области во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество.

2.7. Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей. В Вологодской области формирование и реализация политики в области детства должны основываться на использовании последних достижений науки, современных технологий, в том числе в социальной сфере. Необходимо обеспечить условия для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями.

2.8. Партнерство во имя ребенка. В Вологодской области политика в области детства должна опираться на технологии социального партнерства, общественно-профессиональную экспертизу, реализовываться с участием бизнес-сообщества посредством привлечения общественных организаций и международных партнеров к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей. Необходимо принимать меры, направленные на формирование открытого рынка социальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей.

2.9. Расширение возможности доступа к культурным ценностям. В Вологодской области необходимо сохранять и развивать сеть учреждений культуры, непосредственно работающих с детьми, создавать условия для выявления и поддержки одаренных детей, развивать новые формы работы учреждений культуры и искусства с детьми и семьями с детьми.

Стратегия разработана на период до 2017 года и призвана обеспечить достижение существующих международных и российских стандартов в области прав ребенка, формирование единого подхода органов законодательной и исполнительной власти области, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства.

Стратегия разработана с учетом Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012 - 2015 годы, которая включает следующие основные цели: способствование появлению дружественных к ребенку услуг и систем; искоренение всех форм насилия в отношении детей; гарантирование прав детей в ситуациях, когда дети особо уязвимы.

Реализацию Стратегии предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям: семейная политика детствосбережения; доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей; здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия; дети - участники реализации Стратегии.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»