ПИСЬМО
от 31 мая 2016 года N АС-03-03-36/10394
О согласовании территориальных схем
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования направляет для руководства в работе рекомендации по порядку согласования территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - Территориальная схема).
Территориальные органы Росприроднадзора в 14-дневный срок с момента поступления Территориальных схем от уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации рассматривают поступившие материалы по существу и направляют в центральный аппарат Росприроднадзора мотивированные предложения о согласовании либо об отказе в согласовании, а также следующую информацию:
1. копию Территориальной схемы;
2. мотивированное и обоснованное заключение территориального органа по Территориальной схеме.
Росприроднадзор в 14-дневный срок с даты регистрации информации по предлагаемой к согласованию Территориальной схеме, поступившей из территориального органа Росприроднадзора:
рассматривает указанную информацию;
принимает решение по вопросу согласования Территориальной схемы;
подготавливает и направляет в территориальный орган Росприроднадзора информацию о согласовании Территориальной схемы для направления мотивированного решения в адрес заявителя (уполномоченного органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Поручаю территориальным органам Росприроднадзора довести данные рекомендации до уполномоченных органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
А.Г.Сидоров
Рекомендации по порядку согласования территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами
В соответствии с пунктом 5.5(9-2) Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, Росприроднадзор согласовывает через свои территориальные органы территориальные схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - Территориальная схема).
Касательно требований и содержания данных, представляемых в Территориальных схемах, Росприроднадзор поясняет следующее.
Разработка Территориальных схем должна быть основана на комплексном подходе к процессу сбора и утилизации всех видов отходов и необходимости максимального вовлечения отходов в хозяйственный оборот.
Основные приоритеты государственной политики в сфере обращения с отходами на федеральном и региональном уровнях определены Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, закреплены следующими нормативными правовыми актами:
Основами государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года (утверждены Президентом Российской Федерации от 30.04.2012 N Пр-1102);
Поручениями Президента Российской Федерации от 29.03.2011 N Пр-781 и от 10.08.2012 N Пр-2138;
Государственной программой Российской Федерации "Охрана окружающей среды на 2012 - 2020 годы" (Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 326);
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р);
Кроме того, необходимо принимать во внимание комплексную Стратегию обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации (приказ Минприроды России от 14.08.2013 N 298).
При утверждении Территориальных схем, должны учитываться развитие и создание инфраструктуры по обращению с отходами, соответствующей объёму образования отходов, а также региональные экономико-географические и рекреационные особенности, а также существующая транспортная инфраструктура.
Территориальная схема должна представлять эффективную, комплексную систему по обращению с отходами в рамках эксплуатации и строительства межмуниципальных объектов, учитывающих потребности отдельных муниципальных образований и региона в целом, а также учитывать возможность создания межрегиональной кооперации объектов, ориентированных на потребности сразу нескольких субъектов Российской Федерации.
При разработке Территориальных схем должен учитываться приоритет переработки отходов над их захоронением, а также поэтапный запрет на захоронение отходов, не прошедших сортировку, механическую и химическую обработку, а также отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья.
Согласно ч.8 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), которая вступает в силу с 1 января 2017 года, захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Территориальная схема должна быть нацелена на приоритет развития и эксплуатации инфраструктуры, направлена на максимальное вовлечение отходов в хозяйственный оборот, в том числе с учётом установленных целевых показателей Государственной программой Российской Федерации "Охрана окружающей среды на 2012 - 2020 годы" (Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 326).
Структура Территориальной схемы должна соответствовать требованиям к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2016 N 197. Допускается наличие иных дополнительных разделов.
Разработанная Территориальная схема в соответствии с п.6 ст.13.3 Закона N 89-ФЗ должна быть опубликована в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте субъекта Российской Федерации для всеобщего и бесплатного доступа.
Также Территориальную схему необходимо разместить в формате открытых данных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 N 583 "Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных".
При рассмотрении Территориальной схемы необходимо учитывать следующее:
1. Раздел "Нахождение источников образования отходов" должен содержать (в том числе в виде электронных машинописных таблиц) перечень источников образования отходов отдельно в отношении образователей твердых коммунальных отходов и других видов отходов, включая отходы производства.
В качестве источников образования отходов перечисляются многоквартирные дома; садовые, дачные и огороднические партнерства, коттеджные поселки, группы жилых домов; здания (помещения) в которых образуются отходы, идентичные по составу твердым коммунальным отходам, в том числе в разбивке по образователям отходов, в отношении которых предполагается устанавливать отдельные нормативы накопления твердых коммунальных отходов. В качестве источников образования отходов могут не указываться помещения, владельцы которых (в т.ч. арендаторы) не заключили договоры на услуги в сфере обращения с отходами, поскольку такие договоры заключаются владельцами зданий, в которых расположены такие помещения.
В отношении источников образования отходов указываются наименование источника и адрес фактического местонахождения источника образования отходов, который позволяет однозначно установить муниципальное образование (муниципальный район, городской округ, городское или сельское поселение с указанием кода ОКТМО), в котором расположен источник.
Основанием для отказа в согласовании территориальной схемы является неполнота указанных сведений в разрезе муниципальных образований (отсутствие или неполнота перечня источников образования отходов и невозможность определить муниципальное образование, в котором они находятся по значительной доле источников образования отходов).
