ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ

от 15 июля 2015 года N 276

Об утверждении Методических рекомендаций по составу и содержанию информации, обосновывающей выдачу заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства электроэнергетики требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства электроэнергетики приборами учёта используемых энергетических ресурсов



В целях совершенствования и повышения эффективности осуществления федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов электроэнергетики и в соответствии с пунктом 5.3.15 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401,

приказываю:

Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по составу и содержанию информации, обосновывающей выдачу заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства электроэнергетики требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащённости объекта капитального строительства электроэнергетики приборами учёта используемых энергетических ресурсов.

Руководитель
А.В.Алёшин

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 15 июля 2015 года N 276

     
Методические рекомендации по составу и содержанию информации, обосновывающей выдачу заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства электроэнергетики требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства электроэнергетики приборами учёта используемых энергетических ресурсов

I. Общие положения

1. Методические рекомендации по составу и содержанию информации, обосновывающей выдачу заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства электроэнергетики требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства электроэнергетики приборами учёта используемых энергетических ресурсов (далее - Методические рекомендации), разработаны в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением" (ТР ТС 032/2013), утвержденным Решением Совета Европейской экономической комиссии от 2 июля 2013 года N 41, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 года N 1108 "О федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений", приказом Ростехнадзора от 31 января 2013 года N 38 "Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти" (далее - Административный регламент).

2. Методические рекомендации содержат рекомендации по подготовке, составу и содержанию информации, обосновывающей выдачу заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства электроэнергетики требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства электроэнергетики приборами учёта используемых энергетических ресурсов (далее - заключение о соответствии), которое составляется в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) для построенного, реконструированного объекта капитального строительства электроэнергетики Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, уполномоченной выполнять функции органа федерального государственного строительного надзора в Российской Федерации в соответствии с ГрК РФ и пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации".

3. Методические рекомендации предназначены для должностных лиц Ростехнадзора в целях научно-методического обеспечения их деятельности по осуществлению федерального государственного строительного надзора в Российской Федерации.

4. В целях применения настоящих Методических рекомендаций используются термины и определения, которые приведены в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

II. Рекомендации по сбору информации, обосновывающей выдачу заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства электроэнергетики

5. Федеральный государственный строительный надзор на объектах капитального строительства электроэнергетики осуществляется методом проверок. Время проведения и содержание проверок на конкретном строящемся, реконструируемом объекте капитального строительства электроэнергетики определяются территориальным органом Ростехнадзора, в компетенцию которого по территориальному признаку или по соответствующим распорядительным документам Ростехнадзора входит осуществление федерального государственного строительного надзора на этом объекте.

6. В процессе выполнения проверок должностными лицами Ростехнадзора собирается и разрабатывается документация, которая отражает результаты осуществления федерального государственного строительного надзора, в том числе содержит промежуточные оценки соответствия технологий и результатов выполнения строительно-монтажных работ (далее - СМР) на строящихся, реконструируемых объектах капитального строительства электроэнергетики. Совокупность документов о строящемся, реконструируемом объекте капитального строительства составляет основу информации об этом объекте, которую рекомендуется использовать при подготовке территориальным органом Ростехнадзора заключения о соответствии.

7. Информация о строящемся, реконструируемом объекте капитального строительства электроэнергетики собирается должностными лицами Ростехнадзора до начала подготовки программы проверок.

8. Для обеспечения качества и обоснованности заключения о соответствии должностным лицам Ростехнадзора, осуществляющим федеральный государственный строительный надзор, рекомендуется записывать и обобщать результаты надзорной деятельности, фиксировать информацию о выявленных дефектах, несоответствиях строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства электроэнергетики приборами учёта используемых энергетических ресурсов (далее - несоответствия) в составе дела государственного строительного надзора строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства электроэнергетики, форма которого установлена приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2006 года N 1130 "Об утверждении и введении в действие Порядка формирования и ведения дел при осуществлении государственного строительного надзора".

9. В рамках осуществления федерального государственного строительного надзора решаются следующие задачи:

изучение проектной документации;

формулирование вопросов для проверок объекта и определение методов проверок;

подбор специалистов для проверок;

анализ документов технического заказчика (застройщика), относящихся к вопросу проверки;

проведение визуальных осмотров объекта капитального строительства технического заказчика (застройщика);

оценки соответствия, изучение и оценка принимаемых техническим заказчиком (застройщиком) мер в случае установления несоответствий строящегося, реконструируемого объекта проектной документации;

оценки обоснований приемлемости вносимых техническим заказчиком (застройщиком) изменений в конструкции, изменений по применяемым строительным материалам;

другие работы, которые могут выполняться за рамками выездных проверок, время которых ограничено нормативными правовыми актами;

составление заключения о соответствии.

