ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2015 года N 472
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ НА 2013 - 2020 ГОДЫ", УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ ОТ 11 ИЮЛЯ 2013 Г. N 338
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2019 года на основании Постановления Правительства Республики Калмыкия от 07.12.2018 N 372.
____________________________________________________________________
Правительство Республики Калмыкия постановляет:
Внести изменение в Государственную программу "Развитие здравоохранения Республики Калмыкия на 2013 - 2020 годы", утвержденную постановлением Правительства Республики Калмыкия от 11 июля 2013 года N 338, изложив ее в новой редакции согласно Приложению.
Председатель Правительства
Республики Калмыкия
И.ЗОТОВ
Приложение
к Постановлению Правительства
Республики Калмыкия
от 25 декабря 2015 года N 472
"Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Калмыкия
от 11 июля 2013 года N 338
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ НА 2013 - 2020 ГОДЫ"
ПАСПОРТ Государственной программы "Развитие здравоохранения Республики Калмыкия на 2013 - 2020 годы"
Ответственный исполнитель Программы | Министерство здравоохранения Республики Калмыкия |
Соисполнители Программы | отсутствуют |
Участники Программы | Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, Министерство образования и науки Республики Калмыкия, Министерство спорта и молодежной политики Республики Калмыкия, Управление по развитию электронного правительства Республики Калмыкия, Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия |
Подпрограммы Программы | 1. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи; 2. Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации; 3. Охрана здоровья матери и ребенка; 4. Развитие медицинской реабилитации и паллиативной помощи, в том числе детям; 5. Организация оказания и обеспечения медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования; 6. Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях; 7. Кадровое обеспечение системы здравоохранения; 8. Информатизация здравоохранения; 9. Обеспечение реализации Государственной программы; 10. Повышение безопасности дорожного движения; 11. Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту |
Программно-целевые инструменты программы | отсутствуют |
Цель Программы | Повышение доступности и качества медицинской помощи населению Республики Калмыкия, сохранение и улучшение здоровья, увеличение продолжительности жизни, снижение смертности по управляемым причинам |
Задачи Программы | Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи; повышение эффективности оказания специализированной медицинской помощи, включая высокотехнологичную, а также скорой медицинской помощи; повышение уровня антитеррористической и противодиверсионной защищенности учреждений здравоохранения, укрепление противопожарной защиты объектов здравоохранения; повышение эффективности службы родовспоможения и детства; развитие медицинской реабилитации населения, обеспечение паллиативной медицинской помощью; оказание бесплатной медицинской помощи застрахованному населению медицинскими организациями всех форм собственности, участвующими в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования; совершенствование системы лекарственного обеспечения; обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами; совершенствование информационно-технологического обеспечения деятельности медицинских организаций республики; сокращение количества лиц, в том числе детей, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий; снижение больничной летальности пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий; повышение эффективности использования бюджетных средств; совершенствование системы оказания медицинской помощи наркологическим больным, профилактика употребления наркотических средств и психотропных веществ среди несовершеннолетних |
Целевые индикаторы и показатели Программы | Смертность от всех причин (случаев на 1000 населения); материнская смертность (случаев на 100 тыс. родившихся живыми); младенческая смертность (случаев на 1000 родившихся живыми); смертность от болезней системы кровообращения (случаев на 100 тыс. населения); смертность от дорожно-транспортных происшествий случаев на 100 тыс. населения; смертность от новообразований, в том числе от злокачественных (случаев на 100 тыс. населения); смертность от туберкулеза (случаев на 100 тыс. населения); потребление алкогольной продукции, в перерасчете на абсолютный алкоголь (литров на душу населения в год); распространенность потребления табака среди взрослого населения (процент); зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, активный туберкулез (случаев на 100 тыс. населения); обеспеченность врачами (врачей на 10 тыс. населения); количество среднего медицинского персонала, приходящегося на 1 врача; соотношение средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг) к средней заработной плате по республике (процент); соотношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней заработной плате по республике (процент); соотношение средней заработной плате младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней заработной плате по республике (процент); ожидаемая продолжительность жизни при рождении (лет). |
