____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2019 года на основании Постановления Правительства Республики Калмыкия от 07.12.2018 N 372.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 11 сентября 2018 года)
(в ред. Постановлений Правительства Республики Калмыкия от 25.12.2015 N 472, от 18.03.2014 N 100, от 24.05.2016 N 171, от 20.12.2016 N 426, от 18.01.2017 N 13, от 08.02.2017 N 34, от 27.04.2017 N 144, от 26.06.2017 N 219, от 30.08.2017 N 298, от 26.12.2017 N 466, от 17.04.2018 N 100, от 02.07.2018 N 205, от 11.09.2018 N 278)
В целях повышения доступности и качества медицинской помощи населению Республики Калмыкия, сохранения и улучшения здоровья, увеличения продолжительности жизни, снижения смертности по управляемым причинам, а также в соответствии с постановлением Правительства Республики Калмыкия от 13 декабря 2011 г. N 446 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Калмыкия", Правительство Республики Калмыкия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу "Развитие здравоохранения Республики Калмыкия на 2013 - 2020 годы" (далее - Государственная программа).
2. Определить ответственным исполнителем Государственной программы Министерство здравоохранения Республики Калмыкия.
(в ред. Постановления Правительства Республики Калмыкия от 02.04.2014 N 100)
3. Министерству экономики и торговли Республики Калмыкия и Министерству финансов Республики Калмыкия при формировании проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год и плановый период включать Государственную программу в перечень Государственных программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета, и уточнять ежегодно объем финансовых средств, выделяемых на ее реализацию.
4. Министерству здравоохранения Республики Калмыкия до 15 июля 2013 года разработать и принять комплексный план действий по реализации госпрограммы "Развитие здравоохранения Республики Калмыкия на 2013 - 2020 годы" на среднесрочную перспективу.
(в ред. Постановления Правительства Республики Калмыкия от 02.04.2014 N 100)
Председатель Правительства
Республики Калмыкия
И.ЗОТОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ НА 2013 - 2020 ГОДЫ"
(в ред. Постановлений Правительства Республики Калмыкия от 25.12.2015 N 472, от 24.05.2016 N 171, от 20.12.2016 N 426, от 18.01.2017 N 13, от 08.02.2017 N 34, от 27.04.2017 N 144, от 26.06.2017 N 219, от 30.08.2017 N 298, от 26.12.2017 N 466, от 17.04.2018 N 100, от 02.07.2018 N 205, от 11.09.2018 N 278)
Ответственный исполнитель Программы | Министерство здравоохранения Республики Калмыкия |
Соисполнители Программы | отсутствуют |
Участники Программы | Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, Министерство образования и науки Республики Калмыкия, Министерство спорта и молодежной политики Республики Калмыкия, Управление по развитию электронного правительства Республики Калмыкия, Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия Главное управление МЧС России по Республике Калмыкия, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Калмыкия, Министерство внутренних дел по Республике Калмыкия" |
(в ред. Постановлений Правительства Республики Калмыкия от 08.02.2017 N 34, от 26.12.2017 N 466) | |
Подпрограммы Программы | 1. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи; 2. Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации; 3. Охрана здоровья матери и ребенка; 4. Развитие медицинской реабилитации и паллиативной помощи, в том числе детям; 5. Организация оказания и обеспечения медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования; 6. Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях; 7. Кадровое обеспечение системы здравоохранения; 8. Информатизация здравоохранения; 9. Обеспечение реализации Государственной программы; 10. Повышение безопасности дорожного движения; 11. Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту |
Программно-целевые инструменты программы | отсутствуют |
Цель Программы | Повышение доступности и качества медицинской помощи населению Республики Калмыкия, сохранение и улучшение здоровья, увеличение продолжительности жизни, снижение смертности по управляемым причинам |
