ПРИКАЗ
от 18 мая 2017 года N 167
В целях обеспечения эффективности осуществления федерального государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции гидротехнических сооружений объектов электроэнергетики
приказываю:
Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по осуществлению федерального государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции гидротехнических сооружений объектов электроэнергетики.
Врио руководителя
А.Л.Рыбас
Методические рекомендации по осуществлению федерального государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции гидротехнических сооружений объектов электроэнергетики
1. Методические рекомендации по осуществлению федерального государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции гидротехнических сооружений объектов электроэнергетики (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ), Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ), Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ), Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54), постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", приказом Ростехнадзора от 31 января 2013 г. N 38 "Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление федерального государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти" (далее - Административный регламент), приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. N 1129 "Об утверждении и введении в действие Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации" (далее - приказ Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. N 1129).
2. Настоящие Методические рекомендации содержат рекомендации по осуществлению федерального государственного строительного надзора должностными лицами Ростехнадзора при строительстве, реконструкции гидротехнических сооружений I и II классов объектов капитального строительства электроэнергетики (далее - ГТС) гидроэлектростанций (далее - ГЭС), гидроаккумулирующих электростанций (далее - ГАЭС) и тепловых электрических станций (далее - ТЭС), работающих на органическом топливе, с учетом их особенностей.
3. Настоящие Методические рекомендации дополняют в части учета особенностей строительства ГТС объектов капитального строительства электроэнергетики общие положения и рекомендации, которые приводятся в Методических рекомендациях по организации и осуществлению федерального государственного строительного надзора на объектах электроэнергетики, утверждённых приказом Ростехнадзора от 15 июля 2015 г. N 275 (далее - приказ Ростехнадзора от 15 июля 2015 г. N 275), и Методических рекомендациях по составу и содержанию информации, обосновывающей выдачу заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства электроэнергетики требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащённости объекта капитального строительства электроэнергетики приборами учёта используемых энергетических ресурсов, утверждённых приказом Ростехнадзора от 15 июля 2015 г. N 276 (далее - приказ Ростехнадзора от 15 июля 2015 г. N 276).
4. При проверках строящегося, реконструируемого ГТС объекта капитального строительства электроэнергетики (далее - объекта электроэнергетики) проводится оценка соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов и результатов работ в виде зданий и сооружений, конструкций, узлов, установленных инженерных систем и оборудования требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащённости объекта электроэнергетики приборами учёта используемых энергетических ресурсов (далее - оценка соответствия).
5. Орган федерального государственного строительного надзора проводит проверки на основании поступивших в Ростехнадзор:
извещения от застройщика (заказчика) или лица, осуществляющего строительство, направленного в соответствии с частями 5 и 6 статьи 52 ГрК РФ, а также об устранении нарушений, об окончании строительства;
обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с частью 3 статьи 53 ГрК РФ, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с частью 3 статьи 53 ГрК РФ, из средств массовой информации о фактах произошедшей аварии, нарушений технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе нарушений обязательных требований к применяемым строительным материалам, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо повлекли причинение такого вреда.
6. Основанием для осуществления федерального государственного строительного надзора также является:
программа проверок, разрабатываемая органом федерального государственного строительного надзора;
истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом федерального государственного строительного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа федерального государственного строительного надзора о проведении проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
7. После поступления от застройщика (технического заказчика) извещения о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства в соответствии с положениями ГрК РФ, Административным регламентом, приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. N 1129, приказом Ростехнадзора от 15 июля 2015 г. N 275 проверяется наличие разрешения на строительство, проектной документации, положительного заключения государственной экспертизы на проектную документацию.
8. Должностными лицами Ростехнадзора, осуществляющими федеральный государственный строительный надзор на строящемся, реконструируемом ГТС объекта электроэнергетики, может запрашиваться в соответствии с частью 5.1 статьи 52 ГрК РФ информация у органа, выдавшего разрешение на строительство, если застройщиком (техническим заказчиком) не представлены в полном объёме документы, предусмотренные пунктами 1 и 5 части 5 статьи 52 ГрК РФ.