Этапы и сроки реализации Программы | 2013 - 2020 годы: I этап: 2013 - 2015 годы, II этап: 2016 - 2020 годы |
Объемы бюджетных ассигнований Программы | Всего: 32 709 315,2 тыс. руб., из них: средства федерального бюджета: 1 714 634,7 тыс. руб., в том числе по годам: 2013 год - 282 266,0 тыс. руб.; 2014 год - 514 190,7 тыс. руб.; 2015 год - 418 687,0 тыс. руб.; 2016 год - 50 718,2 тыс. руб.; 2017 год - 50 718,2 тыс. руб.; 2018 год - 183 218,2 тыс. руб.; 2019 год - 164 118,2 тыс. руб.; 2020 год - 50 718,2 тыс. руб. средства республиканского бюджета - всего: 20 121 925,4 тыс. руб., в том числе по годам: 2013 год - 2 104 775,7 тыс. руб.; 2014 год - 2 457 765,2 тыс. руб.; 2015 год - 2 517 817,8 тыс. руб.; 2016 год - 2 838 221,8 тыс. руб.; 2017 год - 2 625 816,5 тыс. руб.; 2018 год - 2 596 800,4 тыс. руб.; 2019 год - 2 499 688,4 тыс. руб.; 2020 год - 2 481 039,6 тыс. руб. средства республиканского бюджета, действующие расходные обязательства: 13 214 077,3 тыс. руб., в том числе по годам: 2013 год - 1 417 227,6 тыс. руб.; 2014 год - 1 701 347,0 тыс. руб.; 2015 год - 1 771 875,9 тыс. руб.; 2016 год - 1 614 858,0 тыс. руб.; 2017 год - 1 684 117,1 тыс. руб.; 2018 год - 1 674 883,9 тыс. руб.; 2019 год - 1 674 883,9 тыс. руб.; 2020 год - 1 674 883,9 тыс. руб. внебюджетные источники - всего: 10 872 755,1 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 1 012 887,4 тыс. руб.; 2014 год - 1 080 464,6 тыс. руб.; 2015 год - 1 215 272,4 тыс. руб.; 2016 год - 1 273 727,5 тыс. руб.; 2017 год - 1 572 600,8 тыс. руб.; 2018 год - 1 572 600,8 тыс. руб.; 2019 год - 1 572 600,8 тыс. руб.; 2020 год - 1 572 600,8 тыс. руб., из них: средства обязательного медицинского страхования - 10 834 255,1 тыс. руб., в том числе по годам: 2013 год - 1 003 887,4 тыс. руб.; 2014 год - 1 071 464,6 тыс. руб.; 2015 год - 1 194 772,4 тыс. руб.; 2016 год - 1 273 727,5 тыс. руб.; 2017 год - 1 572 600,8 тыс. руб.; 2018 год - 1 572 600,8 тыс. руб.; 2019 год - 1 572 600,8 тыс. руб.; 2020 год - 1 572 600,8 тыс. руб. средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 38 500,0 тыс. руб., в том числе по годам: 2013 год - 9 000,0 тыс. руб.; 2014 год - 9 000,0 тыс. руб.; 2015 год - 20 500,0 тыс. рублей. Объемы финансирования на реализацию подпрограмм составляют: Подпрограмма 1 - 1 270 718,3 тыс. руб.; Подпрограмма 2 - 5 573 829,2 тыс. руб.; Подпрограмма 3 - 1 436 760,4 тыс. руб.; Подпрограмма 4 - 242 648,6 тыс. руб.; Подпрограмма 5 - 20 540 178,5 тыс. руб.; Подпрограмма 6 - 2 622 226,6 тыс. руб.; Подпрограмма 7 - 415 771,3 тыс. руб.; Подпрограмма 8 - 42 315,5 тыс. руб.; Подпрограмма 9 - 238 242,4 тыс. руб.; Подпрограмма 10 - 179 167,6 тыс. руб.; Подпрограмма 11 - 82 017,8 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации Программы (с учетом дополнительных средств) | Снижение смертности от всех причин до 9,3 случаев на 1000 населения; снижение материнской смертности до 24,0 случаев на 100 тыс. родившихся живыми; снижение младенческой смертности до 6,7 случаев на 1000 родившихся живыми; снижение смертности от болезней системы кровообращения до 495,4 случаев на 100 тыс. населения; снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий до 12,2 случаев на 100 тыс. населения; снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) до 129,5 случаев на 100 тыс. населения; снижение смертности от туберкулеза до 14,1 случаев на 100 тыс. населения; снижение потребления алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь) до 3,9 литров на душу населения в год; снижение распространенности потребления табака среди взрослого населения до 23,6 процентов; снижение числа зарегистрированных больных с диагнозом активный туберкулез, установленным впервые в жизни (на 100 тыс. населения) до 43,0 случаев на 100 тыс. населения; обеспеченность врачами составит 38,5 врачей на 10 тыс. населения; количество среднего медицинского персонала, приходящегося на 1 врача - 2,9; увеличение соотношения средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг) к средней заработной плате в республике до 200 процентов; увеличение соотношения средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней заработной плате в республике до 100 процентов; увеличение соотношения средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к средней заработной плате в республике до 100 процентов; увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 75,3 лет. |
I. Общая характеристика сферы реализации государственной программы, основные проблемы и прогноз развития сферы здравоохранения Республики Калмыкия
Государственная программа "Развитие здравоохранения Республики Калмыкия на 2013 - 2020 годы" (далее - Государственная программа) разработана в соответствии с Государственной программой Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 294, Планом мероприятий ("дорожной картой") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 2599-р, Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Калмыкия, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 19 марта 2015 года N 105.
