ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июля 2013 года N 339
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ "ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ, РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ НА 2013 - 2020 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2019 года на основании Постановления Правительства Республики Калмыкия от 05.12.2018 N 369.
____________________________________________________________________
(в редакции Постановлений Правительства Республики Калмыкия от 08.07.2015 N 252, от 01.08.2016 N 258, от 09.01.2017 N 6, от 08.02.2017 N 53, от 10.05.2017 N 151, от 23.10.2017 N 369, от 15.06.2018 N 184)
Во исполнение постановления Правительства Республики Калмыкия от 3 апреля 2012 года N 86 "Об утверждении перечня государственных программ Республики Калмыкия" Правительство Республики Калмыкия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, развитие инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса Республики Калмыкия на 2013 - 2020 годы" (далее - Государственная Программа).
(в ред. Постановления Правительства Республики Калмыкия от 08.07.2015 N 252)
2. Определить ответственным исполнителем Государственной программы Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия.
3. Министерству жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия принять комплексный план действий по реализации Государственной программы на среднесрочную перспективу.
Председатель Правительства
Республики Калмыкия
И.ЗОТОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ, РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ НА 2013 - 2020 ГОДЫ"
(в ред. Постановлений Правительства Республики Калмыкия от 01.08.2016 N 258, от 09.01.2017 N 6, от 08.02.2017 N 53, от 10.05.2017 N 151, от 23.10.2017 N 369, от 15.06.2018 N 184)
Ответственный исполнитель Государственной программы | Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Калмыкия |
Соисполнители программы | |
Участники программы | Инспекция государственного жилищного надзора Республики Калмыкия. Министерство здравоохранения Республики Калмыкия; Министерство образования и науки Республики Калмыкия; Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия; Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия; Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Республики Калмыкия; ООО "Гидропромстрой"; подрядные организации; органы местного самоуправления; МУП "Элиставодоканал"; ОАО "Энергосервис", ОАО "МРСК Юга" - "Калмэнерго"; ОАО "Газпром". |
(в ред. Постановлений Правительства Республики Калмыкия от 01.08.2016 N 258, от 09.01.2017 N 6) | |
Подпрограммы программы | 1. "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Республики Калмыкия"; 2. "Локальное водоснабжение"; 3. "Доступность хозяйственно-питьевого водоснабжения"; 4. "Капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Калмыкия"; 5. "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Калмыкия"; 6. "Обеспечение реализации государственной программы"; 7. "Газификация населенных пунктов Республики Калмыкия"; 8. "Осуществление лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Калмыкия, лицензионного контроля и жилищного надзора"; 9. "Усиление антитеррористической защищенности объектов водоснабжения и водоотведения на территории Республики Калмыкия"; 10. "Формирование современной городской среды в Республике Калмыкия". |
(в ред. Постановлений Правительства Республики Калмыкия от 01.08.2016 N 258, от 09.01.2017 N 6, от 08.02.2017 N 53, от 23.10.2017 N 369) | |
Программно-целевые инструменты | Региональная программа "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Калмыкия, на 2014 - 2044 годы", утвержденная постановлением Правительства Республики Калмыкия от 30 декабря 2013 г. N 605; Республиканская адресная программа "Переселение граждан, проживающих на территории Республики Калмыкия, из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2017 гг.", утвержденная постановлением Правительства Республики Калмыкия от 30 апреля 2013 г. N 212. |
(в ред. Постановления Правительства Республики Калмыкия от 15.06.2018 N 184) | |
Цели программы | Повышение качества жилищно-коммунальных услуг на Государственной основе самоокупаемости, энергоэффективности и надежности программы функционирования систем жилищно-коммунального комплекса для удовлетворения потребностей населения в жилищно-коммунальных услугах в соответствии с установленными нормативами и стандартами. |
Задачи программы | Повышение доступности и качества жилищно-коммунальных услуг на местном уровне путем строительства и реконструкции объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры на территории муниципальных образований Республики Калмыкия; повышение эффективности, качества и надежности поставки коммунальных ресурсов, в том числе путем привлечения долгосрочных частных инвестиций; создание условий для увеличения объема капитального ремонта жилищного фонда для повышения его комфортности и энергоэффективности; расселение аварийного жилищного фонда; повышение энергоэффективности и энергосбережения, стимулирование рационального потребления коммунальных услуг населением. |
Целевые индикаторы и показатели программы | Доля общей площади капитально отремонтированных многоквартирных домов в общей площади многоквартирных домов, построенных до 2013 года; Доля общей площади расселенного аварийного жилищного фонда от общей площади жилищного фонда, признанного аварийным по состоянию на 01.01.2012; Доля муниципальных образований имеющих паспорта готовности к отопительному периоду от общего количества муниципальных образований; Доля предприятий тепло-, электроснабжения имеющих паспорта готовности к отопительному периоду от общего количества предприятий тепло-, электроснабжения; Доля обследованного жилищного фонда (в % от общего объема жилищного фонда). |
Этапы и сроки реализации программы | Мероприятия Государственной программы будут реализованы в один этап с 2013 года по 2020 год. |
Объемы бюджетных ассигнований Программы | Всего: 7 177 230,9 тыс. рублей, из них: |
(позиция в ред. Постановления Правительства Республики Калмыкия от 15.06.2018 N 184) | |
Ожидаемые результаты реализации программы | Реализация Государственной подпрограммы позволит: повысить удовлетворенность населения Республики Калмыкия уровнем жилищно-коммунального обслуживания, в том числе на уровне сельских (городских) муниципальных образований; снизить уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры и потерь при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов на территории Республики Калмыкия; повысить эффективность использования топливно-энергетических ресурсов в Республике Калмыкия, в том числе снизить потребление энергоресурсов, обеспечить их экономию. |
Государственная программа "Повышение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, развитие инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса Республики Калмыкия на 2013 - 2020 годы" (далее - Государственная программа) разработана в соответствии с Государственной программой Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 323, Государственной программой Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 321.