Задачи Программы | Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи; повышение эффективности оказания специализированной медицинской помощи, включая высокотехнологичную, а также скорой медицинской помощи; повышение уровня антитеррористической и противодиверсионной защищенности учреждений здравоохранения, укрепление противопожарной защиты объектов здравоохранения; повышение эффективности службы родовспоможения и детства; развитие медицинской реабилитации населения, обеспечение паллиативной медицинской помощью; оказание бесплатной медицинской помощи застрахованному населению медицинскими организациями всех форм собственности, участвующими в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования; совершенствование системы лекарственного обеспечения; обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами; совершенствование информационно-технологического обеспечения деятельности медицинских организаций республики; сокращение количества лиц, в том числе детей, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий; снижение больничной летальности пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий; повышение эффективности использования бюджетных средств; совершенствование системы оказания медицинской помощи наркологическим больным, профилактика употребления наркотических средств и психотропных веществ среди несовершеннолетних |
Целевые индикаторы и показатели Программы | Смертность от всех причин (случаев на 1000 населения); материнская смертность (случаев на 100 тыс. родившихся живыми); младенческая смертность (случаев на 1000 родившихся живыми); смертность от болезней системы кровообращения (случаев на 100 тыс. населения); смертность от дорожно-транспортных происшествий случаев на 100 тыс. населения; смертность от новообразований, в том числе от злокачественных (случаев на 100 тыс. населения); смертность от туберкулеза (случаев на 100 тыс. населения); потребление алкогольной продукции, в перерасчете на абсолютный алкоголь (литров на душу населения в год); распространенность потребления табака среди взрослого населения (процент); зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, активный туберкулез (случаев на 100 тыс. населения); обеспеченность врачами (врачей на 10 тыс. населения); количество среднего медицинского персонала, приходящегося на 1 врача; соотношение средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг) к средней заработной плате по республике (процент); соотношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней заработной плате по республике (процент); соотношение средней заработной плате младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней заработной плате по республике (процент); ожидаемая продолжительность жизни при рождении (лет). |
Этапы и сроки реализации Программы | 2013 - 2020 годы: I этап: 2013 - 2015 годы, II этап: 2016 - 2020 годы |
Объемы бюджетных ассигнований Программы | Всего: 36 060 627,1 тыс. руб., из них: средства федерального бюджета: 2 139 498,0 тыс. руб., в том числе по годам: 2013 год - 282 266,0 тыс. руб.; 2014 год - 514 190,7 тыс. руб.; 2015 год - 467 952,5 тыс. руб.; 2016 год - 146 409,8 тыс. руб.; 2017 год - 210 533,4 тыс. руб.; 2018 год - 251 516,8 тыс. руб.; 2019 год - 160 296,6 тыс. руб.; 2020 год - 106 332,2 тыс. руб. средства республиканского бюджета - всего: 22 331 708,5 тыс. руб., в том числе по годам: 2013 год - 2 104 775,7 тыс. руб.; 2014 год - 2 442 111,4 тыс. руб.; 2015 год - 2 649 279,1 тыс. руб.; 2016 год - 3 152 659,6 тыс. руб.; 2017 год - 3 436 788,5 тыс. руб.; 2018 год - 3 088 121,5 тыс. руб.; 2019 год - 2 762 941,8 тыс. руб.; 2020 год - 2 695 030,9 тыс. руб. средства республиканского бюджета, действующие расходные обязательства: 15 025 873,0 тыс. руб., в том числе по годам: 2013 год - 1 417 227,6 тыс. руб.; 2014 год - 1 701 347,0 тыс. руб.; 2015 год - 1 907 804,3 тыс. руб.; 2016 год - 1 887 209,8 тыс. руб.; 2017 год - 2 024 556,0 тыс. руб.; 2018 год - 2 164 749,0 тыс. руб.; 2019 год - 1 998 948,1 тыс. руб.; 2020 год - 1 924 031,2 тыс. руб. внебюджетные источники (средства ОМС) - всего: 11 589 420,6 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 1 012 887,4 тыс. руб.; 2014 год - 1 080 464,6 тыс. руб.; 2015 год - 1 196 906,0 тыс. руб.; 2016 год - 1 217 069,2 тыс. руб.; 2017 год - 1 385 310,7 тыс. руб.; 2018 год - 1 831 058,2 тыс. руб.; 2019 год - 1 894 582,3 тыс. руб.; 2020 год - 1 971 142,2 тыс. руб. Объемы финансирования на реализацию подпрограмм составляют: Подпрограмма 1 - 1 567 226,3 тыс. руб.; Подпрограмма 2 - 6 644 305,3 тыс. руб.; Подпрограмма 3 - 1 845 806,5 тыс. руб.; Подпрограмма 4 - 42 221,5 тыс. руб.; Подпрограмма 5 - 21 238 942,1 тыс. руб.; Подпрограмма 6 - 3 497 386,3 тыс. руб.; Подпрограмма 7 - 736 772,0 тыс. руб.; Подпрограмма 8 - 65 084,6 тыс. руб.; Подпрограмма 9 - 187 396,5 тыс. руб.; Подпрограмма 10 - 145 173,8 тыс. руб.; Подпрограмма 11 - 24 873,2 тыс. руб. |
(позиция в ред. Постановления Правительства Республики Калмыкия от 02.07.2018 N 205) | |