Государственная программа определяет цели и задачи, основные направления и мероприятия развития здравоохранения в Республике Калмыкия, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
1.1. Общая характеристика состояния и основные проблемы развития системы здравоохранения
С 1990 по 2014 годы в Республике Калмыкия существенно возросло число случаев заболеваний, приводящих к смерти. Число случаев заболеваний системы кровообращения возросло в 3 раза, злокачественными новообразованиями - в 1,4 раза. В структуре заболеваемости преобладают болезни органов дыхания и болезни системы кровообращения.
Здоровье граждан, как социально-экономическая категория, является неотъемлемым фактором трудового потенциала общества и представляет собой основной элемент национального богатства страны. Ценность здоровья, как важнейшего ресурса, необходимого для производства материальных и культурных благ, определяется современными тенденциями снижения воспроизводства населения, процессом его старения и таким образом, уменьшением численности населения.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Калмыкия численность населения Республики Калмыкия ежегодно сокращается: на 01.01.2013 года составила 284140 человек, на 01.01.2014 г. - 282021 человек, на 01.01.2015 года - 280564 человек.
В структуре численности населения Республики Калмыкия удельный вес детского населения в возрасте до 18 лет составляет 24%, лиц трудоспособного возраста - 59,1%, лиц в возрасте старше трудоспособного - 19,4% (в среднем по Российской Федерации - 23,5%).
В последние годы значительные бюджетные средства направлены на реализацию таких масштабных проектов, как приоритетный национальный проект "Здоровье", федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями (2007 - 2012 годы)", программа модернизации здравоохранения.
Итоги реализации указанных государственных инициатив в Республике Калмыкия характеризуются следующими показателями:
высокий уровень рождаемости (14,1 - в 2014 г.) превышает среднероссийский показатель на 6,0% (Российская Федерация - 13,3);
показатель общей смертности населения ниже среднероссийского на 24,4% (в 2014 г. - 9,9 на 1000 населения в республике, в Российской Федерации - 13,1);
высокий естественный прирост населения республики в 2014 году - 4,2 (Российская Федерация - 0,2).
Продолжительность жизни населения республики увеличилась с 69,0 лет в 2008 году до 72 лет - в 2014 году (в среднем по Российской Федерации в 2014 г. - 70,9 лет). Вместе с тем, разница между ожидаемой продолжительностью жизни мужчин и женщин остается высокой и составляет 10,0 лет.
В Республике Калмыкия в 2011 - 2013 гг. в рамках реализации программы модернизации здравоохранения проведены организационные мероприятия по созданию трехуровневой системы оказания медицинской помощи.
К первому уровню, обеспечивающему население первичной медико-санитарной помощью, в том числе первичной специализированной медико-санитарной помощью относятся 8 районных больниц (далее - РБ), в составе которых 2 участковые больницы, 12 врачебных амбулаторий, 33 офиса врача общей практики (далее - ВОП) и 87 фельдшерско-акушерских пунктов (далее - ФАП) и 2 фельдшерских пункта в г. Элиста. Жителям г. Элиста первичную медико-санитарную помощь, включая первичную специализированную медико-санитарную помощь, оказывают в БУ РК "Городская поликлиника", детской поликлинике при БУ РК "Республиканский детский медицинский центр", женской консультации при БУ РК "Перинатальный центр им. О.А. Шунгаевой" и АУ РК "Республиканская стоматологическая поликлиника".