9. Федеральный государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок на основании согласованной с застройщиком (техническим заказчиком) программы проверок объекта капитального строительства. В соответствии с пунктами 11 и 12 Положения об осуществлении государственного строительного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54, программа проверок разрабатывается должностным лицом (должностными лицами) Ростехнадзора, уполномоченным на основании соответствующего распоряжения (приказа) от его имени осуществлять государственный строительный надзор.
Программа проверок разрабатывается с учетом конструктивных и иных особенностей объекта капитального строительства и выполнения работ по его строительству, реконструкции, условий последующей эксплуатации, а также других факторов, подлежащих учету в соответствии с требованиями технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
10. Должностным лицам Ростехнадзора, осуществляющим федеральный государственный строительный надзор, для разработки программы проверок строящихся, реконструируемых ГТС объектов электроэнергетики, планирования сроков проведения проверок и обеспечения эффективного федерального государственного строительного надзора необходимо рассматривать проектную документацию на строительство, реконструкцию ГТС, руководствуясь положениями постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию". В состав проектной документации в соответствии с частью 12 статьи 48 ГрК РФ входят:
пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями;
схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка;
архитектурные решения;
конструктивные и объемно-планировочные решения;
сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений;
проект организации строительства объектов капитального строительства;
проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей (при необходимости сноса или демонтажа объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);
перечень мероприятий по охране окружающей среды;
перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства;
перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов;
иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В состав иной документации входит, в частности, декларация безопасности ГТС, разрабатываемая в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ.
11. При осуществлении федерального государственного строительного надзора необходимо принимать во внимание, что ГТС I и II классов объектов электроэнергетики являются технически сложными объектами, для которых застройщиком (техническим заказчиком) должна обеспечиваться технологическая последовательность и взаимная увязка сроков производства строительно-монтажных работ (далее - СМР) и пуско-наладочных работ (далее - ПНР) при их строительстве, реконструкции.
На этапе проектирования в проекте организации строительства (далее - ПОС) для планирования и осуществления финансирования и материально-технического обеспечения включаются: календарный план производства работ по объекту; строительный генеральный план, график поступления на объект строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования, график движения рабочих кадров по объекту, график движения основных строительных машин по объекту, технологические карты на выполнение отдельных видов работ (далее - укрупнённый сетевой график). Укрупнённый сетевой график расширяется и детализируется по мере разработки рабочей документации в виде детальных сетевых графиков (далее - сетевые графики) для выполнения СМР и ПНР на строящемся, реконструируемом объекте, в том числе по отдельным пусковым комплексам (очередям) строительства, реконструкции, в том числе в отношении отдельных видов работ.
12. Должностным лицом Ростехнадзора при проверках ГТС объекта электроэнергетики следует проверять наличие комплексного укрупнённого сетевого графика строительства, реконструкции ГТС, сетевых графиков выполнения отдельных этапов строительства и видов работ, которые оказывают влияние на безопасность построенного, реконструированного ГТС объекта электроэнергетики, рабочей документации на СМР и ПНР, разрешения (временного) на допуск в эксплуатацию энергоустановки (энергоустановок), обеспечивающей (обеспечивающих) проведение СМР и ПНР при строительстве, реконструкции ГТС.
13. Осуществление федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции ГТС следует планировать с учетом времени выполнения важных для безопасности строящихся, реконструируемых объектов электроэнергетики СМР и ПНР. Важность вопроса для проверки определяется должностными лицами Ростехнадзора.
Примерная дата проведения каждой проверки указывается в программе проверки и уточняется на основании извещений застройщика (технического заказчика) о сроках завершения работ, подлежащих проверке.