Государственная программа включает в себя комплекс мероприятий, направленных на модернизацию жилищно-коммунального комплекса, повышение надежности работы инфраструктуры жизнеобеспечения населенных пунктов, обеспечение комфортных и безопасных условий проживания граждан, применение энергосберегающих технологий в бюджетной сфере, экономическую устойчивость деятельности предприятий, оказывающих коммунальные услуги.
Государственная программа предусматривает строительство и реконструкцию объектов инженерной инфраструктуры, улучшение технического состояния жилищного фонда, укрепление материально-технической базы предприятий жилищно-коммунального хозяйства, внедрение ресурсосберегающих технологий для обеспечения надежного и устойчивого обслуживания потребителей Республики Калмыкия.
При реализации Государственной программы будут проводиться мероприятия по сохранению и повышению качества "имущества", находящегося в управлении организаций, предоставляющих жилищные и коммунальные услуги, повышению эффективности деятельности данных предприятий, созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций и финансового оздоровления в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Улучшение жилищных условий и повышение качества услуг жилищно-коммунального хозяйства - важные факторы, определяющие уровень жизни населения.
Основная проблема - некачественные услуги, главным образом обусловлена сохраняющимся ростом морально-технического износа жилищного фонда и объектов коммунальной инфраструктуры и энергетики, что приводит к превышению темпов старения жилищно-коммунального комплекса над темпами его реновации и модернизации.
В целях модернизации и повышения энергетической эффективности объектов жилищно-коммунального хозяйства необходимо принимать меры, направленные на повышение платежной дисциплины в жилищно-коммунальной сфере.
(абзац введен Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 01.08.2016 N 258)
Для решения данной задачи в рамках реализации Плана действий ("дорожной карты") по решению проблем жилищно-коммунального хозяйства Республики Калмыкия, утвержденного распоряжением Правительства Республики Калмыкия от 26 ноября 2013 года N 389-р, осуществляется мониторинг кредиторской задолженности за потребленные энергоресурсы.
(абзац введен Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 01.08.2016 N 258)
Жилищно-коммунальные услуги - важнейшая составляющая часть системы жизнеобеспечения населения, и достижение соответствующего качества предоставления услуг является важнейшей целью функционирования организации, входящей в систему жилищно-коммунального хозяйства.
Достижение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг должно сочетаться с оптимизацией затрат на их предоставление, что обусловлено монопольным положением организаций, действующих на рынке жилищно-коммунальных услуг.
Эффективная система качества должна удовлетворять запросы и ожидания потребителя и защищать интересы поставщика (исполнителя) услуги. Хорошо структурированная система качества является надежным средством в деле оптимизации затрат и управления качеством. Предоставление качественной услуги должно быть выгодно и способствовать сокращению рисков. Риски, в данном случае, связаны со здоровьем и безопасностью людей, штрафными санкциями за неудовлетворительное качество услуги, потерей репутации и, в конечном счете, потерей бизнеса.
Жилищно-коммунальная услуга должна отвечать следующим требованиям:
отвечать строго определенным потребностям заказчика (потребителя);
соответствовать действующим стандартам, техническим требованиям или условиям договора;
отвечать требованиям общества (требования, вытекающие из кодексов, законов, правил, инструкций, относящихся к защите окружающей среды, здоровью и безопасности населения);
должна предлагаться потребителю на основании экономически обоснованного тарифа;
должна быть выгодной для исполнителя и доступной для потребителя.
Для достижения поставленных целей необходимо держать под контролем все технические, административные, экономические и человеческие факторы, влияющие на качество жилищно-коммунальной услуги.
Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Калмыкия функционирует в условиях большой энергозатратности производства услуг при низком уровне доходов населения и при высокой жилищной обеспеченности на одного жителя - 23,1 кв. метра.