Учреждения второго уровня представлены в республике 5-ю межмуниципальными медицинскими центрами, созданными на базе поликлиник, стационарных и реанимационно-анестезиологических отделений (палат) в районных больницах (Городовиковская, Кетченеровская, Лаганская, Сарпинская, Яшалтинская). В данных учреждениях оказывается первичная специализированная медико-санитарная помощь и специализированная медицинская помощь, в том числе при неотложных состояниях. Ко второму уровню также относятся республиканский центр специализированных видов медицинской помощи, 4 диспансера (противотуберкулезный, психоневрологический, наркологический и онкологический) и госпиталь ветеранов войн.
К третьему региональному уровню относятся 3 учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь: БУ РК "Республиканская больница им. П.П. Жемчуева", БУ РК "Республиканский детский медицинский центр", БУ РК "Перинатальный центр им. О.А. Шунгаевой".
Высокотехнологичная медицинская помощь в республике оказывается в БУ РК "Республиканская больница им. П.П. Жемчуева".
Сеть учреждений здравоохранения республики в 2013 году представлена 34 медицинскими организациями. К 2015 году сократилась на 2 учреждения за счет слияния БУ РК "Республиканская детская больница" и БУ РК "Детская поликлиника" в БУ РК "Республиканский детский медицинский центр", а также присоединения к БУ РК "Перинатальный центр им. О.А. Шунгаевой" женской консультации и насчитывает 32 медицинские организации.
Амбулаторную медицинскую помощь населению республики оказывают структурные подразделения 13 районных больниц, городская поликлиника, женская консультация при Перинатальном центре, республиканская стоматологическая поликлиника, а также консультативно-диагностические отделения двух многопрофильных больниц и поликлинические подразделения специализированных учреждений.
Дневные стационары развернуты во всех районных учреждениях здравоохранения. Количество коек дневного стационара составило в 2013 году - 804, в том числе при больничных учреждениях - 260 коек, 524 коек при АПУ и 20 коек стационара на дому; к 2015 году число коек увеличилось до 842, в том числе при больничных учреждениях - 298 коек, при поликлиниках - 544 койки. Обеспеченность населения койками дневного стационара в 2013 году - 28,3 койки на 10 тыс. населения, в 2014 году - 30,0 коек на 10 тыс. населения.
Скорая медицинская помощь жителям республики оказывается одной станцией скорой медицинской помощи и 13 отделениями скорой медицинской помощи при РБ. Показатели работы скорой медицинской помощи остаются высокими и превышают общероссийские нормативы. При среднероссийском нормативе 0,318 вызовов на 1 жителя в 2013 году по республике выполнено 0,361 вызова в расчете на 1 жителя, в 2014 году - 0,353.
Стационарную помощь жителям республики оказывают 22 больничных учреждения, из них 20 функционируют в учреждениях, имеющих в своем составе как стационарные, так и амбулаторно-поликлинические подразделения.
Общее число круглосуточных коек, функционирующих в лечебной сети на 1 января 2013 года, составляет 2500 единиц. В результате проведенной поэтапной реструктуризации обеспеченность круглосуточными койками за 2008 - 2012 годы снизилась на 22,5% и составила на начало 2013 года 87,9 на 10 тыс. населения, средняя занятость круглосуточных коек возросла с 303 в 2008 г. до 321,8 в 2013 г., оборот койки составил 25,5, средняя длительность пребывания больного на койке составила 12,6 дня.
На 1 января 2015 года число круглосуточных коек сократилось до 2331 единиц. Обеспеченность круглосуточными койками составила 82,7 койки на 10 тыс. населения, средняя занятость круглосуточных коек - 330 дней, оборот койки составил 27,3, средняя длительность пребывания больного на койке составила 12,1 дня.
Как проблему необходимо отметить отсутствие системы организации восстановительного лечения больных, хосписных коек. В республике на сегодняшний момент практически отсутствует система восстановительного лечения и реабилитации, особенно на амбулаторном уровне. Отмечается острая нехватка специализированных кадров реабилитационной службы (врачей и инструкторов ЛФК, физиотерапевтов, логопедов, медицинских психологов, специалистов по трудотерапии, социальных работников).
Структура лечебно-профилактических учреждений акушерства и гинекологии в республике включает 14 женских консультаций, 11 акушерских стационаров, в том числе Перинатальный центр - 1, акушерских отделений РБ - 12, гинекологическое отделение в составе БУ РК "Республиканская больница им. П.П. Жемчуева" - 1. Развернуто 165 коек акушерского профиля и 108 коек гинекологического профиля.