Ожидаемые результаты реализации Программы (с учетом дополнительных средств) | Снижение смертности от всех причин до 9,3 случаев на 1000 населения; снижение материнской смертности до 24,0 случаев на 100 тыс. родившихся живыми; снижение младенческой смертности до 6,6 случаев на 1000 родившихся живыми; снижение смертности от болезней системы кровообращения до 495,4 случаев на 100 тыс. населения; снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий до 12,2 случаев на 100 тыс. населения; снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) до 129,5 случаев на 100 тыс. населения; снижение смертности от туберкулеза до 12,8 случаев на 100 тыс. населения; снижение потребления алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь) до 3,9 литров на душу населения в год; снижение распространенности потребления табака среди взрослого населения до 23,6 процентов; снижение числа зарегистрированных больных с диагнозом "активный туберкулез", установленным впервые в жизни, на 100 тыс. населения, до 51,5 случаев на 100 тыс. населения; обеспеченность врачами составит 38,5 врачей на 10 тыс. населения; количество среднего медицинского персонала, приходящегося на 1 врача - 2,9; увеличение соотношения средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг) к средней заработной плате в республике до 200 процентов; увеличение соотношения средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней заработной плате в республике до 100 процентов; увеличение соотношения средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней заработной плате в республике до 100 процентов; увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 75,3 лет. |
(в ред. Постановлений Правительства Республики Калмыкия от 26.06.2017 N 219, от 17.04.2018 N 100) |
Государственная программа "Развитие здравоохранения Республики Калмыкия на 2013 - 2020 годы" (далее - Государственная программа) разработана в соответствии с Государственной программой Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 294, Планом мероприятий ("дорожной картой") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 2599-р, Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Калмыкия, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 19 марта 2015 года N 105.
Государственная программа определяет цели и задачи, основные направления и мероприятия развития здравоохранения в Республике Калмыкия, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
(в ред. Постановления Правительства Республики Калмыкия от 08.02.2017 N 34)
С 1990 по 2015 годы в Республике Калмыкия существенно возросло число случаев заболеваний, приводящих к смерти. Число случаев заболеваний системы кровообращения возросло в 3 раза, злокачественными новообразованиями - в 1,4 раза. В структуре заболеваемости преобладают болезни органов дыхания и болезни системы кровообращения.
Здоровье граждан, как социально-экономическая категория, является неотъемлемым фактором трудового потенциала общества и представляет собой основной элемент национального богатства страны. Ценность здоровья, как важнейшего ресурса, необходимого для производства материальных и культурных благ, определяется современными тенденциями снижения воспроизводства населения, процессом его старения и таким образом, уменьшением численности населения.
По стат. данным численность населения Республики Калмыкия ежегодно сокращается: на 01.01.2013 составила 284140 человек, на 01.01.2014 - 282021 человек, на 01.01.2015 - 280564, на 01.01.2016 - 278733 человек.
В структуре численности населения имеет место снижение доли детского населения в возрасте до 18 лет и рост доли лиц старше трудоспособного возраста. В структуре численности населения Республики Калмыкия на 01.01.2016 удельный вес детского населения в возрасте до 18 лет составляет 23,8%, лиц трудоспособного возраста - 58,2%, лиц в возрасте старше трудоспособного - 19,4%.
В последние годы значительные бюджетные средства направлены на реализацию таких масштабных проектов, как приоритетный национальный проект "Здоровье", федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2012 годы)", программа модернизации здравоохранения.
Итоги реализации указанных государственных инициатив в Республике Калмыкия характеризуются следующими показателями:
высокий уровень рождаемости (13,6 - в 2015 г.) превышает среднероссийский показатель на 2,3% (Российская Федерация - 13,3);
показатель общей смертности населения ниже среднероссийского (в 2015 г. - 9,8 на 1000 населения в республике, в Российской Федерации - 13,1);
высокий естественный прирост населения республики в 2015 году - 3,8 (Российская Федерация - 0,2 на 1000 человек населения).
Продолжительность жизни населения республики составила в 2013 году 71,4 года, в 2014 году - 72 года, в 2015 году - 72,03 года (в среднем по Российской Федерации в 2015 году - 71,4 года). Вместе с тем, разница между ожидаемой продолжительностью жизни мужчин и женщин остается высокой и составляет 10,02 лет.
В Республике Калмыкия в 2011 - 2013 гг. в рамках реализации программы модернизации здравоохранения проведены организационные мероприятия по созданию трехуровневой системы оказания медицинской помощи.
