Действующий

Об утверждении Стратегии инновационного развития Свердловской области на период до 2020 года

Приложение N 7
к Стратегии
инновационного развития
Свердловской области
на период до 2020 года

Оценка развития человеческого капитала на территории Свердловской области



Одним из важнейших факторов, определяющих потенциал инновационного развития регионов, является качество человеческого капитала. Понимание структуры трудовых ресурсов по уровню образования, возрастным группам, территории пространственного распределения внутри региона и перспектив ее изменения позволит выстроить грамотную систему управления инновационными процессами Свердловской области, учитывающей основные диспропорции рынка труда, демографические характеристики и миграционные процессы.

По результатам анализа структуры распределения трудовых ресурсов в долгосрочной перспективе наблюдается общая тенденция снижения численности населения в трудоспособном возрасте (рисунок 4), исходя из сложившейся половозрастной структуры населения Свердловской области. Аналогичный тренд характерен для абсолютного большинства муниципалитетов.

Рис. 4*. Динамика населения Свердловской области, тыс.человек

________________

* Рисунок 4 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


При этом расчет динамики населения Свердловской области проводился для нескольких условий:

1) изменение количества проживающих в трудоспособном возрасте без учета смертности и других влияющих факторов. Выяснилось, что исходя из существующей половозрастной структуры населения, к 2020 году население в трудоспособном возрасте уменьшится от уровня 2010 года на 9,36 процента, или примерно 255 тыс. человек;

2) изменение динамики населения в трудоспособном возрасте с учетом фактора смертности: со стабильным уровнем смертности (значения 2010 года - 6,8 человек на тысячу человек) и снижающимся уровнем смертности, исходя из прогнозов Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года (5,5 человек на тысячу человек к 2015 году и 4,5 человек на тысячу человек к 2020 году);

3) изменение динамики населения с учетом миграционных процессов: без учета смертности и с учетом оптимистичного показателя, задаваемого Стратегией социально-экономического развития Свердловской области до 2020 года (4,5 человек на тысячу человек).

График демонстрирует сохранение тенденции к снижению трудоспособного населения Свердловской области в перспективе до 2020 года с небольшими отклонениями для различных просчитанных ситуаций (рисунок 5).

За базовый сценарий в работе принимается изменение численности населения в трудоспособном возрасте с учетом внутрироссийской миграции и фактора смертности в 4,5 человек на тысячу трудоспособного населения.

Если рассчитывать динамику занятого в экономике населения исходя из спрогнозированного выше сценария, к 2015 году численность занятых в экономике региона составит 2072 тыс. человек, к 2020 году - 1974 тыс.человек.

Между тем Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года предполагает три сценария развития к 2020 году:

1) стабилизационно-инерционный, по которому численность занятого в экономике населения к 2015 году составит 2013 тыс. человек, к 2020 году - 1801 тыс. человек;

2) индустриально-модернизационный - 2110 и 2121 тыс.человек соответственно;

3) инновационно-оптимистичный - 2127 и 2157 тыс.человек соответственно.

Рис. 5*. Динамика численности населения в экономике Свердловской области, тыс.человек

________________

* Рисунок 5 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.     


Таким образом, за счет собственного населения Свердловской области и регионов России при сохранении структуры занятости к 2020 году выйти на показатели, заложенные в индустриально-модернизационном и инновационно-оптимистичном сценариях Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года, не удается. В качестве источника увеличения численности занятого населения можно рассматривать внешнюю миграцию. Однако следует иметь в виду ограничения, полученные эмпирическим путем: при доле иностранных работников на рынке труда Свердловской области, превышающей 7-8 процентов, социальная обстановка становится нестабильной, возможны социальные конфликты на этнической и национальной почве. В этом случае особо важную роль должны играть социальные программы культурной адаптации и развития толерантности.

Общая динамика снижения численности населения в трудоспособном возрасте, следующая из сложившейся половозрастной структуры населения Свердловской области, характерна для абсолютного большинства муниципалитетов региона. Но разнонаправленность векторов развития для отдельных муниципалитетов с точки зрения распределения трудовых ресурсов в период до 2020 года будет только усиливаться.

Рис. 6*. Характерные типы муниципалитетов Свердловской области

________________

* Рисунок 6 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.     


Особенности распределения трудовых ресурсов Свердловской области в разрезе муниципальных образований можно оценить по данным о нынешних учащихся общеобразовательных школ со второго по десятый класс: именно они составляют тот запас человеческого капитала, который будет поступать на рынок труда Свердловской области в перспективе до 2020 года. Исходя из этого анализа, можно сформировать четыре характерные группы муниципалитетов, имеющих принципиально различные векторы долгосрочного развития.

Зоны-доноры будут выступать в качестве доноров трудовых ресурсов для более привлекательных населенных пунктов Свердловской области, так как потенциал восполнения населения в них есть, а потенциала обеспечения его рабочими местами нет. Как правило, это небольшие муниципальные образования, не имеющие сильного якорного работодателя, уровень развития реального сектора экономики в них ниже среднего по области. Можно предположить, что для обеспечения будущих выпускников рабочими местами требуемых количества и качества этот уровень недостаточен. Таким образом, собственный экономический комплекс таких муниципалитетов в долгосрочной перспективе продолжит деградировать.