10. При осуществлении федерального государственного строительного надзора рекомендуется включать в список запрашиваемой информации документацию, содержащую результаты проверок, выполняемых организациями, осуществляющими авторский надзор проектировщика и строительный контроль технического заказчика (застройщика). Эта информация полно характеризует деятельность технического заказчика (застройщика), авторского надзора проектировщика в отношении обеспечения качества и оценок соответствия СМР, пусконаладочных работ (далее - ПНР), строительных материалов, конечной продукции строительства (фундаментов, других элементов зданий, сооружений, конструкций) проектной документации, требованиям технических регламентов, норм и правил.

11. При осуществлении федерального государственного строительного надзора на объектах электроэнергетики рекомендуется устанавливать наличие несоответствий, фиксировать несоответствия, устанавливать причины, обусловившие несоответствия, и обеспечивать проведение анализа их важности для безопасности построенного, реконструированного объекта капитального строительства электроэнергетики. Это могут быть различные несоответствия, например несоответствия применённых технологий, строительных материалов, размеров и характеристик конструкций (откосов, ширины гребня, других элементов), непроектных осадок и кренов.

На крупных технически сложных и уникальных объектах при строительстве, как правило, возникают несоответствия проекту по различным причинам. Но при этом они могут быть приемлемыми, если обеспечивают положительное влияние на безопасность строящегося объекта капитального строительства электроэнергетики (более высокое качество применённого строительного материала), или они могут иметь негативное влияние на безопасность. Необходимо определить, какие из выявленных несоответствий могут оказать негативное влияние на безопасность.

12. Выявленные несоответствия (непосредственно при проведении визуального осмотра, проверки документов технического заказчика (застройщика), строительного надзора застройщика, авторского надзора проектировщика) рекомендуется включать в перечень несоответствий требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства электроэнергетики приборами учёта используемых энергетических ресурсов.

12.1. В акте проверки Ростехнадзора необходимо фиксировать несоответствия, а в предписаниях записывать требования по устранению или выполнению оценок влияния несоответствий на безопасность объекта капитального строительства.

12.2. Могут быть рекомендованы техническому заказчику (застройщику) для получения им доказательств отсутствия негативного влияния несоответствий на безопасность строящегося (реконструируемого) объекта электроэнергетики проведение расчетных или расчетно-экспериментальных исследований параметров и характеристик сооружения, обследования, экспертизы, проведение лабораторных и иных испытаний образцов, кернов, взятых из монолитных сооружений, строительных и других изделий.

12.3. Должностным лицам Ростехнадзора рекомендуется принимать во внимание значительные сроки строительства объектов капитального строительства электроэнергетики и изменяющиеся внешние условия производства СМР, что может создать условия для некоторых несоответствий проекту, аргументацию технического заказчика (застройщика) о допустимости допущенных несоответствий от проектной документации, если они не снижают безопасность объекта капитального строительства электроэнергетики.

12.4. Основанием для принятия решений о приемлемости несоответствия и об отсутствии его влияния на безопасность являются:

положительная оценка аргументации технического заказчика (застройщика) должностным лицом Ростехнадзора (о чём делается запись в акте проверки);

положительная оценка аргументации технического заказчика (застройщика) квалифицированными экспертами (о чём свидетельствуют заключения, подписанные экспертами);

результаты проведённых независимо от технического заказчика (застройщика) по поручению Ростехнадзора исследований, испытаний, экспертиз (о чём свидетельствуют отчетные документы, утверждённые экспертной организацией, выполнившей эти работы);

наличие у технического заказчика (застройщика) исполнительной документации, в которой зафиксированы допущенные приемлемые несоответствия;

выполненные техническим заказчиком (застройщиком) корректирующие мероприятия, направленные на устранение несоответствия или предупреждение его негативного влияния на безопасность.