Первичная медико-санитарная помощь детям оказывается в амбулаторных условиях и условиях дневных стационаров в 13 районных больницах и БУ РК "Республиканский детский медицинский центр" (далее - "РДМЦ").
Специализированная медицинская помощь детям оказывается в БУ РК "РДМЦ", в детских отделениях специализированных медицинских учреждений республики.
По состоянию на 1 января 2013 г. в учреждениях здравоохранения Республики Калмыкия численность медицинских работников составила 4232 человек: 1289 врача и 2943 средних медицинских работника. По состоянию на 1 января 2015 г. в учреждениях здравоохранения Республики Калмыкия численность медицинских работников сократилась на 1,4% и составила 4172 человека, в том числе 1288 врачей и 2884 средних медицинских работников.
Обеспеченность населения врачами на 10 000 человек в 2013 году составила 45,4, в 2014 году - 45,7. Показатель укомплектованности медицинских организаций врачебными кадрами в 2013 году с коэффициентом совместительства составил 92,3%, в 2014 году - 92,6%, без коэффициента совместительства в 2013 году - 61,5%, в 2014 году - 65,1%. Показатель укомплектованности медицинских организаций сельской местности врачебными кадрами с коэффициентом совместительства составил в 2013 году - 87,7%, в 2014 году - 87,9%, без коэффициента совместительства - 66,7% и 74,3% соответственно.
В настоящее время нуждаются в капитальном ремонте здания БУ РК "Яшкульская РБ", БУ РК "Республиканский психоневрологический диспансер", БУ РК "Приютненская РБ", БУ РК "Черноземельская РБ", БУ РК "Целинная РБ", БУ РК "Республиканский центр специализированных видов медицинской помощи".
В 2011 - 2013 годах в рамках программы модернизации здравоохранения проведен капитальный ремонт в 11 учреждениях здравоохранения, оказывающих специализированную первичную медицинскую помощь взрослому и детскому населению республики. В республику было поставлено 349 ед. медицинского оборудования.
Без динамичного развития службы крови невозможно успешно оказывать многие виды специализированной медицинской помощи. В настоящее время в республике отмечается спад донорского движения. За последние три года число безвозмездных доноров уменьшилось на 19,4%, безвозмездных кровоотдач - на 16%. Если в 2007 году было заготовлено 4650,5 л. цельной крови, то в 2014 году - 2848. На 2,3% уменьшилось и количество кадровых доноров. Сокращение численности доноров негативно сказывается на показателях обеспеченности лечебно-профилактических учреждений компонентами и препаратами крови.
Обеспечение следственных органов и судов своевременным и качественным выполнением экспертиз является основной задачей судебно-медицинской службы. В городе Элиста доля судебно-медицинских экспертиз, выполняемых в срок до 14 дней, составляет 87%, в районных отделениях - лишь 25%. Крайне изношенное лабораторное оборудование, отсутствие современной высокотехнологичной аппаратуры, отсутствие автотранспорта и низкое кадровое обеспечение не позволяют существенно сократить сроки производства экспертиз.
Таким образом, удалось добиться ряда значительных сдвигов, как в структуре организации медицинской помощи, так и в результативности функционирования системы здравоохранения. Во многом преодолены негативные тенденции в состоянии диагностики и лечения основных заболеваний, заложены основы для дальнейшего улучшения показателей здоровья населения.
Вместе с тем, следует выделить ряд проблем, оказывающих существенное влияние на улучшение показателей здоровья населения и процессы модернизации здравоохранения республики, в том числе:
низкая мотивация населения на соблюдение здорового образа жизни;
высокая распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний (курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками, недостаточная двигательная активность, нерациональное несбалансированное питание и ожирение);
несвоевременное обращение за медицинской помощью;
низкая профилактическая активность в работе первичного звена здравоохранения, направленная на своевременное выявление заболеваний, патологических состояний и факторов риска, их обуславливающих;
несбалансированность коечного фонда по некоторым профилям;
низкое развитие стационарозамещающим технологий;
отсутствие системы медицинской реабилитации, паллиативной помощи и санаторно-курортных учреждений в республике;
низкая материально-техническая база медицинских учреждений, особенно оказывающих специализированную медицинскую помощь;
отсутствие соответствующего финансирования на внедрение порядков и стандартов медицинской помощи;
отсутствие должного оснащения медицинским оборудованием учреждений здравоохранения;
недостаточное развитие этапности оказания медицинской помощи, обеспечивающей оптимальную маршрутизацию потока пациентов;
низкая обеспеченность кадрами среднего медицинского персонала;