(с изменениями на 4 апреля 2024 года)
(в ред. Постановлений правительства Тульской области от 25.02.2014 N 80, от 03.12.2014 N 627, от 27.08.2015 N 399, от 28.12.2015 N 621, от 20.10.2016 N 460, от 30.12.2016 N 665, от 06.07.2017 N 282, от 29.12.2017 N 648, от 18.05.2018 N 192, от 07.03.2019 N 78, от 11.04.2019 N 137, от 14.08.2020 N 471, от 21.12.2020 N 790, от 30.12.2021 N 901, от 31.05.2022 N 357, от 15.07.2022 N 453, от 07.03.2024 N 104, от 04.04.2024 N 156)
В соответствии с Постановлением правительства Тульской области от 27.12.2012 N 771 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Тульской области", на основании статьи 46 Устава (Основного Закона) Тульской области правительство Тульской области постановляет:
(в ред. Постановлений правительства Тульской области от 27.08.2015 N 399, от 15.07.2022 N 453)
1. Утвердить государственную программу Тульской области "Энергоэффективность Тульской области" (приложение N 1).
(в ред. Постановления правительства Тульской области от 31.05.2022 N 357)
2. Утвердить состав управляющего совета государственной программы Тульской области "Энергоэффективность Тульской области" по должностям (приложение N 2).
(п. 2 введен Постановлением правительства Тульской области от 31.05.2022 N 357)
3. Признать утратившим силу Постановление правительства Тульской области от 24.12.2012 N 750 "Об утверждении государственной программы Тульской области "Энергоэффективность Тульской области".
4. Управлению пресс-службы Правительства Тульской области опубликовать Постановление в средствах массовой информации.
(в ред. Постановления Правительства Тульской области от 15.07.2022 N 453)
5. Постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.
Первый заместитель губернатора
Тульской области - председатель
правительства Тульской области
Ю.М.АНДРИАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ"
(в ред. Постановлений правительства Тульской области от 31.05.2022 N 357, от 15.07.2022 N 453, от 07.03.2024 N 104)
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности являются важными условиями развития экономики и ее перехода к модели экологически устойчивого развития. Повышение энергоэффективности и технологическое обновление производства обеспечивают существенную экономию энергоресурсов и, как следствие, способствуют повышению конкурентоспособности экономики.
Ускоренное развитие информационных и телекоммуникационных технологий приводит к темпам роста энергопотребления в непроизводственных отраслях, таких как развитие информационных технологий, значительно опережающим средние темпы роста энергопотребления, что дополнительно повышает актуальность вопросов энергосбережения и энергетической эффективности.
С целью повышения эффективности использования энергетических ресурсов в Тульской области с 2014 года реализуется государственная программа "Энергоэффективность Тульской области".
В результате реализации государственной программы:
снизилась удельная энергоемкость валового регионального продукта;
снизились удельные расходы природного газа, горячей и холодной воды, тепловой и электрической энергии на снабжение бюджетных учреждений Тульской области;
снизился удельный расход тепловой энергии в многоквартирных домах;
увеличилось количество образовательных организаций Тульской области, оснащенных автоматизированными системами учета энергоресурсов.
Проблематика энергосбережения и повышения энергетической эффективности носит долгосрочный характер в связи с необходимостью замены и модернизации значительной части производственной, инженерной и социальной инфраструктуры и ее развития на новой технологической базе.
Основными проблемами в отраслях топливно-энергетического комплекса Тульской области являются:
1) высокая доля изношенного оборудования;
2) высокая энергоемкость производства;
3) недостаточная степень развития инновационной сферы;
4) низкий уровень автоматизации технологических процессов.
Суммарный потенциал энергосбережения Тульской области оценивается в 2500 тыс. тонн условного топлива или более 20% от совокупного потребления топливно-энергетических ресурсов в области. На долю топлива приходится 51% (или 1265 тыс. тонн условного топлива этого потенциала, на электроэнергию - 27% (1518 млрд. кВт.ч) и на тепло - 22% (3847 тыс. Гкал). При этом в электроэнергетике и теплоснабжении сосредоточен 51% потенциала энергосбережения области, в промышленности - 31%, в коммунально-бытовом секторе - 18%.
В электроэнергетике и теплоснабжении основной резерв экономии (80%) сосредоточен в сфере производства (приближение удельного расхода топлива к нормативным уровням). На долю транспортировки электроэнергии и тепла приходится 20% потенциальной экономии топливно-энергетических ресурсов.
В промышленности подавляющая часть потенциала энергосбережения (83%) сосредоточена в двух отраслевых комплексах - металлурго-машиностроительном и нефтехимическом-агрохимическом.
В коммунально-бытовом секторе области потенциал энергосбережения на 65% состоит из экономии электроэнергии и 35% тепла. Что касается потенциала экономии электроэнергии, то он примерно поровну распределен между населением и общественным сектором. В структуре потенциала экономии тепла важнейшими мероприятиями являются установка современных стеклопакетов (обеспечивает 42% потенциала экономии), установка счетчиков и качественной аппаратуры на отопление и горячее водоснабжение (38%), ручная и автоматическая регулировка температуры в помещениях (17%), утепление полов, стен, перекрытий (3%).
Большинство объектов теплоснабжения имеют сверхнормативный износ и нуждаются в модернизации и реконструкции. Средний износ системы теплоснабжения в целом - 51,42%, в том числе по тепловым сетям - 50,02%.
В связи с тем, что расходы на отопление и горячее водоснабжение составляют около половины платежа населения за коммунальные услуги, особенно актуальным в настоящее время является обеспечение эффективности теплоснабжения.
Таким образом, имеется значительный потенциал развития сферы энергосбережения в Тульской области.
Развитие рынка газомоторного топлива является сегодня задачей государственной важности, от решения которой зависит рост конкурентоспособности экономики, развитие транспортной, жилищно-коммунальной и других инфраструктур нашей страны.
На текущий момент на территории Тульской области 10 действующих автоматизированных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС).
Согласно соглашению N 022-09-2022-070 от 24.12.2021, заключенному правительством Тульской области с Министерством энергетики Российской Федерации, к 2024 году в Тульской области должно действовать 22 АГНКС.
В 2020 - 2021 годах на территории Тульской области было переоборудовано 777 транспортных средств на использование природного газа (метана) в качестве моторного топлива.
Переоборудование транспорта на природный газ (метан) оказывает благоприятное воздействие на окружающую среду. На сегодняшний день это наиболее экологически чистый и безопасный вид моторного топлива.
Целевые показатели реализации мероприятий по развитию рынка газомоторного топлива утверждены распоряжением правительства Тульской области от 25.12.2019 N 967-р "Об утверждении перечня мероприятий по развитию заправочной инфраструктуры компримированного природного газа и поддержке переоборудования существующей автомобильной техники, включая общественный транспорт и коммунальную технику, для использования природного газа в качестве топлива в Тульской области".
Приоритеты и цели региональной политики в сфере энергосбережения определены:
Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;
Планом действий правительства Тульской области по реализации Основных направлений деятельности правительства Тульской области на период до 2026 года, утвержденным распоряжением правительства Тульской области от 14.10.2016 N 867-р;
ежегодными посланиями Губернатора Тульской области.
Реализация государственной программы будет направлена на:
снижение потерь при передаче энергоресурсов;
снижение потребления энергоресурсов в организациях с участием государства или муниципального образования и повышение энергетической эффективности этих организаций;