13. В случаях, когда несоответствие (несоответствия) не может быть устранено (не могут быть устранены) техническим заказчиком (застройщиком), или технический заказчик (застройщик) не согласен с мнением, что выявленное несоответствие влияет на безопасность объекта капитального строительства электроэнергетики, рекомендуется должностному лицу Ростехнадзора с привлечением экспертов выполнить оценку влияния несоответствия на безопасность эксплуатации объекта. Результаты этого анализа станут основанием для:

вывода о влиянии (невлиянии) несоответствия на безопасность объекта;

принятия решения о возможности разрешить техническому заказчику (застройщику) продолжать СМР или ПНР;

принятия решения об остановке СМР или ПНР до устранения несоответствия проектной документации;

вывода о необходимости внесения изменений в проектную документацию;

вывода о необходимости проведения государственной экспертизы изменений в проектную документацию;

принятия иных регулирующих мер в процессе строительства;

подготовки обоснованного положительного (отрицательного) заключения о соответствии.

Результаты проведенных исследований (экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний) рекомендуется оформлять в виде заключения об экспертизе (отчета), в котором необходимо приводить подробное описание проведенного исследования, результаты обследования, лабораторного и иного испытания, объема, состава и характера проведенной экспертизы и сделанные в результате выполнения этих работ выводы. К указанному отчету прилагаются копии документов, составленные экспертами и исследователями в процессе проведения экспертизы, копии документов с результатами обследования, лабораторных и иных испытаний. Также рекомендуется включать в отчет копии документов (при их наличии), содержащих результаты выполненных исследований, обоснований, экспертиз техническим заказчиком (застройщиком) по обоснованию допустимости этого же отступления. Эти материалы включаются в состав надзорного дела государственного строительного надзора строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства электроэнергетики.

14. В соответствии с ГрК РФ при проведении федерального государственного строительного надзора на объектах капитального строительства электроэнергетики (гидротехнические сооружения первого и второго классов, тепловые электростанции мощностью 150 МВт и выше, линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 кВ и более) необходимо проводить специальные виды надзора по вопросам пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны окружающей среды, энергетической эффективности и оснащенности объекта капитального строительства приборами учёта используемых энергетических ресурсов.

15. Федеральный государственный пожарный надзор при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства электроэнергетики осуществляется в соответствии с положениями ГрК РФ, Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", других законодательных актов Российской Федерации в области пожарной безопасности, а также нормативными документами Государственной противопожарной службы в части установления порядка участия органа государственного пожарного надзора Российской Федерации в работе комиссий по приёмке в эксплуатацию законченных строительством объектов.

15.1. При осуществлении федерального государственного пожарного надзора на строящемся, реконструируемом объекте капитального строительства электроэнергетики визуальным обследованиям подлежат размещаемые на объекте опасные производственные объекты, относящиеся к таким в соответствии с классификацией Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пожарная техника, устройства взрывопожарных защит на энергетических установках.

15.2. В приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям приводится Перечень нормативных правовых актов в области пожарной безопасности на объектах капитального строительства электроэнергетики, рекомендуемых к использованию при проведении оценок соответствия требованиям пожарной безопасности при осуществлении федерального государственного пожарного надзора в рамках федерального государственного строительного надзора на строящемся, реконструируемом объекте капитального строительства электроэнергетики.

15.3. При проведении федерального государственного строительного надзора, а также при подготовке заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства электроэнергетики учитываются материалы проверки федерального государственного пожарного надзора, результаты его работы с выявленными несоответствиями в заключении о соответствии.

16. Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор при осуществлении строительства (реконструкции) объекта капитального строительства электроэнергетики выполняется в рамках федерального государственного строительного надзора в соответствии с требованиями ГрК РФ. Проводятся оценки соответствия требованиям Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в части оценки и предупреждения негативного воздействия на среду обитания человека при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства электроэнергетики.

16.1. При выполнении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства электроэнергетики проводятся оценки соответствия выполняемых работ, применяемых материалов, изделий и конструкций, технологического, инженерного оборудования проектной документации и требованиям технических регламентов, санитарных норм и правил, гигиенических нормативов, санитарных правил, иных нормативных правовых актов, рекомендуемых к использованию при проведении оценок соответствия, перечень которых приводится в приложении N 3 к настоящим Методическим рекомендациям.

16.2. При проведении федерального государственного строительного надзора, а также при подготовке заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства электроэнергетики учитываются материалы проверки федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, результаты его работы с выявленными несоответствиями в заключении о соответствии.

17. Федеральный государственный экологический надзор при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства электроэнергетики выполняется в рамках федерального государственного строительного надзора в соответствии с ГрК РФ. Проводятся оценки соответствия требованиям Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также международных договоров Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»