В соответствии со статьей 48 Устава (Основного Закона) Тульской области правительство Тульской области постановляет:
1. Внести в Постановление правительства Тульской области от 22.10.2013 N 565 "Об утверждении государственной программы Тульской области "Энергоэффективность Тульской области" следующие изменения и дополнения:
1) в пункте 1 Постановления текст "(приложение)" заменить текстом "(приложение N 1)";
2) Постановление дополнить пунктом 2 следующего содержания:
"2. Утвердить состав управляющего совета государственной программы Тульской области "Энергоэффективность Тульской области" по должностям (приложение N 2).", соответственно изменив нумерацию пунктов;
3) приложение к Постановлению изложить в новой редакции (приложение N 1);
4) Постановление дополнить приложением N 2 (приложение N 2).
2. Постановление вступает в силу со дня официального опубликования.
Первый заместитель Губернатора
Тульской области - председатель
правительства Тульской области
В.В.ШЕРИН
Приложение N 1
к Постановлению правительства
Тульской области
от 22.10.2013 N 565
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ"
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности являются важными условиями развития экономики и ее перехода к модели экологически устойчивого развития. Повышение энергоэффективности и технологическое обновление производства обеспечивают существенную экономию энергоресурсов и, как следствие, способствуют повышению конкурентоспособности экономики.
Ускоренное развитие информационных и телекоммуникационных технологий приводит к темпам роста энергопотребления в непроизводственных отраслях, таких как развитие информационных технологий, значительно опережающим средние темпы роста энергопотребления, что дополнительно повышает актуальность вопросов энергосбережения и энергетической эффективности.
С целью повышения эффективности использования энергетических ресурсов в Тульской области с 2014 года реализуется государственная программа "Энергоэффективность Тульской области".
В результате реализации государственной программы:
снизилась удельная энергоемкость валового регионального продукта;
снизились удельные расходы природного газа, горячей и холодной воды, тепловой и электрической энергии на снабжение бюджетных учреждений Тульской области;
снизился удельный расход тепловой энергии в многоквартирных домах;
увеличилось количество образовательных организаций Тульской области, оснащенных автоматизированными системами учета энергоресурсов.
Проблематика энергосбережения и повышения энергетической эффективности носит долгосрочный характер в связи с необходимостью замены и модернизации значительной части производственной, инженерной и социальной инфраструктуры и ее развития на новой технологической базе.
Основными проблемами в отраслях топливно-энергетического комплекса Тульской области являются:
1) высокая доля изношенного оборудования;
2) высокая энергоемкость производства;
3) недостаточная степень развития инновационной сферы;
4) низкий уровень автоматизации технологических процессов.
Суммарный потенциал энергосбережения Тульской области оценивается в 2500 тыс. тонн условного топлива или более 20% от совокупного потребления топливно-энергетических ресурсов в области. На долю топлива приходится 51% (или 1265 тыс. тонн условного топлива этого потенциала, на электроэнергию - 27% (1518 млрд. кВт.ч) и на тепло - 22% (3847 тыс. Гкал). При этом в электроэнергетике и теплоснабжении сосредоточено 51% потенциала энергосбережения области, в промышленности - 31%, в коммунально-бытовом секторе - 18%.
В электроэнергетике и теплоснабжении основной резерв экономии (80%) сосредоточен в сфере производства (приближение удельного расхода топлива к нормативным уровням). На долю транспортировки электроэнергии и тепла приходится 20% потенциальной экономии топливно-энергетических ресурсов.
В промышленности подавляющая часть потенциала энергосбережения (83%) сосредоточена в двух отраслевых комплексах - металлурго-машиностроительном и нефтехимическом-агрохимическом.
В коммунально-бытовом секторе области потенциал энергосбережения на 65% состоит из экономии электроэнергии и 35% тепла. Что касается потенциала экономии электроэнергии, то он примерно поровну распределен между населением и общественным сектором. В структуре потенциала экономии тепла важнейшими мероприятиями являются установка современных стеклопакетов (обеспечивает 42% потенциала экономии), установка счетчиков и качественной аппаратуры на отопление и горячее водоснабжение (38%), ручная и автоматическая регулировка температуры в помещениях (17%), утепление полов, стен, перекрытий (3%).
Большинство объектов теплоснабжения имеют сверхнормативный износ и нуждаются в модернизации и реконструкции. Средний износ системы теплоснабжения в целом 51,42%, в том числе по тепловым сетям - 50,02%.
В связи с тем, что расходы на отопление и горячее водоснабжение составляют около половины платежа населения за коммунальные услуги, особенно актуальным в настоящее время является обеспечение эффективности теплоснабжения.
Таким образом, имеется значительный потенциал развития сферы энергосбережения в Тульской области.
Развитие рынка газомоторного топлива является сегодня задачей государственной важности, от решения которой зависит рост конкурентоспособности экономики, развитие транспортной, жилищно-коммунальной и другой инфраструктуры нашей страны.
На текущий момент на территории Тульской области 10 действующих автоматизированных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС).
Согласно соглашению N 022-09-2022-070 от 24.12.2021, заключенному правительством Тульской области с Министерством энергетики Российской Федерации, к 2024 году в Тульской области должно действовать 22 АГНКС.
В 2020 - 2021 годах на территории Тульской области было переоборудовано 777 транспортных средств на использование природного газа (метана) в качестве моторного топлива.
Переоборудование транспорта на природный газ (метан) оказывает благоприятное воздействие на окружающую среду. На сегодняшний день это наиболее экологический чистый и безопасный вид моторного топлива.
Целевые показатели реализации мероприятий по развитию рынка газомоторного топлива утверждены распоряжением правительства Тульской области от 25.12.2019 N 967-р "Об утверждении перечня мероприятий по развитию заправочной инфраструктуры компримированного природного газа и поддержке переоборудования существующей автомобильной техники, включая общественный транспорт и коммунальную технику, для использования природного газа в качестве топлива в Тульской области".
Приоритеты и цели региональной политики в сфере энергосбережения определены:
Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;
Планом действий правительства Тульской области по реализации Основных направлений деятельности правительства Тульской области на период до 2026 года, утвержденным распоряжением правительства Тульской области от 14.10.2016 N 867-р;
ежегодными посланиями Губернатора Тульской области.
Реализация государственной программы будет направлена на:
снижение потерь при передаче энергоресурсов;
снижение потребления энергоресурсов в организациях с участием государства или муниципального образования и повышение энергетической эффективности этих организаций;
снижение потребления энергоресурсов в жилищном фонде, в том числе с помощью энергоэффективного капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
выявление и организация управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов;
стимулирование производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов;
проведение мероприятий по энергосбережению, повышению энергетической эффективности и сокращению потерь энергетических ресурсов;
увеличение количества случаев использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии;