ПРИКАЗ
от 15 июля 2015 года N 275
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31 января 2013 года N 38 "Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти" и в целях совершенствования и повышения эффективности осуществления федерального государственного строительного надзора за безопасностью строящихся и реконструируемых объектов электроэнергетики
приказываю:
Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по организации и осуществлению федерального государственного строительного надзора на объектах электроэнергетики.
Руководитель
А.В.Алёшин
Методические рекомендации по организации и осуществлению федерального государственного строительного надзора на объектах электроэнергетики
1. Настоящие Методические рекомендации по организации и осуществлению федерального государственного строительного надзора на объектах электроэнергетики (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением" (ТР ТС 032/2013), утвержденным Решением Совета Европейской экономической комиссии от 2 июля 2013 года N 41, постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", приказом Ростехнадзора от 31 января 2013 года N 38 "Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление федерального государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти".
2. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года N 54 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации" в целях научно-методического обеспечения федерального государственного строительного надзора в Российской Федерации, осуществляемого должностными лицами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на строящихся, реконструируемых объектах капитального строительства электроэнергетики с учетом их особенностей, в том числе инспекторами, осуществляющими специальные виды надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства электроэнергетики.
3. Рекомендуется применять Методические рекомендации при организации и осуществлении федерального государственного строительного надзора в ходе проведения проверок соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В случае отсутствия технических регламентов предметом федерального государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов и результатов таких работ строительным нормам и правилам, федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, требованиям пожарной безопасности, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, нормам и правилам инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, требованиям промышленной безопасности, требованиям надежности и безопасности в электроэнергетике, нормам и правилам безопасности гидротехнических сооружений, иным правилам безопасности и государственным стандартам, а также требованиям других нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства (далее - нормы и правила).
4. Настоящие Методические рекомендации не содержат рекомендаций в части осуществления отношений между техническим заказчиком (застройщиком) и Ростехнадзором. Отношения технического заказчика (застройщика) объекта капитального строительства электроэнергетики и органа федерального государственного строительного надзора устанавливаются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ) с момента подачи извещения техническим заказчиком (застройщиком) о начале осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства и его получения органом федерального государственного строительного надзора в сроки, установленные нормативными правовыми актами.
5. Федеральный государственный строительный надзор осуществляется Ростехнадзором с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 ГрК РФ извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - заключение о соответствии).
6. Получение извещения о начале строительства с прилагаемыми к нему документами от технического заказчика (застройщика) является в соответствии с приказом Ростехнадзора от 31 января 2013 года N 38 "Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление федерального государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти" (далее - Административный регламент) и Порядком проведения проверок при осуществлении федерального государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации, утвержденным приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2006 года N 1129 (далее - приказ Ростехнадзора от 26 декабря 2006 года N 1129) основанием для разработки должностным лицом Ростехнадзора программы проверки с целью начала осуществления федерального государственного строительного надзора на объекте капитального строительства электроэнергетики.
7. Федеральный государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок на основании согласованной с техническим заказчиком (застройщиком) программы проверок.
Для целей первичной проверки строящегося объекта капитального строительства электроэнергетики должностными лицами Ростехнадзора в установленный законодательными актами срок составляется программа проверки объекта технического заказчика (застройщика). При первичной проверке в соответствии с положениями ГрК РФ, Административным регламентом, приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2006 года N 1129 проверяется наличие разрешения на строительство, проектной документации, в том числе проекта организации строительства, рабочей документации, документации по подготовке земельного участка, сетевого графика.
8. По результатам проверки составляются акт проверки и записи материалов проверки, которые включаются в дело государственного строительного надзора строящегося объекта капитального строительства электроэнергетики. Акт проверки и выданное на его основании предписание техническому заказчику (застройщику) оформляются в соответствии с порядком и процедурой, установленными приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2006 года N 1129 и Административным регламентом.
9. Рекомендуется должностным лицам Ростехнадзора при осуществлении федерального государственного строительного надзора на различных объектах капитального строительства электроэнергетики, в том числе при разработке программы проверок Ростехнадзора, учитывать тип и назначение объектов, виды и объёмы строительно-монтажных работ, планы ввода законченных строительством очередей объектов, другие особенности строительства, реконструкции и дальнейшей эксплуатации объектов, чтобы исключить формализованный подход, заключающийся в выборочном контроле отдельных вопросов безопасности строящегося объекта и несогласованности времени проверок и времени производства важных для безопасности строительно-монтажных работ (далее - СМР).