По состоянию на 1 января 2015 года на территории республики 54 организации осуществляли деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе:
организации, осуществляющие управление многоквартирными жилыми домами (далее - МКД) и обеспечивающие содержание и ремонт общего имущества МКД - 25;
организации коммунального комплекса, осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов - 29, в том числе: водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод - 12, электроснабжения - 3, теплоснабжения - 3, газоснабжения - 5, утилизации (захоронения ТБО) - 1 и 5 многоотраслевых предприятий.
Из общего количества коммунальных предприятий 23 имеют статус организаций частной формы собственности с долей участия в уставном капитале субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований не более 25%.
Такие организации осуществляют деятельность по оказанию коммунальных услуг, имея имущество на праве частной собственности и по договорам аренды муниципального имущества.
Большие потери происходят в процессе передачи электричества по российским электросетям - самым протяженным в мире (более 2 млн. км). Из-за высокой степени износа и медленной модернизации технологий только в сетях общего пользования они достигают 12%.
Решение существующих проблем в сфере ресурсопотребления и энергоэффективности требует пересмотра и реорганизации экономических и организационно-правовых механизмов, а также более интенсивного внедрения технологий эффективного использования энергии в системы жилищно-коммунального хозяйства.
Энергоэффективность и энергосбережение - это, прежде всего, бережное отношение к любой сфере и ее безвредное производство. Эффективное использование энергии позволит сохранить окружающую среду.
Управление энергоэффективностью выражается в уменьшении потребления ресурсов при выполнении объема работ: освещения и (или) обогрева заданной площади, водообеспечения. Для населения энергоэффективность означает уменьшение платежей за коммунальные услуги.
Среди различных видов безопасности для объектов водоснабжения и водоотведения приоритетными являются электрическая, техническая и антитеррористическая безопасность. Все они взаимосвязаны, и их обеспечение должно решаться согласно законодательным и нормативным актам Российской Федерации.
(абзац введен Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 01.08.2016 N 258)
Система безопасности составляет совокупность методов и технологических средств, реализующих мероприятия, направленные:
(абзац введен Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 01.08.2016 N 258)
на объект угрозы с целью ее снижения;
(абзац введен Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 01.08.2016 N 258)
на объекты защиты с целью повышения его безопасности;
(абзац введен Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 01.08.2016 N 258)
на среду между объектом угрозы и объектом защиты с целью задержания, замедления продвижения, ослабления последствий реализации угрозы.
(абзац введен Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 01.08.2016 N 258)
Также необходимо активное инвестирование денежных средств в область развития технологий эффективного использования энергии.
Благоустройство жилищного фонда Республики Калмыкия также недостаточно и не соответствует современным стандартам. По основным параметрам благоустройства жилья (кроме газификации) республика существенно отстает от средних показателей и России, и ЮФО.
Удельный вес площадей, оборудованных водопроводом, канализацией, ваннами, находится на уровне 35,9 - 44,5%, а горячим водоснабжением оборудовано всего 22% жилой площади. Центральным отоплением обеспечено 26% жилищного фонда. Только газом оборудован практически весь жилищный фонд в городской и сельской местностях - на 99,0%, это самый высокий показатель в ЮФО.
Обеспеченность услугами жилищно-коммунального хозяйства существенно варьирует по территории Республики Калмыкия. Лидерами благоустройства жилого фонда в 2015 году являются г. Элиста, Городовиковский, Черноземельский, Лаганский и Целинный районы. А в 5 районах республики (Яшалтинский, Сарпинский, Приютненский, Октябрьский и Малодербетовский) уровень потребления населением жилищно-коммунальных услуг характеризуется крайне низкими показателями. Наблюдается и общее резкое расслоение горожан и жителей сельской местности по доходам, обеспеченности базовой социальной инфраструктурой, в целом уровню и качеству жизни.
В республике фактическое водопотребление на одного человека в отдельных сельских районах составляет 20% от норматива, а в городах - не более 60%.
Существенным фактором, напрямую проецирующимся на уровень и качество жизни населения Республики Калмыкия, выступают сложные природно-климатические (и в целом - природно-экологические) условия, включая острую проблему вододефицитности.
Около 90% потребности воды обеспечиваются из сопредельных территорий: бассейнов рек Волги, Терека, Кумы, Кубани и Дона и подаются по водным трактам Ставропольского края, Сарпинской, Калмыцко-Астраханской, Черноземельской и Право-Егорлыкской оросительных систем Республики Калмыкия и групповыми водопроводами, причем основные водопотребители, и, прежде всего, население находятся от источников водоснабжения на расстоянии от 100 до 300 км. При этом все действующие водоводы характеризуются высокой степенью физического износа. Используемые на территории республики водные ресурсы по своим качественным параметрам не соответствуют действующим медико-биологическим нормам.
Одним из направлений развития жилищно-коммунального хозяйства является развитие конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда. С введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома возложена на собственников помещений - граждан. Однако, неудовлетворительное состояние многоквартирных домов не позволяет в полной мере реализовать обязанность собственников помещений по поддержанию в надлежащем состоянии общего имущества в таких домах, в том числе по проведению текущего и капитального ремонта многоквартирных домов.