2. Раздел "Количество образующихся отходов" должен содержать сведения (в том числе в виде электронных машинописных таблиц) о количестве ежегодно образующихся отходов по каждому источнику, полученные на основе информации, предоставленной юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, на которых возложена обязанность в соответствии с действующим законодательством представлять соответствующие сведения в уполномоченные органы, либо расчетным способом.
Количественные показатели указываются в тоннах.
Раздел должен содержать данные о ежегодном образовании отходов, систематизированные по видам отходов согласно федеральному классификационному каталогу отходов (действующему на момент представления респондентами статистической и иной отчётной информации) и их классам опасности от I до V.
Сведения об источниках образования отходов содержат следующую информацию:
а) наименования источников образования отходов;
б) сведения о почтовом адресе и (или) географических координатах источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации).
Основанием для отказа в согласовании территориальной схемы является неполнота или отсутствие указанных сведений.
3. Раздел "Целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов" должен содержать сведения:
о доле утилизированных (использованных), обезвреженных отходов в общем объеме отходов, образовавшихся в процессе производства и потребления (процентов), суммарно и с разбивкой по видам и классам опасности отходов;
о доле отходов, направляемых на захоронение, в общем объеме отходов, образовавшихся в процессе производства и потребления, суммарно и по классам опасности отходов;
о целевых показателях, утверждение которых предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 N 424 "Об утверждении порядка разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе порядка определения плановых и фактических значений показателей эффективности объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов".
Прогнозные значения целевых показателей должны быть установлены на весь срок действия территориальной схемы обращения с отходами с учётом показателей, установленных Государственной программой Российской Федерации "Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы" (Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 года N 326).
Основанием для отказа в согласовании территориальной схемы является несоответствие целевых показателей установленным требованиям, а также отсутствие обоснования установления таких целевых показателей.
4. Раздел "Места накопления отходов" должен содержать данные по каждому из мест накопления отходов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации с отображением их на карте и в привязке к адресу источника образования отходов (в форме электронной таблицы).
Кроме того, в данный раздел целесообразно включить информацию о выявленных местах несанкционированного размещения отходов и (или) выведенных из эксплуатации, в том числе законсервированных, объектов размещения отходов (с указанием объёма и видов накопленных отходов), ответственных лицах за их ликвидацию и рекультивацию, а также порядке и сроках реализации таких работ.
Основанием для отказа в согласовании территориальной схемы является неполнота или отсутствие указанных сведений.
5. Раздел "Объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов" должен содержать в табличной форме следующую информацию, с учётом сведений территориального органа Росприроднадзора о лицензиатах, имеющих действующие лицензии в сфере обращения с отходами:
наименование объектов;
почтовый адрес (фактический адрес) и (или) географические координаты объектов;
характеристику объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, включая мощность (проектную и остаточную мощность) объекта;
наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы (в установленных законодательством случаях);
данные о ежегодном количестве и видах принимаемых отходов;
оценку соответствия объекта требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Основанием для отказа в согласовании территориальной схемы является неполнота перечня объектов по утилизации, обработке, обезвреживанию и размещению отходов и отсутствие информации, позволяющей оценить возможность дальнейшего использования таких объектов.
Объекты по утилизации, обработке, обезвреживанию и размещению отходов должны соответствовать требованиям природоохранного законодательства с учётом установленных ограничений и запретов, в том числе предусмотренных ст.12 Закона N 89-ФЗ, Водного Кодекса Российской Федерации.
Раздел может содержать предлагаемые варианты развития инфраструктуры, которые определяются региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, но при условии обязательного исполнения требований, установленных частей 7.1-7.2 ст.11 Федерального закона от 23.11.95 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
В данном разделе целесообразно для сокращения вовлекаемых земельных ресурсов под размещение отходов рассмотреть возможность приведения в соответствии с нормами действующего природоохранного законодательства существующих (в том числе фактически эксплуатируемых) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации объектов размещения отходов, не включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, и сроках их дальнейшей эксплуатации. Меры по приведению несанкционированных объектов размещения отходов могут предусматривать реконструкцию с последующей дозагрузкой объекта и его рекультивацией после окончания эксплуатации, а также иные действия, направленные на приведение объектов размещения отходов в соответствие со ст.12 Закона N 89-ФЗ и иным нормам природоохранного законодательства.
6. Раздел "Баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов" должен содержать количественные показатели движения отходов на территории субъекта Российской Федерации и информацию о перемещаемых отходах между субъектами Российской Федерации. Баланс должен быть определен на каждый год действия Территориальной схемы и соответствовать характеристикам (мощности) объектов по обращению с отходами.
7. Раздел "Схема потоков отходов" должен содержать в графическом формате информацию о зоне деятельности существующих и планируемых объектов обращения с отходами (территории, с которой отходы поступают на указанный объект обращения с отходами) по состоянию на текущий момент и на срок действия схемы. Количество отходов, поступающих с соответствующих зон, должно соответствовать мощностям объектов по обращению с отходами и балансу количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.
8. В случае отсутствия электронной модели Территориальной схемы в виде специального программного обеспечения необходимо предоставление указанной информации в табличном машинописном виде, в том числе в формате открытых данных, для публичного бесплатного доступа на официальном сайте в сети "Интернет" органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
9. Целесообразно предусмотреть в утверждаемой территориальной схеме обращения с отходами основания и порядок пересмотра с целью внесения изменений.
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
рассылка