10. Программу проверок федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства электроэнергетики рекомендуется разрабатывать на основании проектной документации, данных проекта организации строительства (далее - ПОС), проекта производства работ (далее - ППР) с учетом текущего состояния строящегося, реконструируемого объекта и достигнутого результата строительства, реконструкции к моменту проверки. Рекомендуется планировать проверки документации строительного контроля технического заказчика (застройщика). Учет результатов проверок документов технического заказчика (застройщика) будет способствовать достижению наиболее полного представления о качестве выполненных скрытых работ, применённых строительных материалах, о соответствии объекта капитального строительства электроэнергетики на контролируемом этапе строительства, реконструкции требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных актов, проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
11. Должностным лицам Ростехнадзора при составлении программы проверки объекта капитального строительства электроэнергетики рекомендуется выбирать для контроля и проверки визуальным методом и по документам строительного контроля застройщика конкретные узлы - места контроля (технические устройства, сечения конструкций, заделки и врезки элементов и т.п.), важные для обеспечения качества конструкций и компонентов, надежности и безопасности объекта, для оценки их соответствия требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
12. Перечни сведений, которые вносятся в дело государственного строительного надзора строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства электроэнергетики, оформляются по формам согласно приложениям к приказу Ростехнадзора от 26 декабря 2006 года N 1130 "Об утверждении и введении в действие Порядка формирования и ведения дел при осуществлении государственного строительного надзора". В целях обеспечения эффективности надзорной деятельности при осуществлении федерального государственного строительного надзора на объектах капитального строительства электроэнергетики рекомендуется включать в дело дополнительные материалы, характеризующие особенности строящихся, реконструируемых объектов капитального строительства электроэнергетики.
13. В дело государственного строительного надзора строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства электроэнергетики рекомендуется включать записи и информацию об объекте проверки, выявленных и зафиксированных отступлениях, подписанных актах и выданных предписаниях, выполненных работах должностными лицами Ростехнадзора при проверке. Эти записи рекомендуется удостоверять личными подписями проверяющих, включая записи и информацию привлеченных к проверке специалистов. Зафиксированные в деле государственного строительного надзора строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства электроэнергетики сведения о результатах осуществления федерального государственного строительного надзора на объекте капитального строительства электроэнергетики рекомендуется рассматривать в качестве базовой информации для организации и проведения последующих проверок Ростехнадзора на объекте капитального строительства электроэнергетики, а также подготовки обоснованного заключения о соответствии. Такой подход к сбору и оформлению информации, важной для оценок соответствия объекта капитального строительства электроэнергетики, позволит обеспечить учет и преемственность ранее сделанных выводов, оценок и заключений.
14. Если в процессе строительства застройщиком (техническим заказчиком) при выполнении СМР изменяются технологии выполнения работ, устанавливается оборудование, применяются материалы, отличающиеся от предусмотренных проектной документацией, то рекомендуется у застройщика запрашивать документы, подтверждающие внесение изменений в проектную документацию.
15. При проведении федерального государственного строительного надзора рекомендуется проверять:
наличие свидетельств о допуске на право выполнения СМР и пусконаладочных работ (далее - ПНР) на виды работ, которые могут оказать влияние на безопасность строящегося объекта капитального строительства, выданного лицам, осуществляющим строительство, саморегулируемыми организациями (согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 5 июля 2011 года N 356 "Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства");
достаточность квалификации работников, выполняющих эти работы;
наличие у застройщика системы обеспечения качества и программ обеспечения качества;
достаточность организационных и управленческих мероприятий по организации работ.
Рекомендуется оценивать качество СМР и ПНР в процессе их выполнения, а также соответствие конечной продукции в виде конструкций, сооружений и прочих компонентов, отдельных блоков (фундаментов) строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства электроэнергетики требованиям проектной документации.