К первому уровню, обеспечивающему население первичной медико-санитарной помощью, в том числе первичной специализированной медико-санитарной помощью относятся 13 районных больниц (далее - РБ), в составе которых 2 участковые больницы, 12 врачебных амбулаторий, 33 офиса врача общей практики (далее - ВОП) и 88 фельдшерско-акушерских пунктов (далее - ФАП) и 2 фельдшерских пункта в г. Элиста. Жителям г. Элиста первичную медико-санитарную помощь, включая первичную специализированную медико-санитарную помощь, оказывают в БУ РК "Городская поликлиника", детской поликлинике при БУ РК "Республиканский детский медицинский центр", женской консультации при БУ РК "Перинатальный центр им. О.А. Шунгаевой" и АУ РК "Республиканская стоматологическая поликлиника".
Учреждения второго уровня представлены в республике пятью межмуниципальными медицинскими центрами, созданными на базе поликлиник, стационарных и реанимационно-анестезиологических отделений (палат) в районных больницах (Городовиковская, Кетченеровская, Лаганская, Сарпинская, Яшалтинская). В данных учреждениях оказывается первичная специализированная медико-санитарная помощь и специализированная медицинская помощь, в том числе при неотложных состояниях. Ко второму уровню также относятся республиканский центр специализированных видов медицинской помощи, 4 диспансера (противотуберкулезный, психоневрологический, наркологический и онкологический) и госпиталь ветеранов войн.
К третьему региональному уровню относятся 3 учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь: БУ РК "Республиканская больница им. П.П. Жемчуева", БУ РК "Республиканский детский медицинский центр", БУ РК "Перинатальный центр им. О.А. Шунгаевой".
Высокотехнологичная медицинская помощь в республике оказывается в БУ РК "Республиканская больница им. П.П. Жемчуева".
Сеть учреждений здравоохранения республики в 2013 году представлена 34 медицинскими организациями. На 01.01.2016 сократились 2 учреждения за счет слияния БУ РК "Республиканская детская больница" и БУ РК "Детская поликлиника" в БУ РК "Республиканский детский медицинский центр", а также присоединения к БУ РК "Перинатальный центр им. О.А. Шунгаевой" женской консультации и насчитывает 32 медицинские организации.
Амбулаторную медицинскую помощь населению республики оказывают структурные подразделения 13 районных больниц, городская поликлиника, женская консультация при Перинатальном центре, республиканская стоматологическая поликлиника, а также консультативно-диагностические отделения двух многопрофильных больниц и поликлинические подразделения специализированных учреждений.
Дневные стационары развернуты во всех районных учреждениях здравоохранения. Количество коек дневного стационара на 01.01.2016 составило 828, в стационаре - 283 коек, при АПУ - 539 коек и 6 коек - на дому, на 01.01.2015 число коек увеличилось до 834, в том числе при больничных учреждениях - 283 койки, при АПУ - 539 коек и 8 коек - на дому, в 2013 году - 804, в том числе при больничных учреждениях - 260 коек, 524 коек при АПУ и 20 коек стационара на дому. Обеспеченность населения койками дневного стационара на 01.01.2016 - 10,1 на 10 тыс. населения, при АПУ - 19,2 на 10 тыс. населения, в 2014 году - 30,0 коек на 10 тыс. населения, в 2013 году - 28,3 койки на 10 тыс. населения.
Скорая медицинская помощь жителям республики оказывается одной станцией скорой медицинской помощи и 13 отделениями скорой медицинской помощи при РБ. Показатели работы скорой медицинской помощи остаются высокими и превышают общероссийские нормативы. При среднероссийском нормативе 0,318 вызовов на 1 жителя в 2015 году по республике выполнено 0,349 вызова в расчете на 1 жителя, в 2014 году - 0,353, в 2013 году - 0,361.
Стационарную помощь жителям республики оказывают 22 больничных учреждения, из них 20 функционируют в учреждениях, имеющих в своем составе как стационарные, так и амбулаторно-поликлинические подразделения.
Общее число круглосуточных коек, функционирующих в лечебной сети на 01.01.2016 сократилось до 2295 единиц. Обеспеченность круглосуточными койками составила 81,8 койки на 10 тыс. населения, средняя занятость круглосуточных коек - 309 дней, оборот койки составил 26,6, средняя длительность пребывания больного на койке составила 11,6 дня. В сравнении с 2013 годом количество круглосуточных коек сократилось на 8,2%, оборот койки увеличился на 4,3%, занятость койки снизилась на 4,0%, средняя длительность пребывания снизилась на 7,9%, обеспеченность койками на 10 тыс. населения снизилась до 7,0%.
На 01.01.2015 общее число круглосуточных коек составляет 2331 единиц, оборот койки составил 27,3, занятость - 330, средняя длительность пребывания - 12,1 дня, обеспеченность койками на 10 тыс. населения составила - 82,7.