14. К важным для безопасности работам, в частности, относятся работы по устройству систем грунтового водопонижения, фундаментов, экранов, противофильтрационных элементов, прокладке встроенных в сооружение коммуникаций и коллекторов, монтажу оборудования, строительству временных ГТС (перемычек) для обеспечения пропуска строительных расходов.
15. При осуществлении федерального государственного строительного надзора должностным лицам Ростехнадзора следует уделять внимание проверке соответствия технологий выполнения СМР, указанным в ППР и технологических картах. В числе возможных причин, которые привели к необходимости отступления от технологий и сроков выполнения СМР проектной документации, могут быть следующие:
отличающиеся от проектных значения параметров и характеристик геологических, гидрогеологических, сейсмологических и других явлений;
необходимость разработки конструкторской и (или) проектной документации на изготовление вспомогательных приспособлений, устройства креплений, шпунтовых ограждений, создания дополнительных систем искусственного водопонижения, котлованов, ранее не предусмотренных проектной документацией;
высокая техническая сложность строительства, реконструкции ГТС объекта электроэнергетики (большая территория строительства, большое количество объектов, стесненность условий работ, взаимные помехи по очередности строительства разных объектов);
заниженные в ПОС сроки строительства относительно фактически необходимых сроков для соблюдения технологий производства работ;
внесение изменений в проектно-сметную документацию в связи с необходимостью учета технологических возможностей застройщика;
согласование допущенных отклонений от рабочей документации, в том числе принятие решений о возможности применения несоответствующей проектной документации продукции;
необходимость проведения дополнительных исследований, испытаний и режимного контроля в процессе строительства.
16. При осуществлении федерального государственного строительного надзора должностным лицам Ростехнадзора следует уделять внимание оценке соответствия (несоответствия) фактических сроков выполнения СМР срокам, установленным в проектной документации - сетевых графиках СМР.
Последовательность выполнения работ и соблюдение сроков выполнения работ являются важными факторами обеспечения качества работ, технического состояния конструкций ГТС и их элементов, их свойств и характеристик надежности, прочности и устойчивости.
17. Если при проверках должностными лицами Ростехнадзора выявлены отклонения параметров строящихся, реконструируемых зданий, сооружений и конструкций от установленных проектной документацией (изменениями к проектной документации), то этот факт фиксируется в актах проверок в рамках федерального государственного строительного надзора и выдаётся предписание о необходимости устранения нарушения.
18. Если при строительстве, реконструкции ГТС объектов электроэнергетики установлены отклонения параметров объекта капитального строительства от проектной документации, затрагивающие конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства и (или) приводящие к увеличению сметы на его строительство или реконструкцию в сопоставимых ценах, необходимо внесение изменений в проектную документацию и проведение экспертизы проектной документации в соответствии с частью 3.6 статьи 49 ГрК РФ.
Должностным лицам Ростехнадзора необходимо принимать во внимание, что в соответствии с частью 7 статьи 52 ГрК РФ отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком (техническим заказчиком) проектной документации после внесения в неё соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
19. При осуществлении федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции ГТС должностным лицам Ростехнадзора рекомендуется использовать результаты строительного контроля, выполняемого лицом, осуществляющим строительство, застройщиком (техническим заказчиком) либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом в соответствии с частью 2 статьи 53 ГрК РФ. Следует рассматривать документацию, в том числе акты освидетельствования выполненных работ, подтверждающие проведение строительного контроля в соответствии с частью 4 статьи 53 ГрК РФ.
На основании результатов проверки документации должностным лицом Ростехнадзора оценивается порядок и полнота строительного контроля, порядок взаимодействия застройщика, технического заказчика, лица, осуществляющего строительство, по обеспечению качества при проведении строительного контроля. Результаты этих проверок также являются основанием для должностного лица Ростехнадзора выявить и взять под контроль федерального государственного строительного надзора установленные нарушения (несоответствия), отмеченные в разделах 4 и 5 общего журнала работ или в предписаниях строительного контроля и их устранение.