16. В соответствии с пунктом 10 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года N 54, при осуществлении федерального государственного строительного надзора проверяется соответствие выполняемых работ, применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства и результатов таких работ требованиям технических регламентов, норм и правил, иных нормативных правовых актов и проектной документации. Оценивается их соответствие:
а) при строительстве - требованиям к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования;
б) при реконструкции - требованиям к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для реконструкции в случае изменения параметров объекта капитального строительства, его частей, а также замены и (или) восстановления несущих строительных конструкций объекта капитального строительства (за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов), а также требованиям к выполнению работ по изменению параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и др.) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Эти виды работ относятся к видам работ, которые могут оказать влияние на надежность и безопасность объектов капитального строительства электроэнергетики. Для различных типов объектов капитального строительства электроэнергетики могут быть отнесены к важным для безопасности также иные виды работ.
17. В соответствии с проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства электроэнергетики рекомендуется составлять перечень федеральных законов, технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и нормативных актов, на соответствие которым будут проводиться проверки федерального государственного строительного надзора при производстве СМР на строящемся, реконструируемом объекте капитального строительства электроэнергетики. В соответствии с пунктом 4_1 Положения о государственном строительном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года N 54, в перечень федеральных законов, технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых документов рекомендуется в случае отсутствия технических регламентов вносить строительные нормы и правила, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, требования пожарной безопасности, требования в области охраны окружающей среды, требования в отношении энергетической эффективности и требования в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, нормы и правила инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, требования промышленной безопасности, требования надежности и безопасности в электроэнергетике, нормы и правила безопасности гидротехнических сооружений, иные правила безопасности и государственные стандарты. В приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям приводится перечень нормативных актов, нормативно-методических документов, относящихся к области производства основных видов СМР на объектах капитального строительства электроэнергетики, рекомендуемых к использованию при проведении оценок соответствия.
18. При осуществлении федерального государственного строительного надзора рекомендуется оценивать влияние изменений требований норм и правил (действующие требования норм и правил на момент строительства относительно действующих норм и правил в момент проектирования) на изменения характеристик надежности и безопасности конструкций и сооружений. Рекомендуется оценивать, соответствует ли на этапе строительства (реконструкции) строящийся (реконструируемый) объект современным актуализированным нормам и требованиям, и может ли несоответствие им оказать влияние на безопасность.
19. При проведении федерального государственного строительного надзора рекомендуется проверять на строящемся, реконструируемом объекте капитального строительства электроэнергетики соблюдение общих требований безопасности к организации и производству работ по строительству, монтажу электрооборудования и электрических сетей, по выполнению ПНР, испытаниям и комплексному опробованию работоспособности, оценке надежности и безопасности оборудования, осуществлять проверку деятельности по обеспечению техники безопасности работников и охране труда, в том числе проверку наличия свидетельств о допусках к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства электроэнергетики.
20. В целях эффективности проведения проверки должностным лицам Ростехнадзора рекомендуется осуществлять следующие действия:
20.1. Рассматривать до начала проверки представленные застройщиком (техническим заказчиком) проектную документацию, иные документы, связанные с выполнением СМР и ПНР, в отношении строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, а также заблаговременно формировать сведения о предусмотренных проектом для применения строительных материалах (изделиях).
20.2. Проводить визуальный осмотр выполненных работ, в том числе проверять записи и сертификаты о примененных строительных материалах (изделиях).
20.3. Оформлять результаты проведенной проверки с указанием видов выполненных застройщиком (техническим заказчиком) работ.
21. Рекомендуется проводить при проведении проверки визуальный осмотр строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства электроэнергетики в части, касающейся вопроса проверки. При этом посредством визуального осмотра рекомендуется проверять:
соблюдение проектной документации применительно к выполненным (выполняемым) работам;
устранение нарушений (недостатков) применительно к выполненным работам, выявленных ранее при проведении строительного контроля технического заказчика (застройщика) и осуществлении федерального государственного строительного надзора;
соблюдение запрета приступать к выполнению работ до составления акта об устранении нарушений (недостатков), выявленных при проведении строительного контроля технического заказчика (застройщика) и осуществлении федерального государственного строительного надзора.
22. Должностным лицам Ростехнадзора на объектах капитального строительства электроэнергетики рекомендуется проверять относящуюся к проверяемому вопросу документацию, оформляемую в ходе СМР при строительстве (реконструкции) объекта электроэнергетики. К таким документам относятся:
общий и (или) специальный журналы учета выполнения работ;
комплект рабочих чертежей на строительство предъявляемого к приемке объекта с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или внесенным в них изменениям, сделанным лицами, ответственными за производство СМР (указанный комплект рабочих чертежей является исполнительной документацией);